О проблемах и об отношении к ним

Не ждите чрезвычайных обстоя­тельств для того, чтобы делать добро, попробуйте воспользоваться обыч­ными ситуациями.

Ж. П. Рихтер

От автора — ведущему. Опроблемах можно писать долго и со вку­сом. Лучше всего осознать, что проблема — личностно ориентиро­ванная ситуация и она переживается на эмоционально-чувственном уровне, то есть она правополушарная. Ключ к ее разрешению — пе­ревод ее в задачу, в левое полушарие. То есть «проблемой может быть все, от землетрясения до прыщика на носу» и основной вопрос: «Что делать?!» Задачей может быть тоже все, только с поправкой на во­прос, который звучит по-иному: «А как сделать?»

В проблемах всегда присутствует двойственность. С одной сто­роны, «так надо поступить, потому что так поступают порядочные (честные, умные, нравственные люди)», а с другой — хочется по-

-113-

ступить так, как удобно МНЕ, руководствуясь требованием внут­ренней этики. Существует великое множество ситуаций, когда при­ходится нарушать мораль, — от безобидной лжи до убийства, и иначе в тех ситуациях нельзя. Все индивидуально. Ключ к решению в сле­дующем: стоя перед неразрешимой проблемой, не всегда обязатель­но искать новое, абсолютно радикальное, оригинальное решение. Чаще всего достаточно свежего взгляда на происходящее или его новой интерпретации.

Ведущий. Исаак Дунаевский, гастролируя в Крыму с труппой молодых артистов, никак не мог сделать хороших сборов. Тогда он предложил напечатать новую афишу. Утверждать ее надо было в комитете. Комиссар задержался на одной строчке:

— Каждому зрителю при покупке билета будет выдан ценный по­дарок.

— Это печатать нельзя. Какой ценный подарок может быть при цене билета в 30 копеек ?

— Портрет товарища Сталина я считаю очень ценным подарком.
Комиссар афишу подписал.

Пояснение. Вашему вниманию предложен великолепный пример того, как можно перевести проблему в задачу.

Ведущий. 20 февраля 1780 года родился Алексей Венецианов. Рассказывают, что Карл Брюллов и Венецианов решили выкупить Тараса Шевченко из крепостной зависимости. Его хозяин заломил неподъемную цену. Тогда Венецианов договорился с поэтом Жу­ковским, что Брюллов напишет его портрет. Так и сделали. Порт­рет продали Академии художеств, а вырученных денег как раз хва-

-114-

тило на то, чтобы выкупить гордость Украины. С тех пор Венециа­нов не раз и не два пользовался этим способом для выкупа наибо­лее талантливых учеников.

Пояснение. Великолепный пример того, как можно решать задачи, а не переживать проблемы. Художники не стали расстраи­ваться по поводу того, что у них нет денег для выкупа. Они озадачи­лись иной задачей: «А как эти деньги получить?» Как видите, пере­становка акцентов помогла им успешно выйти из ситуации.

Ведущий. Немного мифологии и литературы. Есть у Шиллера баллада «Поликратов перстень». В ее основе несколько глав из «Ис­тории» Геродота. Геродот рассказывает о Поликрате Самосском (VI век до н. э.), за которым везде следовала удача. Египетский царь Амасид написал ему: «...я желал бы, чтобы удачи сменились неудача­ми... я никогда не слышал, чтобы кто-либо, пользуясь во всем удачею, не кончил бы несчастливо и не был бы уничтожен окончательно». Ама­сид посоветовал Поликрату закинуть подальше самую драгоценную для него вещь, чтобы она не попадалась ему на глаза. Поликрат за­бросил далеко в море свой любимейший перстень, однако через не­делю рыбак выловил рыбу, нашел в ее брюхе этот перстень и вернул его хозяину. Узнав об этом, Амасид понял, что с Поликратом слу­чится страшное несчастье. Вскоре персидский сатрап Оройт зама­нил к себе Поликрата и приказал повесить его вниз головой.

Пояснение. Из этой античной истории следует один житей­ский вывод: «Если все время хорошо, то это нехорошо» и правило: «Если у вас нет проблем, то пощупайте пульс».

Разумеется, каждый из нас согласен, что без проблем не прожи­вешь и что это нормально. И вместе с тем мало кто согласится с

-115-

этими утверждениями в контексте собственной жизни. Особенно тогда, когда проблем много и жизнь от их обилия становится труд­нопереносимой. Тогда хочется закрыться и никого не видеть. И тем не менее: «На миру и смерть красна».

Ведущий. Существует любопытная притча. Китайского мудре­ца спросили: «Что делать, если перед тобой бездонная пропасть, по бокам — неприступные скалы, а за спиной — вражеское войско?» — «Как что? Иди, куда шел».

Пояснение. Ее смысл заключается в следующем: «Делай, как находишь нужным, и будь что будет. Потом разберешься».

