Развитие естественнонаучной составляющей парадигмы мышления русского космизма: НГ.Холодный, В.Н.Муравьеву А.Л Чижевский
«...Всознании постепенно вырисовывалась все более отчетливо картина мира, космоса во всем его красочном многообразии и во всей его загадочности... »
(Н.Г. Холодный) «Все современное человечество заражено теоретическими заблуждениями... Они нашли благоприятную почву в условиях развития русской интеллигенции, оторванной от народа и власти, вынужденной работать в атмосфере подполья».
(В.Я. Муравьев)
200 «Жизнь... в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное».
(А.Л. Чижевский)
В «Воспоминаниях и мыслях натуралиста» Н.Г. Холодный сделал попытку рассказать о своей жизни как бы изнутри, в непрерывности внешних и внутренних событий, этапов становления духа и души. При чтении их становится понятным, почему этот зрелый человек, маститый ученый и академик целых четыре года на склоне жизни посвящает работе над философскими заметками «Мысли натуралиста о природе и человеке», в которых предлагает свой ответ на «вечные вопросы о бытии человека и Вселенной». В этих заметках он реализует свой давний юношеский интерес к философии, поскольку он никогда не считал свою задачу натуралиста чуждой общечеловеческим, общефилософским проблемам. Его идеал - «мыслящий натуралист», для которого важно «не быть пассивным созерцателем, а поддерживать в себе неудержимый огонь живой деятельности мысли, умело ставящей природе вопросы и настойчиво добивающейся ясного и однозначного ответа на них». Он в сущности не желал глядеться в осколки мирового зеркала, а стремился восстановить в собственном сознании целостную картину мира, понять роль человека в истории и грядущей судьбе космоса: «В сознании постепенно вырисовывалась все более отчетливо картина мира, космоса во всем его красочном многообразии и во всей его загадочности» [428, с. 29], рождалась мысль о космической сущности человека.
Холодный недоумевал по поводу нелепой гордыни человека по отношению к живой и неживой природе, оторванности человека от космоса. Это опасно и для духовной сферы и для практики, ибо провоцирует бесчувственное и невежественное вмешательство этого самозванного «хозяина мира» в «исконные свои владения». Холодный предает анафеме «антропоцентризм», называет его «основным , первородным грехом человеческой мысли», который, в сущности, оборачивается незнанием, сле-
201 потой, бессилием, смертью [428, с. 174]. Особенности отживающего антропоцентрического мировоззрения, по Холодному, следующие:
1. «Убеждение в том, что человек по своему происхождению и по своей природе есть существо особого рода, высшее, отделенное непроходимой границей от всех других живых существ.
2. Основанная на этом убеждении переоценка значения человека в мироздании, доходившая иногда до абсурдного утверждения, что всё в мире создано для удовлетворения его потребностей, как царя и властителя природы. В связи с этим Земле, как месту обитания человека, долгое время приписывалось центральное положение во Вселенной.
3. Очеловечивание или одухотворение органической и частично даже неорганической природы, исходившее из убеждения, что человек и его деятельность, а также человеческое общество - это прототипы большинства предметов и явлений внешнего мира.
4. Уверенность в том, что для познания внешнего мира все сущест
венное можно почерпнуть из знакомства с внутренним, духовным миром
человека и что, изучая этот последний, можно найти основные законы,
управляющие явлениями всей природы» [429, с. 335].
Холодный различает следующие четыре стадии развития антропоцентризма.
1. На первой, самой ранней, стадии этого мировоззрения человек еще не выделял себя отчетливо из окружающей природы и не противопоставлял себя ей. Антропоцентрическое отношение к природе выражалось главным образом в полном или частичном очеловечивании её сил, в первую очередь стихийных, как благодетельных для человека, так и грозящих ему различными бедствиями (солнце, огонь, вода, земля, гром, молнии, бури и т.п.). Очеловечивание сил и явлений природы порождало соответствующее практическое к ним отношение - по образцу отношений более слабых членов первобытного человеческого общества к более сильным; отсюда различные формы религиозного культа - молитвы, за-
202 клинания, жертвоприношения и т.д.. Для этой стадии развития антропоцентризма самой характерной чертой является страх перед природой.
2. На второй, более поздней, стадии развития антропоцентризма, в связи с первыми проблесками научного мышления и с первыми удачными попытками овладения силами природы, человечество постепенно и понемногу начинает освобождаться от первобытного слепого страха перед природой. В то же время оно начинает выделять себя из природы, научается смотреть на нее «со стороны», как на опору своего благосостояния. Первоначальное очеловечивание сил природы уступает место их одухотворению, возникает мир «идей», которым приписывается объективное существование (Платон).
3. На третьей стадии развития антропоцентризма человек окончательно противопоставляет себя природе, возносит себя на недосягаемую высоту, как венца творения, как богоизбранного царя и властителя Земли со всеми её силами и богатствами, которым предназначено свыше обслуживать потребности и удовлетворять прихоти слабого телом, но мощного духом человеческого существа. Человек уже не противостоит миру независимых от него идей, он сам становится его творцом, способным познавать Вселенную «из себя», опираясь только на всеобъемлющую силу своего духа. Человек вырастает в богочеловека, и мания величия на долгие века овладевает им, отдавая во власть призрачных, ошибочных представлений о Вселенной и о собственной его природе.
4. На четвертой и последней стадии развития антропоцентрическое мировоззрение постепенно рушится под ударами новой науки и философии. Антропоцентризм уже не владеет безраздельно умами, но еще существует в скрытой, часто в неосознанной форме, как исторический пережиток, продолжая оказывать влияние на мировоззрение широких масс и даже отдельных представителей интеллигенции. В эту эпоху иногда наблюдается и возрождение первобытного страха перед природой, характерного для наиболее примитивной формы антропоцентризма. Таковы, напри-
203 мер, высказывания некоторых поэтов XIX века. Однако все эти рецидивы
отживающего антропоцентризма с течением времени становятся все более редкими: они не выдерживают длительной борьбы с новыми идеями, в корне меняющими все наши представления о Вселенной.
Связь человека с природой в истории его по преимуществу односторонняя, она выражается в форме зависимости человека от природы, и ей сопутствует, как было уже указано выше, "чувство смутного ужаса перед непонятными и грозными явлениями природы» [429, с. 339]. Поэтому исторически антропоцентризм неизбежен, закономерен, он был в известном смысле реакцией на угнетавшее его осознание тысячелетней зависимости человека от природы. Однако от этой зависимости человек освободился ценой ложного и чрезмерного возвеличивания себя над природой, ценой изоляции от естественной природы, нарушая свое нормальное, естественное, здоровое состояние органической связи с природой.
Холодный включает человека в единую эволюцию природы и космоса - антропокосмизм. Это означает внутреннюю, имманентную связь человека с жизнью природы, когда «человек находится внутри природы» [428, с. 172], а также обязательное наличие в каждой личности «космического чувства» - чувства единения со всем мирозданием и человечеством как важнейшим носителем космической жизни на планете, чувства ответственности «за всех и вся» [428, с. 196-199].
Антропокосмизм, по Холодному, есть реальная основа человеческой активности, творчества, при которых человечество действует в качестве «мощного эндогенного фактора», что сильнее и глубже любых внешних воздействий. В качестве возможной сверхзадачи Холодный видит изменение нынешнего, бессознательного типа существования биосферы, одухотворение материи, торжество разума над «слепыми силами природы» и над потаенными уголками психики, преобразование ин-стинктов, в том числе полового, собственнического, с целью обращения эротической энергии на творчество и работу сознания [428, с. 202].
204 Почему же Холодный выводит идеал не из бытия природы, а из бытия духа? Очевидно, что этот идеал не может быть найден в области несовершенного, эволюционирующего человека как части природы, он может быть извлечен из сферы должного порядка духовно-человеческих явлений. Здесь Холодный расходится с религиозными космистами, которые ориентируются на бытие Бога как конечный идеал, точку «омега» (П.Тейяр де Шарден). Холодный мыслит иначе: он не признает чего-либо вне- или сверхприродного, что не подчинялось бы её непреложным законам, и потому не видит возможности индивидуально-вечного бытия: его нет для человека, как нет его и в природе. Ученый, работавший (не забудем об этом) в условиях жесткого идеологического контроля и репрессий, останавливается, в сущности, на трафаретном ответе о будущем. У него это некий «справедливый общественный уклад», который станет результатом развертывания популярной в марксизме гегелевской модели развития «по спирали». Люди и события, космические эры - все это непрестанно повторяется в разных точках Вселенной, причем на более совершенном уровне, образуя устремленную в бесконечность спираль эволюции. Но Холодный призывал к сердечному, разумному и ответственному отношению ко всей живой и неживой природе, предостерегал от произвольных, не опирающихся на действительное знание преобразований, ибо он знал, как в сталинскую эпоху «боролись» с природой, вопреки имеющемуся знанию и даже здравому смыслу. Холодный полагал, что одно из главных утверждений антропокосмизма состоит в том, что «люди равноценны независимо от их национальности, общественного положения, социального происхождения», но видел, как в государстве набирал обороты «классовый подход», опирающийся на учение об обострении классовой борьбы, сметающий в небытие сословия, классы, нации. Потому его философские работы, увидевшие свет мизерными тиражами в 100 экземпляров, стали своего рода экзистенциальным «поступком» и своего рода политическим подвигом большого ученого.
205 Слову «природа» Холодный придает два значения. В предельно
широком смысле - это синоним Вселенной, космоса. Природа в таком понимании включает в себя и человека, и все созданное его трудом на Земле. Чаще, однако, человек противопоставляется природе, а значительная часть того, что изменено и переработано хозяйственной и культурной деятельностью человека в его естественном окружении, в понятие «природа» не включается. При таком, более обычном и более узком, понимании термин «природа» охватывает только те её части, или, выражаясь метафорически, только те черты её облика, которые «совсем не изменены деятельностью человека или же изменены ею незначительно, незаметно» [428, с. 333].
Наука Нового времени перестала рассматривать человека как центральную фигуру всего мироздания, но в огромной степени подняла его значение во Вселенной, наделив его силами и средствами, необходимыми для «перестройки окружающей природы, для подчинения её воле и разуму человеческого коллектива» [428, с. 332].
Привычное противопоставление человека и природы, по мысли Холодного, покоится на устарелом, отжившем представлении об особом, надприродном положении человека в мироздании и в корне противоречит духу современного научного мировоззрения. В настоящее время такое противопоставление может быть принято только в условном и ограниченном смысле и имеет своей целью подчеркнуть, что деятельность современного человека направлена в основном на преобразование природы, что человек создает в ближайшем своем окружении своеобразную, отличную от естественной, среду, которая может быть названа антропо-сферой [428, с. 333]. Если биосфера есть широкая арена деятельности всех вообще живых существ на нашей планете, то антропосфера - хотя и органичная, но лишь часть биосферы. Антропосфера «обязана своим возникновением высокоразвитой производственной и общественной деятельности человека и, следовательно, подчинена действию особых, социально-
206
экономических закономерностей, не распространяющихся на остальную
природу» [428, с. 333]. Холодный пишет о том, что человек находится не над природой, а внутри природы, он органически связан с природой всем своим сложным существом и действует на неё не извне, а изнутри [428, с. 172]. В этом источник и его слабости и его силы. Источник слабости потому, что бесчисленные и разнообразные связи человека с окружающей природой часто ставят его под удар таких сил, которые им еще не вполне или совсем не изучены и пока не подчиняются его воле. Источник силы, так как изнутри функционируют эндогенные факторы - наука и техника.
