Результаты II этапа апробации: оценка школьных навыков у 186 здоровых детей 7—8 лет

Вид нарушений Всего детей
  Число %
Дислексия  
Дисграфия
Дискалькулия
В том числе:    
дислексия + дисграфия 9
дислексия 4- дискалькулия 6
       

«Кулак — ребро — ладонь». Среди обследованной группы де­тей использование этих четырех тестов позволило выявить предрасположенность к дислексии в 68% случаев.

Результаты апробации методики на детях с речевой па­тологией приведены в табл. 30. Детям, страдавшим расстройcтвами

            Табл чип 9О
Коэффициенты корреляции между результатами I и II этапов
апробации методики ^лии 14Ж*шп/
    Школьные навыки
               
    Чтение    
Тесты      
п/п   тех- ошиб- пони- общая Письмо Счет
    ника ки мание оценка    
Рядоговорение 0,44 0,12 0,38 0,5 0,4 0,41
Ритмы 0,28 0,21 0,35 0,42 0,24 0,2
Тест Озерецкого 0,34 0,05 0,4 0,36 0,36 0,21
Повторение цифр 0,36 0,14 0,36 0,4 0,32 0,38
5 6 Рисунок Срисовывание Ориентировка в «право — лево» 0,33 0,25 0,15 0,13 0,1 0,04 0,29 0,15 0,18 0,32 0,08 0,2 0,17 0,14 0,18 0,2 0,1 0,27
Рассказ по кар- 0,23 0,12 0,21 0,24 0,21 0,14
  тинкам            
№ 1 + № 4 0,54 0,22 0,46 0,54 0,41 0,39
№ 1 + № 2 + + № 3 + № 4 0,53 0,26 0,5 0,67 0,52 0,44
               

устной речи, выполнение тестовых заданий дава­лось труднее, чем здоровым детям младше их на 1 год. Наи­большие трудности вызывали задания № 4, 5, 7 и 8. При обследовании школьных навыков в конце учебного года у 24 из них (48%) были обнаружены дислексические расстрой­ства. Наиболее высокие корреляции между показателями первого этапа исследования и оценками за чтение были по­лучены для заданий № 1, 3, 4, 7 и 8 (табл. 31). В батарею тестов, обеспечивающую наилучший прогноз будущих ус­пехов в чтении, вошли следующие задания: «Рядоговоре­ние», «Повторение цифр», «Рассказ по серии картинок» и «Ориентировка „право — лево"». Использование данной ба­тареи тестов у детей с речевой патологией позволило вы­явить предрасположенность к дислексии в 87% случаев.

Таким образом, апробация 8 отобранных заданий пока­зала, что для выявления предрасположенности к дислек­сии наиболее пригодны №1,2,3,4,7и8, которые и долж­ны составить окончательный вариант МРВД. В таком составе МРВД была апробирована еще на 500 детях. Результаты апробации показали, что прогноз дислексии оправдался

Таблица 30 Результаты I этапа апробации методики

(дети с речевой патологией 7-8,5 лет — 50 человек)

№ п/п Название тестов Критерий Выполнили тест, %
Рядоговорение Времена года
    Дни недели
Ритмы Простые
    Сложные
Тест Озерецкого С 1-2-го предъявления
Повторение цифр Более 5 баллов
Рисунок Более 20 баллов
Срисовывание Меньше 5 штрафных
  фигур баллов  
Ориентировка в Простая ориентировка
  «право — лево» Речевая проба Хеда
Рассказ по картин­кам 0 штрафных баллов

Таблица 31

Коэффициенты корреляции между результатами I и II этапов апробации методики

(дети с речевой патологией 7-8,5 лет — 50 человек)

№ п/п Название теста Чтение ^че"**
Рядоговорение 0,31 0,15
Ритмы 0,3 0,3
Тест Озерецкого _ , . _ 0,08 0.08
Повторение цифр 0,28 0.35
Рисунок 0,05 0,08
Срисовывание 0,01 0,19
Ориентировка в ._х _____ __ _,__ _,__ «право — лево» 0,55 0.13
Рассказ по картинкам 0,39 0.1
№ 7 + № 8 0,59 0^25
№ 1 + № 4 + № 7 + № 8 0,6 0,22

в 65% случаев. Было выявлено 28 детей с дислексией (6%). Выявленную с помощью МРВД группу риска мы дополни­тельно обследовали с использованием субтестов АВМ-\У18С, дающих прогноз стойкости дислексии (см. главу 3): «Не­достающие детали», «Составление фигур из кубиков» и «Ко­дирование». У отобранных таким образом детей с пред положительно стойкой дислексией надежность прогноза по­высилась до 82%.

Наш опыт и экспериментальные данные позволяют ре­комендовать МРВД для использования в ходе предшколь-ной диспансеризации как скринирующую методику. Она достаточно проста в использовании и может применяться широким кругом специалистов, работающих с детьми: нев­ропатологами, психиатрами, педиатрами, дефектологами, воспитателями детских садов и др. Следует помнить, что обследование с помощью МРВД — это лишь первый этап в выявлении патологии. Отобранная группа детей с повышен­ным риском должна пройти углубленное обследование пси­хиатра, психолога, невропатолога и логопеда. Использова­ние в ходе исследования интеллекта АВМ-^18С позволит не только оценить умственное развитие, но и предсказать ожидаемую стойкость дислексии. В заключение обследова­ния должен быть сформулирован развернутый клинический диагноз и намечен план медикаментозного лечения, психо­лого-педагогических и логопедических мероприятий, направ­ленных на предупреждение дислексических расстройств. Опыт показывает, что осуществить это легче всего в услови­ях специальной школы для детей с задержками психиче­ского развития или в школе для детей с тяжелыми наруше­ниями речи.

Глава 6

ВОПРОСЫ ЛЕЧЕНИЯ, ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПРОФИЛАКТИКИ ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИЙ

Наши рекомендации