Ведущий. Вот-вот «громыхнет» осенняя депрессия, которая носит не только сезонный характер из-за перестройки биохимии организма. Одиночество обостряется осенью еще и потому, что осень — пора подведения итогов. Но осень еще не окончена! Зна­чит, что-то можно сделать!

Пояснение. Главное при депрессии — что-то делать и застав­лять себя это делать. Сэр Френсис Бэкон считал, что «ковыляющий по прямой дороге обгонит заблудившегося скорохода». Что же, так оно и есть. Дело только за выбором. Женщину, религию, дорогу — каж­дый выбирает по себе.

Ведущий. Как-то раз к Ходже Насреддину пришел сосед с просьбой вылечить его лошадь.

— Давай ее при полной луне искупаем и дадим ей каши, — предло­жил Ходжа.

Сделали. Не помогло.

-116-

— Тогда давай разберем крышу сарая, в котором она находится, и
будем ходить вокруг с фонарями всю ночь!

Сделали. Не помогло, более того, стало еще хуже.

— Тогда давай поместим ее в курятник, а сами пойдем в чайхану... На следующее утро сосед принес весть, что лошадь сдохла.

— Как жаль, — огорчился Ходжа, — у меня еще столько идей! Пояснение. Слушаем чужие непрофессиональные советы и

принимаем их на веру. За ЧУЖИЕ ошибки мы расплачиваемся, как за СВОИ. За чужие безответственные идеи — тоже.

Ведущий. Теперь цитата из классической китайской филосо­фии: «Налетит ветер — и бамбук зашумит. Умчится ветер — и бам­бук смолкнет. Летящий гусь отразится на поверхности замерзшего пруда. Улетит гусь — и на льду не останется его тени. Благородный муж размышляет о делах по мере того, как они встают перед ним». Вот что пишут классики о том, как «надлежит» реагировать на не­приятности. Жалобы? Дополнения? Мнения? Мысли? Обсудим.

Пояснение. Когда проходят дела, у нас остаются не воспоми­нания о событиях, а их интерпретация. Она может меняться вместе со временем, новыми переживаниями, новыми событиями, с но­вой информацией. В силу этого и прошлое, и настоящее изменчи­во. А теперь строки Александра Сергеевича Пушкина: «...добро и зло приемли равнодушно и не оспоривай глупца». Пройдет время — забу­дутся события, а нервы? А здоровье? А испорченные отношения? Святитель Лука (Войно-Янсенецкий) писал так: «Господь Бог про­стит вам ваши прегрешения, а нервная система — никогда».

Благоприятно обсуждение в группе прецедентов: «Если я в пят­ницу не помню, что было в понедельник, то какого черта я выходи-

-117-

л(а) из себя? Зачем психовал(а)? Чего я вешаю на себя чужие про­блемы, которые люди сами решать не хотят?» Результатом обсуж­дения будет, скорее всего, честный вывод: «Я боюсь заниматься СВОИМИ делами и проблемами, поэтому я вовлекаюсь в чужие».

Ведущий. Приведу вам в пример одну притчу. Давным-давно и очень далеко в одном торговом городе люди измеряли время «на авось». Дела шли так, как шли сами собой. Задумавшийся над сво­им благосостоянием правитель города узнал о том, что время мож­но считать точно, и выписал из-за моря солнечные часы.

По их данным на башне человек ударял в колокол по придуман­ной системе (что-то вроде корабельной рынды) и все, кто слышал колокол, знали точное время. В городе начал наступать новый по­рядок: люди знали, сколько времени они тратят на работу, те, кто поумней, начали высчитывать производительность труда, прогрес­сивно мыслящие перешли от рабского труда на наемный, банкиры знали, какова у них прибыль в единицу времени, влюбленные встре­чались точно в срок, а если и опаздывали, то нарочно.

В город пришли порядок, достаток, умиротворение. Но про­шло время, и правитель умер. А так как при нем город достиг мо­гущества и богатства, то все, что было связано с именем правите­ля, стало священным. Над солнечными часами возвели храм. Они перестали показывать время, зато по ним гадали, им поклонялись; появились жрецы, и кое-кто поговаривал о чудесах, связанных с ними!

Пояснение. Мораль проста. У нас есть опыт, при помощи ко­торого мы чего-то достигли (часы), но время течет, и, отказываясь от прошлого, пусть даже успешного опыта (храм над часами), мы

-118-

попадаем в полосу неудач (наши солнечные часы под куполом не работают, а завести песочные не позволяет опыт пользования сол­нечными).

Меняться тяжело, но необходимо. Необходимо всем: вам, обще­ству, вашим детям, вашему будущему... Изменения нужны вам, и они будут происходить эволюционно (постепенно) или революци­онно (быстро).

Ведущий. Чаще всего труднее с теми, кого мы считаем «свои­ми». Вот пример из практики.

В 1996 году Зина и ее муж открыли предприятие — что-то вроде женского клуба с широким набором услуг. Тогда это было в новин­ку, предприятие постоянно расширялось, требовался новый персо­нал. И тогда Зинаида вспомнила о своих подругах-соученицах. Она не нашла ничего лучшего, как пригласить их к себе на работу.

Одна из них, Екатерина, сидела с ребенком уже четыре года, и перспективы ее трудоустройства выглядели весьма бледными. Валя только что развелась с мужем, при котором она имела высокий до­статок и мало думала о перспективах. А Алла, творческая личность, находилась в перманентном поиске работы, спонсора, денег в долг. Зинаида, как и большинство из нас, помнила традиционное «ну как не порадеть родному человечку?» и считала, что, сделав доброе дело — трудоустроив подруг, она вправе ждать от них отдачи. Ры­нок есть рынок: ты мне — я тебе. Все бы хорошо, да, как жаловался мне один пациент, реальность мешает.

Бывшие соученицы, отвыкшие / не привыкшие работать и не­сти ответственность за дело, называли хозяйку Зюка, вяло изобра­жали деятельность в течение дня, бесконечно курили, висели на

-119-

телефонах, вносили разброд и шатание в коллектив ленью, высо­кими окладами и бездельем. Когда хозяйка пыталась им объяснить, что и почем, они оживлялись и весело так: «Да брось ты, Зюка! Все путем. Никуда эти бабы не денутся (клиентки с деньгами). Их мно­го, а жизнь одна! Брось суетиться. Давай покурим, потреплемся. Работа не ..., может и постоять!»

Очумев от их работы, после раздумья и волнений Зина объявила о том, что их услуги в том виде, в котором они есть, не нужны. Тут такое началось! Цунами, накрывающее действующий вулкан, на фоне внутрипартийной чистки 1937 года. «Ты хочешь, чтобы мы гробили свое здоровье на тебя за вшивые пятьсот пятьдесят баксов? С утра до ночи? А ты, как курица с павлиньим хвостом, требуешь, чтобы МЫ тебя называли по имени-отчеству...» И в том же духе, пока их не удалила охрана.

Далее Зинаида выяснила, что в таких случаях работает правило «первой ночи». Кто успел первым осветить конфликт, тот и прав. Прав в кругу вашего общения, и потом все попытки оправдаться выглядят весьма жалко и неубедительно.

«В итоге идея с приятельницами (а меня предупреждали!) обер­нулась против меня. От меня отвернулись некоторые знакомые. Эти ... рассказали им, какая я жадная, непорядочная, пиранья разме­ром с акулу, что у меня пакостный характер и мне не угодишь. Что я от них требовала чуть ли не интимных услуг... А я всего лишь стара­лась их вытащить из жизненной ситуации, в которой они были. Я не требовала ничего особенного — внимание к клиентам, вежли­вость и доброжелательность. Они же нам платят деньги, а не собес! А что касается жадности, то разве 550 долларов девочкам с десяти­леткой — мало? Обидно...»

-120-

Такие случаи происходят сплошь и рядом. Приведите примеры подобных трудных взаимоотношений. Давайте разбираться в при­чинах.

Пояснение. Зинаида решила стать доброй феей, не умея ею быть. Ей в первую очередь надо было сразу пресечь безделье. В этом и кроется умение сказать твердо «нет». Она не составила никаких контрактов, только устные договоренности с «нормальными» людь­ми. Кроме того, она забыла, что все люди — разные.

Взяв на работу сразу трех подруг, она устроила внутри коллекти­ва другой маленький междусобойчик, живущий под лозунгом «Ра­бота — болезнь. Ее надо лечить». Есть еще милая русская традиция милого и душевного безделья. Традиции служебного безделья до конца не изжиты — три поколения на этом воспитаны. На того, кто работает, очень долго смотрели как на не совсем нормального, а трудолюбие на работе ценилось наравне с талантом — как глупость и дурь.

Ведущий. А теперь очень романтичное: «...Далеко-далеко от­сюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что ты пожелаешь: жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали».

Пояснение. В этой цитате из Александра Грина описана боль­шая девичья мечта о прекрасном принце. Начитавшись романов, девы верят в то, что встреча с Ним возможна и, как полагается, из текста выкидывается контекст. Во-первых, сам автор назвал произ­ведение феерией, чем подчеркнул его волшебный, сказочный ха­рактер. Во-вторых, сладкие слова обещаний произнес не принц, а

-121-

океанская волна плеснет и в ваше сердце, наполнит душу и вашу жизнь.

Ведущий. В продолжение разговора об умении внятно сказать «нет» некоему идеальному умонастроению. Вот случай, который я подсмотрел на даче.

О роли мужчин в жизни наша соседка задумалась после развода. Она, как я понял из разговоров, хотела стать свободной самостоя­тельной женщиной. Доказать мужу, что она не пропадет. Как выяс­нилось, она плохо представляла независимость. Трудности не за­ставили себя ждать — решила попить чайку из самовара с трубой. Его растапливал муж. Теперь сама. Ею двигало желание доказать себе и всему свету, что она самостоятельна и независима. И часа че­рез полтора она его растопила. На это любовались десять ближай­ших участков. Кто-то снимал на видео, видимо, для программы «Сам себе режиссер». Она изрубила бревно в щепки, перемазалась сажей, обожгла руку и подпалила волосы.

Как у нее складывалась жизнь, я не знаю. По слухам, она пыта­лась сделать сама все. Муж уже благополучно уехал в Скандина­вию, а она все продолжала ему доказывать, что она без него не про­падет. Ее отрезвление пришло неожиданно для всего дачного по­селка. Приехав как-то на дачу, я увидел ее с совершенно другим выражением лица. Она не вкалывала, а плавала по участку, почти ничем, кроме цветов, не засаженному. Конечно, кустарники, де­ревья, но без картошки и помидоров. Одета элегантно. На даче! Женщина!

Но вот у нее на даче рухнул забор. Она не стала примеряться к тому, как его починить: найти бревно, выкопать гнилой столбик,

-124-

найти крепеж... У нее девиз: «Не буду!» Она привязала забор лен­точкой с бантиком к яблоне. Видно издалека, красиво, нарядно, парадно! Сосед, проходящий мимо, разинул рот, потом так обалде­ло: «Николаевна! Это чо такое?» Она так нежно заворковала, что это бантик, а это — забор, привязанный к дереву, а ленточка — для красоты: «Правда, красиво?» Довольно скоро этот сосед вернулся с тяжеленной кувалдой в руках, уверенными мужскими движениями укрепил забор и удовлетворенно буркнул: «Снимайте свой бантик!» Она в восторге. Он смотрит уже орлом по сторонам: «Что бы еще тут сделать?»

Бантик на дереве остался как напоминание, что она — женщи­на! После чего он, растаявший от благодарностей и восторгов, сде­лал еще пару дел. Он бы и дольше остался ей помогать, если бы не его жена. Она спинным мозгом почувствовала что-то неладное и начала истошно орать в режиме «бензопилы» на участке: «Куда ты, бездельник, черт старый, подевался? Кто будет картошку окучи­вать?» Он ссутулился и побрел к себе, в привычный уклад.

Эта дама на четверть часа помогла стать ему мужчиной. Он себя им почувствовал в присутствии женщины. А там он такая же ломо­вая лошадь, как и его жена. Мужчине необходимо давать возмож­ность время от времени совершать подвиги! Даже если подвиг — поход за картошкой или вбитый гвоздь.

Пояснение. Этот пример рассказывает об умении сказать «нет» социальной роли, пришедшей из глубокого прошлого, об умении вычленить свое Я из-под заносов родового сценария! Сколько мож­но? Чтобы воспитать настоящего мужчину, требуется три поколе­ния. Чтобы женщину— четыре. Помните об этом и цените себя! Систематически и всегда.

-125-

Ведущий. Теперь к вопросу о так называемых эзотерических учениях и получении у их Гуру помощи и поддержки. Приведу от­рывок из фэнтези Андрея Белянина «Вкус вампира». Видите, вроде детская литература, а учит... «Общая схема такова: вы за определен­ную плату покупаете степень мастерства и лечите людей за деньги. Хотите зарабатывать больше и лечить лучше — плетите за более высокую степень. И чтобы энергия помогала, больным надо пройти пять сеансов, в запущенном случае — десять, в очень запущенном — пятнадцать. Ну а если и это не помогло — ваш случай называют кар­мой...»

Пояснение. Как и везде, есть и в этом направлении хорошие специалисты, есть и жулики, есть и шарлатаны. Человек же сам выбирает, во что ему верить. Если вера есть, то ему поможет любой идиотизм. Если нет, то ему не помогут ни патентованное лекарство, ни академик и профессор.

Ведущий. Как это ни грустно звучит, но страдать — смешно. Вы никогда не задумывались, как выглядит со стороны ваша оби­да? Эта ситуация очень забавно отражена Виктором Ерофеевым в поэме «Москва—Петушки»: «Обойдусь! Месяц погуляю и под поезд брошусь! А потом пойду в монастырь и схиму приму! Ты придешь про­щенья просить, а я выйду вся в черном, обаятельная такая, и тебе всю морду исцарапаю, собственным своим кукишем!» Конечно, среди ли­тературных героев больше романтических страдальцев, чем коми­ческих, но примите к сведению, что злая обида, оскорбленное самолюбие только под изящным пером классиков выглядят при­влекательно. В жизни над страдальцами обычно за спиной посмеи­ваются (черта плохая, обезьянья, но таковы уж люди).

-126-

Пояснение. Страдания, как правило, не более чем эмоцио­нально-чувственная реакция на то, что ожидания не соответствуют действительности. «Ничто так быстро не заживает, как смертель­ная сердечная рана».

Ведущий. Один кесарийский мудрец сказал: «Добро есть зло, не сумевшее осуществиться. И тот, кто говорит вам — это добро, а это — зло, — лжец. Ибо одному Господу ведомо, какими путями ше­ствует истина. Мудрецы учат, что царствие Божие внутри нас, и призывают к активным действиям, а не к ожиданию того, что кто-то заставит вас что-то делать для вашей же пользы!»

Пояснение. Способность к этому у нас неодинакова. Боль­шинство не умеет этого делать. Что же, тогда будете ждать, когда жизнь сама поставит в такие условия, что ничего иного не останет­ся, как сублимировать обиды в победы? Помните слова из романа «Вся королевская рать» о том, что добро надо делать из зла, потому что больше не из чего.

Ведущий. Человек, не воспринимающий мир как цепь непре­рывных угроз, создает гармонию внутри себя. Он спокоен, и он с успехом реализует свой потенциал. «Если вы хотите стать мень­шим, чем можете быть, то несчастная жизнь вам гарантирована».

Пояснение. Разбор мнений обязателен. Рекомендуется вспом­нить собственную жизнь, аналогичные события из нее. О том, что в присутствии такого человека другим хорошо хотя бы уже по той причине, что он является источником спокойствия и уверенности. Он оптимистичен и благожелателен, что «заразно». Он не расходу­ет энергию на защиту от злого мира. Он использует ее для самораз-

-127-

вития. У него больше сил и времени для досуга, развлечений и ра­боты. Он служит живым примером для тех, кто рядом с ним. Нали­чие его в нашей жизни является гораздо более убедительным, чем кипа нравоучительных брошюр. Так и создается более совершен­ный мир.

Ведущий. Вспоминается один случай. Как-то раз я беседовал «за жизнь» со школьниками. Ребята как ребята, с нормальным для их возраста нигилизмом и щенячьим коллективизмом. Когда раз­говор зашел о том, «кому на Руси жить хорошо», то они вывалили на меня весь «джентльменский набор» рекламируемых в СМИ ка­честв, которым должен отвечать человек, преуспевающий в жиз­ни: тут было умение работать локтями и нарушать слово, спокой­ствие при виде чужих проблем и наплевательство на общественные нормы, крайний цинизм и желание стать физически сильным... Перечислять не буду — загляните в желтую прессу, и сами прочи­таете.

Итак, разговор у нас шел в этом русле. Мальчики красовались передо мной, собой, соучениками. Идеи генерировались прямо пропорционально времени разговора. Наконец, когда все начали повторять свои соображения по третьему кругу, я решил, что пора заканчивать «пилить опилки» и дискуссию закрывать. Но закры­вать не командно: «Баста, карапузики!», а конструктивно:

—Хорошо, хорошо, ребята. Я понял, что для преуспевания надо работать кулаками, хитростью, подлостью и прочее. И как я понял, вы, декларируя такие ценности, внутренне их поддерживаете. Я вас правильно понял ?

—Да... С оговорками...

-128-

— Отлично. А теперь скажите, пожалуйста, себе, не обязательно мне: «А хотели бы вы такого друга или приятеля?»

Молчание. Я говорю «Спасибо» и тихо ухожу. На душе радость от того, что я не был навязчив и горяч, вот он, урок. «Не желай ни­кому того, чего бы ты не желал себе».

Пояснение. Не требуется.

Ведущий. Прочитаю вам отрывок из творчества суфийских авторов. «Но само несовершенство человеческой природы таково, что свидетельствует с несомненностью о высшем месте человека среди всех прочих существ, ибо только ему — единственному из живых — дана возможность совершенствования. Само слово „несовершенный ", относимое к нему, уже содержит в себе признание за ним способнос­тей и возможностей к восхождению...»

Пояснение. Увеличить количество хорошего в себе можно двумя путями:

1) борьбой и изживанием в себе недостатков. Это привычно, традиционно и приветствуется всеми — «ветеран борьбы с собой»;

2) увеличением в себе хороших качеств, тогда недостатки пропор­ционально уменьшаются. Это непривычно, поскольку нет борьбы и упрека, как основного двигателя совершенствования.

Тигр, крокодил, антилопа, таракан, пиранья — идеальные суще­ства для выживания. Стоит поменять условия проживания — они сразу заканчивают свой земной путь. Человек же в силу неприспо­собленности к проживанию в определенной среде — выживает и благодаря изменению развивается и успешно выживает везде.

