О проблемах и об отношении к ним
Не ждите чрезвычайных обстоятельств для того, чтобы делать добро, попробуйте воспользоваться обычными ситуациями.
Ж. П. Рихтер
От автора — ведущему. Опроблемах можно писать долго и со вкусом. Лучше всего осознать, что проблема — личностно ориентированная ситуация и она переживается на эмоционально-чувственном уровне, то есть она правополушарная. Ключ к ее разрешению — перевод ее в задачу, в левое полушарие. То есть «проблемой может быть все, от землетрясения до прыщика на носу» и основной вопрос: «Что делать?!» Задачей может быть тоже все, только с поправкой на вопрос, который звучит по-иному: «А как сделать?»
В проблемах всегда присутствует двойственность. С одной стороны, «так надо поступить, потому что так поступают порядочные (честные, умные, нравственные люди)», а с другой — хочется по-
-113-
ступить так, как удобно МНЕ, руководствуясь требованием внутренней этики. Существует великое множество ситуаций, когда приходится нарушать мораль, — от безобидной лжи до убийства, и иначе в тех ситуациях нельзя. Все индивидуально. Ключ к решению в следующем: стоя перед неразрешимой проблемой, не всегда обязательно искать новое, абсолютно радикальное, оригинальное решение. Чаще всего достаточно свежего взгляда на происходящее или его новой интерпретации.
Ведущий. Исаак Дунаевский, гастролируя в Крыму с труппой молодых артистов, никак не мог сделать хороших сборов. Тогда он предложил напечатать новую афишу. Утверждать ее надо было в комитете. Комиссар задержался на одной строчке:
— Каждому зрителю при покупке билета будет выдан ценный подарок.
— Это печатать нельзя. Какой ценный подарок может быть при цене билета в 30 копеек ?
— Портрет товарища Сталина я считаю очень ценным подарком.
Комиссар афишу подписал.
Пояснение. Вашему вниманию предложен великолепный пример того, как можно перевести проблему в задачу.
Ведущий. 20 февраля 1780 года родился Алексей Венецианов. Рассказывают, что Карл Брюллов и Венецианов решили выкупить Тараса Шевченко из крепостной зависимости. Его хозяин заломил неподъемную цену. Тогда Венецианов договорился с поэтом Жуковским, что Брюллов напишет его портрет. Так и сделали. Портрет продали Академии художеств, а вырученных денег как раз хва-
-114-
тило на то, чтобы выкупить гордость Украины. С тех пор Венецианов не раз и не два пользовался этим способом для выкупа наиболее талантливых учеников.
Пояснение. Великолепный пример того, как можно решать задачи, а не переживать проблемы. Художники не стали расстраиваться по поводу того, что у них нет денег для выкупа. Они озадачились иной задачей: «А как эти деньги получить?» Как видите, перестановка акцентов помогла им успешно выйти из ситуации.
Ведущий. Немного мифологии и литературы. Есть у Шиллера баллада «Поликратов перстень». В ее основе несколько глав из «Истории» Геродота. Геродот рассказывает о Поликрате Самосском (VI век до н. э.), за которым везде следовала удача. Египетский царь Амасид написал ему: «...я желал бы, чтобы удачи сменились неудачами... я никогда не слышал, чтобы кто-либо, пользуясь во всем удачею, не кончил бы несчастливо и не был бы уничтожен окончательно». Амасид посоветовал Поликрату закинуть подальше самую драгоценную для него вещь, чтобы она не попадалась ему на глаза. Поликрат забросил далеко в море свой любимейший перстень, однако через неделю рыбак выловил рыбу, нашел в ее брюхе этот перстень и вернул его хозяину. Узнав об этом, Амасид понял, что с Поликратом случится страшное несчастье. Вскоре персидский сатрап Оройт заманил к себе Поликрата и приказал повесить его вниз головой.
Пояснение. Из этой античной истории следует один житейский вывод: «Если все время хорошо, то это нехорошо» и правило: «Если у вас нет проблем, то пощупайте пульс».
Разумеется, каждый из нас согласен, что без проблем не проживешь и что это нормально. И вместе с тем мало кто согласится с
-115-
этими утверждениями в контексте собственной жизни. Особенно тогда, когда проблем много и жизнь от их обилия становится труднопереносимой. Тогда хочется закрыться и никого не видеть. И тем не менее: «На миру и смерть красна».
Ведущий. Существует любопытная притча. Китайского мудреца спросили: «Что делать, если перед тобой бездонная пропасть, по бокам — неприступные скалы, а за спиной — вражеское войско?» — «Как что? Иди, куда шел».
Пояснение. Ее смысл заключается в следующем: «Делай, как находишь нужным, и будь что будет. Потом разберешься».
Ведущий. Вот-вот «громыхнет» осенняя депрессия, которая носит не только сезонный характер из-за перестройки биохимии организма. Одиночество обостряется осенью еще и потому, что осень — пора подведения итогов. Но осень еще не окончена! Значит, что-то можно сделать!
Пояснение. Главное при депрессии — что-то делать и заставлять себя это делать. Сэр Френсис Бэкон считал, что «ковыляющий по прямой дороге обгонит заблудившегося скорохода». Что же, так оно и есть. Дело только за выбором. Женщину, религию, дорогу — каждый выбирает по себе.
Ведущий. Как-то раз к Ходже Насреддину пришел сосед с просьбой вылечить его лошадь.
— Давай ее при полной луне искупаем и дадим ей каши, — предложил Ходжа.
Сделали. Не помогло.
-116-
— Тогда давай разберем крышу сарая, в котором она находится, и
будем ходить вокруг с фонарями всю ночь!
Сделали. Не помогло, более того, стало еще хуже.
— Тогда давай поместим ее в курятник, а сами пойдем в чайхану... На следующее утро сосед принес весть, что лошадь сдохла.
— Как жаль, — огорчился Ходжа, — у меня еще столько идей! Пояснение. Слушаем чужие непрофессиональные советы и
принимаем их на веру. За ЧУЖИЕ ошибки мы расплачиваемся, как за СВОИ. За чужие безответственные идеи — тоже.
Ведущий. Теперь цитата из классической китайской философии: «Налетит ветер — и бамбук зашумит. Умчится ветер — и бамбук смолкнет. Летящий гусь отразится на поверхности замерзшего пруда. Улетит гусь — и на льду не останется его тени. Благородный муж размышляет о делах по мере того, как они встают перед ним». Вот что пишут классики о том, как «надлежит» реагировать на неприятности. Жалобы? Дополнения? Мнения? Мысли? Обсудим.
Пояснение. Когда проходят дела, у нас остаются не воспоминания о событиях, а их интерпретация. Она может меняться вместе со временем, новыми переживаниями, новыми событиями, с новой информацией. В силу этого и прошлое, и настоящее изменчиво. А теперь строки Александра Сергеевича Пушкина: «...добро и зло приемли равнодушно и не оспоривай глупца». Пройдет время — забудутся события, а нервы? А здоровье? А испорченные отношения? Святитель Лука (Войно-Янсенецкий) писал так: «Господь Бог простит вам ваши прегрешения, а нервная система — никогда».
Благоприятно обсуждение в группе прецедентов: «Если я в пятницу не помню, что было в понедельник, то какого черта я выходи-
-117-
л(а) из себя? Зачем психовал(а)? Чего я вешаю на себя чужие проблемы, которые люди сами решать не хотят?» Результатом обсуждения будет, скорее всего, честный вывод: «Я боюсь заниматься СВОИМИ делами и проблемами, поэтому я вовлекаюсь в чужие».
Ведущий. Приведу вам в пример одну притчу. Давным-давно и очень далеко в одном торговом городе люди измеряли время «на авось». Дела шли так, как шли сами собой. Задумавшийся над своим благосостоянием правитель города узнал о том, что время можно считать точно, и выписал из-за моря солнечные часы.
По их данным на башне человек ударял в колокол по придуманной системе (что-то вроде корабельной рынды) и все, кто слышал колокол, знали точное время. В городе начал наступать новый порядок: люди знали, сколько времени они тратят на работу, те, кто поумней, начали высчитывать производительность труда, прогрессивно мыслящие перешли от рабского труда на наемный, банкиры знали, какова у них прибыль в единицу времени, влюбленные встречались точно в срок, а если и опаздывали, то нарочно.
В город пришли порядок, достаток, умиротворение. Но прошло время, и правитель умер. А так как при нем город достиг могущества и богатства, то все, что было связано с именем правителя, стало священным. Над солнечными часами возвели храм. Они перестали показывать время, зато по ним гадали, им поклонялись; появились жрецы, и кое-кто поговаривал о чудесах, связанных с ними!
Пояснение. Мораль проста. У нас есть опыт, при помощи которого мы чего-то достигли (часы), но время течет, и, отказываясь от прошлого, пусть даже успешного опыта (храм над часами), мы
-118-
попадаем в полосу неудач (наши солнечные часы под куполом не работают, а завести песочные не позволяет опыт пользования солнечными).
Меняться тяжело, но необходимо. Необходимо всем: вам, обществу, вашим детям, вашему будущему... Изменения нужны вам, и они будут происходить эволюционно (постепенно) или революционно (быстро).
Ведущий. Чаще всего труднее с теми, кого мы считаем «своими». Вот пример из практики.
В 1996 году Зина и ее муж открыли предприятие — что-то вроде женского клуба с широким набором услуг. Тогда это было в новинку, предприятие постоянно расширялось, требовался новый персонал. И тогда Зинаида вспомнила о своих подругах-соученицах. Она не нашла ничего лучшего, как пригласить их к себе на работу.
Одна из них, Екатерина, сидела с ребенком уже четыре года, и перспективы ее трудоустройства выглядели весьма бледными. Валя только что развелась с мужем, при котором она имела высокий достаток и мало думала о перспективах. А Алла, творческая личность, находилась в перманентном поиске работы, спонсора, денег в долг. Зинаида, как и большинство из нас, помнила традиционное «ну как не порадеть родному человечку?» и считала, что, сделав доброе дело — трудоустроив подруг, она вправе ждать от них отдачи. Рынок есть рынок: ты мне — я тебе. Все бы хорошо, да, как жаловался мне один пациент, реальность мешает.
Бывшие соученицы, отвыкшие / не привыкшие работать и нести ответственность за дело, называли хозяйку Зюка, вяло изображали деятельность в течение дня, бесконечно курили, висели на
-119-
телефонах, вносили разброд и шатание в коллектив ленью, высокими окладами и бездельем. Когда хозяйка пыталась им объяснить, что и почем, они оживлялись и весело так: «Да брось ты, Зюка! Все путем. Никуда эти бабы не денутся (клиентки с деньгами). Их много, а жизнь одна! Брось суетиться. Давай покурим, потреплемся. Работа не ..., может и постоять!»
Очумев от их работы, после раздумья и волнений Зина объявила о том, что их услуги в том виде, в котором они есть, не нужны. Тут такое началось! Цунами, накрывающее действующий вулкан, на фоне внутрипартийной чистки 1937 года. «Ты хочешь, чтобы мы гробили свое здоровье на тебя за вшивые пятьсот пятьдесят баксов? С утра до ночи? А ты, как курица с павлиньим хвостом, требуешь, чтобы МЫ тебя называли по имени-отчеству...» И в том же духе, пока их не удалила охрана.
Далее Зинаида выяснила, что в таких случаях работает правило «первой ночи». Кто успел первым осветить конфликт, тот и прав. Прав в кругу вашего общения, и потом все попытки оправдаться выглядят весьма жалко и неубедительно.
«В итоге идея с приятельницами (а меня предупреждали!) обернулась против меня. От меня отвернулись некоторые знакомые. Эти ... рассказали им, какая я жадная, непорядочная, пиранья размером с акулу, что у меня пакостный характер и мне не угодишь. Что я от них требовала чуть ли не интимных услуг... А я всего лишь старалась их вытащить из жизненной ситуации, в которой они были. Я не требовала ничего особенного — внимание к клиентам, вежливость и доброжелательность. Они же нам платят деньги, а не собес! А что касается жадности, то разве 550 долларов девочкам с десятилеткой — мало? Обидно...»
-120-
Такие случаи происходят сплошь и рядом. Приведите примеры подобных трудных взаимоотношений. Давайте разбираться в причинах.
Пояснение. Зинаида решила стать доброй феей, не умея ею быть. Ей в первую очередь надо было сразу пресечь безделье. В этом и кроется умение сказать твердо «нет». Она не составила никаких контрактов, только устные договоренности с «нормальными» людьми. Кроме того, она забыла, что все люди — разные.
Взяв на работу сразу трех подруг, она устроила внутри коллектива другой маленький междусобойчик, живущий под лозунгом «Работа — болезнь. Ее надо лечить». Есть еще милая русская традиция милого и душевного безделья. Традиции служебного безделья до конца не изжиты — три поколения на этом воспитаны. На того, кто работает, очень долго смотрели как на не совсем нормального, а трудолюбие на работе ценилось наравне с талантом — как глупость и дурь.
Ведущий. А теперь очень романтичное: «...Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что ты пожелаешь: жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали».
Пояснение. В этой цитате из Александра Грина описана большая девичья мечта о прекрасном принце. Начитавшись романов, девы верят в то, что встреча с Ним возможна и, как полагается, из текста выкидывается контекст. Во-первых, сам автор назвал произведение феерией, чем подчеркнул его волшебный, сказочный характер. Во-вторых, сладкие слова обещаний произнес не принц, а
-121-
океанская волна плеснет и в ваше сердце, наполнит душу и вашу жизнь.
Ведущий. В продолжение разговора об умении внятно сказать «нет» некоему идеальному умонастроению. Вот случай, который я подсмотрел на даче.
