Результаты II этапа апробации: оценка школьных навыков у 186 здоровых детей 7—8 лет
Вид нарушений | Всего | детей | |
Число | % | ||
Дислексия | |||
Дисграфия | |||
Дискалькулия | |||
В том числе: | |||
дислексия + | дисграфия 9 | ||
дислексия 4- | дискалькулия 6 | ||
«Кулак — ребро — ладонь». Среди обследованной группы детей использование этих четырех тестов позволило выявить предрасположенность к дислексии в 68% случаев.
Результаты апробации методики на детях с речевой патологией приведены в табл. 30. Детям, страдавшим расстройcтвами
Табл | чип 9О | ||||||
Коэффициенты корреляции между результатами I | и II этапов | ||||||
апробации методики | ^лии 14Ж*шп/ | ||||||
Школьные навыки | |||||||
Чтение | |||||||
№ | Тесты | ||||||
п/п | тех- | ошиб- | пони- | общая | Письмо | Счет | |
ника | ки | мание | оценка | ||||
Рядоговорение | 0,44 | 0,12 | 0,38 | 0,5 | 0,4 | 0,41 | |
Ритмы | 0,28 | 0,21 | 0,35 | 0,42 | 0,24 | 0,2 | |
Тест Озерецкого | 0,34 | 0,05 | 0,4 | 0,36 | 0,36 | 0,21 | |
Повторение цифр | 0,36 | 0,14 | 0,36 | 0,4 | 0,32 | 0,38 | |
5 6 | Рисунок Срисовывание Ориентировка в «право — лево» | 0,33 0,25 0,15 | 0,13 0,1 0,04 | 0,29 0,15 0,18 | 0,32 0,08 0,2 | 0,17 0,14 0,18 | 0,2 0,1 0,27 |
Рассказ по кар- | 0,23 | 0,12 | 0,21 | 0,24 | 0,21 | 0,14 | |
тинкам | |||||||
№ 1 + № 4 | 0,54 | 0,22 | 0,46 | 0,54 | 0,41 | 0,39 | |
№ 1 + № 2 + + № 3 + № 4 | 0,53 | 0,26 | 0,5 | 0,67 | 0,52 | 0,44 | |
устной речи, выполнение тестовых заданий давалось труднее, чем здоровым детям младше их на 1 год. Наибольшие трудности вызывали задания № 4, 5, 7 и 8. При обследовании школьных навыков в конце учебного года у 24 из них (48%) были обнаружены дислексические расстройства. Наиболее высокие корреляции между показателями первого этапа исследования и оценками за чтение были получены для заданий № 1, 3, 4, 7 и 8 (табл. 31). В батарею тестов, обеспечивающую наилучший прогноз будущих успехов в чтении, вошли следующие задания: «Рядоговорение», «Повторение цифр», «Рассказ по серии картинок» и «Ориентировка „право — лево"». Использование данной батареи тестов у детей с речевой патологией позволило выявить предрасположенность к дислексии в 87% случаев.
Таким образом, апробация 8 отобранных заданий показала, что для выявления предрасположенности к дислексии наиболее пригодны №1,2,3,4,7и8, которые и должны составить окончательный вариант МРВД. В таком составе МРВД была апробирована еще на 500 детях. Результаты апробации показали, что прогноз дислексии оправдался
Таблица 30 Результаты I этапа апробации методики
(дети с речевой патологией 7-8,5 лет — 50 человек)
№ п/п | Название тестов | Критерий | Выполнили тест, % |
Рядоговорение | Времена года | ||
Дни недели | |||
Ритмы | Простые | ||
Сложные | |||
Тест Озерецкого | С 1-2-го предъявления | ||
Повторение цифр | Более 5 баллов | ||
Рисунок | Более 20 баллов | ||
Срисовывание | Меньше 5 штрафных | ||
фигур | баллов | ||
Ориентировка в | Простая ориентировка | ||
«право — лево» | Речевая проба Хеда | ||
Рассказ по картинкам | 0 штрафных баллов |
Таблица 31
Коэффициенты корреляции между результатами I и II этапов апробации методики
(дети с речевой патологией 7-8,5 лет — 50 человек)
№ п/п | Название теста Чтение ^че"** | |
Рядоговорение | 0,31 0,15 | |
Ритмы | 0,3 0,3 | |
Тест Озерецкого _ , . _ | 0,08 0.08 | |
Повторение цифр 0,28 0.35 | ||
Рисунок | 0,05 0,08 | |
Срисовывание | 0,01 0,19 | |
Ориентировка в ._х _____ __ _,__ _,__ | «право — лево» 0,55 0.13 | |
Рассказ по картинкам 0,39 0.1 | ||
№ 7 + № 8 | 0,59 0^25 | |
№ 1 + № 4 + № | 7 + № 8 0,6 0,22 |
в 65% случаев. Было выявлено 28 детей с дислексией (6%). Выявленную с помощью МРВД группу риска мы дополнительно обследовали с использованием субтестов АВМ-\У18С, дающих прогноз стойкости дислексии (см. главу 3): «Недостающие детали», «Составление фигур из кубиков» и «Кодирование». У отобранных таким образом детей с пред положительно стойкой дислексией надежность прогноза повысилась до 82%.
Наш опыт и экспериментальные данные позволяют рекомендовать МРВД для использования в ходе предшколь-ной диспансеризации как скринирующую методику. Она достаточно проста в использовании и может применяться широким кругом специалистов, работающих с детьми: невропатологами, психиатрами, педиатрами, дефектологами, воспитателями детских садов и др. Следует помнить, что обследование с помощью МРВД — это лишь первый этап в выявлении патологии. Отобранная группа детей с повышенным риском должна пройти углубленное обследование психиатра, психолога, невропатолога и логопеда. Использование в ходе исследования интеллекта АВМ-^18С позволит не только оценить умственное развитие, но и предсказать ожидаемую стойкость дислексии. В заключение обследования должен быть сформулирован развернутый клинический диагноз и намечен план медикаментозного лечения, психолого-педагогических и логопедических мероприятий, направленных на предупреждение дислексических расстройств. Опыт показывает, что осуществить это легче всего в условиях специальной школы для детей с задержками психического развития или в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Глава 6
ВОПРОСЫ ЛЕЧЕНИЯ, ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПРОФИЛАКТИКИ ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИЙ