Гедонистической называется этика
A) мышления к бытию
0102. Предмет изучения философии
A) бытие в целом, осмысление бытия
0103. Рефлексивный тип мировоззрения
A) философское
0104. Мировоззрение, рассматривающее волю в качестве причины жизни человека, принижая при этом значение разума
A) волюнтаризм
0105. Философское учение, признающее множество субстанций
A) плюрализм
0106. Мировоззренческая позиция, согласно которой научные знания являются наивысшей культурной ценностью
A) сциентизм
0107. Понятие «идеальное» в философии обозначает
A) противоположность сознания материи
0108. Философское направление, признающее два начала мира
A) дуализм
0109. Идеализм - это
A) признание идей, сознания за первичное, определяющее материальное
0110. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления
A) диалектика
0111. Эмоционально-психическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет
A) мироощущение
0112. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет
A) миропонимание
0113. Аксиология – это учение о
A) ценностях
0201. Гносеология – это наука о
A) познании
0202. Философское учение, исходящее из признания одного материального начала мира
A) материалистический монизм
0203. Философия - это
A) наука о сущностных проблемах бытия мира и возможностях человеческого познания, выраженная в понятиях и категориях
0204. Наиболее ранняя форма духовной культуры человечества
A) миф
0205. Антропология - это учение о
A) человеке
0206. Философское направление, отрицающее частично или полностью познаваемость мира
A) агностицизм
0207. Философия возникла
A) одновременно в Древней Индии, Китае и Греции
0208. Онтология – это наука о
A) бытии
0209. Раздел философии, изучающий цель, движущие силы, смысл и направленность исторического процесса
A) философия истории
0210. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы, ориентации
A) догматизм
0211. Функция философии, формирующая представление об устройстве мира и месте человека в нем
A) мировоззренческая
0212. Исторический тип мировоззрения, для которого характерно отсутствие рефлексии, очеловечивание природы и эмоционально-образная форма
A) миф
0213. Философия возникла в
A) VII – VI вв. до н.э.
0301. Принцип буддизма, определяющий конкретные черты нового перерождения
A) карма
0302. Главная идея буддизма
A) жизнь есть страдание
0303. К неортодоксальным школам древнеиндийской философии относят
A) джайнизм
0304. Философская часть Вед
A) упанишады
0305. В древнеиндийской философии понятие «сансара» означает
A) путь перерождения
0306. Состояние полной невозмутимости, отрешенности
A) нирвана
0307. Мировая душа, высшее духовное начало в древнеиндийской философии
A) брахман
0308. Древнеиндийский литературный памятник
A) Веды
0309. Философская материалистическая школа Древней Индии
A) чарвака
0310. Субстанцией человека, человеческого бытия в древнеиндийской философии выступает понятие
A) атман
0311. Теоретические воззрения древнекитайской философской школы Фа-цзя (легизм) основывались на
A) законах
0312. Понятие в китайской философии, означающее в переводе «путь, дорога»
A) дао
0313. В древнекитайской философии в понятие «У син» - 5 элементов мироздания не входит
A) воздух
0401. Лао-Цзы является основателем древнекитайской философской школы
A) даосизм
0402. Автор концепции «Цзюнь цзы» - благородного мужа в Древнем Китае
A) Конфуций
0403. Основная работа конфуцианства, написанная его учениками
A) «Беседы и суждения»
0404. Философское направление в Древнем Китае, признающее основой управления государством принцип правового принуждения и наказания
A) легизм
0405. Принцип «у вей» - теории недеяния обосновывается в
A) даосизме
0406. Все вещи рождаются и изменяются благодаря собственному «пути», считает
A) даосизм
0407. Мировоззренческий фундамент государственной идеологии средневекового Китая
A) конфуцианство
0408. Древнекитайская философская школа, онтология которой представлена через проблему «человек и социум»
A) конфуцианство
0409. Философское течение древнего Китая, согласно которому природа человека пуста, непознаваема, а смысл жизни человека - в следовании естественности и недеянии
A) даосизм
0410. Индийская философская мысль была тесно связана с
A) математикой
0411. Согласно буддизму, причина страданий человека это
A) страсти и желания
0412. Перерождение, вечный круговорот жизни и смерти в философии Древней Индии
A) сансара
0413. Культ предков – характерная черта
A) конфуцианства
0501. «Мир единый…, не создан ни кем из богов и ни кем из людей, но был, есть и будет вечно одним и тем же – закономерно воспламеняющим и угасающим огнем» считал
A) Гераклит
0502. Рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употребление ложных доводов, выдаваемых за правильные
A) софистика
A) Эпикура
0504. Особенность ранней древнегреческой философии
A) космоцентризм
0505. Высказывание «Все течет, все изменяется …» принадлежит
A) Гераклиту
0506. Автор высказывания «Познай самого себя»
A) Сократ
0507. Автор сочинения об идеальном государстве
A) Платон
0508. Философ античности, создавший особый метод познания – майевтику
A) Сократ
B) Аристотель
0509. По мнению, Аристотеля, мудрость мнимая, кажущаяся, а не подлинная - это
A) аподейтика
0510. В основе первоначала у Платона лежит
A) идея
0511. Заслуга античного философа Демокрита состоит в том, что он
A) определил первочастицу материи - атом
0512. Теория синтеза материи и формы как альтернатива Платону была предложена
A) Аристотелем
0513. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже» принадлежит
A) Аристотелю
0601. В идеальном государстве Платона должны править
A) мудрецы-философы
0602. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», утверждал
A) Гераклит
0603. Проблему человека в античной философии впервые поставил
A) Сократ
0604. Мыслитель античной эпохи, которому принадлежит вывод: «Познание – это припоминание душой тех идей, которые она когда-то созерцала в мире идей»
A) Платон
0605. Представитель элейской школы
A) Зенон
0606. Философ Древней Греции, основоположник формальной логики, создатель силлогистики
A) Аристотель
0607. Фалес первоначалом всего сущего считал
A) воду
0608. «Человек есть политическое животное», считал
A) Аристотель
0609. Понятие «бытие» в философию ввел
A) Парменид
0610. Представитель софистики, которому принадлежит фраза «Человек – мера всех вещей»
A) Протагор
0611. Философ Древней Греции, представитель милетской школы
A) Анаксимен
0612. Лучшей формой государства по Аристотелю является
A) полития
0613. Понятие «катарсис» означает путь
A) очищения
0701. Истина рождается в процессе диалога, спора, считал
A) Сократ
0702. Философская школа, основанная Платоном
A) академия
0703. Затруднения, противоречия Зенона называются
A) апориями
0704. Логос, согласно Гераклиту
A) огонь
0705. Космоцентризм, онтологизм, стихийная диалектика – основные черты философии
A) Античности
0706. Наиболее известный представитель стоической школы
A) Сенека
0707. Форма государственного устройства, при которой власть принадлежит среднему классу, по Аристотелю
A) полития
0708. Левкипп и Демокрит считали первоосновой всего сущего
A) атом
0709. В древнегреческой философии субстанция, первооснова
A) архэ
0710. Древнегреческой философ, который дал первичные основания закона единства и борьбы противоположностей
A) Гераклит
0711. Древнегреческий философ, обративший внимание на количественную сторону бытия вещей, полагавший единицу предельным элементом всего сущего
A) Пифагор
0712. Учение о всеобщей одушевленности универсума, наделение явлений природы психическими свойствами
A) гилозоизм
0713. Философская школа, основанная Аристотелем
A) ликея
0801. Первыми в античной философии осознали и противопоставили логические пртивоположнсти
A) пифагорейцы
0802. Философское направление периода эллинизма, представители которого утверждали, что в мире все относительно и непознаваемо
A) скептицизм
0803. Представитель кинической философии, заявивший А.Македонскому «Отойди и не загораживай мне солнце»
A) Диоген Синопский
0804. В основе мироздания, по мнению Анаксимандра, лежит
A) апейрон
0805. Представитель объективного идеализма в античной философии
A) Платон
0806. Анаксимен первопричиной всего сущего считал
A) Воздух
0807. Согласно Аристотелю, отклонение от монархии дает
A) тиранию
0808. «Учителями мудрости» называли
A) софистов
0809. Первую систему из пяти основных категорий (сущность, движение, покой, тождество, различие) составил
A) Аристотель
0810. Сутью учения Платона о познании является
A) идея припоминания
0811. Надприродная, умопостигаемая реальность была названа идеей, эйдосом в философии
A) Платона
0812. Представитель элейской школы, известный знаменитыми парадоксами (апориями)
A) Зенон
0813. Исторические источники, благодаря которым мы знаем о Сократе
A) произведения Платона
0901. Основная черта, характерная для философского мышления эпохи средневековья
A) теоцентризм
0902. Направление в средневековой философии, утверждающее, что реально существуют лишь конкретные вещи, а общие понятия (универсалии) воспринимаются как имена вещей
A) номинализм
0903. Одна из главных проблем средневековой философии
A) соотношение веры и разума
0904. Учение о взаимной независимости истин философии и богословия это
A) двойственность истины
0905. Учение, согласно которому, подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии
A) реализм
0906. Философ средневековья, которого называли «Французским Сократом, величайшим Платоном Запада, современным Аристотелем, великим спорщиком и диалектиком всех времен»
A) П.Абеляр
0907. Философское учение, согласно которому Бог представляет собой безличное начало, тождественное с природой
A) пантеизм
0908. Теоцентризм, как мировоззренческая установка есть
A) утверждение, что Бог – абсолют, определяющий существование природы, человека и общества
0909. Учение о сотворении мира, живой и неживой природы в едином творческом акте
A) креационизм
0910. Идея божественного предопределения устройства общества выражена в
A) средневековой западной философии
0911. «Второй учитель» после Аристотеля на Востоке
A) Аль-Фараби
0912. Автор «Канона врачебной науки»
A) Ибн-Cина (Авицена)
0913. Исходный пункт моральной доктрины Августина Блаженного
A) безграничная любовь к Богу
B) страх перед наказанием
1001. Арабский философ, развивавший учение о двойственной истине
A) Аверроэс (Ибн-Рушд)
1002. Автор учения о добродетельном городе в арабоязычной философии
A) Аль-Фараби
1003. Родоначальник арабоязычной философской традиции
A) Аль-Кинди
1004. Философский смысл понятия «калам» в средневековой арабской философии
A) рациональное исламское богословие
1005. Учение о разуме, высшей способности человека и мере истины в арабской философии средневековья
A) фальсафа
1006. «Отец Церкви» в эпоху Средневековья, который привел пять косвенных доказательств бытия Бога
A) Фома Аквинский
1007. Учение, оправдывающее бытие бога в мире
A) теодицея
1008. Особенность средневековой арабской философии
A) экзегетика (комментаторство)
1009. Главный источник истинного знания для западной средневековой философии
A) слово Божье
1010. Средневековый теолог-мыслитель – «Учитель Запада», который ввел в европейскую философию термин «личность», «персона»
A) Августин Блаженный
1011. Как называется особый тип философских рассуждений с ярко выраженным дидактическим устремлением
Схоластика
1012. Мистическое течение в исламе о познании Бога с помощью интуиции и «озарения», достигаемых посредством умерщвления плоти и специальных танцев
A) суфизм
1013. Одна из философских книг Фомы Аквинского
A) Сумма теологии
1101. М.Лютер полностью опровергал учение этого мыслителя эпохи Возрождения, называл его человеком, «стремящимся перевернуть все искусство астрономии»
A) Н.Коперник
1102. Философ эпохи Возрождения, который наиболее последовательно «растворял» Бога в природе
A) Н.Кузанский
1103. «Все, что мы желаем познать, есть наше незнание…всякий окажется тем ученее, чем полнее увидит свое незнание» утверждал
A) Н.Кузанский
1104. Главная особенность философии эпохи Возрождения
A) антропоцентризм
1105. Автор трактата «Государь»
A)БН.Макиавелли
106. Начало социальным утопиям Возрождения положили философские взгляды
A) Т.Мора
1107. Представители философии эпохи Возрождения
A) Н.Кузанский, Дж.Бруно, Н.Коперник
1108. Основатель гелиоцентрической системы мира
A) Коперник
