Забота о священных предметах

Нужно острожно и почтительно хранить священные предметы (такие как духовные книги, принадлежности пуджи, четки и мешочки для четок, мриданги, караталы и изображения Верховного Господа и Его спутников). Их нужно хра­нить чисто и никогда не помещать в оскверненные места или рядом с нечисты­ми предметами. После использования их нужно аккуратно убрать, а не просто разбрасывать там и здесь. Их никогда нельзя ложить на пол или наступать на них.

ЧИСТОТА

В Бхагават-гите Господь Кришна упоминает чистоту как божественное ка­чество и как признак брахмана. Он провозглашает нечистоплотность как приз­нак демонизма. Чайтанйа Махапрабху упоминает чистоту как одно из 26 ка­честв преданного.

Шрила Прабхупада был столь настойчив в том, чтобы его ученики соблю­дали правила чистоты, что он сурово наказывал тех из них, которые пренеб­регали этим.

Правила чистоты составляют подробную часть Ведической культуры и в полном объяснении превысят объем данной книги. Но необходимо понять, что чистота существенна для всех преданных. Внутренняя чистота достигается воспеванием : Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Внешне преданный поддерживает свое тело,

одежду, имущество, жилье и все остальное всегда очень чистым и опрятным.

Преданные носят свежую постиранную одежду каждый день и принимают душ или омовение по крайней мере один раз в день.

И С К К О Н

ИСККОН (Международное Общество Сознания Кришны) был образован в Нью-Йорке в 1966 г. Его Божественной Милостью А.Ч.Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Оно стемительно распространяется чтобы стать всемирной конфи­дерацией нескольких сотен храмов и ашрамов с подсобными общинами ферм и школами-гурукулами.

ИСККОН основан на вечном учении Бхагават-гиты и Шримад-Бхагаватам, как они получены через ученическую преемственность от Чайтанйи Махапрабху. Господь Чайтанйа явился пять сотен лет назад в Майапур Дхаме и учил науке о Кришна-бхакти. Он обнародовал пение Харе Кришна Харе Кришна Кришна Криш­на Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе, маха-мантры (великой песни освобождения), наиболее эффективной в этот век Кали. ИСККОН предназ­начен для того чтобы исполнить миссию Господа Чайтанйи посредством пропо­веди Сознания Кришны по всему миру.

ИСККОН является частью сампрадайи Гаудийа Вайшнавов. Его духовная ли­ния восходит от Шрилы Прабхупады назад через цепь духовных учителей, через Господа Чайтанйу, через Мадхвачарйу к Господу Брахме и окончательно к са­мому Господу Кришне. Этот принцип парампары (непрекращаемой ученической преемственности) является главным критерием подлинности ИСККОН.

Шрила Прабхупада установил ИСККОН так, что каждый кто приходит в это общество может обрести все в чем он нуждается для достижения всего совер­шенства в Сознании Кришны. Любой кто примет полное прибежище Шрилы Прабху­пады через его ИСККОН получит все руководство, необходимое для того чтобы стать полностью сознающим Кришну.

Организационно ИСККОН разделен на мировой основе по зонам (в настоя­щее время около 30). Каждая зона наблюдается старшим преданным. Он занима­ет положение Уполномоченного Управляющего Комитета (должностное лицо Джи-Би-Си). В некоторых зонах есть два или более со-Джи-Би-Си. Высший ор­ганизационный авторитет в ИСККОН это комитет Джи-Би-Си (состоящий из всех представителей Джи-Би-Си). Комитет Джи-Би-Си встречается один раз в год в Майапуре (Индия) для рассмотрения и планирования деятельности общества. Решения внутри комитета Джи-Би-Си принимаются на основе голосования.

Внутри каждой зоны Джи-Би-Си есть несколько храмов. Каждый храм явля-

ется финансово и большей часттью организационно самостоятельным. Таким об­разом нет одного главного офиса ИСККОН, хотя Майапур считается главной ду­ховной штаб-квартирой в мире.

