Философия, ее предмет и место в жизни общества и человека.

1. Предмет философии. Роль философии в жизни общества и человека.

2. Философия и мировоззрение.

3. Специфика философии. Основные компоненты и категории философского знания. Основные функции философии.

4. Основной вопрос философии, его мировоззренческое и методологическое значение.

Исторические типы философии

  1. Древнегреческая философия. Натурфилософия.
  2. Классический период античной философии (Сократ, Платон, Аристотель).
  3. Философия Средневековья: патристика, схоластика, номинализм, реализм.
  4. Философия эпохи Возрождения: персоналии, базисные категории, важнейшие идеи.
  5. Философия Нового времени: эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк).
  6. Философия Нового времени: рационализм (Р. Декарт).
  7. Философия Нового времени: субъективный идеализм (Д. Беркли, Д. Юм).
  8. Немецкая классическая философия: И. Кант.
  9. Немецкая классическая философия: Г.В.Ф. Гегель.
  10. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
  11. Возникновение, развитие и основные проблемы философии марксизма.
  12. Современная западная философия: проблема знания и языка науки (неопозитивизм, постпозитивизм, критический рационализм, структурализм, герменевтика, аналитическая философия).
  13. Современная западная философия: проблема человека и его сознания (экзистенциализм, феноменология, фрейдизм, персонализм, философская антропология, неомарксизм).
  14. Современная западная философия: религиозная философия (неотомизм, тейярдизм).
  15. Особенности русской философии.

20. Славянофильство и западничество в русской философии.

21. Русская религиозная философия.

22. Марксистская традиция в русской философии.

Онтологическая и гносеологическая проблематика в философии

23. Бытие как фундаментальная категория философии. Основные формы бытия.

24. Категория материи и ее методологическое значение. Понятие субстанции. Основные типы материальных систем и структурных уровней материи.

25. Атрибуты материи: движение, пространство, время.

26. Диалектика как учение и метод, ее структура и функции.

27. Диалектика и метафизика, их историческое место и значение.

28. Законы диалектики.

29. Сознание, его сущность и происхождение. Идеальное и материальное.

30. Структура и функции сознания. Сознание и мышление. Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное.

31. Познание, знание. Субъект, объект, результат познания. Знание и вера.

32. Структура познавательного процесса. Единство чувственного и рационального в познании.

33. Истина как процесс, ее аспекты и формы. Критерий истины.

34. Научное знание, его особенности и структура. Основные формы научного познания: факт, идея, проблема, гипотеза, теория.

35. Научный метод и методология. Классификация методов. Общенаучная методология.

Философия человека, общества и культуры

36. Философский анализ сущности человека. Биологическое и социальное в человеке.

37. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Личность и условия ее формирования. Структура личности.

38. Личность как субъект социальных связей и отношений. Понятие социализации.

39. Общество как саморазвивающаяся система. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

40. Материалистическое и идеалистическое понимание общественной жизни.

41. Понятие социальных законов: механизм их познания и реализации.

42. Сущность и проявления социального детерминизма. Необходимость и свобода, сознательное и стихийное в деятельности общества, в политике, социальном управлении.

43. Базис и надстройка общества. Материальное производство – основа развития общества. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

44. Сущность культуры, закономерности ее развития и функционирования.

45. Культура и природа. Культура и общество, деятельность, человек.

46. Материальная и духовная культура.

47. Основные положения теорий взаимодействия культуры и цивилизации.

48. Россия как особая историко-культурная целостность. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.

49. Понятие информационной цивилизации. Постиндустриальное общество.

50. Кризис современной цивилизации. Глобальные проблемы как выражение противоречивости развития современной цивилизации.

51. Роль объективных и субъективных факторов в решении современных глобальных проблем. Экологическое сознание и культура. Государственное и правовое регулирование процессов решения глобальных проблем.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Курс «Философия» для бакалавров, обучающихся по специальности «Юриспруденция» предполагает использование информационных и мультимедийных технологий. Некоторые темы лекций, например, посвященные рассмотрению историко-философского процесса, требуют наглядности, что может быть реализовано в ходе лекции с презентацией.

В процессе подготовки к семинарским занятиям студенты могут использовать Интернет-ресурсы, различные способы коммуникации с преподавателями, ведущими семинарские или лекционные занятия, при помощи электронной почты, социальных сетей, программного обеспечения, устанавливающего коммуникацию между компьютерами через Интернет.

Семинарские занятия также предполагают ответы на вопросы семинара с использованием компьютерных презентаций, позволяющих наглядно демонстрировать важнейшие положения докладов.

Некоторые задания самостоятельной работы также предполагают создание презентаций студентами (например, Тема 13. Научное познание). Необходимо также рассмотреть возможность проведения дискуссий и пресс-конференций по вопросам самостоятельной работы в виде конференц-звонков и видеозвонков, используя специальное программное обеспечение, устанавливающее связь через Интернет. Контроль за выполнением самостоятельной работы может осуществляться посредством информационных технологий.

ТЕСТЫ

Вопрос 1

Этимология термина «философия»:

1) многознание

2) любовь к мудрости

3) знание о знании

4) учение об истине

Вопрос 2

Понятия «бытие» и «небытие» ввел в философию:

1) Фалес

2) Гераклит

3) Парменид

4) Алкмеон

Вопрос 3

Наши рекомендации