Медея Еврипида: конфликт и характеры.
Еврипид (около 485-406 до н.э.).Социальный кризис афинской рабовладельческой демократии и обусловленная им ломка традиционных понятий и взглядов наиболее полно отразились в творчестве младше- го современника Софокла-Еврипида..В противоположность Софоклу Еврипид непринимал непосредственного участия в политической жизни государства, однако он живо интересовался общественными событиями. Его трагедии полны разнообразных политических высказываний и намеков на современность.
Большого успеха у современников Еврипид не имел. От Еврипида дошло до нас полностью 18 драм (всего он написал от75 до 92) и большое количество отрывков. Драматург приблизил своих героев к действительности;он,по свидетельству Аристотеля,изображал людей такими,"каковы они есть".Персонажи его трагедий,оставаясь,как и у Эсхила и Софокла,героями мифов,наделялись мыслями,стремлениями,страстями современных поэту людей.
В ряде трагедий Еврипида звучит критика религиозных верований и боги оказываются более коварными,жестокими и мстительными,чем люди. По своим общественно-политическим взглядам был сторонником умеренной демократии,опорой которой он считал мелких землевладельцев.В некоторых его пьесах встречаются резкие выпады против политиков-демагогов:льстя народу,они добиваются власти,чтобы использовать ее в своих корыстных целях.В ряде трагедий Еврипид страстно изобличает тиранию:господство одного человека над другими людьми вопреки их воле ему представляется нарушением естественного гражданского порядка.Благородство,по Еврипиду,заключается в личных достоинствах и добродетели,а не в знатном происхождении и богатстве.Положительные персонажи Еврипида неоднократно высказывают мысль,что безудержное стремление к богатству может толкнуть человека на преступление. Заслуживает внимание отношение Еврипида к рабам.Он считает,что рабство-это несправедливость и насилие,что природа у людей одна и раб,если у него благородная душа,ничуть не хуже свободного.
Еврипид часто откликается в своих трагедиях на события Пелопоннесской войны.Хотя он гордится военными успехами соотечествеников,но в целом относится к войне отрицательно.Он показывает,какие страдания несет война людям,прежде всего женщинам и детям.Война может быть оправдана только в том случае,если люди защищают независимость своей родины. Эти идеи выдвигают Еврипида в число самых прогрессивных мыслителей человечества. Еврипид стал первым известным нам драматургом,в чьих произведениях характеры героев не только раскрывались,но и получали свое развитие. При этом он не боялся изображать низкие человеческие страсти, борьбу противоречивых стремлений у одного и того же человека.Аристотель назвал его трагичнейшим из всех греческих драматургов.
Трагедия Медея была поставлена на афинской сцене в 438г. В ней изображена дочь колхидского царя , полюбившая одного из аргонавтов.Из ревности Медея вопреки нормам полисной этики идет на преступление—убийство собственных детей (своего рода преломление софистской теории, что человек—мера всех вещей). Еврипид выступает как глубокий психолог, показывает бурю страстей в душе Медеи, когда та задумала убить своих детей. Конфликт в ее душе между любовью к детям и ревностью к мужу, между страстью и чувством долга. Еврипид раскрывает душу человека, истерзанного внутренней борьбой, он не приукрашивает действительность, характеры реалистичны ( и в жизни страсть часто берет верх над долгом). Характеры реалистичны, но концовка дается по мифу, появляется бог Гелиос, дед Медеи, и спасает ее. Это придает мифологическую окраску всему образу героини, но в целом очень психологично.
Меде́я (др.-греч. «замышлять, придумывать», «мысль, замысел») — в древнегреческой мифологии колхидская царевна, волшебница и возлюбленная аргонавта Язона.
Медея_была_дочерью колхидского царя Ээта и океаниды Идии, внучкой бога Гелиоса, племянницей Цирцеи
Полюбив предводителя аргонавтов Ясона, она с помощью волшебного зелья помогла ему завладеть золотым руноми выдержать испытания, которым его подверг её отец.
После похищения руна Медея бежала с Ясоном и аргонавтами На борту корабля вышла замуж за Ясона
Ясон захотел жениться на Главке(дочь царя Коринфа Креонта) Брошенная Медея пропитала волшебными травами роскошный пеплос(женская одежда) и послала отравленный подарок сопернице. Когда царевна
16
надела его, платье немедленно вспыхнуло, и Главка сгорела заживо вместе с отцом, который пытался её спасти. Затем Медея собственноручно убила своих сыновей от Ясона (Мермера и Ферета) и скрылась на посланной её дедом Гелиосом крылатой колеснице, запряжённой драконами.
Этот сюжет был популяризирован Еврипидом: драматург внес психологическую мотивацию в убийство Медеей своих детей, показав, что она не была ни варваром, ни сумасшедшей, а совершила этот поступок, потому что это было лучшим способом причинить Ясону боль. (Современные писателю злые языки утверждали, что Еврипид приписал убийство мальчиков их матери, а не коринфянам, как было раньше, за огромную взятку в 5 талантов, нацеленную на очищение доброго имени города).
Сбежав от Ясона, Медея направилась в Фивы, где она исцелила Геракла (также бывшего аргонавта) от безумия после убийства им детей. В благодарность герой разрешил ей остаться в городе, но разъяренные фиване против его воли изгнали волшебницу и убийцу из своих стен.
«Меде́я — трагедия древнегреческого драматурга Еврипида, представленная в 431 году до н. э.. Она входила в тетралогию, которая, кроме той, включала трагедии «Филоктет» (утрачена) и «Диктис» (утрачена), а также сатировскую драму «Жнецы» (также утрачена).
Сюжет
История Медеи является частью мифа о походе аргонавтов. Когда Ясон вступил в бой с огнедышащими быками и драконом, охранявшим золотое руно, полюбившая его Медея ( помогла ему укротить быков и дракона, а сама решила последовать за ним в Грецию. Чтобы задержать своих родных, преследовавших аргонавтов, Медея при отплытии из Колхиды убила захваченного ею брата и разбросала куски его тела по берегу; пока потрясенные родственники собирали растерзанные члены юноши, аргонавты успели отплыть. Прибыв в Иолк уже в качестве супруги Ясона, Медея уговорила дочерей Пелия совершить волшебный обряд, который должен был вернуть ему молодость, но коварно обманула их, и старый царь умер мучительной смертью, после чего Ясону с женой и сыновьями пришлось искать приюта в Коринфе, где Ясон и задумал жениться на дочери местного царя Креонта. С этого момента начинает свою трагедию Эврипид. Предшествующие события даны ретроспективно. Медея, решив отомстить сопернице, послала ей через своих детей отравленный пеплос и диадему, детей же своих она убивает, чтобы еще ужаснее отомстить Ясону.
15
Итак, мы имеем три силы, входящие как, по видимости самостоятельные, составляющие в конфликт трагедии: государство, олицетворяемое Креонтом, род, ценности которого отстаивает Антигона и боги, воля которых открывается Тересию. Но конфликт, по понятию, есть столкновение не просто различных, но противоположных сторон, а таковых может быть только две. При более внимательном анализе трагедии обнаруживается, что так оно и есть. Надо только при этом иметь в виду, что смысл подлинного произведения искусства, как и любого творения культуры, выходит за рамки своего временнóго духовного горизонта, и последующие поколения видят в нем нечто иное, бóльшее, чем современники. Возможно, во времена Софокла «Антигона» воспринималась в совершенно греческом духе, как трагическое столкновение человека с могущественными богами.
Креонт и Антигона – оба жертвы Рока, и их прямое столкновение в трагедии необыкновенно усиливает накал событий. Для греков они оба не правы в своей человеческой гордыне. Но Антигона в меньшей мере, поскольку, хоть и не отличаясь смирением, как то подобает женщине и тем более дочери прóклятого Эдипа, она отстаивает религиозные заповеди, грекам близкие и понятные, а Креонт действует от своего лица, облеченного, правда, властью, но что такое власть в разделенной на сотни государств Греции по сравнению с общей для всех эллинов религией, сросшейся с легендарной исторической славой народа. Поэтому мы чувствуем, что и Софоклу, ведь и он же грек, Антигона более симпатична, чем Креонт, и эту свою симпатию и сочувствие, будучи гениальным художником, он передает читателю и зрителю. Кто, читая трагедию или присутствуя на спектакле, не испытывал сочувствие и жалость к Антигоне? А кто почувствовал симпатию к Креонту? Поистине – волшебная сила искусства! Что же на самом деле значит для культуры, не только греческой, но мировой разыгравшаяся в драме Софокла трагедия?
Возможно ли примирение антигон и креонтов? Расцветом жанра трагедии в литературе Греция дала свой ответ. Но гений Софокла вместил в трагедию скрытый намек. Не случайно в конфликте странным образом задействованы три силы. Никто из богов ни разу не появляется в трагедии, а в греческих драмах участие богов в действии не было редкостью, но они постоянно присутствуют не только в репликах действующих лиц, но и в восприятии читателя или зрителя. Финал трагедии весь проходит под знаком невидимого божественного вмешательства, то, что здесь происходит, выше человеческого – оно ужасно и вместе с тем справедливо. Неведомый Рок карает людей, но не за то ли, что он им неведом!
14
и о происхождении Эдипа, и об убийстве Лайя – но может ли он это рассказать? Заботливого правителя злит молчание мудреца. Попутно у Эдипа появляются подозрения о его соучастии в убийстве, которое якобы выгодно Креонту. В голове выстраивается логическая цепочка, и вот он уже обвиняет Тиресия. Сложное психологическое развитие получает эта сцена. Оскорбленный прорицатель говорит: «Убийца, тобою разыскиваемый,— ты сам...».
13
вопрос и она не будет его решать. Афина назначает суд из самых достойных афинян. Эриннии жаждут смерти. Аполлон выступает защитником отцовского права за Ореста. На весах по 6 камешков с обеих сторон → в пользу Ореста. Афина предлагает эринниям стать милосердными богинями, которые будут способствовать процветанию государства. – эвменидами. Афина прекращает цепь бесконечных убийств и мщений. Побеждают молодые боги.
Содержание трилогии — судьба рода Атридов, в лице его самых славных представителей, Агамемнона и его сына Ореста. Перед Троянским походом Агамемнон приносит в жертву своему честолюбию свою дочь Ифигению; он достигает своей цели и возвращается на родину победителем, но здесь погибает от руки своей жены Клитемнестры, действующей под влиянием жажды мести за смерть дочери и преступной любви к родственнику своего мужа, Эгисту. Малолетний сын Агамемнона, Орест, не был свидетелем этой расправы: он воспитывался вдали от родины. Когда он вырос, он обратился к Аполлону с вопросом, что ему делать; тот приказывает ему помнить прежде всего о долге мести. Повинуясь этому приказанию, Орест убивает мать, но этим навлекает на себя гнев Эриний, богинь мщения, которые отныне не дают ему покоя. Он ищет убежища в Дельфах, в храме Аполлона; тот обещает ему не покидать его и велит обратиться к суду Афины. Преследуемый Эриниями, Орест бежит в Афины: сама богиня учреждает суд — позднейший Ареопаг, который оправдывает Ореста; умилостивлением оскорбленных Эриний, которые становятся Эвменидами, кончается трилогия.( благосклонно относящаяся к раскаявшимся преступникам.)
17
Греческая комедия — древнейшая из известных форм комедии, которая развивалась в Древней Греции V—III вв. до н. э. (главным образом в Аттике)
В отличие от той части «Поэтики» Аристотеля, где разбирается понятие трагедии, сочинение великого мыслителя о комедии не дошло до Нового времени.
Аристотель различает трагедию и комедию по следующим основаниям:
· герои трагедии — люди высокого положения, комедии — всякий сброд;
· предмет трагедии — события великого общественного значения, комедии — повседневные происшествия из частной жизни;
· трагедия, как правило, основана на исторических событиях (мифах), тогда как сюжет комедии полностью выдуман автором.
От всей древней аттической комедии до Нового времени уцелели только 11 пьес Аристофана
По своей форме комедия Аристофана — цепочка комических ситуаций, комментирующих вопросы политической жизни Афин. Комедии Аристофана напичканы шутовством, плясками, песнями, инвективами, зачастую обсценного свойства. Хор зачастую был одет в звериные шкуры, актёры выступали в гротескных масках, действие завершалось всеобщим пиршеством
Непристойные насмешки, которыми славились комедии V—IV вв. до н. э., иногда переходили все границы дозволенного. Известны попытки ограничить вольность комедиографов законом
Аристофа́н (444 до н. э. ) — древнегреческий комедиограф, прозванный «отцом комедии».
Всадники
Само произведение является сатирой на социально-политическую жизнь классических Афин во время Пелопоннесской войны. Эта черта характерна для всех ранних пьес драматурга. Дошедший до настоящего времени текст изобилует выпадами против Клеона с его провоенной демагогией. Комедия в значительной мере опирается на аллегории, прекрасно знакомые афинянам этой эпохи и нуждающиеся в комментариях сегодня. В частности, Клеон своему сопернику в пьесе, Колбаснику, часто намекает на богатый малоазийский полис Милет
Комедия в 424 г. получила первый приз на соревновании драматургов. Она представляет собой не только пародию на современные Аристофану Афины, в ней не только заложен антивоенный пафос, но широко представлены темы справедливости, заботы о родном полисе, несовместимые с глупостью, жадностью и пустословием.
«Облака»
Поставлена в 423 году до н. э. на Великих Дионисиях; заняла третье место в состязании
Впоследствии Аристофан начал переделывать комедию для вторичной постановки, но не довёл работу до конца и новой постановки не осуществил. Сохранившийся текст «Облаков» представляет собой вторую, частично переработанную версию (в ней добавлены: жалоба на несправедливость публики; спор между Правдой и Кривдой; конечная сцена поджога «мыслильни»).
Пьеса направлена против софистов, высмеивающихся в лице Сократа (хотя в постановке пародируется учение не Сократа, а видного софиста Антифонта), и вообще против нового образа мыслей и суждений, чуждого консерватору Аристофану, воспринимавшегося им как нечто «туманное» (нагоняющее «облака» пустословия) и вредное.
Сюжет
Старый земледелец Стрепсиад — в долгах из-за сына Фидиппида, проматывающего деньги на занятия конным спортом.
Стрепсиад ищет помощи у соседа — мудреца Сократа; придя в «мыслильню», где Сократ обучает молодёжь, Стрепсиад просит научить его хитрым речам и увёрткам, которые позволили бы не отдавать долгов. Но Стрепсиад оказывается негодным для науки, и тогда вместо него идёт учиться Фидиппид.
Пройдя обучение в «мыслильне», Фидиппид и в самом деле помогает отцу уйти от уплаты долга; однако, выучившись «кривде», начинает презирать дорогие Стрепсиаду старые обычаи, выходит из послушания и даже избивает отца.
В финале пьесы Стрепсиад, испытав позднее раскаяние и нечто вроде прозрения, проклинает софистику и поджигает «мыслильню»
18
Комедия Аристофана – это своеобразная политическая комедия, содержащая отклики автора на происходящие события, и прежде всего события Пелопонесской войны.
Комедия «Мир»: поэт обратился к этой теме в связи с начавшимися политическими событиями: шли разговоры со Спартой о заключении мира. Они проходили трудно и были ещё не закончены, когда осуществилась постановка комедии. Не исключено, что она оказала благоприятное воздействие на исход переговоров. В пьесе изображается борьба за мир, которую ведёт крестьянин, земледелец Тигрей. Вконец измученный тяготами войны он откармливает навозного жука до лошадиных размеров и взлетает на нём на Олимп. Чтобы призвать богов к ответу за непрекращающуюся войну. Однако на Олимпе он застаёт свирепствующего бога войны Полемоса, н он не отчаивается и призывает к помощи хор, который состоит из людей занимающихся разного рода деятельностью и почти со всех концов Эллады. Он оказываются не в равной мере усердными при освобождении богини мира. По-настоящему стараются земледельцы, они больше всех заинтересованы в наступлении мира. Когда хор освобождает богиню, они поют ей славу. Далее хор отправляется в поля на мирную работу. Финал комедии исполнен ликующей лирической приподнятости, представлен как финал деревенской демократии, наконец добившийся осуществления своего желания.
Тема мира получила своеобразное продолжение в «Лисистрате». Комедия создавалась в условиях ухудшившегося положения Афин. Пелопонесская война продолжалась, и Спарта приобретала новых могущественных сотрудников, в том числе и Персию. В этот раз в комедии инициаторами заключения мира становятся женщины и девушки всей Греции, которые много выстрадали от тягот войны, уставшие от разлук и потерь. Аристофан обращается к тому, что объединяет всех воюющих мужчин: к их потребности в любви. Эта общечеловеческая потребность оказывается под угрозой. Женщины со всей Греции объединились во главе с афинянкой Лисистратой и уединились на Акрополе. Запершись там они отрекаются от мужской любви до тех пор, пока мужчины не закончат войну, кроме того женщины также овладевают казной государства. Все попытки мужчин изменить положение оказываются тщетными.
В комедии органично соединено серьёзное с шуточным и весёлым. Сама комедийная ситуация способствует обилию двусмысленных сцен. И они решены вполне в духе комедийного искусства. Аристофан, который никогда не стесняется в выборе комедийных средств, способен вывести на сцене всё, что есть в природе или человеческой жизни. Комедия завершается победой женщин. Мужчины враждующих сторон примиряются, и тогда женщины выходят из Акрополя. Следует всеобщее ликование. Лисистрата предлагает почтить богов и не впадать в военное противостояние…
«Мир»
Поставлена в 421 году до н. э. на Великих Дионисиях;
Сюжет
Пожилой виноградарь Тригей, уставший от войны и раздоров между греческими городами, на гигантском навозном жуке отправляется на небо, чтобы поговорить с Зевсом.
Прибыв туда, Тригей узнаёт от Гермеса, что Зевс с другими богами в отлучке, а вместо них в доме богов поселился Полемос (Война). Полемос бросил богиню мира Ирину в пещеру и завалил камнями; вместе с прислуживающим ему Ужасом он собирается «стереть в порошок» греческие города в огромной ступке, изображающей войну.
Тригей при помощи греческих поселян, составляющих в этой комедии хор, освобождает Ирину, а вместе с ней — Жатву и Ярмарку (в виде двух молодых девушек), и приводит их на землю.
Далее следует подготовка к большому пиру с рядом комических эпизодов; завершается пьеса свадьбой Тригея и Жатвы.
Как и другие комедии Аристофана, «Мир» содержит множество сатирических и политических выпадов. Язвительно высмеиваются недавно умершие политики - афинянин Клеон и спартанец Брасид, пародируется Еврипид.
«Лиси́страта»
созданная около 411 г. до н. э., о женщине, которая смогла остановить войну между Спартой и Афинами хитроумным способом — с помощью женской «сексуальной забастовки».
Комедия создавалась в условиях ухудшившегося положения Афин. Пелопоннесская война продолжалась и Спарта приобретала новых могущественных соратников, в том числе и Персию. В этот раз в
19
Древнегреческая историография. Геродот. Фукидид
Возникла в 6 в. История как наука - в 5 в.
Прозаические жанры появляются позже поэтических. Дело не в легкости запоминания этих текстов. Проза возникла тогда, когда общество перестало удовлетворяться мифологическим объяснением мира. Когда возник интерес к знаниям. Эмоциональное познание мира возможно коллективно, но научное познание так невозможно. Проза появляется вместе с идеей государственности.
Исторические, философские произведения пишутся по закону художественного творчества, хотя древний грек понимал, что наука представляет факты, закономерности. Но стиль изобиловал метафорами, эпитетами, сравнениями и т.д. Первые создатели прозы – логографы.