Каждый храм имеет Президента Храма, который является его главным должностным лицом и временным авторитетом. Представитель Джи-Би-Си регу­лярно посещает храмы в своей зоне, чтобы помогать обеспечивать те духовные стандарты, которые там поддерживаются, чтобы вмдеть, что управление и раз­витие происходит прекрасно, и чтобы упорядочивать проповедь в своей зоне.

Шрила Прабхупада говорил, что представители Джи-Би-Си должны быть как "сторожевые псы". Это значит, что они всегда должны быть бдительны ради блага ИСККОН и особенно проверять чтобы в общество не проникали философс­кие осквернения и не загрязняли его.

Шрила Прабхупада так же говорил, что "лидер значит лидер в слушании и воспевании". Поэтому лидеры в ИСККОН не только управляют и организуют, но так же ожидается, что они поддерживают идеальные стандарты духовной прак­тики и поведения. Шрила Прабхупада подчеркивал, что высокие духовные стан­дарты можно лучше всего поддерживать в ИСККОН если лидеры своим примером показывают нормы в слушании и воспевании.

После ухода Шрилы Прабхупады в ИСККОН нет одного лидера.

Шрила Прабхупада сказал сам, что все его ученики - те которые следуют

- станут лидерами в его физическое отсутствие. Он увещевал своих учеников трудиться совместно помогая распространить Сознание Кришны, и это указание остается ключом для продолжения распространения движения.

П Р О П О В Е Д Ь

Господь Кришна утверждает в Бхагават-гите (18.69), что нет никого в этом мире для него дороже, чем тот кто проповедует Его послание. И Шрила Прабхупада пишет (Шримад-Бхагаватам 7.6.24 комм.) :"Проповедь это легчай­ший способ осознания Верховной Личности Бога".

Господь Чайтанйа наставлял:"Кого бы ты ни встретил, говори ему о Кришне. Таким образом стань гуру и освободи эту местность."(Ч.Ч. Мадхйа

7.128). Так что по приказу Господа Чайтанйи преданные не должны удовлетво­ряться просто исполняя преданное служение для своего собственного возвыше­ния, но так же должны пытаться дать Сознание Кришнгы другим.

Каждый может проповедовать. Даже если преданный не очень сведущ в Вайшнавской философии, он может попросить любого кого он встретит повто-

рять Харе Кришна. Однако для тех, кто активно заняты проповеднической дея­тельностью, необходимо полное и регулярное изучение книг Шрилы Прабхупады.

Лучший способ проповедовать - это распространять книги Шрилы Прабху­пады. Мы можем говорить с кем-то лишь несколько минут, но если они возьмут книгу, то они могут изучать ее несколько часов, хранить ее в своем доме или давать ее кому-то другому. Книги Шрилы Прабхупады дают ясное, прямое представление философии Сознания Кришны непосредственно от наиболее упол­номоченного преданного. И одну книгу могут читать много людей. Поэтому Шрила Прабхупада удостоверил, что распространение книг это лучшая пропо­ведь.

"Нет сравнений, во всей вселенной нет такой же литературы как Шри­мад-Бхагаватам. Нет сравнений, нет конкурентов. Каждое слово для блага че­ловеческого общества. Каждое слово, любое и каждое слово. Поэтому мы так сильно и нажимаем на распространение книг. Так или иначе, если кнмга попа­дает кому-то в руки, он будет благославлен. По крайней мере он подумает :"Они взяли такую большую плату, дай ка я посмотрю, что же там".