-129-

Ведущий. Закон отмщения, о котором вы заговорили, очень хорошо описал Вадим Шефнер в повести «Сестра печали» в виде «Закона щенка»: «На основании своего жизненного опытам давно уже вывел один закон, который про себя именовал законом брошенного щен­ка: чем длиннее срок между совершением проступка и возмездием за него, тем сильнее возмездие. Ибо, если проступок сразу же не пога­шен, он начинает жить уже независимо от тебя, как щенок, выбро­шенный на улицу. Он может и сдохнуть, но чаще он выживает, шля­ется где-то, чем-то питается, растет — и вырастает в большую злую собаку. И однажды он неожиданно кидается на тебя из-за угла, норо­вя вцепиться в горло».

Пояснение. К немедленному мщению можно прибегать с осторожностью, так как бумеранг насилия, согласно всем законам, бьет по всем. Причем чем больше времени проходит между действи­ем и возвратом «бумеранга», тем неожиданнее последствия и тем тяжелее они переносятся. Срабатывает принцип.

Ведущий. Суфийский мудрец Ибн Хаким так писал: «Нет ни одного злого дела и ни одного доброго, которое не отразилось бы на следующих поколениях, независимо от того, когда и где оно со­вершено — во дворце или в хижине, на Севере или на Юге, и были тому делу очевидцы или нет, точно так же во зле и в добре не бывает ничтожных малозначащих дел, ибо из совокупности малых причин возникают великие следствия...»

Пояснение. Это ТОЛЬКО ваша и более НИЧЬЯ жизнь, и ее надо прожить так, чтобы еще хотелось!

Ведущий. На эту тему у меня есть одна метафора. Я ее люблю приводить в пример. Представьте себе, что вы в течение семи лет

-130-

шли по полю. Научились там выживать, разжигать костер, ловить сусликов, укрываться от непогоды... И вот подошли к лесу. Почти все прошлые навыки вам практически не понадобятся. Они не пло­хие. Они не бесполезные, и время, потраченное на овладении ими, не потрачено зря. Но теперь вам необходимо овладевать новыми навыками. В противном случае вы рискуете разбить лоб или выко­лоть глаз уже у пятого дерева.

Пояснение. Меняться вам необходимо. Меняться нужно вам. Вы должны меняться, для себя. В этом залог адаптивности, успеш­ности, удачливости.

Ведущий. Вот вы мне как раз и напомнили. Есть такая при­сказка у хасидов:

—Иди ко мне на работу.

—А что я у тебя буду делать ?

—Ты будешь мне напоминать.

Пояснение. Разговор стоит перевести в сторону осознания той пользы, которую несут в себе любые записи, касающиеся состоя­ния человека, его достижений, личных «рекордов», успехов. К при­меру: «Вот ваши записи (тренинг, упражнения, ведение дневника...) и будут напоминать вам о том, что и как надлежит делать».

Ведущий. Приведу вам в пример изречение средневекового китайского автора. Хун Цзычэн в книге «Вкус корней» изрек: «Пти­ца, которая долго томилась на земле, непременно взлетит высоко. Цветок, который распустился первым, непременно рано отцветет. Поняв это, можно не переживать из-за неудач и не стараться всех опередить».

-131-

Пояснение. Чем дольше вы держите под спудом свои таланты, тем больше у вас шансов достичь высот. Одно замечание. Слишком долгое ожидание способно убить всякую возможность что-то делать.

Обычно эта фраза служит той самой «морковкой», которую под­вешивают перед носом у ослика, чтобы он быстрее бежал. Нельзя у участников гасить надежду и веру в себя. Пусть даже на время.

Ведущий. Человечество — из самых благих намерений — хо­тело чтить память об ушедших вождях, философах, воинах не толь­ко в виде бюстов, статуй, топонимики, но и, так сказать, «живьем». Их ритуально поедали, из их костей делали украшения, тела засу­шивали, из них набивали чучела...

Самое позднее изобретение — мавзолеи с мумией. Первый мав­золей построили в Галикарнасе (Турция), и он был гораздо больше своего московского тезки. Его выстроили по приказу царицы в честь ее мужа Мавсола, умершего в IV веке. Строить пригласили ино­странных специалистов — греков. На постаменте, облицованном мрамором, красовалась усыпальница, окруженная колоннадой, увенчанная крышей в виде пирамиды с четверкой коней. Высота — 49 метров (16-этажный дом). Внутри барельефы, горельефы, скуль­птуры. Мумии в мавзолее не было. Безутешная вдова растолкла его кости в воде и выпила их, чтобы стать «живым памятником мужу».

Мавзолей простоял до XII века, и его показывали туристам. Тог­да его признали восьмым чудом света. Сейчас есть проект его вос­становления.