О роли мужчин в жизни наша соседка задумалась после развода. Она, как я понял из разговоров, хотела стать свободной самостоятельной женщиной. Доказать мужу, что она не пропадет. Как выяснилось, она плохо представляла независимость. Трудности не заставили себя ждать — решила попить чайку из самовара с трубой. Его растапливал муж. Теперь сама. Ею двигало желание доказать себе и всему свету, что она самостоятельна и независима. И часа через полтора она его растопила. На это любовались десять ближайших участков. Кто-то снимал на видео, видимо, для программы «Сам себе режиссер». Она изрубила бревно в щепки, перемазалась сажей, обожгла руку и подпалила волосы.
Как у нее складывалась жизнь, я не знаю. По слухам, она пыталась сделать сама все. Муж уже благополучно уехал в Скандинавию, а она все продолжала ему доказывать, что она без него не пропадет. Ее отрезвление пришло неожиданно для всего дачного поселка. Приехав как-то на дачу, я увидел ее с совершенно другим выражением лица. Она не вкалывала, а плавала по участку, почти ничем, кроме цветов, не засаженному. Конечно, кустарники, деревья, но без картошки и помидоров. Одета элегантно. На даче! Женщина!
Но вот у нее на даче рухнул забор. Она не стала примеряться к тому, как его починить: найти бревно, выкопать гнилой столбик,
-124-
найти крепеж... У нее девиз: «Не буду!» Она привязала забор ленточкой с бантиком к яблоне. Видно издалека, красиво, нарядно, парадно! Сосед, проходящий мимо, разинул рот, потом так обалдело: «Николаевна! Это чо такое?» Она так нежно заворковала, что это бантик, а это — забор, привязанный к дереву, а ленточка — для красоты: «Правда, красиво?» Довольно скоро этот сосед вернулся с тяжеленной кувалдой в руках, уверенными мужскими движениями укрепил забор и удовлетворенно буркнул: «Снимайте свой бантик!» Она в восторге. Он смотрит уже орлом по сторонам: «Что бы еще тут сделать?»
Бантик на дереве остался как напоминание, что она — женщина! После чего он, растаявший от благодарностей и восторгов, сделал еще пару дел. Он бы и дольше остался ей помогать, если бы не его жена. Она спинным мозгом почувствовала что-то неладное и начала истошно орать в режиме «бензопилы» на участке: «Куда ты, бездельник, черт старый, подевался? Кто будет картошку окучивать?» Он ссутулился и побрел к себе, в привычный уклад.
Эта дама на четверть часа помогла стать ему мужчиной. Он себя им почувствовал в присутствии женщины. А там он такая же ломовая лошадь, как и его жена. Мужчине необходимо давать возможность время от времени совершать подвиги! Даже если подвиг — поход за картошкой или вбитый гвоздь.
Пояснение. Этот пример рассказывает об умении сказать «нет» социальной роли, пришедшей из глубокого прошлого, об умении вычленить свое Я из-под заносов родового сценария! Сколько можно? Чтобы воспитать настоящего мужчину, требуется три поколения. Чтобы женщину— четыре. Помните об этом и цените себя! Систематически и всегда.
-125-
Ведущий. Теперь к вопросу о так называемых эзотерических учениях и получении у их Гуру помощи и поддержки. Приведу отрывок из фэнтези Андрея Белянина «Вкус вампира». Видите, вроде детская литература, а учит... «Общая схема такова: вы за определенную плату покупаете степень мастерства и лечите людей за деньги. Хотите зарабатывать больше и лечить лучше — плетите за более высокую степень. И чтобы энергия помогала, больным надо пройти пять сеансов, в запущенном случае — десять, в очень запущенном — пятнадцать. Ну а если и это не помогло — ваш случай называют кармой...»
Пояснение. Как и везде, есть и в этом направлении хорошие специалисты, есть и жулики, есть и шарлатаны. Человек же сам выбирает, во что ему верить. Если вера есть, то ему поможет любой идиотизм. Если нет, то ему не помогут ни патентованное лекарство, ни академик и профессор.
Ведущий. Как это ни грустно звучит, но страдать — смешно. Вы никогда не задумывались, как выглядит со стороны ваша обида? Эта ситуация очень забавно отражена Виктором Ерофеевым в поэме «Москва—Петушки»: «Обойдусь! Месяц погуляю и под поезд брошусь! А потом пойду в монастырь и схиму приму! Ты придешь прощенья просить, а я выйду вся в черном, обаятельная такая, и тебе всю морду исцарапаю, собственным своим кукишем!» Конечно, среди литературных героев больше романтических страдальцев, чем комических, но примите к сведению, что злая обида, оскорбленное самолюбие только под изящным пером классиков выглядят привлекательно. В жизни над страдальцами обычно за спиной посмеиваются (черта плохая, обезьянья, но таковы уж люди).