Если он прочтет одну шлоку, его жизнь будет успешной. Если он прочтет одну шлоку, ... одно слово. Это так замечательно. Поэтому мы так и нажима­ем так сильно :" Пожалуйста, распространяйте книги, распространяйте книги, распространяйте книги." (Шрила Прабхупада)

Относительно проповеди и обязанностей саннйаси и домохозяев, очень интересна следующая цитата (Шримад-Бхагаватам 3.21.31 комм.) :

"Санньяси, то есть человек, отрекшийся от мира, должен идти от двери к двери, из деревни в деревню, из города в город, из одной страны в дру­гую, странствовать по всему миру, насколько позволяют его возможности, и просвещать домохозяев, рассказывая им о Сознании Кришны. Тот, кто живет в семье, но получил у санньяси духовное посвящение, должен проведовать Соз­нание Кришны у себя дома|, он должен как можно чаще приглашать к себе дру­зей и соседей, проводить программы и рассказывать людям о Сознании Кришны. Во время таких программ нужно петь святое имя Кришны и читать вслух Бхага­ват-гиту или Шримад-Бхагаватам. Существует огромное количество произведе­ний, по которым можно изучать науку Сознания Кришны, и долг каждого домо­хозяина - стараться постичь Кришну, слушая своего учителя-санньяси. Разде­ление труда в служении Господу сводится к следующему. Обязанность домохо­зяина - зарабатывать деньги, так как санньяси не должен заниматься этим. Он находится в полной зависимости от домохозяина. Домохозяин может зараба­тывать деньги, занимаясь бизнесом или работая по найму, и по меньшей мере пятьдесят процентов своего дохода он должен отдавать на распространение

Сознания Кришны. Двадцать пять процентов своего заработка домохозяин дол­жен тратить на нужды своей семьи, а оставшиеся двадцать пять проценов отк­ладывать на случай непредвиденных обстоятельств. Такой пример подал нам Шрила Рупа Госвами, и все преданные должны идти по его стопам.

НАГАР САНКИРТАН

Нагар санкиртан (так же называется "харинам санкиртан") означает группу преданных выходящих на улицы городов и деревень чтобы громко петь святые имена Господа под аккомпанимент мриданг (барабанов) и каратал. Гос­подь Чайтанья Махапрабху, который является Самим Кришной, Верховной Лич­ностью Бога, лично проповедовал санкиртану. Санкиртана дает милость святых имен Кришны духовно тупым массам людей и более того, всем живым существам, которые иначе не обретут шанс или склонность к Сознанию Кришны.

Это публичное воспевание очищает оскверненную атмосферу Кали-йуги и любой, кто примет участие в ней, становится дорог Господу Чайтанье. Чем больше преданных могут присоединиться, тем лучше, но если нет много пре­данных, то даже трое или четверо преданных могут выходить или даже двое - даже один. Распространение книг Шрилы Прабхупады и Кришна прасада вместе с группой санкиртаны делает ее более возвышающей трансцендентно. Если же бе­рутся цветные знамена и флажки, то тогда воцаряется праздничное настрое­ние. Использование мегафона помогает громко давать святые имена более обусловленным живым существам.

Выходите на Харинам Санкиртан настолько часто, как это возможно, нас­только долго, как это возможно, и просто смотрите, как Господь Чайтанья благославляет вас !

Э К А Д А Ш И

Экадаши это день поста соблюдаемый всеми преданными. Нарушать его соблюдение - серьезное оскорбление. В месяце есть два экадаши : на один­надцатый день после новолуния и на одиннадцатый день после полнолуния (экадаши буквально означает "одиннадцатый день").

Шрила Прабхупада обычно соблюдал пост экадаши простым способом, пред­писанным в шастрах : воздерживаясь от вкушения зерновых, бобовых, горошка и дала. Некоторые преданные едят в этот день только фрукты, некоторые только пьют воду, а некоторые полностью постятся (это называется нирджала экадаши).

Все преданные должны избегать следующую пищу на экадаши : все зерна (пшеница, рис и т.д.), дал, горох, овощи типа фасоли и бобов, семена гор­чицы и производные этих продуктов (пшеничную муку, горчичное масло, соевое или бобовое масло и т.д.) и пищевые компоненты содержащие эти продукты ( например, нужно быть осторожными в использовании порошковых специй, кото­рые, если они смешаны с мукой, не могут использоваться в экадаши).