Термин «история» - от греческого глагола «ведать» - но ведать на основе виденного. Историческая наука возникает как изучение человека и общества в развитии. Второй вопрос: почему история возникла именно у греков? Македонский пришел в земли нести культуру, но там уже была. Но нигде не было исторического знания. Историческое знание может появиться только у свободного народа
Геродот(485-428) -«отец истории» (Гораций)
Родился в Малой Азии, много путешествовал. Геродот делает упор на факт, а не на рассказ. У Геродота появляется главная задача истории – самопознание для прогнозов на будущее.
«История». Разделили грамматики на девять частей, названия по имени муз. Геродот разделил на две части. Первая часть: становление персидской монархии. Вторая часть: события Греко-персидской войны. До конца он ее не довел. Закончил на освобождении Эллады и вопросе куда перенести дальнейшие военные действия. Простое начало: «Вот изложение трудов Геродота…» Причины войны - противостояние менталитета западного и восточного. Считает, что греки победили, потому что они свободны. Смешение историка и мифолога: причины войны – похищение женщин. Идея: ничего сверх меры. Персы хотели сверх меры, вот и поплатились. 1 часть посвящена персидским государствам и этническим группам.
Включает диалог, каждое слово важно, метафора, деталь, неожиданная развязка.
Цель Геродота – сохранить в памяти людей значительные события и имена.
Не мог отличить истину от мифа → много мифов описано как реальность, верит в оракулы, зависть богов.
Скорее художник, чем историк, тк много вставных новелл.
Пример вставной новеллы в «Истории»: «Перстень Поликрата».
Поликрат –один из тиранов (правители 7-6 вв) Богат. У него в гостях побывал приятель египтянин, сказал, что тот слишком счастлив, что богам это не нравится и они его накажут. Советует что-нибудь выбросить. Поликрат выбросил в море перстень. Рыбаки вернули перстень из рыбы. Написал другу. Друг порвал с ним дружбу. Потом Поликрата-таки постигла беда – попал в плен и был подвергнут позорной казни.
Фукидид (460 – 401/402)
«История» (8 книг, не окончена)
Почти нет вставных новелл. Тема – история Пелопонесской войны. Считает, что это самая серьезная, кровопролитная война. Избран был стратегом в этой войне. Но однажды спартанцы осадили город, надо было помочь, Фукидид не успел → изгнан → в 404 оправдан, вернулся. В течение 20 лет собирал сведения из Афин и Спарты → объективность, проверка фактов. Очевидец → достоверность.
Никогда не путает повод и причину. Настоящий историк, 1-й понял, что в основе конфликта – экономика, страх Спарты перед растущей политической и военной мощью Афин.
Считал, что эта война была неизбежна → мыслитель и политик.
Основоположник исторической критики (проверка фактов), доказательства.
Цель Фуксидида – достоверность фактов, а не словесное состязание (поэзия).
Власть = военная мощь + политическая сила.
Вместо вставных новелл – вставные речи – средство анализа ситуации. Записывал не буквально, а так, как считал, они д.б. звучать. Речь Перикла (вождь афинской демократии) на могиле падших воинов – говорит о демократии, идеальный правитель.
Особенности:
В отличие от Геродота – очень трудный язык. Единый стиль и замысел.
Проза. Ораторское искусство
Зарождение прозы относят к VI в до н.э., и когда речь идет о современной прозе, то в ней достаточно определенно разграничиваются стили художественные, научные, газетные или публицистические. В Древней Греции, на ранних этапах, наблюдался своеобразный синкретизм: наука и искусство не были четко друг от друга отделены. Напротив, они являли единый процесс освоения и познания мира.
Древнегреческая проза представлена тремя главными направлениями: красноречие, или ораторская проза; историография; философия.
Греки были основоположниками ораторского искусства (красноречия). В словаре В.Даля дается определение этому понятию:
20
Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением птолемеевского Египта (30 до н. э.). Термин первоначально обозначал правильное употребление греческого языка, особенно не греками, но после опубликования работы Иоганна Густава Дройзена «История эллинизма» (1836—1843 гг.) понятие вошло в историческую науку
Особенностью эллинистического периода явилось широкое распространение греческого языка и культуры на территориях, вошедших в состав государствдиадохов, которые образовались после смерти Александра Македонского на завоёванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и восточных — в первую очередь персидской — культур, а также возникновение классического рабства
Эллинистическая эпоха охватывает три столетия. Однако, как отмечают, в вопросе периодизации нет единого мнения. Так, с подачи некоторых, отчёт её начала можно вести с 334 г., т. е. с года начала похода Александра Македонского.