1109. Философ эпохи Возрождения, обвиненный за свое свободомыслие в ереси и сожженный на костре
Дж.Бруно
1110. В эпоху Возрождения человек понимался как
A) творец, художник
1111. Английский мыслитель, основатель утопического социализма
A) Т. Мор
1112. В эпоху Возрождения гуманизм
A) получил широкое распространение
1113. Мыслитель эпохи Возрождения, которого называют «Колумбом неба»
A) Г.Галилей
1201. Первопринцип философии Декарта
A) Р.Декарт
1203. Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Локк, Д.Беркли, Д.Юм являются представителями
A) эмпиризма
1204. Заблуждения, порожденные слепым доверием к авторитетам, Ф.Бэкон называет идолами
A) театра
1205. Исходный пункт философского мышления Картезия
A) сомнение
1206. Проблема метода научного познания является главной в
A) Философии Нового времени
1207. Дуализм души и тела в центре внимания философии
A) Р.Декарта
1208. Направление в теории познания, рассматривающее ощущения в качестве единственного источника знаний
A) сенсуализм
1209. Основное утверждение рационализма
A) разум играет решающую роль в познании человеком мира
1210. Метод познания, к которому тяготеет рационализм
A) дедукция
1211. Индуктивный метод познания в философии Нового времени разработал
A) Ф. Бэкон
1212. Все идеи возникают из внешнего и внутреннего опыта (рефлексии) считал английский философ, представитель эмпиризма XVII века
A) Дж.Локк
1213. Согласно Р.Декарту, понятия, которые присущи человеческому мышлению изначально и не зависят от опыта
A) врожденные идеи
1301. Ф.Бэкон установил, что вред познанию приносят четыре рода
A) идолов
1302. Согласно Дж.Локку, источник знания - это
A) ощущения
1303. Чтобы получит истину, надо придерживаться четырех правил отмечал французский философ XVII века
A) Р.Декарт
1304. Философ Нового времени, автор «Гражданина» и «Левиафана»
A) Т.Гоббс
1305. Философ Нового времени, один из представителей «договорной теории» происхождения государства
A) Т.Гоббс
1306. С точки зрения Р.Декарта, истинны те вещи, которые
A) мы воспринимаем ясно и отчетливо
1307. Представитель дуализма в философии Нового времени
A) Р.Декарт
1308. Представитель материалистического сенсуализма философии Нового времени
A) Дж. Локк
1309. Тезис «Что в действии наиболее полезно, то и в знании наиболее истинно» принадлежит
A) Ф.Бэкону
1310. С точки зрения Р.Декарта, главный атрибут телесной субстанции
A) протяженность
1311. Основной метод в философии Р.Декарта
A) принцип методологического сомнения
1312. «Знание – сила», утверждал
A) Ф.Бэкон
1313. Ф.Бэкон обосновал
A) роль экспериментального знания
1401. Автор идеи о предустановленной Богом гармонии
A) Г.Лейбниц
1402. «Голова новорожденного – чистая доска, на которой жизнь оставляет свои следы - знания» считал английский философ XVII века
A) Дж. Локк
1403. Философ XVII века, ратовавший за свободу человека, которую понимал как познанную необходимость
A) Б.Спиноза
1404. Философ XVII века, сформулировавший концепцию разделения властей
A) Дж.Локк
1405. Философ Нового времени, признававший наличие у человека врожденных идей
A) Р.Декарт
1406. Один из создателей теории общественного договора
A) Т.Гоббс
1407. Утверждение «Субстанция есть причина самой себя» принадлежит
A) Б.Спинозе
1408. Форма логического мышления, идущая от общего к частному
A) дедукция
A) индукция
1410. Учение в теории познания, согласно которому, всеобщность и необходимость как признаки достоверного знания могут быть выведены только из самого ума
A) рационализм
1411. Неделимые духовные субстанции, из которых состоит вся вселенная, в философии Г.Лейбница - это
A) монады
1412. «Заблуждение отдельного человека» Ф.Бэкон относит к идолам
A) пещеры
1413. В эпоху Нового Времени наибольшее развитие получает
A) наука
1501. Основные философские направления Нового времени
A) эмпиризм и рационализм
1502. «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие из этого ствола – все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицина, механика и этика» считал французский философ XVII века
A) Р.Декарт
1503. Центральное понятие картезианского рационалистического метода, совпадающее с учением об «естественном свете разума» это