Пост экадаши прерывается на следующий день (двадаши) посредством при­нятия прасада приготовленного с зерновыми. Пост нужно прерывать в особое время. О датах экадаши и времени прерывания поста вы можете узнать в Вайш­навском календаре (доступном в любом центре ИСККОН). Нужно использовать календарь ИСККОН, так как вычесления дат экадаши и других важных праздни­ков могут отличаться соответственно системе вычислений, используемой пан­дитами в других сампрадайах. Однако настоящий смысл соблюдения экадаши это не просто поститься, но увеличить наше время воспевания и слушания о Го­винде. Шрила Прабхупада рекомендовал, чтобы преданные имеющие достаточно времени на экадаши повторяли двадцать пять или более кругов джапы.

Так же на экадаши запрещено бриться и стричь ногти.

ЧАТУРМАСЙА И ДАМОДАРА ВРАТА

Чатурмасйа это период аскетизма продолжительностью в четыре месяца, соблюдаемый во время сезона дождей. Традиционно в это время те садху и санньяси, которые путешествуют от места к месту для того чтобы просвещать основное население, прекращают свои странствия и остаются в святом месте на четыре месяца чтобы поклоняться Господу с обетами аскетизма.

Однако, по указанию Шрилы Прабхупады, члены ИСККОН не останавливают свою интенсивную проповедническую деятельность даже в течении сезона дож­дей и поэтому не соблюдают строгие обеты чатурмасйи. Они соблюдают следую­щие ограничения : в первый месяц не кушают шпинат, во второй месяц не при­нимают йогурт, в третий месяц не пьют молоко, в четвертый месяц не кушают урад дал.

Период чатурмасйи соблюдается в течении четырех месяцев сезона дождей в Индии (приблизительно с июля по октябрь). Он начинается с Сайана Экадаши (в месяце Асада) и до Уттара Экадаши (в месяце Картика)|, или от Асадха Пурнима до Картика Пурнима|, или просто в течении месяцев Шравана, Бхадра, Ашвин и Картика (для уточнения дат обратитесь к Вайшнавскому календарю).

Четвертый месяц чатурмасйи, Картика, посвящен Господу Кришне в Его форме Дамодары и поэтому известен как месяц Дамодара. "Дамодара" это имя

Кришны указывающее на то, когда Он был в наказание связан Своей матерью Яшодой вокруг Его живота.

Во время Картики многие Вайшнавы отправляются жить во Вриндаван, сле­дуя особым обетам. В храмах изображения Дамодары и Яшоды помещаются на ал­тарь и утром и вечером все преданные индивидуально предлагают лампадки гхи Божествам (извне комнаты Божеств) воспевая в это время молитву Дамодараш­таку (см. "Песни Вайшнавов Ачарьев).

П Р А З Д Н И К И

В Сознании Кришны кадый день это праздник. Воспевая и танцуя в об­ществе святых, созерцая красоту Божеств, преданные ежедневно празднуют блаженство Сознания Кришны. Тем не менее дни явления инкарнаций Господа и Его великих преданных, а так же дни когда отмечаются особые лилы, соблюда­ются как особые праздники.

Праздники пробуждают и оживляют наше бхакти и поэтому считаются ма­терью преданности. Они являются радостной возможностью для преданных соб­раться вместе для прославления Кришны. Преданные которые по той или иной причине не посещают регулярно центры ИССКОН, часто посещают их в празднич­ные дни. Преданные живущие дома, вдали от центров ИСККОН, могут устроить прекрасный фестиваль соответственно их средствам и пригласить своих сосе­дей испробовать блаженство Сознания Кришны.

Для празднования фестиваля украшается храмовая комната. Готовятся большие количества роскошной пищи, предлагаются Кришне и свободно раздают­ся. Продолжающееся слушание и воспевания славы Кришны и Его преданных на­полняют атмосферу духовным звучанием.

Праздничные дни особо подходят для постановки спектаклей преданных, и для того чтобы выходить на харинаму-санкиртану. Так же они подходят для предложения Божествам новой одежды (стандарт практикующийся во всех хорошо установленных храмах ИСККОН).