-126-
Пояснение. Страдания, как правило, не более чем эмоционально-чувственная реакция на то, что ожидания не соответствуют действительности. «Ничто так быстро не заживает, как смертельная сердечная рана».
Ведущий. Один кесарийский мудрец сказал: «Добро есть зло, не сумевшее осуществиться. И тот, кто говорит вам — это добро, а это — зло, — лжец. Ибо одному Господу ведомо, какими путями шествует истина. Мудрецы учат, что царствие Божие внутри нас, и призывают к активным действиям, а не к ожиданию того, что кто-то заставит вас что-то делать для вашей же пользы!»
Пояснение. Способность к этому у нас неодинакова. Большинство не умеет этого делать. Что же, тогда будете ждать, когда жизнь сама поставит в такие условия, что ничего иного не останется, как сублимировать обиды в победы? Помните слова из романа «Вся королевская рать» о том, что добро надо делать из зла, потому что больше не из чего.
Ведущий. Человек, не воспринимающий мир как цепь непрерывных угроз, создает гармонию внутри себя. Он спокоен, и он с успехом реализует свой потенциал. «Если вы хотите стать меньшим, чем можете быть, то несчастная жизнь вам гарантирована».
Пояснение. Разбор мнений обязателен. Рекомендуется вспомнить собственную жизнь, аналогичные события из нее. О том, что в присутствии такого человека другим хорошо хотя бы уже по той причине, что он является источником спокойствия и уверенности. Он оптимистичен и благожелателен, что «заразно». Он не расходует энергию на защиту от злого мира. Он использует ее для самораз-
-127-
вития. У него больше сил и времени для досуга, развлечений и работы. Он служит живым примером для тех, кто рядом с ним. Наличие его в нашей жизни является гораздо более убедительным, чем кипа нравоучительных брошюр. Так и создается более совершенный мир.
Ведущий. Вспоминается один случай. Как-то раз я беседовал «за жизнь» со школьниками. Ребята как ребята, с нормальным для их возраста нигилизмом и щенячьим коллективизмом. Когда разговор зашел о том, «кому на Руси жить хорошо», то они вывалили на меня весь «джентльменский набор» рекламируемых в СМИ качеств, которым должен отвечать человек, преуспевающий в жизни: тут было умение работать локтями и нарушать слово, спокойствие при виде чужих проблем и наплевательство на общественные нормы, крайний цинизм и желание стать физически сильным... Перечислять не буду — загляните в желтую прессу, и сами прочитаете.
Итак, разговор у нас шел в этом русле. Мальчики красовались передо мной, собой, соучениками. Идеи генерировались прямо пропорционально времени разговора. Наконец, когда все начали повторять свои соображения по третьему кругу, я решил, что пора заканчивать «пилить опилки» и дискуссию закрывать. Но закрывать не командно: «Баста, карапузики!», а конструктивно:
—Хорошо, хорошо, ребята. Я понял, что для преуспевания надо работать кулаками, хитростью, подлостью и прочее. И как я понял, вы, декларируя такие ценности, внутренне их поддерживаете. Я вас правильно понял ?
—Да... С оговорками...
-128-
— Отлично. А теперь скажите, пожалуйста, себе, не обязательно мне: «А хотели бы вы такого друга или приятеля?»
Молчание. Я говорю «Спасибо» и тихо ухожу. На душе радость от того, что я не был навязчив и горяч, вот он, урок. «Не желай никому того, чего бы ты не желал себе».
Пояснение. Не требуется.
Ведущий. Прочитаю вам отрывок из творчества суфийских авторов. «Но само несовершенство человеческой природы таково, что свидетельствует с несомненностью о высшем месте человека среди всех прочих существ, ибо только ему — единственному из живых — дана возможность совершенствования. Само слово „несовершенный ", относимое к нему, уже содержит в себе признание за ним способностей и возможностей к восхождению...»
Пояснение. Увеличить количество хорошего в себе можно двумя путями:
1) борьбой и изживанием в себе недостатков. Это привычно, традиционно и приветствуется всеми — «ветеран борьбы с собой»;
2) увеличением в себе хороших качеств, тогда недостатки пропорционально уменьшаются. Это непривычно, поскольку нет борьбы и упрека, как основного двигателя совершенствования.
Тигр, крокодил, антилопа, таракан, пиранья — идеальные существа для выживания. Стоит поменять условия проживания — они сразу заканчивают свой земной путь. Человек же в силу неприспособленности к проживанию в определенной среде — выживает и благодаря изменению развивается и успешно выживает везде.