A) интуиция
1504. Понятие «предустановленной гармонии» ввел
A) Г.Лейбниц
1505. Этот идол «уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде»
A) рода
1506. Монада - это
A) единица бытия, духовный опыт
1507. Критерий истинности знаний с точки зрения Ф.Бэкона заключается в
A) опыте
1508. Идолы, которые «вселились в людей из разных догматов философии, а также из превратных законов и доказательств» Ф.Бэкон назвал идолами
A) театра
1509. Препятствия, которые возникают вследствие общения между людьми посредством слов, Ф.Бэкон относил к идолу
A) пещеры
1510. К «идолам человеческого разума» Ф.Бекон относил
A) идолы рода, театра, рынка, пещеры
1511. Картезианством называется философия
A) Р.Декарта
1512. Материализм Нового времени является
A) механистическим
1513. Философия Нового Времени подвергает критике
A) схоластику
1601. Философская система Г.Гегеля это
A) абсолютный идеализм
1602. Основоположник немецкой классической философии
A) И.Кант
1603. Диалектическую формулу триады выразил
A) Г.Гегель
1604. Обоснование научной гипотезы о происхождении солнечной системы из гигантской газопылевой туманности принадлежит
A) И.Канту
1605. Самая развитая форма диалектики в рамках немецкой классической философии была разработана
A) Г.Гегелем
1606. В философию понятие «категорический императив нравственного закона» ввел
A) И.Кант
1607. Философ, выразивший суть своей философии утверждением: «Философия есть современная эпоха, постигнутая в мышлении»
A) Г.Гегель
1608. Антиномии И.Канта - это
A) неразрешимые противоречия
1609. И. Кант, рассматривая предмет философии, не задавал вопрос
A) Где начало мира?
1610. С именем Л.Фейербаха можно связывать
A) конец немецкой классической философии
1611. Последний элемент триады Г.Гегеля
A) синтез
1612. Сочинение И.Канта о морали называется «Критика …»
A) практического разума
1613. Основное противоречие философии Г.Гегеля, по оценке Ф.Энгельса, это противоречие между
A) системой и методом
1701. В творчестве И.Канта выделяют периоды
A) докритический и критический
1702. Основная работа Л.Фейербаха
A) «Сущность христианства»
1703. Историческая заслуга Г.Гегеля состоит в том, что он
A) развил диалектический метод понимания мира
1704. Первую брешь в метафизическом способе мышления пробил по мнению Ф.Энгельса
A) И.Кант
1705. Знания, полученные до опыта, И.Кант называл
A) априори
1706. Исходное понятие гегелевской системы
A) абсолютная идея
1707. Автор «Критики чистого разума»
A) И.Кант
1708. Апостериорное знание, по Канту
A) знание, получаемое из опыта
1709. Исходный пункт философии И.Г.Фихте
A) автономность «Я»
1710. Немецкий философ, который предлагал на место любви к Богу поставить любовь к человеку
A) Л.Фейербах
1711. В первый период творчества особое внимание И.Кант уделял проблеме
A) естествознания
1712. Главная проблема, которую исследовал И.Кант в критический период творчества
A) познавательные способности человека
1713. Гегель определяет логику как
A) мышление о мышлении
1801. Согласно И.Канту, человек должен относиться к человеку
A) только как к цели, а не как к средству
1802. Г.Гегель отмечал, что «философия в собственном смысле этого слова» началась с ученика Ксенофана
A) Парменида
1803. Природа, согласно Г.Гегелю, представляет
A) инобытие Абсолютной идеи
1804. Основную задачу философии И.Г.Фихте видит в
A) создании системы наукоучения
1805. Движущую силу природы Ф.Шеллинг усматривал в
A) наличии внутренних противоположностей
1806. Победному шествию философского материализма в Германии открыла работа Л.Фейербаха
A) «Сущность христианства»
1807. Понятие философии И. Канта, означающее вещь саму по себе, без познающего его субъекта
A) ноумен
1808. Продолжите антиномию И. Канта «В мире существует свобода -… »
A) никакой свободы нет
1809. И.Кант в международных отношениях был сторонником
A) вечного мира
1810. Философское течение, которое Л. Фейербах называл «рационализированной религией»
A) идеализм
1811. Материализм Л. Фейербаха принято называть
A) антропологическим
1812. Согласно Л. Фейербаху, подлинной является любовь к