Многие праздники отмечаются постом до определенного времени, заверша­емым пиром. В праздничные дни в месте с Харе Кришна маха-мантрой поются подходящие юхаджаны (например в день ухода великих Вайшнавов поется песня "Дже анило према дхана" - песня разлуки с ушедшими Вайшнавами). так же чи­таются или декламируются соответствующие развлечения. (Например в день яв­ления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура мы читаем его трансцендент­ные деяния. В день Говардхана пуджи мы читаем главу "Поклонение холму Го­вардхану" из книги Шрилы Прабхупады Источник вечного наслаждения и т.д.).

Так же есть кассеты с записями лекций Шрилы Прабхупады рассказанных в осо­бые праздники, которыедоступны как серия "Фестивали со Шрилой Прабхупадой".

Далее следует список главных праздников которые соблюдают преданные ИСККОН начиная с Гаура Пурнимы, первого дня года Гаудийа Вайшнавов. Конк­ретную дату каждого фестиваля можно найти в календаре ИСККОН|, например дата экадаши вычисляется по лунному календарю различается каждый год по солнечному календарю.

ГАУРА ПУРНИМА

День явления Господа Чайтанйи Махапрабху. Выпадает на конец февраля, март или начало апреля. Пост до восхода луны, завершающийся экадашным пра­садом и пир в полдень следующего дня. Читайте о явлении Господа Чайтанйи в Чайтанйа-Чаритамрите Ади гл.13. На Гаура Пурниму и предидущие дни в центре ИСККОН Майапур отмечается огромное празднование, в котором принимают учас­тие преданные со всего мира. В это время преданные так же совершают Навд­вип-дхам-парикраму.

РАМА НАВАМИ

День явления Господа Рамы. Пост до полудня, затем пир. Читайте о Гос­поде Раме в Шримад-Бхагаватам 9 Песнь гл. 10 и 11.

НРИСИМХА ЧАТУРДАШИ

День явления Господа Нрисимхи. Пост до полудня, затем пир. Предложите панакам, приготовленный из холодной воды, пальмового сахара, лимонного со­ка и имбиря, который очень приятен Господу Нрисимхе. Читайте о Его явлении в Шримад-Бхагаватам 7 Песнь гл. 8.

РАТХАЙАТРА

День Ратхайатры Джаганатхи в Пури. Божества Джаганатхи, Субхадры и Балабхадры везут на колеснице по городу, сопровождая песнями и танцами преданных. Это фестиваль которому Шрила Прабхупада сильно способствовал по всему миру. В день Ратхайатры ИСККОН устраивает Ратхайатру в своих центрах в Калькутте, Бхуванешвар и Барода; многие другие центры устраивают Рат-

хайатру в другие дни года. Читайте Чайтанйа-Чаритамриту Мадхйа гл.13.

ДЖХУЛАН-ЙАТРА

Пышный пятидневный фестиваль, когда Божества Радхи и Кришны помещают­ся на качелм, обильно украшенные цветами и мягко качают под аккомпанимент киртана. Можно так же качать изображение Радхи-Кришны.

ДЕНЬ ЯВЛЕНИЯ ГОСПОДА БАЛАРАМЫ

Последний день Джхулан-йатры это день явления Господа Баларамы. Пост до полудня, затем пир. Обязательно предложите Балараме мед, поскольку Он очень его любит. Читайте о славе Господа Баларамы в Чайтанйа-Чаритамрите Ади гл.5, а так же подходящие отрывки из книги Источник вечного наслажде­ния.

ДЖАНМАШТАМИ

День явления Господа Кришны, известный так же как Кришнаштами, Криш­на-джайанти и Гокулаштами. Поститесь и бодрствуйте до полуночи, затем эка­дашный пир. Читайте как можно больше из Источника вечного наслаждения.