Пояснение. Это история. В нашей повседневности каждый из нас — мавзолей, нами выстроенный самостоятельно и посвящен­ный памяти давно ушедших из нашей жизни людей, событий, оши-

-132-

бок, раскаяния и чувства вины. Только непонятно: почему мы не строим вечные памятники собственным успехам и достижениям?

Ведущий. Апокрифическое евангелие от Филиппа гласит: «Осел, ходя вокруг жернова, прошел сто стадий, шагая. Когда его отвязали, он находился на том же месте. Есть люди, которые много ходят и никуда не продвигаются... Без пользы, несчастные, трудились».

Пояснение. Сплошь и рядом наши труды оказываются таким же «ослиным» трудом. И дела не делаешь, и от дела не бегаешь, и все остается, как и было. Но работа проделана. Только наполняя смыслом свои действия, можно чего-то достичь. Даже если это хож­дение по кругу.

Ведущий. Вспоминается история о том, как происходил диа­лог священника и садовника. В ней священник, глядя на ухожен­ный и красивый сад, радостно восклицает:

— Чудесны дела рук Твоих, Господи! Какую же Ты красоту создал
на радость нам!

На это садовник с улыбкой отвечает:

— Посмотрели бы вы на это творение в прошлом году. Когда толь­
ко один Господь здесь прикладывал руки!

Пояснение. Сколько бы нам ни говорили о том, что человек — образ и подобие, без конкретных дел ни у кого и никогда ничего не получалось и не получается! Очень банально, но банальность, обыч­но навязшая в устах и ушах, — истина.

Ведущий. Однажды Насреддин ел кишмиш. Подходит к нему приятель и спрашивает:

-133-

—Ходжа, что ты ешь?

—Так... — ответил Ходжа.

—То есть как «так» ? Что это за ответ ?

—Я говорю коротко.

—Как это коротко? Не понимаю!

—Ты спрашиваешь у меня у что я ем. Я скажу: «Кишмиш», ты ска­жешь: «Дай и мне». Я скажу: «Не дам». Ты спросишь: «Почему?», а я отвечу: «Так...» Поэтому-то я сразу и говорю коротко: «Так...»

Пояснение. Ходжа не стал идти длинным путем и попал в ло­вушку неумения вести диалог так, чтобы быть понятым собеседни­ком. Он желал сократить время беседы, а в итоге лишь удлинил ее. Желаете сократить время неприятного контакта — отшутитесь или уходите. В противном случае вас «вытянут» на ненужное и бесцель­ное времяпрепровождение.

Ведущий. Скорее счастье нужно рассматривать как процесс, примиряющий и доставляющий нам удовольствие в момент наи­более полного проживания жизни. Тибетцы писали: «Момент счас­тья похож на звук рухнувшей башни изо льда». Миг счастья — нечто одномоментно неожиданное, почти не имеющее протяженности во времени.

Пояснение. Особого не требуется. Его надо прожить — не­что величественное, сверкающее, переливающееся всеми цвета­ми радуги, искрящееся, звенящее... обрушивается вниз, стреми­тельно меняя звукоряд, формы, цвета и... рушится, рушится, ру­шится... А вы — единственный свидетель. Вам хочется все это великолепие запомнить, запечатлеть мгновенье всеми фибрами души и... ВСЕ.

-134-

В «сухом» остатке — на дне ущелья груда искрящихся осколков. Ощущение приобщения к чуду. Тоска по невероятно красивому, которое так хрупко, и... путь дальше, к следующему чуду. Которое, может, будет, а может, и нет. К тому же о том, что увидел, никому не расскажешь. Нет ни слов, ни образов, ни умения. Только стихи или музыка.

Ведущий. Аль-Газали в XI веке писал: «Друзья бывают трех видов — друзья, друзья друзей и враги врагов. И враги бывают трех видов — враги, враги друзей и друзья врагов».

Пояснение. Четкий расчет — всегда основа прочных друже­ских взаимоотношений. Когда вы четко поняли, кто есть ваш враг/ друг, вам будет проще разобраться в ситуации. «Если крокодил съел вашего врага, то это не значит, что он стал вашим другом и не заку­сит завтра вами». Кроме того, только тогда, когда у тебя есть враг, ты чего-то стоишь.

Ведущий. Приведу в пример замечательную книгу Теренс X. Уайт «Меч в камне», кстати, по ней снят диснеевский мультфильм. В ней есть примечательный диалог:

—...что бы вы мне присоветовали?

—А, — сказал сэр Грумор, прикладывая палец к носу и прижмури­вая глаз, — тут надо крепко подумать, если вы не против моих слов.

—Отчего же я буду против? — сказал сэр Эктор. — Спасибо и на том, что вы вообще хоть что-то сказали. Премного вам благодарен, а как же!