A) человеку
1813. Основная форма мышления, по Г.Гегелю
A) понятие
1901. Направление в философии, к которому относится высказывание «Всякая религия является фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними …»
A) марксизм
1902. К.Маркс опирался на взгляды представителей немецкой классической философии
A) Г.Гегеля и Л.Фейербаха
1903. Философия марксизма основой познания и критерием истины считает
A) практику
1904. Основное достижение философии К.Маркса
A) открытие материалистического понимания истории
1905. Представитель классовой теории происхождения государства
A) К.Маркс
1906. С точки зрения марксизма, ход общественного развития определяется
A) материальными условиями жизни людей
1907. Причина отчуждения, по Марксу, кроется в
A) частной собственности
1908. «Диалектика природы» - работа
A) Ф.Энгельса
1909. Принцип материального единства мира сформулировал
A) Ф.Энгельс
1910. Автор произведения «Материализм и эмпириокритицизм»
A) В.Ленин
1911. Подлинный субъект истории для К.Маркса
A) человек
1912. В основе марксовской формационной теории лежит
A) способ производства
1913. Марксистская философия главным в социальных связях и отношениях выделяет отношения
A) материальные
2001. Положение, характеризующее структуру способа производства материальных благ, по К.Марксу
A) производительные силы и производственные отношения
2002. В классическую «пятичленную» схему этапов истории К.Маркса не входит понятие
A) азиатского способа производства
2003. Согласно К.Марксу, человек это совокупность
A) всех общественных отношений
2004. Фундаментальный труд Ф.Энгельса по проблеме становления человечества и цивилизации
A) «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
2005. Концепция первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию принадлежит
A) К.Марксу
2006. Классификацию основных форм движения материи разработал
A) Ф.Энгельс
2007. Автор произведения «Философские тетради»
A) В.И.Ленин
2008. Фактор, который, по мнению Ф.Энгельса, сыграл решающую роль в антропосоциогенезе
A) трудовая деятельность
2009. Главное условие ликвидации отчуждения труда, согласно К. Марксу
A) уничтожение частной собственности
2010. Решающая сила общественного развития по К.Марксу
A) народные массы
2011. Часть внерабочего времени, остающегося у человека для совершенствования за вычетом непреложных затрат – это время
A) свободное
2012. Общественный строй, согласно К.Марксу, в котором высший уровень развития производительных сил приводит к появлению общественной собственности
A) коммунизм
2013. Социальный, политический и духовный принципы жизни общества, согласно К.Марксу, обусловлены
A) способом производства материальных благ
2101. Казахский мыслитель Х1Х века, исследовавший проблемы судебной реформы
A) Ч.Валиханов
2102. Сфера философского знания, в которую Абай внес наибольший вклад
A) этика
2103. Эссе Шакарима Кудайбердиева
A) «Три истины»
2104. Автор произведения «Слова назидания»
A) А. Кунанбаев
2105. Казахский мыслитель, который проповедовал этику благоговения перед жизнью – «Найти мир в себе и себя в мире»
A) Ш.Кудайбердиев
2106. «Адам бол!» (Будь человеком!) - нравственный императив философии
A) А.Кунанбаева
2107. Абаю принадлежит высказывание
A) «Только разум, наука, воля и совесть возвышают человека»
2108. Феномен шаманизма исследовал
A) Ч.Валиханов
2109. Основной путь приобщения казахского народа к мировой цивилизации, согласно И. Алтынсарину
A) просвещение и воспитани
A) совесть
2111. Культ неба у древних казахов
A) тенгрианство
2112. Специфика казахской философии до XIX-XX веков
A) синкретизм
2113. Работа Ч.Валиханова
A) «Записки о судебной реформе»
2201. Термин «соборность», по В.Соловьеву, означает
A) добровольное соединение индивидов на основе любви к Богу и друг к другу
2202. Русский философ Х1Х века, основоположник этики ненасилия
A) Л.Толстой
2203. Автор высказывания: «Ноосфера – это этап в эволюции биосферы, обусловленный историческим развитием человечества, его трудом и разумом»
A) В.Вернадский
2204. Философская позиция, которая может быть отнесена к русской религиозной философии Х1Х-начала ХХ вв.
