Концепция «задержки психического развития»

Клиническое содержание понятия «задержка психиче­ского развития» отчасти повторяет то, что англоязычные авторы относят к ММД. Подобные состояния более чем у половины неуспевающих учеников являются основной при­чиной трудностей в обучении [Лебединская К. С., 1982].

История изучения задержек психического развития на­чинается с работ Е. Lasegne(1864) и К. Larrain (1871) [цит. по Сухаревой Г. Е., 1965], которые первыми описали клини­ку инфантилизма у детей. Позднее Т. П. Симпсон (1933), сужая данную группу, описала клинику психического ин­фантилизма и отметила, что, кроме незрелости эмоциональ­но-волевой сферы, у таких детей обнаруживается и некото­рое отставание в развитии познавательных способностей (не достигающее степени олигофрении), внимания, памяти, что создает им определенные трудности при обучении в школе. Впоследствии клинические представления о данных состоя­ниях углублялись и уточнялись в работах А. Ф. Мельнико­вой (1936), Г. Е. Сухаревой (1959,1965), И. А. Юрковой (1959, 1971), М. С. Певзнер (1966) и др. Позднее это направление ис­следований плодотворно развивал ось в работах К. С. Лебедин­ской (1982), И. Ф. Марковской (1982) и др.

На протяжении нескольких десятилетий, прошедших по­сле первых описаний, клинические критерии задержек пси­хического развития были в определенной степени пересмот­рены. В 30-50-е годы задержками развития обозначали широкую клиническую группу нарушений психического раз­вития, включая олигофрению [Озерецкий Н. И., 1938], а I для обсуждаемой категории детей использовался термин «психический инфантилизм», служивший, по сути, нозоло­гической категорией [Озерецкий Н. И., 1938; Симпсон Т. П., Модель М. М., Гальперин Л. И., 1935; Юркова И. А., 1959]. С начала 60-х годов в клинический обиход вошел диагноз «задержка темпа психического развития» [Сухарева Г. Е., 1965; Певзнер М. С., 1966], а несколько позже — «времен­ные задержки психического развития» [Власова Т. А., Певз­нер М. С., 1971]. На этом этапе изучения проблемы задерж­ки психического развития расценивали как временное, обратимое состояние, имевшее во всех случаях благоприят­ный прогноз, и на этом основывали отграничение от олигофрении, являющейся стойким состоянием [Кудрявце­ва В. П., 1962; Певзнер М. С., 1966]. Однако уже тогда име­лись наблюдения, свидетельствовавшие о том, что не у всех подобных детей патологическая симптоматика полностью компенсируется [Сухарева Г. Е., 1965; Юркова И. А., 1971]. В связи с этим подобный диагноз ряд исследователей расце­нивают как недостаточно корректный и склонны эту доста­точно разнородную группу подразделять на несколько бо­лее однородных клинических категорий: психический инфантилизм (гармонический, дисгармонический, ослож­ненный и неосложненный), «интеллектуальные расстрой­ства (или пограничная интеллектуальная недостаточность) при длительных астенических состояниях», «интеллекту­альные нарушения при недоразвитии речи» [Сухарева Г. Е., 1965; Ковалев В. В., 1979], «резидуальная церебрастения с западением школьных навыков» [Мнухин С. С., 1968] и т. п. Тем не менее в практической медицине и дефектологии ди­агноз «задержка психического развития» в настоящее вре­мя является наиболее употребимым. В соответствии с со­временными представлениями, к задержкам психического развития относят как случаи замедленного психического раз­вития («задержки темпа психического развития»), так и от­носительно стойкие состояния эмоционально-волевой или интеллектуальной недостаточности, не достигающие степе­ни слабоумия. При подобной более широкой трактовке ди­агноза задержки психического развития имеют благопри­ятный прогноз не более чем в половине [Лебединская К. С., 1982] или даже в одной трети случаев [Лупандин В. М.,1978].

Наряду с наиболее типичными вариантами задержек пси­хического развития, представленными разными вариантами психического инфантилизма, существует клиническая груп­па, отличающаяся фрагментарностью, парциальностыо недо­развития. Подобные состояния были описаны достаточно дав­но [Мнухин С. С., 1934, 1968], но получили обобщенное диагностическое обозначение «специфические задержки пси­хического развития» лишь после введения Международной классификации болезней девятого пересмотра. В1СВ-10 эти рубрики именуются как «специфические нарушения психо­логического развития» и включают наряду с другими «специ­фическое расстройство чтения» и «специфическое расстрой­ство спеллинга» (западный аналог диагноза «дисграфия»).

К этой категории относят состояния, при которых на фоне со­хранных интеллектуальных способностей имеется незрелость или недоразвитие тех или иных предпосылок интеллекта. При этом дети испытывают значительные трудности в про­цессе усвоения чтения или письма.

Наши рекомендации