ВЙАСА-ПУДЖА ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ

Соблюдается на Нандотсава, день после Джанмаштами, когда Шрила Праб­хупада милостиво явился в этот мир. Это наиболее важный праздник года для всех членов ИСККОН, поскольку без милости Шрилы Прабхупады никто из нас не смог бы прийти к Сознанию Кришны.

Празднование Вйаса-пуджи происходит таким образом : пост с утра. Пре­данные собираются вместе чтобы слушать о Шриле Прабхупаде и прославлять его славные деяния. Может быть преданные устали после предидущего соблюде­ния Джанмаштами, но ради этого особого дня они отбрасывают их усталость чтобы прославлять Шрилу Прабхупаду.

Читаются отрывки из биографических работ о Шриле Прабхупаде (таких как Шрила Прабхупада Лиламрита) и из книг Вйаса-пуджа (особых книг состав­ляемых каждый год на Вйаса-пуджу для прославления Шрилы Прабхупады ). Про­игрываются записи бхаджанов и лекций Шрилы Прабхупады. Преданные, особенно непосредственные ученики Шрилы Прабхупады, рассказывают о его славе и сво­ем уважении к Его Божественной Милости.

В 12 часов дня предлагается огромный пир одновременно Божествам и гу­ру. Это завершается пушпанджали (предложение цветов на вйасасану).

Каждому преданному дается большая пригоршня цветов. Один преданный декламирует гуру пранама-мантру (нама ом вишну падая и т.д.) слово за сло­вом. Собравшиеся преданные слово за словом повторяют за ведущим преданным. В заключении каждой молитвы ведущий преданный говорит "пушпанджали". Все преданные повторяют за ним "пушпанджали" и бросают предлагаемые цветы к лотосным стопам гуру. Затем все преданные простираются перед гуру и пред­лагают поклоны. Вся процедура повторяется 3 раза. После пушпанджали разда­ется прасад.

Все преданные ИСККОН так же соблюдают Вйаса-пуджу Шрилы Бхактисидд­ханты Сарасвати Тхакура.

Программы поста до полудня с последующим пиром так же соблюдаются на явление Шрилы Гауракишора даса Бабаджи и Шрилы Бхактивинода Тхакура.

РАДХАШТАМИ

День явления Шримати Радхарани, следует через 2 недели после Джанмаш­тами. Пост до полудня, затем пир. Читайте о Шримати Радхарани в Чайтан­йа-Чаритамрите Мадхйа гл.23, стихи 86-92, а так же Источник вечного нас­лаждения в главе "Кришна посылает послание гопи".

ВАМАНА ДВАДАШИ

Явление Вамана Аватары. Читайте из Шримад-Бхагаватам 8 Песнь гл. 18-22.

ГОВАРДХАНА-ПУДЖА, АННАКУТА МАХОТСАВА И ГОПУДЖА

Все совершается в один день. Говардхана пуджа проводится поклонением холму Говардхан. Для Аннакута Махотсава сделайте "Холм Говардхана" из пра­сада, поклоняйтесь ему, обходите вокруг этой горы прасада и затем рездайте горы прасада всем и каждому. Гопуджа означает поклонение коровам. Смотрите Источник вечного наслаждения гл.24 и 25, а так же Чайтанйа-Чаритамриту Мадхйа гл.4 стихи 67-75.

ДЕНЬ УХОДА ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ

Следует сразу после Говардхана-пуджи. Это празднование подобно Вйа­са-пудже, но в этот день чувство разлуки с нашим возлюбленным Шрилой Праб­хупадой очень сильно. Подобным образом соблюдаются все дни ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, Шрилы Гауракишора даса Бабаджи и Шрилы Бхактивинода Тхакура. Пост до плоудня, затем пир.

Праздники дней ухода увековечивают уход великих Вайшнавов из этого мира. Они отмечаются как праздники, поскольку уходя Вайшнавы показывают, как окончательно победить майу и возвратиться в духовный мир.

ЯВЛЕНИЕ АДВАЙТЫ АЧАРЙИ

Пост до полудня, затем пир. Читайте Чайтанйа-Чаритамриту Ади гл.6.

