Лекция 10 Основные течения современной
Западной философии
Критический рационализм
Критический рационализм – результат распада неопозитивистской философии. Его основатель К. Поппер (1902-1994 гг.) в юности участвовал в работе «Венского кружка». Знакомясь с различными популярными научными теориями, он заметил, что некоторые из них согласовываются со всеми фактами и ничего не запрещают. Это навело его на мысль, что опытная проверяемость не может служить критерием научности. В связи с этим он выдвинул тезис о том, что научной является та теория, которая может быть опровергнута (фальсифицирована). Идея фальсификационизма Поппера стала продолжением некоторых взглядов античных философов, а также Декарта и Лейбница.
Исследуя динамику развития науки, Поппер предложил концепцию ее роста, которая выражается следующей формулой:
,
где P – научная проблема, которая требует решения; Т – теория, которая ее объясняет; Е1Е1 – устранение ошибок, которые создают новую проблему и порождают новую теорию, и так до бесконечности.
Следовательно, развитие науки представляет собой рождение и опровержение научных теорий. При этом каждая опровергаемая теория становится почвой для выдвижения новой. Поппер разработал онтологию трех миров, согласно которой реальность включает в себя:
1) мир вещей, физической природы;
2) мир человека, индивидуальной психики;
3) мир идей, научного знания.
Третий мир возникает как результат взаимодействия первого и второго. Способом существования его является язык. Приобретя языковую форму, третий мир существует объективно, независимо от психики людей. Он связан с познанием особого рода, в котором нет познающего субъекта. Идеи Поппера получили свое дальнейшее развитие в трудах американских философов Т. Куна, И. Локатоса, П. Фейерабенда и др. Их учения получили общее название «постпозитивизм». Главным объектом изучения этих философов были проблемы исторического роста научного знания.
Т. Кун (1922-1996) в своей работе «Структура научных революций» (1962 г.) выделил в научной деятельности две фазы: эволюционную и революционную.
Первая отличается тем, что ученые уверены в том, что они хорошо знают и понимают окружающий мир. Эта уверенность объясняется их приверженностью к определенно доказанной, хорошо сформулированной точке зрения на природу мира, которую он называл парадигмой. В определенный период времени число опровергающих устоявшуюся теорию фактов достигает критической отметки и ее обоснованность разрушается. Процесс перехода от одной парадигмы к другой он назвал научной революцией. Формирование новой парадигмы не означает автоматического исчезновения старой. Она существует столько же, сколько живут ее приверженцы.
П. Фейерабенд (р. 1924 г.) сформулировал принцип пролиферации. Его смысл состоит в том, что развитие науки представляет собой процесс постоянного умножения разных конкурирующих друг с другом гипотез. По его мнению, ни одна идея не реализовала полностью себя, поскольку была заменена новой. Теории заменяются другими задолго до того, когда могут показать все свои возможности.
Фейерабенд выступил с резкой критикой тех институтов общества, которые мешают пролиферации, среди которых он особо выделил церковь, государство, политические партии, массовое сознание, крупные капиталы.
Таким образом, критицизм признается сторонниками постпозитивизма высшим идеалом как науки, так и социальной практики.
Структурализм
Структурализм возник в 20-е гг. XX века во Франции. Объектом его изучения является культура, которая рассматривается как совокупность знаковых систем и прежде всего языковых. Элементами культуры помимо языка, выступают наука, искусство, религия, обычаи, мода, реклама и т.д. Один из основателей структурализма К. Леви-Стросс (р. 1908 г.) предложил свою концепцию культурной динамики. По его мнению, развитие общества – это результат «культурных мутаций», то есть смена определенных типов культуры. Исследуя культуру примитивных обществ, Леви-Стросс пришел к выводу, что в любом обществе существуют элементы, которые составляют «универсалии культуры»: собственные имена, спортивные состязания, застольные манеры и т.д. Они не имеют рациональных основ и базируются на глубинных бессознательных процессах. Отсюда следует, что общество и феномены его культуры нельзя постичь рационально, но только интуитивно.
М. Фуко (1926-1984 гг.), решая проблему изменения типов культур, пришел к выводу, что это связано с характером отношений слов и вещей. В связи с этим он выделил три формы этих отношений: возрожденческую систему, классический рационализм и современную систему. Движущей силой этих систем являются труд, жизнь, язык.
Структурализм внес значительный вклад в исследование культур, однако его претензии на универсальность необоснованны, поскольку только исследование структуры объекта не может обеспечить его полного познания и требует участия других подходов в исследовательской деятельности.
Герменевтика
Герменевтика происходит от имени древнегреческого бога Гермеса, который считался покровителем торговли, магии и астрологии, а также был посланцем богов, который передавал людям их волю, и доносил до богов просьбы людей. Первоначально герменевтика означала искусство понимания и толкования художественных, религиозных и других текстов. Основателями философской герменевтики являются немецкие философы Ф. Шлейермахер (1778-1834) и В. Дильтей (1833-1911).
Заслугой Шлейермахера является то, что на первый план он выдвинул не понимание, а проблему как возможно само понимание. Он утверждал, что понимание – это проникновение читателя в психологию автора, исходя из собственной психологии. Успех понимания зависит от способности читателя пережить переживания самого автора, а это требует знать его жизненные проблемы и психологию. Для обоснования своего метода Шлейермахер использовал понятие «герменевтический круг». Оно означало, что для проникновения в смысл текста исследователь должен первоначально воспринять его целиком, затем разделить на предложения и проанализировать каждое. Далее разделить предложения на слова и провести их анализ. После этого вернуться к целому тексту, обогатив себя знанием его частей.
Дильтей понимал герменевтику как постижение письменно зафиксированных жизненных проявлений. Большое значение он придавал понимающей психологии – непосредственному интуитивному постижению целостности духовного мира автора.
В XX в. наибольший вклад в развитие герменевтики внесли Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер. Общим для них является признание языка единственной реальностью, которая определяет горизонт понимания. Задача науки состоит в поисках точного шифра для объяснения языковых символов. Предметом философии становится область человеческой коммуникации, где главной выступает проблема понимания. При этом язык рассматривается как готовый продукт, который определяет мир человека и способ его существования в мире. Из этого следует, что язык – это цель и способ понимания людьми собственного мира, мира других людей и человеческой истории.