-129-
Ведущий. Закон отмщения, о котором вы заговорили, очень хорошо описал Вадим Шефнер в повести «Сестра печали» в виде «Закона щенка»: «На основании своего жизненного опытам давно уже вывел один закон, который про себя именовал законом брошенного щенка: чем длиннее срок между совершением проступка и возмездием за него, тем сильнее возмездие. Ибо, если проступок сразу же не погашен, он начинает жить уже независимо от тебя, как щенок, выброшенный на улицу. Он может и сдохнуть, но чаще он выживает, шляется где-то, чем-то питается, растет — и вырастает в большую злую собаку. И однажды он неожиданно кидается на тебя из-за угла, норовя вцепиться в горло».
Пояснение. К немедленному мщению можно прибегать с осторожностью, так как бумеранг насилия, согласно всем законам, бьет по всем. Причем чем больше времени проходит между действием и возвратом «бумеранга», тем неожиданнее последствия и тем тяжелее они переносятся. Срабатывает принцип.
Ведущий. Суфийский мудрец Ибн Хаким так писал: «Нет ни одного злого дела и ни одного доброго, которое не отразилось бы на следующих поколениях, независимо от того, когда и где оно совершено — во дворце или в хижине, на Севере или на Юге, и были тому делу очевидцы или нет, точно так же во зле и в добре не бывает ничтожных малозначащих дел, ибо из совокупности малых причин возникают великие следствия...»
Пояснение. Это ТОЛЬКО ваша и более НИЧЬЯ жизнь, и ее надо прожить так, чтобы еще хотелось!
Ведущий. На эту тему у меня есть одна метафора. Я ее люблю приводить в пример. Представьте себе, что вы в течение семи лет
-130-
шли по полю. Научились там выживать, разжигать костер, ловить сусликов, укрываться от непогоды... И вот подошли к лесу. Почти все прошлые навыки вам практически не понадобятся. Они не плохие. Они не бесполезные, и время, потраченное на овладении ими, не потрачено зря. Но теперь вам необходимо овладевать новыми навыками. В противном случае вы рискуете разбить лоб или выколоть глаз уже у пятого дерева.
Пояснение. Меняться вам необходимо. Меняться нужно вам. Вы должны меняться, для себя. В этом залог адаптивности, успешности, удачливости.
Ведущий. Вот вы мне как раз и напомнили. Есть такая присказка у хасидов:
—Иди ко мне на работу.
—А что я у тебя буду делать ?
—Ты будешь мне напоминать.
Пояснение. Разговор стоит перевести в сторону осознания той пользы, которую несут в себе любые записи, касающиеся состояния человека, его достижений, личных «рекордов», успехов. К примеру: «Вот ваши записи (тренинг, упражнения, ведение дневника...) и будут напоминать вам о том, что и как надлежит делать».
Ведущий. Приведу вам в пример изречение средневекового китайского автора. Хун Цзычэн в книге «Вкус корней» изрек: «Птица, которая долго томилась на земле, непременно взлетит высоко. Цветок, который распустился первым, непременно рано отцветет. Поняв это, можно не переживать из-за неудач и не стараться всех опередить».
-131-
Пояснение. Чем дольше вы держите под спудом свои таланты, тем больше у вас шансов достичь высот. Одно замечание. Слишком долгое ожидание способно убить всякую возможность что-то делать.
Обычно эта фраза служит той самой «морковкой», которую подвешивают перед носом у ослика, чтобы он быстрее бежал. Нельзя у участников гасить надежду и веру в себя. Пусть даже на время.
Ведущий. Человечество — из самых благих намерений — хотело чтить память об ушедших вождях, философах, воинах не только в виде бюстов, статуй, топонимики, но и, так сказать, «живьем». Их ритуально поедали, из их костей делали украшения, тела засушивали, из них набивали чучела...
Самое позднее изобретение — мавзолеи с мумией. Первый мавзолей построили в Галикарнасе (Турция), и он был гораздо больше своего московского тезки. Его выстроили по приказу царицы в честь ее мужа Мавсола, умершего в IV веке. Строить пригласили иностранных специалистов — греков. На постаменте, облицованном мрамором, красовалась усыпальница, окруженная колоннадой, увенчанная крышей в виде пирамиды с четверкой коней. Высота — 49 метров (16-этажный дом). Внутри барельефы, горельефы, скульптуры. Мумии в мавзолее не было. Безутешная вдова растолкла его кости в воде и выпила их, чтобы стать «живым памятником мужу».
Мавзолей простоял до XII века, и его показывали туристам. Тогда его признали восьмым чудом света. Сейчас есть проект его восстановления.