ВАРАХА ДВАДАШИ

Празднование дня явления Господа Варахи. Смотрите Шримад-Бхагаватам 3 Песнь гл.13 и 18.

НИТЙАНАНДА ТРАЙОДАШИ

День явления Господа Нитйананды. Читайте Чайтанйа-Чаритамриту Ади гл.5.

П О К Л О Н Ы

Предложение поклонов является важной частью преданного служения, пос­редством которой преданный утверждает и укрепляет свое отношение смирения. Поклоны особенно предназначены для предлжения Верховному Господу и Его преданным. Поклоны предлагают распростираясь на полу головой вниз или только помещая на пол голову, нижнюю часть ног и рук (см. рис.). Так же кланяясь необходимо вслух предлагать особые молитвы.

Поклоны предлагают входя и выходя из храмовой комнаты. Прозрачная среда для предложения чего-либо - включая поклоны ВЕрховному Господу - это духовный учитель. Поэтому падая ниц перед Божествами произносят прана­ма-мантры духовному учителю (см. "Гуру и инициация", стр. 17, для большей информации).

Во всех храмах ИСККОН есть вйасасана (формальное возвышение - место

для духовного учителя) на которую помещают Шрилу Прабхупаду в форме его

божества или изображения. Тогда при этом правильный этикет при входе в

храмовую комнату это вначале предложить поклоны Шриле Прабхупаде, а затем

Божествам, и так же выходя. Туласи-деви поклоны предлагаются с молитвой "вриндайаи туласи девйаи" (см. раздел о туласи). В основном поклоны туласи предлагаются во время туласи-арати, но так же можно предлагать и в другое время.

Предложение поклонов преданным важно в Сознании Кришны, поскольку это позволяет нам делать быстрое продвижение и так же помогает нам создать и поддерживать любовные взаимоотношения между преданными.

Обязательно так же предложение поклонов своему гуру при входе и поки­дая его присутствие. Санньяси нужно предлагать пппоклоны по крайней мере в первый раз когда их встретили за день. Замечательно предлагать поклоны всем преданным - особенно старшим преданным - индивидуально, встречая их первый раз за день.

Поклоны гуру предлагаются с определенной пранама-мантрой, упоминающей его имя. Другим преданным поклонение производится со следующей прана­ма-мантрой :

ванчха-калпа тарубхйаш ча крипа-синдхубйа эва ча

патитанам-паванебхйо вайшнавебхйо намо намах

Во всех центрах ИСККОН преданные вместе предлагают поклоны друг дру­гу, кланяясь и произнося эту мантру утром после туласи-арати.

В основном, когда преданному преданному предлагают поклоны, он возв­ращает их. Тот, кто очень старший преданный в общине преданных, может не всегда возвращать поклоны предложенные теми, кто более младшие. Наоборот, он может предлагать благославления и хорошие пожелания для их духовного продвижения. Этот этикет соблюдается инициирующими гуру и санньяси.

Если человек говорит недостойные слова или неправильно поступает по отношению к Вайшнаву, то осознав свою ошибку он должен немедленно предло­жить свои поклоны этому Вайшнаву и молить о прощении. Это правильнее все­го, даже если человек считает, что этот Вайшнав тоже неправильно отнесся к нему. Такое поведение поддерживает святость и мир в обществе преданных.

ВНЕШНИЙ ВИД ВАЙШНАВОВ

Хотя одеваться как Вайшнавы не является полностью существенным (внут­реннее сознание более важно чем внешний вид), все же это важно. Так же как

полисмена узнают по его форме (таким образом каждый обращается к нему как

к полисмену), подобным же образом преданный провозглашает всему миру свою

принадлежность к Сознанию Кришны, одеваясь как преданный. Преданные кото­рые одеваются так регулярно, имеют приятный опыт объяснений любопытным членам публики того почему они преданные. Таким образом, одеваясь как пре­данные, мы обретаем больше возможностей проповедовать.

