И не одно сокровище, быть может, Минуя внуков, к правнукам уйдет. И снова скальд чужую песню сложит — И как свою произнесет.

О. Мандельштам

От автора— ведущему.Сомнения обычно маскируются под ло­гику, осторожность, житейский опыт, благоразумие... На самом деле — все это сомнения, которые стараются подкрепить какой-либо психологической защитой. В категорию «сомнения» входит все многообразие психологических теорий и парадигм, от «родово­го сценария» до «незавершенного гештальта». Сомнения поддер­живают и «народные» верования и установки: «Всяк сверчок — знай свой шесток», «Я— последняя буква в алфавите», «Молод еще»... Плюс — отсутствие мотивированного нахальства и нечетко выра­женная Я-концепция.

В категорию «сомнения» входит такая особенность психики, как умение точно знать, чего индивид НЕ хочет, плохо знать, ЧЕГО хо­чет, и полное незнание того, «а что, собственно, хочу Я?».

-85-

Единственная рекомендация, которую я могу дать, следующая: «В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни — меланхоликом, относительно впечат­лений, глубоко затрагивающих наши интересы, — холериком и, нако­нец, в исполнении принятых вами решений — флегматиком».

Ведущий. Проиллюстрирую примером свою мысль. Как-то раз, скажем, король, чтобы выбрать на важный государственный пост самого достойного, устроил претендентам испытание. Он их при­вел в сад, где было строение с каменной дверью. Дверь вросла в зем­лю и была огромной.

— Кто сможет ее открыть? — спросил король.
Придворные пожимали плечами и отвечали, что, мол, одному

человеку это не под силу, надо призвать рабочих с кувалдами. И вот один сказал:

— Давайте я попробую.

Он подошел к двери и толкнул ее изо всех сил. Дверь послушно открылась. Она держалась на хорошо смазанных петлях.

— Ты получишь этот пост, — сказал король, — потому что ты не
полагаешься на то, что видишь и слышишь, а полагаешься на соб­
ственные силы!

Пояснение. Мотивированное нахальство — вот что помогает задействовать свой ресурс.

Ведущий. «Наше желание никогда не будет страстным, если мы желаем чего-то, исходя из одного лишь благоразумия» — так писал французский философ Ларошфуко.

-86-

Пояснение. Почему так происходит? Да потому что, нас уве­дет в сторону наше сомнение, замаскированное под разумное мыш­ление, логику, под обстоятельства, страх и под здравый смысл. Если мы к чему-то стремимся, то лучше опираться не на «потому что», а на «Хочу— и все!». Когда желание искреннее, оно исполняется. Только в этом случае сомнения не имеют доступа в ваше сознание. Вашим девизом должно стать «А как же иначе?». И тогда все полу­чится.

Ведущий. Имейте в виду, что здоровые люди на самом деле — лишь больные, не осознающие этого. При необходимости любому человеку можно назначить длительное лечение или прохождение ступенчатых тренингов. Приведу в пример искренние в своей пря­моте слова Архиматея из Салерно: «Больному пообещай исцеление, его близким скажи, что заболевание весьма тяжелое. Если он умрет, то скажут, что ты это предсказал. Если выздоровеет, то слава твоя возрастет».

Пояснение. Слишком часто именно так и вовлекают в беспо­лезные тренинги или в психотерапевтическое лечение тех, для кого те проблемы, обнаруженные «специалистом», — неактуальны. Спя­щего — не буди! Не просят — не помогай! Можно «влететь на суд и деньги». А главное — такие услуги активно помогают клиентам еще больше сомневаться в себе!

Ведущий. Ученики часто задавали своему Учителю один и тот же вопрос: «Как помочь бедным людям избавиться от нищеты?» Учи­телю уже надоело им внятно, без ругани, отвечать. Тогда он попро­сил их найти самого нищего из нищих. Нашли. Учитель им говорит:

-87-

— Положите на мосту кошелек с деньгами и попросите его прой­
ти по этому мосту.

Ученики все сделали так, как Учитель им сказал. Нищий про­шел по мосту. Ученики его окружили:

— Ну как? Ничего не видел неожиданного? Приятного?

— Нет! Мне показалось забавным перейти мост с закрытыми гла­зами. Я ведь обычно его перехожу, глазея по сторонам. Кроме того, я вспомнил, что надо жить «сегодня и сейчас». Вот я и закрыл, для сосредоточения, глаза.

Пояснение. Все знают на ментальном уровне, что помочь ни­кому всерьез нельзя, что каждый должен решать свои проблемы сам, и т. д. Но внутренне, сущностно подобная идея мало кем пережита. Это к разбору вопроса о том, какие простые и банальные истины пережиты участниками группы.

Ведущий. Глядя на оживленную дорогу у города Коканд, Ибн-Хазм заметил: «В разлуке три четверти горя берет себе остающийся. Уходящий же уносит с собой всего одну четверть». Думаю, что каж­дый замечал, что стоит куда-то уехать, то проблемы, которые дома терзали вас, как тигр, кажутся мелкими и неинтересными.

Почему? Ваше мнение. Примеры. Обсуждаем. Ваши выводы? Каков ваш «процент»?

Пояснение. В дороге — неважно куда и откуда — у нас иное состояние, мы в ином месте, вокруг нас иные заботы. Это можно сказать и об отъезде физическом, и о поездке внутренней.

О «поездке», в которой мы утрачиваем что-то (молодость, све­жесть и яркость восприятия, красоту, азарт, боевой настрой...), вза-

-88-

мен приобретая что-то иное, новое (зрелость, опытность, осторож­ность, достаток, трезвый взгляд на вещи...).

Если сомнения заставляют взять нас более одной четверти в виде сожаления: «Вот бы тогда!», упреков: «Какой же дурак я тогда был!», жалости к себе «Кто же тогда знал»! и т. д. и т. п., то тогда в итоге вы не живете ни «там», ни «здесь», а «посередине».

Подсознанию очень тяжело так жить, и оно начинает вас под­талкивать к каким-то — чаще всего неумным — поступкам. Поступ­кам, за которые вам потом будет стыдно: «Седина в висок — бес в ребро»; «Связался черт с младенцем»; «Она хоть раз себя с этим бан­тиком видела в зеркале?» — вот краткий перечень моделей поведе­ния, которые описывают нежно сберегаемые «три четверти».

Ведущий. В одних обществах о будущем принято говорить, а в других — думать. Так, в Конфедерации ирокезов Совет, принимая важные решения, учитывал их последствия с точки зрения их воз­действия на третье—пятое поколение.

Как вы думаете? Каков ваш стиль? Как часто вы в цейтноте? На сколько опаздываете?

Пояснение. В нашем обществе думают о времени иначе. Чем только его не измеряют! Триместрами, четвертями, семестрами и часами до экзамена, квартальными отчетами, сроками выборов, сроком, оставшимся до получки, и сроком, оставшимся до нового года... Сложнейшая система координат! Такое разноплановое отно­шение времени приводит к тому, что мы теряем реальное ощуще­ние времени.

Конвульсивное, рывками, проживание ведет к фрагментарнос­ти, к мозаичности Картины Мира. Она рассыпается на детали, и ее

-89-

тяжело собрать воедино. Главное же то, что нет времени всерьез подумать о своем будущем, отстоящем от дня сегодняшнего натри-пять лет. И это мешает нам лицом к лицу встретить будущее, актив­но, без сомнений, его создавать.

Смысл о нем думать, если счет идет на часы и минуты? Итог — быстрая езда, быстрая еда, быстро меняющаяся картинка по теле­визору, не роман, а сюжет, лучше в картинках... В пятницу муча­ешься тем, что не можешь вспомнить того, что делал во вторник. Так пролетает наша драгоценная жизнь. Не понимая роли времени в своей жизни, мы обесцениваем ее или откладываем «на потом» («Жизнь моя, иль ты приснилась мне?»).

Ведущий. «Бережливость — великая добродетель. Но если в ней не знать меры, она превратится в обычную скаредность и станет по­роком. Уступчивость — превосходная черта характера, но если не знать в ней меры, она превратится в угодничество и робость, сделает человека подхалимом» — так писали китайские мудрецы.

Пояснение. Не превращайте свои достоинства в недостатки и живите так, как находите правильным. Но как только вы начнете жить по своим законам, тут же находятся десятки людей, которые начнут вам объяснять, что вы живете не так, как надо. Им надо, чтобы вы вписывались в их понимание правильного, а не вели свою жизнь так, как вы считаете правильным и нужным.