Органичная многосторонняя связь человека с природой, справедливо полагает Холодный, является основой, на которой зиждется вся его творческая деятельность, направленная на преобразование естественной среды его жизни. С одной стороны, именно эта связь, вынуждая человека к борьбе с враждебными ему силами природы, является для него главным источником побуждений к деятельности, с другой, она же «вооружает его силами и средствами, необходимыми для преобразования природы с целью улучшения антропосферы, приспособления её к растущим потребностям человека и человеческого общества» [428, с. 333-334].
Холодный пишет: «В природе и особенно в биосфере экзогенные факторы, действуя на какую-либо материальную систему, могут вызвать в ней троякого рода изменения: 1) разрушительные, уничтожающие данную систему, как таковую; 2) поверхностные, быстро исчезающие и 3) более глубокие и длительные, но не оказывающие разрушительного действия. В этом, последнем, и наиболее важном, случае внешние факторы действуют обычно не самостоятельно, а при помощи факторов эндогенных» [428, с. 334]. Чаще всего роль внешних факторов сводится к освобождению, приведению в действие внутренних сил или потенций данной системы, они суть раздражители. В связи с этим, «деятельность человека в биосфере, рассматриваемой как целое, представляет собой мощный эндогенный фактор не только потому, что человек находится внутри природы, но
207 и потому, что он имеет возможность с помощью разума проникать и
вмешиваться в работу тончайшего внутреннего механизма различных явлений природы, внося в них желательные ему изменения» [428, с. 334].
Разум человека,как и инстинкт,- продукт длительной эволюции, продолжающейся и в настоящее время. Однако в то время, как эволюция «инстинкта полностью подчинена закону естественного отбора и, следовательно, основана главным образом на пассивном приспособлении организма к меняющимся условиям среды», разум по самой природе своей активен, и его «приспособляемость» неразрывно связана со стремлением человека воздействовать на окружающую среду, изменять её в соответствии со своими целями . «Активное вмешательство человека в явления природы - наиболее мощный фактор, стимулирующий и направляющий развитие его интеллекта» [428, с. 335].
В чем заключаются основные черты нового миропонимания - ан-тропокосмизма? «Человек раз и навсегда перестает быть центром мироздания. Он становится просто одной из его органических составных частей, не пользующейся никакими привилегиями ни в смысле своего положения среди других существ, ни в смысле происхождения» [428, с. 177]. Из этого положения Холодный выводит ряд важных суждений. Противопоставление человека природе в значительной мере теряет свой смысл. Растущий отрыв от природы - логическое следствие этого противопоставления - все чаще осознается как нечто ненормальное. Провозглашается необходимость оздоровления человека и его быта путем восстановления его естественной связи с природой [428, с. 177].
В отношения человека к природе все в большей мере проникают новые начала - стремление не только подчинить её силы своей воле, но и как можно глубже проникнуть в тайны структуры и эволюции космоса, материи безотносительно к возможности использования приобретенных знаний для практических целей. Рождается убеждение, что только на этом пути можно найти ключ к пониманию природы самого человека как ор-
208 ганической части космоса, им порожденной и с ним нераздельно связанной.
Начинает сдавать свои основные позиции и эгоцентризм. Человек все больше проникается сознанием необходимости дружеского участия в жизни других людей, стремлением не столько брать, сколько отдавать и помогать им. Все формы угнетения человека человеком признаются морально недопустимыми, борьба с ними обостряется. Растет убеждение в равноценности людей, независимо от расы и других биологических особенностей их, а также от их национальности, общественного положения, социального происхождения и т.п. Возникает комплекс идей об изменении существующего социального строя, который теперь «воодушевляет прогрессивную часть человечества в её борьбе за лучшее будущее» [429, с. 337]. Холодный отстаивает мысль, что «именно в человеке живая природа достигла той степени эволюции, на которой в её жизни и дальнейшем развитии начинают приобретать главенствующее значение разум, свободная воля и нравственные идеалы» [429, с. 338]. Благодаря указанным особенностям человека разумного он становится «одним из мощных факторов дальнейшей эволюции природы», благодаря разуму, который «дает возможность предвидеть последствия своих поступков», и воле, которая «направляет познание и деятельность к намеченной цели» [429, с. 338]. Человек продолжает изменения естественного состава фауны и флоры, диктуемые его хозяйственными и культурными потребностями, борется с паразитами и возбудителями заболеваний, с кровососущими насекомыми и другими животными - переносчиками инфекций, сельскохозяйственными вредителями и т.д., что ни в какой мере не противоречит основным положениям антропокосмизма [429, с. 338], ибо «человек остается главным носителем прогрессивных тенденций космической жизни на нашей планете» [429, с. 338].