Пояснение. Великолепный образец прекрасно выстроенно­го диалога, в котором каждый понимает, что происходит «просто»

-135-

общение, а не решение каких-то важных вопросов. Сэр Грумор так­тично не суется с советами, а сэр Эктор благодарен ему за это, потому как все равно тяжесть и ответственность за любое приня­тое решение нести ему. Настоятельно рекомендую прочесть эту книгу!

Ведущий. Был такой Учитель по имени Раджниш. Так вот он во время пребывания в Америке рассказывал такую притчу: «Услы­шав в церкви во время проповеди: «И если истинно веруете, скажи­те горе: иди — и она пойдет», одна старушка, вернувшись домой, подошла к окну, вид из которого заслоняла гора, встала на табурет­ку, открыла форточку, зажмурила глаза и громко воскликнула: «Гора, уходи!» Для закрепления эффекта она произнесла фразу трижды. Открыв глаза и увидев, что гора по-прежнему на месте, она облег­ченно вздохнула и сказала: «Я так и знала, что ничего из этого не получится».

Пояснение. Чтобы чудо совершилось, со стороны верующего нужна вера в то, что оно ОБЯЗАТЕЛЬНО сбудется. Безоговороч­ная. Блестящий пример есть в Библии, когда Петр, будущий апос­тол Христов, пока верил, то шел по водам, как только усомнился, то тут же стал плавать и тонуть. Кроме того, любая вера — всегда активное действие по ее реализации.

Ведущий. Однажды прохожие увидели, что Насреддин проха­живался по полю и вскапывал его то тут, то там. Они его спросили:

—Ходжа, что ты ищешь?

—Здесь я зарыл деньги и теперь никак не могу найти.

—А разве ты не приметил место, где их зарыл ?

-136-

— Почему же нет? Я зарыл деньги там, куда падала тень от обла­
ка. Теперь я не могу найти, где она была.

Пояснение. Так поступаем и мы — бегаем, не желая прини­мать решение. Неопределенность. Выбор. Решение. Ответствен­ность. Сожаления о сделанном или несделанном. Одни замирают. Другие устремляются вперед, формируя события. Третьи заставля­ют окружающих делать что-то за них. Реакция на неопределенность всегда сильна и искренна — это процесс, связанный с глубинами подсознания.

Выбор из похожих, но не равноценных вариантов — дело инту­иции. Она дана всем, но развита неравномерно. Отсюда деление людей на несколько групп. Одни делают выбор, исходя из катего­рии «правильно», другие — из категории «удобно», третьи — «оче­видно», четвертые — «логично».

Делая выбор «сегодня», подумайте, что им вы создаете «завтра».

Ведущий. А все-таки есть безусловно хорошие вещи, которые не зависят ни от настроения, ни от пресловутой точки сборки.

Средняя Азия. Выпал обильный снег. Сельчане собрались в чай­хане и жаловались друг другу на непогоду и на холод. Один из ста­риков сказал:

— Дело не в холоде и не в снеге. Дело в том, что человек — суще­
ство неблагодарное: летом жалуется на жару, хочет прохлады, а зи­
мой жалуется на холод, хочет тепла.

Ходжа Насреддин, сидевший в сторонке, сказал:

— Ты ошибаешься! На хорошую весеннюю погоду никто не посетует.
Пояснение. Не судите опрометчиво. Есть незыблемые вещи в

нашем мире, от этого он стабилен!

-137-

Ведущий. Как это у вас хорошо получается советовать. Вот история про советы и советчиков. Говорят, у Ходжи Насреддина часто болели зубы. По целым неделям он ходил перевязанный и охал, но вырвать больной зуб боялся. Однажды он шел, повязав зубы платком, и встретился с приятелем.

— Ай? Ходжа, — сказал тот, — большое дело — выдернуть один зуб! Чего ты так боишься ? Если бы этот зуб был у меня во рту, то я сейчас же пошел и выдернул.

— Если бы он был в твоем рту, я тоже выдернул бы. Вся беда в том, что он не в твоем рту, а в моем.

Пояснение. Мы нередко встречаемся в жизни с такими со­ветчиками. Дело житейское, которое испортило жизнь не одному поколению. Стандарт: «Я бы на твоем месте...» Всегда забывается сентенция: «Повторяя чужие ошибки, платишь за них, как за свои». Мы по привычке следуем чужим советам, «получаем по голове», а ответ на наши жалобы у них стандартный ответ: «А у тебя что, своей головы нет?» Мы зарекаемся слушать советчиков... до следующего раза. Очень тяжело думать самому и поступать по-своему, если та­кой совет слышишь из уст авторитетного для тебя человека, напри­мер матери или отца.

Ведущий. Алишер Навои в XV веке писал: «Все, что легко уда­ется, не ценится, оно не заслуживает высокой похвалы. Из каждой печи выходит по тысяче глиняных чаш, поэтому цена чаши — медный грош. Есл<

Наши рекомендации