Для оправдания таких действий придумано много пословиц и громких фраз. За ними скрывается недовольство тем, что кто-то живет «так, как надо», а другие живут «так, как надо им». Под угро­зу ставится ценность прожитой жизни и нажитого имущества: «Мы всю жизнь горбатились на эту машину, а она каждый год их меняет»;

-90-

«Мы на этой даче... а он носа туда не показывает! Мы же для тебя...». Жизнь очень поменялась — и это повод меняться самим людям. Не создавайте себе еще одной проблемы буквально из ничего.

Ведущий. Поиск истинного призвания — всегда риск. Мно­гие избегают его, боясь неудач. Людям мешают сомнения, поэтому они предпочитают не рисковать. Именно поэтому их таланты так и остаются невостребованными. Этого страха, к счастью, лишены дети. Они берутся за рисование, за пение, лепку, строительство, за саму жизнь, не боясь, что у них ничего не выйдет! Они действуют согласно своим стремлениям. Именно поэтому Рабиндранат Тагор говорил, что каждый ребенок несет в себе «знамение того, что Бог еще не окончательно разуверился в людях».

Пояснение. На данном примере полезно разбирать с группой актуальную ситуацию: «Если призвание заявляет о себе рано, до­статочно целенаправленно трудиться. А если оно „запаздывает"?» Тогда к трудолюбию следует прибавить терпение? Приобретение навыков? Жизнь «как все»? Или принять за основу то, что талант­лив любой человек, особенно если взять как принцип такую фор­мулу творчества: «Творчество — одухотворение материи», понимая под материей все,от листа бумаги или пианино до самого себя? Каковы пути самореализации?

Ведущий. Замечательный русский художник Архип Куинджи твердо верил в свои способности. Три раза он пытался поступить в Академию художеств и каждый раз был отвергнут. В третий раз из 30 абитуриентов были приняты 29, Куинджи опять остался «за бор­том». Чтобы не повторять ошибки, из-за которых его не принима-

-91-

ли, он написал пейзаж и отнес его на академическую выставку. Пей­заж включили в экспозицию — а никому не известный автор полу­чил за него две почетные награды и был принят без экзаменов. На своем опыте зная, как трудно пробиться, Куинджи тем не менее считал, что никакие препятствия не могут помешать человеку в его истинном призвании: «Если вам суждено стать художником, то вы станете им даже в тюрьме».

Пояснение. Ничего нового — мешают сомнения и неумение делать привычные дела непривычным для вас способом!

Ведущий. Я вам сейчас скажу одну простую вещь, только вы не обижайтесь. Так вот, все ваши проблемы, по сути, — не что иное, как попытка преодолеть внутренние сомнения. Только они, и имен­но они, вам больше всего мешают.

Пояснение. Учитель всех социальных учителей изрек: «Под­вергай все сомнению». Учитель всех духовных учителей сказал: «Са­мый страшный грех — сомнение». До большинства последнее выска­зывание как-то не доходит: «Да. Наверно, правильно...» и не более того. А вот подвергать все сомнению, переводить «пар в гудок» — это все мастера. «Как же без сомнений?» Сомнение — главное пре­пятствие на жизненном пути у всех и всегда.

Ведущий. Когда ставили Медного всадника, случилась одна история. При окончательной обработке пьедестала на Исаакиев­ской площади от него откололся огромный кусок гранита. Подряд­чики просили за его вывоз около двух тысяч рублей. По тем време­нам огромная сумма. Тогда за ликвидацию его взялся один крестья­нин всего за сто пятьдесят рублей. Удивились, но согласились.

-92-

Крестьянин не стал его вывозить. Он вырыл яму и закопал камень на площади. Излишек земли пошел на укрепление набережной.

Пояснение. Суть истории в следующем: или мы идем на по­воду стереотипов и магии слов («убрать» в смысле «вывезти»), или в прямом смысле «убрать». Что крестьянин и сделал. Он нашел но­вую карту маршрута решения задачи. Если человек освободится от всех проблем — он умрет. Наличие трудностей в жизни — нормаль­но, бороться с ними надо азартно. Не каждый согласится расстать­ся с привычной маской мученика. А мученик привыкает к хмурым мыслям, экономит энергию, откладывает жир про запас, укладыва­ет кожу на лбу в складки. Экономим энергию на новизне.

Что сулит перевод проблемы в задачу? Решая задачу, мы движемся от дискомфорта к комфорту. Правда, у нас могут сложиться нере­альные представления о результате. Кажется, что титанические уси­лия перевернут жизнь и откроют врата в рай. Надо реально пред­ставлять размеры побед, чтобы адекватно оценить успех и порадо­ваться ему, а не упасть без сил перед новой задачей. Любовь, встречи, удачи поджидают на дорогах жизни. Хотите отказаться от всего это­го — откажитесь решать проблемы, точнее, не проблемы, а задачи.

Ведущий. Предложу вам тему — сначала для размышления, потом для медитации. Основа планирования новой жизни — пра­вильно поставленный вопрос о будущем, который звучит пример­но так: «Зачем мне нужны достижения?» Только в этом случае будут правильные действия. Иначе жизнь пойдет мимо: «Вроде прожил 60 лет. А что понял? Что запомнил? Чему научился? Что осознал? Кажется, что 32 стукнуло позавчера». Итак, медленно и прочувство­ванно:

-93-

...Колыбель. Пеленки. Плач. Слово. Шаг. Простуда. Вран.

Беготня. Игрушки. Брат. Двор. Качели. Детский сад.

Школа. Двойка. Тройка. Пять. Мяч. Подножка. Гипс. Кровать.

Драка. Кровь. Разбитый нос. Двор. Друзья. Тусовка. Форс.

Институт. Весна. Кусты. Лето. Сессия. Хвосты.

Пиво. Водка. Джин со льдом. Кофе. Сессия. Диплом.

Романтизм. Любовь. Звезда. Руки. Губы. Ночь без сна.

Свадьба. Теща. Тесть. Капкан. Ссора. Бар. Друзья. Стакан.

Дом. Работа. Дом. Семья. Солнце. Лето. Снег. Зима.

Дочь. Пеленки. Колыбель. Стресс. Любовница. Постель.

Бизнес. Деньги. Деньги. План. Телевизор. Сериал.

Дача. Вишня. Кабачки. Седина. Мигрень. Очки.

Внук. Пеленки. Колыбель. Стресс. Давление. Постель.

Сердце. Почки. Кости. Врач. Речи. Гроб. Прощанье. Плач...

Пояснение. Знакомо? Хотя если вы читаете эти строки — то знакомо не до последней строчки. Эти стихи можно использовать как медитацию для оценки прожитых лет.

Ведущий. Вот вам иллюстрация роли сомнений в нашей жиз­ни. Один выпускник консерватории уже скатывался «с круга», в кафе подрабатывал, в подземных переходах и в метро пел. Столкнулся «по жизни» с немецким продюсером. Тот его спрашивает:

— Вы какую-нибудь партию из Вагнера знаете на немецком языке? Тот не моргнув глазом отвечает:

— Конечно. И не одну!

Подписывают контракт. Выпускник о немецком знает столько же, сколько и о вязании. Тем не менее он не сомневается. Бежит к учительнице немецкого, ударно ставит произношение, зубрит не-

-94-

понятный текст. У него была неделя времени. Выучил партию так, что «от зубов отскакивала», уехал. Так там и остался. Поет в опере. На жизнь не жалуется.

Пояснение. Он не стал сомневаться в том, сможет ли он петь на немецком. Он сразу ухватил шанс и им воспользовался.

Ведущий. Рассказывают на эту тему байку. Разговаривают двое мужчин кавказской национальности.

— Валико, ты помидоры любишь?

— Если кушать, то да. А так — нет.

Пояснение. Упомянутый в байке Валико очень хорошо вла­деет методом субъектно-объектного разотождествления. То есть он понимает, что он любит, конкретно, а не «люблю вообще». Именно из-за того, что путают понятия «люблю за/потому» и «люблю по факту», происходит большинство проблем и трагедий в жизни, а они, в свою очередь, неплохо кормят целую армию психологов-эк­страсенсов-магов-психоаналитиков-колдунов-чародеев.

Ведущий. В прикладной психологии есть такое выражение — «мотивированное нахальство». Именно оно позволяет без особых страхов браться за новые и неизвестные ранее дела. Позволяет оши­баться и не брать в голову чувство вины. Оно позволяет держать самооценку на высоком уровне.