Предлагается вычленение трёх периодов:
1. Ранний эллинизм - создание империи Александра Македонского, ее распад и образование эллинистических государств (336 [или 334] - ок. 280 гг. до н. э.);
2. «Классический» эллинизм - время политического равновесия в эллинистическом мире (ок. 280 — ок. 220 гг. до н. э.);
3. Поздний эллинизм - установление римской гегемонии в эллинистическом мире (ок. 220-30 гг. до н. э.)[2].
Эллинистическое общество поразительно отличается от общества классической Греции по целому ряду факторов. Фактический уход полисной системы на второй план, развитие и распространение политических и экономических вертикальных (а не горизонтальных) связей, коллапс отживших себя социальных институтов, общее изменение культурного фона вызвало серьёзные изменения в греческой социальной структуре. Она представляла собой смесь из греческих и восточных элементов. Наиболее ярко синкретизм проявился в религии и официальной практике обожествления монархов
Особенности эллинистической культуры. Процесс культурного развития в период эллинизма проходил в новых условиях и имел значительные особенности по сравнению с предшествующим временем. Эти новые условия создавались в расширившейся ойкумене, том круге земель, в которых жил человек эллинистической эпохи. Если в предшествующее время человек ощущал себя прежде всего жителем небольшого полиса в Греции или деревенской общины на Переднем Востоке, то в эпоху эллинизма усилилось перемещение и смешение населения, раздвинулись узкие рамки и житель не только крупных держав Селевкидов, Птолемеев, Македонии или Пергама, но даже небольших греческих полисов почувствовал, что он не только член своего города или общины, где родился, но и более крупного территориального объединения и в определенной степени всего эллинистического мира. Особенно это относилось к грекам и македонянам.
Литература. Литературный процесс эпохи эллинизма, с одной стороны, отражал существенные изменения в общей социальной и духовной атмосфере эллинистической эпохи, с другой — продолжал те традиции, которые уже оформились в литературе классического времени. Можно отметить ряд новых моментов в развитии художественной литературы эпохи эллинизма, прежде всего увеличение крута писавших авторов. От эллинистического времени сохранились имена свыше 1100 писателей различных жанров, что намного больше, чем в предшествующую эпоху. Увеличение общей численности авторов — свидетельство возросшей значимости литературы среди широкой массы читателей и роста потребностей читателя в литературных произведениях. Эллинистическая литература, отражая изменившиеся условия и удовлетворяя новым потребностям читателей, развивалась на базе классической литературы. Как и в эпоху классики, огромное влияние на состояние литературы имел театр, театральные представления. Эллинистический город невозможно представить без театра, который обычно вмещал до половины всего городского населения. Театр стал особым, богато украшенным комплексом различных помещений, приобрел известное архитектурное единство. Происходят существенные изменения в самом театральном действии: из него практически исключается хор и ведут его непосредственно актеры, количество которых возрастает.
20
Исключение хора привело к перенесению действия с орхестры(площадка для танцев) на проскений(передний фасад скены), возвышение перед сценой. Меняется и реквизит актеров: вместо уродливой, закрывающей всю голову маски и короткой комической туники использовали маски, обозначающие реальные человеческие черты, и костюмы, близкие повседневной одежде. Тем самым действие приобрело более реалистический, близкий к жизни характер.
Изменения в театральном действии вызывались новыми вкусами эллинистических зрителей и новыми драматургическими жанрами. В эллинистическое время продолжали ставиться трагедии, поскольку они были непременной принадлежностью общественных и религиозных празднеств во многих городах. Трагедии писались на мифологические и современные сюжеты.