Пояснение. Это история. В нашей повседневности каждый из нас — мавзолей, нами выстроенный самостоятельно и посвященный памяти давно ушедших из нашей жизни людей, событий, оши-
-132-
бок, раскаяния и чувства вины. Только непонятно: почему мы не строим вечные памятники собственным успехам и достижениям?
Ведущий. Апокрифическое евангелие от Филиппа гласит: «Осел, ходя вокруг жернова, прошел сто стадий, шагая. Когда его отвязали, он находился на том же месте. Есть люди, которые много ходят и никуда не продвигаются... Без пользы, несчастные, трудились».
Пояснение. Сплошь и рядом наши труды оказываются таким же «ослиным» трудом. И дела не делаешь, и от дела не бегаешь, и все остается, как и было. Но работа проделана. Только наполняя смыслом свои действия, можно чего-то достичь. Даже если это хождение по кругу.
Ведущий. Вспоминается история о том, как происходил диалог священника и садовника. В ней священник, глядя на ухоженный и красивый сад, радостно восклицает:
— Чудесны дела рук Твоих, Господи! Какую же Ты красоту создал
на радость нам!
На это садовник с улыбкой отвечает:
— Посмотрели бы вы на это творение в прошлом году. Когда толь
ко один Господь здесь прикладывал руки!
Пояснение. Сколько бы нам ни говорили о том, что человек — образ и подобие, без конкретных дел ни у кого и никогда ничего не получалось и не получается! Очень банально, но банальность, обычно навязшая в устах и ушах, — истина.
Ведущий. Однажды Насреддин ел кишмиш. Подходит к нему приятель и спрашивает:
-133-
—Ходжа, что ты ешь?
—Так... — ответил Ходжа.
—То есть как «так» ? Что это за ответ ?
—Я говорю коротко.
—Как это коротко? Не понимаю!
—Ты спрашиваешь у меня у что я ем. Я скажу: «Кишмиш», ты скажешь: «Дай и мне». Я скажу: «Не дам». Ты спросишь: «Почему?», а я отвечу: «Так...» Поэтому-то я сразу и говорю коротко: «Так...»
Пояснение. Ходжа не стал идти длинным путем и попал в ловушку неумения вести диалог так, чтобы быть понятым собеседником. Он желал сократить время беседы, а в итоге лишь удлинил ее. Желаете сократить время неприятного контакта — отшутитесь или уходите. В противном случае вас «вытянут» на ненужное и бесцельное времяпрепровождение.
Ведущий. Скорее счастье нужно рассматривать как процесс, примиряющий и доставляющий нам удовольствие в момент наиболее полного проживания жизни. Тибетцы писали: «Момент счастья похож на звук рухнувшей башни изо льда». Миг счастья — нечто одномоментно неожиданное, почти не имеющее протяженности во времени.
Пояснение. Особого не требуется. Его надо прожить — нечто величественное, сверкающее, переливающееся всеми цветами радуги, искрящееся, звенящее... обрушивается вниз, стремительно меняя звукоряд, формы, цвета и... рушится, рушится, рушится... А вы — единственный свидетель. Вам хочется все это великолепие запомнить, запечатлеть мгновенье всеми фибрами души и... ВСЕ.
-134-
В «сухом» остатке — на дне ущелья груда искрящихся осколков. Ощущение приобщения к чуду. Тоска по невероятно красивому, которое так хрупко, и... путь дальше, к следующему чуду. Которое, может, будет, а может, и нет. К тому же о том, что увидел, никому не расскажешь. Нет ни слов, ни образов, ни умения. Только стихи или музыка.
Ведущий. Аль-Газали в XI веке писал: «Друзья бывают трех видов — друзья, друзья друзей и враги врагов. И враги бывают трех видов — враги, враги друзей и друзья врагов».
Пояснение. Четкий расчет — всегда основа прочных дружеских взаимоотношений. Когда вы четко поняли, кто есть ваш враг/ друг, вам будет проще разобраться в ситуации. «Если крокодил съел вашего врага, то это не значит, что он стал вашим другом и не закусит завтра вами». Кроме того, только тогда, когда у тебя есть враг, ты чего-то стоишь.
Ведущий. Приведу в пример замечательную книгу Теренс X. Уайт «Меч в камне», кстати, по ней снят диснеевский мультфильм. В ней есть примечательный диалог:
—...что бы вы мне присоветовали?
—А, — сказал сэр Грумор, прикладывая палец к носу и прижмуривая глаз, — тут надо крепко подумать, если вы не против моих слов.
—Отчего же я буду против? — сказал сэр Эктор. — Спасибо и на том, что вы вообще хоть что-то сказали. Премного вам благодарен, а как же!