На эту тему есть замечательный исторический анекдот: Когда морской офицер Жан Барт был представлен Людовику XIVу король сказал ему:

— Я назначил вас командиром эскадры.

— И очень хорошо сделали, ваше величество! — ответил Жан Барт.

-95-

Придворные засмеялись.

— Господа, — сказал им король, — этот ответ достоин человека, который чувствует собственное достоинство.

Пояснение. Мешают нам чувствовать себя комфортно толь­ко наши сомнения, заложенные в родовой сценарий и неудачно опробованные в жизненных ситуациях... Отсутствие мотивирован­ного нахальства заставляет нас забывать присказку «Глаза боятся — руки делают» и не позволяет нам ходить с прямой спиной. Именно поэтому мы на вопрос: «Умеете ли вы играть на скрипке?» не мо­жем спокойно, без внутреннего смущения, ответить: «Не знаю. Не пробовал».

Вспомните кинофильм «Кин-дза-дза», там главный герой, про­раб, играл на скрипке «Мама-мама...». Играл отвратительно. Но на всей планете больше не было скрипача, и никто не мог составить ему конкуренцию. Он действительно был лучше всех! Что нам ме­шает с нашими талантами быть в чем-то лучше всех? Сомнения! И как долго? И насколько успешно для нас/вас?

Ведущий. Вспоминается история об одной женщине. Она, де­лая с утра гимнастику, думала о том, как она пойдет в душ. В душе она представляла, как вкусно она попьет чай. Во время чаепития она думала о макияже. Делая макияж, она думала о том, как она поедет на работу. Во время поездки она думала... И так до самого вечера, вплоть до отхода ко сну! В итоге: ничего и нигде!

Вопрос. «А где вы находитесь... сейчас?» Слушаю вас. Только откровенно. Обсуждаем. Ищем выход.

Пояснение. Фиксировать «сегодня и сейчас» тяжело, но учить­ся надо — для более успешного проживания своей жизни. В про-

-96-

тивном случае жизнь откладывается «на потом» и в конце — бес­смертное есенинское: «Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?» И вся жизнь, как во сне. То ли была, то ли приснилась, то ли растрачена неизвестно на что. И вспомнить нечего, кроме массы мелких и не­существенных деталей.

сящемуся издали запаху падали. Дух быстро понял, в чем тут дело, и превратился в цветущего юношу».

Пояснение. «Подобное притягивает подобное»— следова­тельно, если я успешен, то вокруг меня... неправильно! Вокруг мо­гут быть любые люди, потому как «успешность» — не более чем вывеска. И если за ней скрываются тревожность, неуверенность в себе и партнерах, то такие люди вокруг и будут. «С тобой такие про­исходят вещи лишь потому, что ты такой». Так и выстраивается диалог.

Ведущий. Великолепная книга получилась у Карло Коллоди, а следом и у великого советского писателя Алексея Толстого! Каж­дое полено — потенциальный Буратино! Только нужен папа Кар­ло. Самое трудное — быть обоими одновременно «Я и садовник, я и цветок». Самое трудное — признать то, что ты полено, но полено перспективное. Стучитесь, и откроют. У автора вышла сказка о том, как творение отблагодарило создателя. Карло так бы и прожил жизнь, не решаясь отодвинуть холст с нарисованным очагом.

Пояснение. В этом и есть смысл воспитания детей. Они дол­жны идти дальше нас, и наша задача — научить их жить без нас. Остальное сделает любовь. Только это страшно, потому как нас никто не учил обходиться без детей, не привязываясь к ним под видом помощи, без которой «они пропадут».

Ведущий. Скандал— самый безотказный способ выкачать энергию из партнера. Опустошенность, которую потом испытыва­ет жертва, — не следствие обидных слов, она вызвана потерей энер­гии. И если вы являетесь зачинщиком скандалов, то у вас непра-

-100-

вильный энергоинформационный обмен, а может, вы просто-на­просто не умеете по-другому обмениваться с партнером энергией и информацией. С психологической точки зрения налицо обычный «наезд» хамоватого человека, который убежден, что его дела и лич­ность превыше всего. И вы должны жизнь положить, чтобы это понять и осознать.

Пояснение. Узнаваемо? Выдающийся душевед Максим Горь­кий сказал: «В человеческом обществе, в отличие от животного, сла­бые пожирают сильных». Они смогли выстроить свой диалог с вами.