Именно антропокосмизм возрождает чувство связи человека и природы в новой, более совершенной форме, чем антропоцентризм. Антро-
209 покосмизм, по Холодному, есть «определенная линия развития человеческого интеллекта, воли и чувства, ведущая человека наиболее прямым, а стало быть, и кратчайшим путем к достижению высоких целей, которые поставлены на его пути всей предшествующей историей человечества» [429, с. 339].
Холодный не только вычленяет идеал, но и формулирует одно из важных условий его достижения: «Новое, живое и глубокое ощущение всей полноты, многообразия и красоты космической жизни и нашей связи с этой жизнью, которое можно было бы назвать космическим чувством. Оно же станет и здоровым источником того облагораживающего человека «дыхания вечности», которое лучшие из религиозно настроенных умов прошлого тщетно пытались найти в наивных выдумках, завещанных нам предшествующими поколениями» [427, с. 340]. Основа развития космического чувства - любовь к природе, включая в нее и человека. Для формирования космического чувства должны быть мобилизованы «возможности науки и искусства» [429, с. 340].
Согласно воззрений Н.Г. Холодного, природа и человек - части космоса, но человек при этом всегда остается внутри природы, он имманентен ей. Холодный отстаивал принцип антропокосмизма в противовес антропоцентризму. Человек имеет космическую сущность, но исторически пока оторван, дистанцирован от космоса, хотя ему и свойственно космическое чувство единения с мирозданием. Другим чувством, исконным для человека является единение и солидарность с человечеством и обществом. В сложных социально-политических условиях Н.Г.Холодный не отважился на развитие своих оригинальных проектов будущего и лишь говорив о совершенном будущем и его совершенных людях.
В силу обстоятельств, в которых жил Н.Г. Холодный, его мысли оказались практически недоступными его современникам и, тем более, потомкам, тогда как, оценивая их с позиций нынешнего состояния исто-
210 рии и теории глобально-экологического мышления, необходимо отдать
дань уважения смелости, глубине и подлинной человечности, его пониманию единства человека с космосом, его антропокосмизму.
В.Н. Муравьевактивно-творчески воспринял идеи Н.Ф. Федорова, в особенности понимание труда как основного средства в борьбе против слепых разрушительных сил природы в деле преображения мира и человека, идею регуляции природы, превращения Земли в управляемый космический аппарат и идеи воскрешения предков и строительства городов-) кремлей.
Однако нравственно-религиозный пафос Н.Ф. Федорова сменился у Муравьева верой в технический прогресс, в непогрешимость и абсолютность человеческого разума. Муравьев в своей работе оригинально ставит вечную философскую проблему времени, его необратимости, однонаправленности. Время не обладает абсолютной реальностью, а привязано к материи, оно есть изменяющееся отношение между вещами, движением и изменениями в мире вещей. Это, в сущности, совокупность множественностей, состоящих, в свою очередь, из определенных комбинаций элементов, которые могут быть зафиксированы с помощью математических формул и других символов; тогда возможным является решение проблемы временной необратимости и управления временем через восстановление комбинаций элементов вещей и отсюда путь к воскрешению людей. Таким образом, овладение временем означает возрастание господства людей над материальными, природными процессами.