Пояснение. Великолепный образец прекрасно выстроенного диалога, в котором каждый понимает, что происходит «просто»
-135-
общение, а не решение каких-то важных вопросов. Сэр Грумор тактично не суется с советами, а сэр Эктор благодарен ему за это, потому как все равно тяжесть и ответственность за любое принятое решение нести ему. Настоятельно рекомендую прочесть эту книгу!
Ведущий. Был такой Учитель по имени Раджниш. Так вот он во время пребывания в Америке рассказывал такую притчу: «Услышав в церкви во время проповеди: «И если истинно веруете, скажите горе: иди — и она пойдет», одна старушка, вернувшись домой, подошла к окну, вид из которого заслоняла гора, встала на табуретку, открыла форточку, зажмурила глаза и громко воскликнула: «Гора, уходи!» Для закрепления эффекта она произнесла фразу трижды. Открыв глаза и увидев, что гора по-прежнему на месте, она облегченно вздохнула и сказала: «Я так и знала, что ничего из этого не получится».
Пояснение. Чтобы чудо совершилось, со стороны верующего нужна вера в то, что оно ОБЯЗАТЕЛЬНО сбудется. Безоговорочная. Блестящий пример есть в Библии, когда Петр, будущий апостол Христов, пока верил, то шел по водам, как только усомнился, то тут же стал плавать и тонуть. Кроме того, любая вера — всегда активное действие по ее реализации.
Ведущий. Однажды прохожие увидели, что Насреддин прохаживался по полю и вскапывал его то тут, то там. Они его спросили:
—Ходжа, что ты ищешь?
—Здесь я зарыл деньги и теперь никак не могу найти.
—А разве ты не приметил место, где их зарыл ?
-136-
— Почему же нет? Я зарыл деньги там, куда падала тень от обла
ка. Теперь я не могу найти, где она была.
Пояснение. Так поступаем и мы — бегаем, не желая принимать решение. Неопределенность. Выбор. Решение. Ответственность. Сожаления о сделанном или несделанном. Одни замирают. Другие устремляются вперед, формируя события. Третьи заставляют окружающих делать что-то за них. Реакция на неопределенность всегда сильна и искренна — это процесс, связанный с глубинами подсознания.
Выбор из похожих, но не равноценных вариантов — дело интуиции. Она дана всем, но развита неравномерно. Отсюда деление людей на несколько групп. Одни делают выбор, исходя из категории «правильно», другие — из категории «удобно», третьи — «очевидно», четвертые — «логично».
Делая выбор «сегодня», подумайте, что им вы создаете «завтра».
Ведущий. А все-таки есть безусловно хорошие вещи, которые не зависят ни от настроения, ни от пресловутой точки сборки.
Средняя Азия. Выпал обильный снег. Сельчане собрались в чайхане и жаловались друг другу на непогоду и на холод. Один из стариков сказал:
— Дело не в холоде и не в снеге. Дело в том, что человек — суще
ство неблагодарное: летом жалуется на жару, хочет прохлады, а зи
мой жалуется на холод, хочет тепла.
Ходжа Насреддин, сидевший в сторонке, сказал:
— Ты ошибаешься! На хорошую весеннюю погоду никто не посетует.
Пояснение. Не судите опрометчиво. Есть незыблемые вещи в
нашем мире, от этого он стабилен!
-137-
Ведущий. Как это у вас хорошо получается советовать. Вот история про советы и советчиков. Говорят, у Ходжи Насреддина часто болели зубы. По целым неделям он ходил перевязанный и охал, но вырвать больной зуб боялся. Однажды он шел, повязав зубы платком, и встретился с приятелем.
— Ай? Ходжа, — сказал тот, — большое дело — выдернуть один зуб! Чего ты так боишься ? Если бы этот зуб был у меня во рту, то я сейчас же пошел и выдернул.
— Если бы он был в твоем рту, я тоже выдернул бы. Вся беда в том, что он не в твоем рту, а в моем.
Пояснение. Мы нередко встречаемся в жизни с такими советчиками. Дело житейское, которое испортило жизнь не одному поколению. Стандарт: «Я бы на твоем месте...» Всегда забывается сентенция: «Повторяя чужие ошибки, платишь за них, как за свои». Мы по привычке следуем чужим советам, «получаем по голове», а ответ на наши жалобы у них стандартный ответ: «А у тебя что, своей головы нет?» Мы зарекаемся слушать советчиков... до следующего раза. Очень тяжело думать самому и поступать по-своему, если такой совет слышишь из уст авторитетного для тебя человека, например матери или отца.
Ведущий. Алишер Навои в XV веке писал: «Все, что легко удается, не ценится, оно не заслуживает высокой похвалы. Из каждой печи выходит по тысяче глиняных чаш, поэтому цена чаши — медный грош. Есл<