Русская философско-правовая мысль 19в.
Конец XIX начало ХХ века, как переходный этап философско-правовой мысли дает новые течения философии права. В центре творчества Н.А.Бердяева (1874-1948), одного из крупных русских религиозных философов, стояла проблема свободы. В своем персоналистическом учении о свободе человека Бердяев отличает личность от индивида. Индивид есть категория натуралистическая, биологическая, социологическая, несвободная, а личность - категория духовная, свободная. Под правом в философии Бердяева, таким образом, имеются в виду лишь духовные неотчуждаемые права человека - "субъективные права человеческой личности", свобода духа, свобода совести, свобода мысли и слова. Эти неотчуждаемые субъективные права и свободы он называет также "идеальным правом".
Бердяев предпринял попытку реформирования марксизма. Это была попытка соединения марксисткой критики общества («негативной правды») с идеализмом в философии и, не удовлетворившись эклектичными результатами такой попытки, Бердяев постепенно отходит от марксистского учения. Книга «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском» была своеобразной критикой марксизма в кантовском духе: добро, истина, красота не зависят ни от каких социальных условий, они внеклассовы, априорны, не определяются практикой, а являются достоянием этического сознания. Бердяев, как и П.Струве, С.Булгаков, С.Франк, двигался от марксизма к идеализму. Неслучайно поэтому было его участие в сборнике «Проблемы идеализма», где он опубликовал написанную в ссылке статью «Этическая проблема в свете философского идеализма». Участие Бердяева в сборнике ознаменовало окончательный переход мыслителя на позиции метафизики и религиозной философии.
В рамках философско-правовых воззрений Бердяева право и закон - непримиримые противоположности, так что возможность правового закона здесь в принципе исключена. Тем более что в учении Бердяева отсутствует понимание правового смысла равенства, его связи со свободой и справедливостью. Напротив, он отвергает равенство и оправдывает неравенство. Вместе с тем Бердяев признает поддержку государством "минимума добра и справедливости.
В первые послереволюционные годы в России сохранялся высокий уровень философско-правовой мысли, особенно в рамках Академии наук. Однако постепенно исследования по философии права уже в 20-х годах столетия свелось на нет. В марксистко-ленинской интерпретации философия права теряет свое философское содержание и выступает как один из аспектов теории государства и права – обобщающей, общетеоретической дисциплины в системе юридических наук. В правовой науке прочно утвердился правовой позитивизм в марксистком варианте, где господствующим принципом становится «абсолютный суверенитет государства», а право понимается как «возведенная в закон воля господствующего класса». В основе марксисткой философии права лежит тезис о том что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Таким образом, возникновение и существование права объясняется ими необходимостью нормативного регулирования общественных отношений в интересах экономически господствующего класса. Функциональное назначение права ограничивается лишь контролем за поведением личности, а не обеспечением ее свободы.
Впоследствии положение марксизма о классово-волевом содержании права было перенесено советской юридической наукой на отечественное право. Марксистко-ленинская теория утверждает, что право – явление, производное от государства и в полной мере определяется его волей. Провозглашая примат государства над правом, марксизм встпупает в противоречие с теорией правового государства, которая не отрицает ведущей роли государства в правотворчестве, однако считает, что само государство должно подчиняться законам, а не стоять над ними.
Таким образом марксистко-ленинская философия права недостаточно учитывает роль субъекта – личности в формировании права в качестве его первореальности, растворяя субъект в общественных отношениях, выдвигая классово-экономические причины как основу возникновения, функционирования и отмирания права.