У Муравьева, в отличие от Федорова, воскресительное, времяпрео-долевающее действие, имея космический, вселенский характер, осуществляется не тотально и всеохватно, а постепенно, последовательным расширением островков власти человека над временем. Это касается и масштабов регуляции и массовидности участвующих людей. Преодолеть рознь и неродственность означает остановить предначала хаоса и смерти, хотя бы это и делалось порой формами благого насилия. С его точки зре-
211 ния, в космических балансах сил и потоков человеческая активность есть
времяобразующий фактор. Время - не объективно, не субъективно, а про-
ективно.
По Муравьеву, наша часть Вселенной подвластна организующей мощнейшей деятельности человечества. Реальные ценности, созданные культурным творчеством, проходя через различные слои мира, насыщаются энергией действия, становятся частью организованного космического целого. Муравьев развивал идеи, близкие идее ноосферы. Время -есть «время-жизнь» - более реальное представление, чем физико-астрономическое истолкование времени [См.: 348].
Муравьев считал любую деятельность по изменению природы культурной деятельностью. Культура есть непрерывный процесс передачи из поколения в поколение определенных «формул» для восстановления вещей. Чтобы научиться овладевать временем, необходимо, по Муравьеву, прежде всего преодолеть разделение культуры на два типа:
- «символическую», в которую входят все виды искусства, теоретические науки, знание в целом, способное вырабатывать проекты и символы возможных действий;
- «реальную», в которую входят все виды деятельности, реально изменяющие мир.
Муравьев считал важным создание единой культуры нового типа с организующей ролью разума, «сознательной волей человечества», где не будет разрыва между теорией и практикой. Возможность для создания культуры такого типа Муравьев находит в объединении человечества на основе общего дела, организованного в виде проекта и выраженного системой математических формул, фиксирующих действия как всего человечества в целом, так и каждого отдельного участника этого грандиозного дела. Культурный идеал эпохи будет создаваться на основе синтеза результатов науки и достижений искусства. Все это позволит объединенному человечеству правильно организовать совокупность множества эле-
212 ментов, которые сопряжены друг с другом и со всей Вселенной, осуществить коренное преобразование всех основ жизни согласно идеалам разума. Тип нового братского управления собой и Миром Муравьев называет «космократией», «пантократией». Победу над смертью в конце концов одержит «анастатика» - искусство воскрешения мертвых. В результате на смену земной истории придет история солнечная, которая впоследствии в силу развития технического прогресса и роста мощи объединенного человечества сменится историей космоса, как и у А.В. Сухово-Кобылина.
Помещенная в сборнике «Из глубины» (1921) статья В.Н. Муравьева «Рев племени» пронизана ощущением рвущегося на глазах исторического времени. Впервые история как бы ставит живой эксперимент по возможности создания единой организации в масштабах России - страны-континента, с огромными людскими и природными ресурсами. Позади остались конкуренция и разъединение экономической жизни. Если государственное планирование соединить с наукой и упор сделать не на социальной, а на природной революции, то последняя может обрести космическое измерение. Муравьев верил в то, что началась (должна начаться) в великой России новая, великая жизнь на основе всех извлеченных духовных уроков. «Мы присутствуем при величайшей в истории мира героической попытке изжечь зло старой культуры и построить новую культуру на истинно трудовых и общечеловеческих началах» [См.: 279].
