Философия, ее предмет и место в жизни общества и человека.
1. Предмет философии. Роль философии в жизни общества и человека.
2. Философия и мировоззрение.
3. Специфика философии. Основные компоненты и категории философского знания. Основные функции философии.
4. Основной вопрос философии, его мировоззренческое и методологическое значение.
Исторические типы философии
- Древнегреческая философия. Натурфилософия.
- Классический период античной философии (Сократ, Платон, Аристотель).
- Философия Средневековья: патристика, схоластика, номинализм, реализм.
- Философия эпохи Возрождения: персоналии, базисные категории, важнейшие идеи.
- Философия Нового времени: эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк).
- Философия Нового времени: рационализм (Р. Декарт).
- Философия Нового времени: субъективный идеализм (Д. Беркли, Д. Юм).
- Немецкая классическая философия: И. Кант.
- Немецкая классическая философия: Г.В.Ф. Гегель.
- Антропологический материализм Л. Фейербаха.
- Возникновение, развитие и основные проблемы философии марксизма.
- Современная западная философия: проблема знания и языка науки (неопозитивизм, постпозитивизм, критический рационализм, структурализм, герменевтика, аналитическая философия).
- Современная западная философия: проблема человека и его сознания (экзистенциализм, феноменология, фрейдизм, персонализм, философская антропология, неомарксизм).
- Современная западная философия: религиозная философия (неотомизм, тейярдизм).
- Особенности русской философии.
20. Славянофильство и западничество в русской философии.
21. Русская религиозная философия.
22. Марксистская традиция в русской философии.
Онтологическая и гносеологическая проблематика в философии
23. Бытие как фундаментальная категория философии. Основные формы бытия.
24. Категория материи и ее методологическое значение. Понятие субстанции. Основные типы материальных систем и структурных уровней материи.
25. Атрибуты материи: движение, пространство, время.
26. Диалектика как учение и метод, ее структура и функции.
27. Диалектика и метафизика, их историческое место и значение.
28. Законы диалектики.
29. Сознание, его сущность и происхождение. Идеальное и материальное.
30. Структура и функции сознания. Сознание и мышление. Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное.
31. Познание, знание. Субъект, объект, результат познания. Знание и вера.
32. Структура познавательного процесса. Единство чувственного и рационального в познании.
33. Истина как процесс, ее аспекты и формы. Критерий истины.
34. Научное знание, его особенности и структура. Основные формы научного познания: факт, идея, проблема, гипотеза, теория.
35. Научный метод и методология. Классификация методов. Общенаучная методология.
Философия человека, общества и культуры
36. Философский анализ сущности человека. Биологическое и социальное в человеке.
37. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Личность и условия ее формирования. Структура личности.
38. Личность как субъект социальных связей и отношений. Понятие социализации.
39. Общество как саморазвивающаяся система. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
40. Материалистическое и идеалистическое понимание общественной жизни.
41. Понятие социальных законов: механизм их познания и реализации.
42. Сущность и проявления социального детерминизма. Необходимость и свобода, сознательное и стихийное в деятельности общества, в политике, социальном управлении.
43. Базис и надстройка общества. Материальное производство – основа развития общества. Диалектика производительных сил и производственных отношений.
44. Сущность культуры, закономерности ее развития и функционирования.
45. Культура и природа. Культура и общество, деятельность, человек.
46. Материальная и духовная культура.
47. Основные положения теорий взаимодействия культуры и цивилизации.
48. Россия как особая историко-культурная целостность. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.
49. Понятие информационной цивилизации. Постиндустриальное общество.
50. Кризис современной цивилизации. Глобальные проблемы как выражение противоречивости развития современной цивилизации.
51. Роль объективных и субъективных факторов в решении современных глобальных проблем. Экологическое сознание и культура. Государственное и правовое регулирование процессов решения глобальных проблем.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Курс «Философия» для бакалавров, обучающихся по специальности «Юриспруденция» предполагает использование информационных и мультимедийных технологий. Некоторые темы лекций, например, посвященные рассмотрению историко-философского процесса, требуют наглядности, что может быть реализовано в ходе лекции с презентацией.
В процессе подготовки к семинарским занятиям студенты могут использовать Интернет-ресурсы, различные способы коммуникации с преподавателями, ведущими семинарские или лекционные занятия, при помощи электронной почты, социальных сетей, программного обеспечения, устанавливающего коммуникацию между компьютерами через Интернет.
Семинарские занятия также предполагают ответы на вопросы семинара с использованием компьютерных презентаций, позволяющих наглядно демонстрировать важнейшие положения докладов.
Некоторые задания самостоятельной работы также предполагают создание презентаций студентами (например, Тема 13. Научное познание). Необходимо также рассмотреть возможность проведения дискуссий и пресс-конференций по вопросам самостоятельной работы в виде конференц-звонков и видеозвонков, используя специальное программное обеспечение, устанавливающее связь через Интернет. Контроль за выполнением самостоятельной работы может осуществляться посредством информационных технологий.
ТЕСТЫ
Вопрос 1
Этимология термина «философия»:
1) многознание
2) любовь к мудрости
3) знание о знании
4) учение об истине
Вопрос 2
Понятия «бытие» и «небытие» ввел в философию:
1) Фалес
2) Гераклит
3) Парменид
4) Алкмеон
Вопрос 3