Если Афины были центром новой комедии и бытовой драмы, то Александрия стала центром эллинистической поэзии. Поэтическому творчеству ученые Александрийского музея уделяли столь же большое внимание, как философским и научным занятиям. В Александрии был создан особый поэтический стиль, который получил название александризма: он предполагал обширную эрудицию авторов, особенно при описании мифологических сюжетов, разработку внешней формы произведения, тщательность отделки каждой строчки, отказ от простонародных слов и т. п. Эта поэзия, лишенная волнующих общественных проблем, предназначалась для узкого круга придворной и интеллектуальной элиты, свидетельствовала об упадке подлинного поэтического чувства, о подмене настоящей поэзии учеными изысканиями в стихотворной форме. Основателем александрийского стиля был глава музея и воспитатель наследника престола Каллимах (310—240 гг. до н. э.). В творчестве Каллимаха были намечены основные жанры александрийской поэзии, которые вслед за ним стали разрабатывать другие поэты. Жанр эпиграммы - В коротких эпиграммах давались небольшие, но очень тонкие зарисовки различных явлений повседневной жизни, отношений, разных характеров, которые в целом создавали довольно полную картину эллинистического общества.
В эллинистическое время известную популярность приобрел жанр искусственного эпоса, наиболее видным представителем которого стал Аполлоний Родосский, автор обширной поэмы «Аргонавтика» (III в. до н. э.)
Типично эллинистическим литературным жанром, отражающим общественные настроения своего времени, стал жанр буколической поэзии, или идиллии, и социальных романов-утопий. Живущие в сложном, неуравновешенном мире, находящиеся под гнетом царской администрации, социальной напряженности и политической нестабильности, подданные эллинистических монархов мечтали о счастливой и безмятежной, лишенной тревог жизни. Одним из основоположников жанра идиллии стал Феокрит Сиракузский, обосновавшийся в Александрии (315—260 гг. до н. э.). В идиллиях Феокрита описываются пастушеские сценки, изображающие встречи, разговоры и взаимоотношения пастухов и их возлюбленных. Как правило, эти сценки разыгрываются на фоне условного красивого пейзажа. Пастухи ведут отвлеченные разговоры о любви пастуха к прекрасной девушке, о местных событиях, о стадах, о ссорах. Отвлеченное действие на фоне абстрактного пейзажа создает искусственный мир безмятежно живущих людей, который так контрастировал с реальным миром эллинизма.
В ряду прозаических жанров ведущее место занимали исторические произведеняи. В период эллинизма была создана богатая историография
В целом эллинистическая литература отличалась от классической как по художественно-идейной направленности, так и по жанровому разнообразию. Интерес к форме и неглубокое идейное содержание, исследование внутреннего мира отдельного человека и игнорирование общественных потребностей, подмена глубоких философских мыслей мелкими будничными заботами и вместе с тем разработка реалистических сюжетов, интерес к психологии отдельного человека и к его внутреннему миру характеризуют противоречивое течение литературного процесса эллинистической эпохи.
19
«красноречие – наука и умение говорить, писать красиво, убедительно и увлекательно.
Труд истинного оратора считался искусством. А это вызывало появление тех, кто обучал мастерству красноречия. Последних называли софистами (мудрецами), или риториками. Сложилась целая наука, посвященная теории и технике красноречия – риторика. Родиной риторики считается Сицилия, где трудились первые учителя красноречия: Тисий и Корак. Основоположником же риторики был уроженец Сицилии Горгий, ученик знаменитого философа Эмпедокла. Ораторская речь – сродни поэзии. Она призвана быть возвышенной, величавой, приближенной к поэзии. Горгий разрабатывал структуру ораторской речи, считая важнейшими ее элементами ритм и интонацию. Горгий охотно применял антитезы, сочетал понятия, обычно несоединимые: «бесстрашный страх», использовал неожиданные метафоры: например коршунов, поедающих мертвецов, называл «живыми могилами». Величавость речи достигалась манерой оратора, произносившего фразы нараспев, сопровождая выступление ритмическими телодвижениями.
Значимую роль в Афинах играло судебное красноречие. К V-IV вв в государстве сложилось судебное законодательство. Истцы и ответчики должны были сами отстаивать свои интересы, защищаться или обвинять. Поэтому умело выстроенная речь в суде многое решала. Сложился определенный тип судебной речи: в