Муравьев отчетливо фиксирует многие грани кризисности современного общества, начиная этот анализ с России. Некогда цельное миросозерцание древнерусского человека раскололось на мысль и действие. От некогда соборного тела народа отошла интеллигенция, корни которой идут от начала петровской европеизации России. Образованная часть общества стала усваивать западное миросозерцание, а народ жил еще три столетия старым «запасом идей, верований, психологических и действенных навыков, накопленных в средних веках русской истории» [279, с. 410]. «Наконец к началу XIX века народ оказался вовсе без миросозерцания»;
213 «старое умерло, нового он не усвоил» [279, с. 413] по той причине, что
«русское интеллигентское миросозерцание есть доведенное до конца отвлеченное построение жизни» [279, с. 413]. «Все современное человечество заражено теоретическими заблуждениями. Но в нашей интеллигенции они достигли небывалой степени. Они нашли благоприятную почву в условиях развития русской интеллигенции, оторванной от народа и власти, вынужденной работать в атмосфере подполья. Характер этой работы, отделенной от действия и лишенной возможности проверять свои выкладки осуществлением воспитал целые поколения людей в безответственной мысли» [279, с. 413]. В русской революции «встретились и соединились две расщепленные части русской души - душа умствующая и душа действующая» [279, с. 413]. «Все поведение интеллигенции руководилось именно убеждением в необязательности и безответственности её собственных мыслей. Выращенные в области отвлечений, где нет реального сопротивления действительности и постоянного корректива жизни, они создали мир, ничего общего с миром русским не имеющий. И когда настоящий русский мир, оставленный ими на произвол судьбы, на них обрушился, они пришли в состояние ужаса и растерянности» (279, с. 419]. Народ проверил интеллигенцию, приняв её «на слово и судил действием»; «разрушив Россию», «уничтожил и интеллигенцию» [279, с. 415, 416]. Необходимо возвращение к давней правде народа, что сродни покаянию, а, следовательно, и воскресению. «Покаяние русского народа совершится возвращением его через русское будущее к русскому прошлому или воскрешением его через прошлое к будущему» [279, с. 416]. «Надо вернуться вспять, к глубинным залежам, испокон века обогащавшим русское сознание»; ибо «там, в суровой сосредоточенности единой народной мысли рождалась могучая плодотворная культура» [279, с. 422].
Не только русскую, но и западноевропейскую культуру Муравьев обличает в симптомах кризисности: господстве «хлебной и плотской истины», «кажущейся правды»; «раздвоенности мысли и действия», умст-
214 венной оторванности от жизни, отрыве мысли от действия; примате времени настоящего и забвении прошлого; чаяниях личного спасения, отсутствии соборности, в безродности; распространенности общения внешнего, или принудительного; разорванности культур, переходе к безрелигиозной культуре и др.
Меж тем культура, согласно Муравьеву, - наиважнейшее условие социальных преобразований. У него культура - явление не только антропоморфическое, - она одновременно представляет собой часть природы и обладает космическим смыслом. Культура выражает собой положительное направление мирового процесса, имеющего ярко выраженную тенденцию к организованности. «Мир испокон века держится родством и соборностью» [279, с. 420]. Соборность, по Муравьеву, есть высший вид стадности, стадность - органическое соединение людей, в основе которого лежит родство, сознание единого, связующего кровного корня. Если есть в мире, как об этом говорит наука, тенденция к обесцениванию и рассеянию энергии, значит, есть и противоположный процесс, он проявляется в организующей - «капиталистической» - деятельности людей, хотя еще слабо выделяется в естественный мировой процесс. Культура есть, таким образом, природное явление, интенсивно захватывающее в себя, вовлекающее все новые и новые элементы и, в конце концов, овладевающее всей природой.
Велика роль сознания - силы, превращающей первобытную стихию в культуру. Первичная природа - это природа без человеческого разума, вторичная природа - это природа, обработанная разумом [348, с. 191]. «Мы восстаем против косных и слепых сил природы и пытаемся заменить их действие деятельностью нашей воли, осуществляющей, вместо их бессмысленных велений, цели нашего разума. Уже давно человечество, вооруженное наукой и техникой, во всех странах мира ведет эту войну против разрушительной мощи стихий, уничтожающих не только начинания человека, но и самого человека» [348, с. 190]. И становится ясным, что эта
215 борьба с целью овладения природой и управления ею есть реальная задача всякого хозяйствования, одинаково в форме регулирования естественных сил и в форме производства или преобразования материального мира. И когда речь идет о грядущей эпохе новой культуры, для окончательного освобождения человека от сковывающего его рабства, для создания вторичной природы, «построенной трудом и разумом» [348, с. 190-191], нужно наметить четкие ориентиры .
