Русская религиозная философия и культура

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКОВ

КАК ДУХОВНОЕ ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО

АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА

К середине XIX века, кануну буржуазных реформ в России завер­шился один из важных внутренних этапов в историко-культурном Про­цессе страны. Основным содержанием его было развитие национальной культуры и проявление главных ее особенностей: гуманизма, сопричаст­ности общественному процессу, гражданственности и повышенного вни­мания к человеку. Стала очевидной и способность к усвоению элементов культуры других народов при сохранении национальной самобытности и цельности.

Буржуазные реформы середины XIX столетия обозначили начало капиталистического периода в истории России и имели большое влияние на социально-культурную жизнь: потребовали более высокого общекуль­турного уровня общества, развития всех отраслей знания и их технико-технологических приложений, новых форм и функций социальных инсти­тутов.

Именно с середины XIX века в России сложилась и стала заявлять о себе как действующая социальная сила русской истории интеллигенция. Стала складываться и наполняться своеобразным содержанием социаль­но-культурная среда. Общественный оптимизм и демократизм стали наи­более распространенными духовными веяниями эпохи.

В этом широком потоке российской духовности совершенно зако­номерным и естественным выглядит постепенное становление целой ко­горты мыслителей философского склада в науке, культуре, самой фило­софии, которые обратились своим исследовательским взором к проблем­ное™ этого духа, его источникам и причинам, кризисному состоянию че­ловеческого сообщества и путям развития, которые могут усугубить эту

34 кризисность до социальной катастрофы либо вывести к устойчивому и

позитивному будущему все человечество.

В истории философии традиционными предельными основаниями, раскрывающими сущность бытия человека в мире, выступают «природа», «человек», «общество», «Бог». Восхождение большой когорты отечест­венных мыслителей к оригинальному их пониманию обусловлено специ­фическим мироотношением, сформированным в родовых гнездах отече­ственной философии и науки, где они родились и воспитывались, в веду­щих и передовых гимназиях, лицеях и университетах России, где состоя­лись знаменательные встречи с Учителями, наставниками, как правило, мятежного духа. В судьбе практически каждого мыслителя произошли эк­зистенциально-личностные драмы и разломы, пережитые мучительно, но, вместе с тем, и учительно. Наконец, самым главным «тиглем» был «огонь самосотворения» (Ю.М. Лотман) и ответственности перед Отечеством за свое подлинное и глубинное призвание и предназначение.

С целью выявления всех означенных граней судьбы философов в диссертации предпринимается сочетание анализа движения теоретиче­ских идей со специфическим индивидуальным биографическим материа­лом, что позволило построить ряд творческих портретов отечественных мыслителей второй половины XIX - первой половины XX веков. Кроме того, следует отметить, что мироотношение большинства отечественных «героев духа» отличается критичностью и прогностичностью. Своим творчеством они весьма богато наполнили новым смыслом и содержани­ем обе жизненные ориентации - в мир, внешний для человека, и в его внутренний мир. «Новые идеи могут приходить,-считал В.Ф. Одоевский, -в голову только тому, кто привык беспрестанно углубляться в самого се­бя, беспрестанно представать пред собственное свое судилище и оцени­вать все малейшие свои поступки, все обстоятельства жизни, все неволь­ные свои побуждения; в сии минуты внезапно раскрываются пред ним но­вые миры идей» [293, с. 86]. Практически мыслители вышли к последова-

русская религиозная философия и культура - student2.ru 35 тельной, всей своей жизнью созданной и пережитой новой системе ценно­стей, которая изменяла их самих и проявляла способность к значитель­ному опережению времени и все расширяющемуся влиянию на традиции духа и культуры всего XX столетия. Можно с уверенностью утверждать, что отечественные философы и ученые второй половины XIX - первой половины XX веков, проявив жизнетворческое отношение к себе и миру, реализовали его в оригинальных формах предчувствий и интуиции, пред­восхищений и теоретических интенций, прогнозов и проектов глобально-экологического содержания и направленности.

2.1. Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой: философско-литературные

Наши рекомендации