Более того, одеваясь как Вайшнав, преданный принимает на себя ответс­твенность поступать как Вайшнав. Тот кто выглядит как садху должен и вести себя достойным образом|, так что одежда преданных помогает нам действовать примерно. Это является фактом, что если мы выглядим как Вайшнавы, то это помогает нам чувствовать себя как Ваайшнавов.

С другой стороны, западные одежды (которые сегодня становятся столь популярны) автоматически побуждают нас впадать в различные умственные рам­ки. Западная одежда ассоциируется с западными стандартами, со стилем жизни основанном на вожделении и жадности|, поэтому ее лучше избегать. Тот кто чувствует себя неудобно выглядя как Вайшнав на публике, может одеваться в одежду преданных дома, или по крайней мере посещая храмы или практикуя Сознание Кришны дома.

Идеальный вид Вайшнава следующий. Для мужчин : тилака, бусы из туласи на шее, обритая голова с завязанной шикхой (шикха не больше чем полтора дюйма шириной). Домохозяева живущие в храме которые чувствуют принужден­ность имея обритую голову, могут иметь очень короткие опрятные волосы, но не длинные, поскольку длинные волосы последователи Чайтанйи Махапрабху считают нежелательными. Лицо чисто обрито, без бороды, усов и бачков. Одежда - дхоти с качхой (часть дхоти, которая подоткнута сзади).

Брахмачари и санньяси (мужчины соблюдающие воздержание, которые пос­вятили свою жизнь полностью служению Кришне) носят одежду шафранового цве­та (шафран это цвет отречения). Женатые мужчины и неженатые, не относящие себя к жизни в ашраме, носят белую.

На верхней части тела традиционно носят курту и (или) кусок ткани. Рубашки с не вайшнавскими словами и рисунками не подходящая одежда для Вайшнавов.

Кожаные туфли, одежа и сумки не должны использоваться.

Опрятно наряженный, Вайшнав выглядит как совершенный аристократичный джентльмен занятый служением Господу Кришне.

Для женщин : традиционная индийская одежда (сари) плюс тилака и бусы на шее. Ни западных фасонов, ни распущенных волос|, волосы, разделяющиеся

посредине головы, и остальная часть тела хорошо прикрыты в присутствии

мучжин иных чем муж или сыновья.

СВЯТЫЕ МЕСТА

В Индии есть множество важных мест паломничества Вайшнавов и даже се­годня часто посещаемых благочестивыми индусами. Такие посещения правильно используют склонность к путешествиям и туризму.

Однако писания советуют, что главное благо получаемое от такого па­ломничества это общаться со святыми личностями живущими в святых местах и слушать их. К сожалению, в нынешний век важность мест паломничества как мест духовных наставлений почти забыта.

Майапур и Вриндаван (которые с материальной точки зрения кажутся рас­положенными к Калькутте и Дели соответственно) известны Гаудийа Вайшнавам как два наиболее важных места явления и игр Господа Чайтаньи и Господа Кришны. И в Майапуре и во Вриндаване есть замечательнык храмы ИСККОН с удобствами и для гостей-посетителей и для преданных. В обоих из этих цент­ров есть ученые и продвинутые преданные, которые могут проконсультировать на предметы духовного знания и продвижения. Все преданные приглашаются по­сетить центры ИСККОН в Майапуре и во Вриндаване когда только они могут.

ИСККОН имеет так же центры в таких святых местах как Тирупати, Пури, Курукшетра, Гурувайур и Пандхарапур.

Согласно писаниям, любое место где установлены Божества Господа Вишну и особенно там где преданные служат Господу без личных побуждений, являет­ся величайшим святым местом. Поэтому все центры ИСККОН, даже расположенные в больших городах, это места для обретения даршана и благославлений Кришны и Его преданных и для того чтобы воздавать служение. Многие центры ИСККОН регулярно проводят семинары, курсы и программы обучения. Для большей ин­формации обращайтесь в ближайший к вам центр.

Наши рекомендации