Муравьев замечает, что в эпохи радикального революционного переворота, бурного вскипания общественных сил обнаруживается особенная дерзновенность мысли и поиска. Революция обычно выявляет скрежещущие диссонансы человеческой природы, обрекающие на фиаско все идеальные построения ее теоретиков, однако сам порыв активизирует мысль, и она ищет для приложения сил наиболее существенные области, такие, в которых сможет на глубинном уровне действительно гармонизировать натуру человека. Октябрьская же революция, по мысли Муравьева, еще глубже и болезненнее копнув социальные и культурные основы жизни, чем все предыдущие, подвела мысль к «другой, еще более обширной, задаче преобразования основных законов самой природы, поскольку эти законы противоречат идеалам нашего разума и воли».
В.Н. Муравьев горел желанием участвовать в создании «новой и небывалой культуры», творчестве самой жизни, ибо был представителем благородного русского рыцарства, готового постоять за культурные святыни России, и уповал на то, что этот переворот трансформируется в третью революцию - «революцию духа», которая начнет планетарно-космическое преобразование. К величайшему сожалению, порыв его оказался тщетным.
Среди всех онтологических проблем ученый особое внимание уделяет характеру времени, главное качество которого - проективность. Другим онтологическим основанием взглядов В.Н. Муравьева является его понимание сознания как содержащего не просто копии мира, а мысли
216 и стратегии действий. Между ними возможен раскол, расхождение, что и
служит истоком кризиса мироотношения, культуры, в том числе, характерного и для России. Культура возможна пока разум выполняет организующую роль. Идеалом культуры служит синтез науки и искусства. Муравьев согласен со своими предшественниками, разделяющими историю человечества на земную и космическую. Но будущее, по В.Н. Муравьеву, делается здесь, на Земле и, точнее, в человеке, в его миросозерцании. Здесь необходимо возвращение к единому народному миросозерцанию, где слиты мысль и действие. Только на этой почве возможна могучая и плодотворная культура, разумное планетарное преобразование и космическое будущее человечества.
Интерес к творчеству В.Н. Муравьева в контексте формирования глобально-экологического мышления в России обоснован и самим содержанием его идей и тем, что наследие его, как и Н.Г. Холодного, надолго оставалось невостребованным, известным лишь крайне узкому кругу специалистов.
Кроме географической оболочки Земли в понятие «среды» как детерминанты биологической и социальной формы организации материи А.Я. Чижевскийвключил космическое пространство - факт принципиальной мировоззренческой значимости. Отсюда следовал вывод, что развитие органического мира на нашей планете не автохтонный, замкнутый исключительно на самом себе процесс, а результат комплексного действия земных и космических агентов, из которых вторые являются главными.
Большая часть физико-химических процессов на Земле, по Чижевскому, представляет собой результат воздействия космических сил, которые всецело обусловливают жизненные процессы в биосфере. Более того, органический мир в каждый момент самым чутким образом отражает в себе перемены или колебания, имеющие место в космической среде. В поисках подтверждения данного тезиса Чижевский с помощью медико-
217 статистических исследований установил синхронность долгопериодиче-
ских колебаний вспышек и угасаний разного рода эпидемий и колебаний солнечной активности в среднем кратных одиннадцатилетнему циклу. Его исследования динамики природы в космическом измерении позволили выделить долго-периодичные (60, 35 и 11,1 года), среднепериодичные, краткопериодичные колебания активности Солнца и биосферы, а также спорадические и резонансные влияния космоса, которые затем были подтверждены экспериментально и ныне признаны естественными науками и науками о человеке, о его биологическом и социальном здоровье.
Заслуживает внимания также вывод Чижевского о наличии взаимодействия различных составляющих биосферы между собой. Он считал, что подобно тому, как сложная совокупность метеорологических явлений воздушного океана предст