A) славянофильство
2205. Основоположник партификации (воскрешение всех умерших)
A) Н.Федоров
2206. Основоположник русского космизма
A) Н.Федоров
2207. Творчество в понимании Н.Бердяева
A) средство осознания свободы, процесс продолжения творения мира
2208. Философское направление в России Х1Х века, утверждавшее, что Россия имеет самобытный путь развития
A) славянофильство
2209. П.Чаадаев является автором произведения
A) «Философские письма»
2210. Автор высказывания: «Природа дает энергетический запас, появляются пассионарные люди (имеющие избыток энергии) и вносят изменения в историю»
A) Л.Гумилев
2211. Центральное понятие русского славянофильства
A) соборность
2212. Душа мира, связующее звено между творцом и Творением, по В.Соловьеву
A) София-мудрость
2213. Предмет дискуссии между славянофилами и западниками
A) исторические судьбы России и русского народа в мире
2301. «Язык», по определению М.Хайдеггера
A) дом бытия
2302. Иррационализм признанает ведущую роль
A) интуиции
2303. Ж. Деррида предлагает в своей философии
A) деконструкцию европейской культуры
2304. Субстанцией мира и человека является у него Мировая воля (слепая и неразумная сила)
A) А.Шопенгауэр
2305. Датский религиозный философ, призывавший «вглядеться», «вчувствоваться» в человека
A) С.Кьеркегор
2306. Идею парадигмы выдвинул один из представителей постпозитивизма
A) Т.Кун
2307. Тексты – это главное предметное поле для
A) герменевтики
2308. Укажите американского философа, который впервые ввел понятие «прагматизм»
A) Ч.Пирс
2309. Методологический принцип философии постмодернизма
Плюрализм
2310. Направление, представители которого ограничивали познание чувственными данными, называемыми «атомарными фактами» (Л.Витгенштейн) или «протокольными положениями» (Нейрат)
A) Неопозитивизм
2311. «Мир есть мое представление» считал родоначальник философии жизни
A) А.Шопенгауэр
2312. Философское течение ХХ века, которое в центр изучения ставит проблемы существования человека
A) экзистенциализм
2313. Автор произведения «Миф о Сизифе»
A) А.Камю
2401. Основоположник феноменологии
A) Э.Гуссерль
2402. Язык как предмет философии становится важным социокультурным феноменом в философии
A) Л.Витгенштейна
2403. К современным школам религиозной философии относится
A) неотомизм
2404. Принцип верификации (истинности) выдвинули философы
A) логического позитивизма
2405. Философ, идеи которого развивает неотомизм
A) Ф. Аквинский
2406. Термин «экзистенция» на русский язык переводится как
A) существование
2407. В центре проблематики экзистенциализма находится
A) индивидуальное бытие человека
2408. Ситуации, которые выдвигаются экзистенциализмом на первый план в понимании человеческого бытия
A) пограничные
2409. Философия, разрушающая старую культуру и формирующая иную культуру на другом коммуникационном пространстве
Постмодернизм
2410. Основное содержание философской герменевтики
A) исследование понимания как условия осмысления социального бытия
2411. Соотношение сциентизма (научного характера философии) с антисциентизмом (отрицанием науки) одна из основных черт философии
A) неклассической
2412. Боги умерли, теперь должен жить сверхчеловек считал последователь философии жизни
A) Ф.Ницше
2413. Основоположником принципа фальсификации, суть которого заключается в опровержении общих положений науки является
A) К.Поппер
2501. Основная особенность философии ХХ века
A) культуроцентризм, антисциентизм
2502. Постмодернизм – это философское учение
A) критикующее классический рационализм
2503. Неотомизм ставит своей задачей
A) совместить научные знания с религиозным откровением
2504. Известный австрийский врач, теория которого оказалась одной из основных систем мировоззрения ХХ века
A) З.Фрейд
2505. Философское направление, возникающее как синтез классического психоанализа с социологическими теориями
A) неофрейдизм
A) иррационализм
2507. Структуру гуманитарного знания в ХХ веке подробно исследовал с позиций постструктурализма
A) М.Фуко
2508. Автор работы «Так говорил Заратустра», полагавший, что жизнь - это борьба слабых и сильных воль
A) Ф. Ницше
2509. Согласно А. Бергсону, сущность жизни может быть постигнута с помощью
A) интуиции
2510. Основу бессознательного, по З.Фрейду составляет
A) либидо
2511. Философское течение, согласно которому человек постоянно находится в страхе, беспокойстве и вынужден философствовать, чтобы сохранить свое наличное бытие
A) экзистенциализм
2512. Направление современной философии, представители которого считают философию только логикой науки, в которой нет морали, сводят ее к «синтаксису языка и науки»
A) неопозитивизм