Ведущий. «Что приятнее — дарить подарки или получать их?» Давайте разбираться. Мнения? Суждения? Мысли?

Пояснение. На этот вопрос масса людей скажет не задумыва­ясь: «Дарить». И это понятно. Даже делая такое заявление, ты уже и великодушен, и мудр, и щедр. Выбирая подарок «своим», мы не­осознанно учитываем и свои интересы. Так, подарив жене «наворо­ченный» мобильник, мы предполагаем, что уже через пару-тройку недель мы сможем им пользоваться...

Процесс вручения приятен. Правда, предшествующие хлопоты, проблема выбора, сомнения... Ну что можно подарить теще-свек­ру, троюродной племяннице, жене шефа на корпоративном празд­нике, психоаналитику, учительнице сына... Вопросы утомляют, обессиливают и омрачают событие или праздник. Между тем если подойти к этой проблеме системно, то выяснится, что не все так запущено, как вам кажется на первый взгляд. Главное — решить: вы дарите себе, вы отдариваетесь или хотите принести радость тому, кто будет получать подарок? Как только вы решите этот вопрос, вы сразу поймете, что кому надо. В крайнем случае всегда есть проме-

-101-

жуточный вариант: как только у мальчиков и девочек появляется житейский навык — у них всегда возникает интерес к деньгам... Не ошибетесь!

Ведущий. А вот вашему вниманию библейская притча: «Пошел один из старцев в город и вошел в церковь, дабы помо­литься. Пришла туда же женщина из достойных, в блестящей одеж­де, и, павши ниц, возопила в скорби:

— Зачем ты оставил меня. Господи! Зачем отдалился от меня, за
какие грехи мои отвернул от меня свой лик? Взгляни на меня и смило­
стивись надо мной.

И спросил ее старец:

— Зачем ты так плачешь ? Что приключилось с тобой, что ты так
скорбишь ?

Женщина ответила:

— Скажу тебе, о почтенный отец: вот уже три года, как нет у
меня никакого ущерба, или жертвы какой, или убытков. Никакая беда
не стряслась с детьми моими за эти годы, и никто из моих слуг не
заболел, и не потеряла я хотя бы курицы одной. Знаю поэтому, что
Господь выпустил меня из рук своих и забыл меня.

Пояснение. Эта притча иллюстрирует тяжесть испытания спо­койной и благополучной жизни. «Новые шансы даются под видом неприятностей». Память о трудностях в юности поддерживает в зре­лости, помогает выстроить диалог с окружающим вас миром.

Ведущий. Не могу не вспомнить один случай. Пляж. Лето. Молодая мама и ее дочь-шестилетка, которая выпрашивает девя­тую порцию мороженого. Мать сообщает ей ровно и спокойно, без

-102-

истерики: «Ты свое уже на сегодня съела. Не ной. Тебе все равно меня из себя не вывести». Ребенок в течение часа на одной ноте подвывал, не сходя с места: «Ма-а-а-а-ма, ну ма-а-а-ма... Ма-а-а-а-ма, ну же маа-ааама»... пока наконец мать не выдержала, резко и громко «рявкнула». Тут же эта «мелочь» удовлетворенно заявила: «Ну вот, а ты говорила, что не выведу» и с визгом убежала купаться. Пояснение. Точно так же ведут себя домашние «вампиры».

Ведущий. Иллюзия необходимости быть нужным другим, а не себе ведет нас от рождения о смерти. Даже у Некрасова, в поэме «Кому на Руси жить хорошо», счастье обретает тот, кто заботится о других. Почему в американской культуре допустимо, чтобы дети миллионеров продавали газеты на улице или разносили пиццу? Там это нормально, а у нас? «Ты своего ребенка выгнал на улицу, мерз­нуть, раздавать флайеры? Да какой же ты после этого родитель?»

Пояснение. «У нас» — одна модель правильной социальной жизни, «у них» — иная. Какая правильнее? Обсуждение. Выводы.

Ведущий. Вот вам пример применения формальной логики... Как-то осенью одному мужику срочно потребовались деньги. Он пришел к ростовщику и говорит:

— Уважаемый, мне нужен рубль.

— Хорошо. Я тебе его дам, но по весне ты отдашь мне два, — ответил ему ростовщик.

— Хорошо, так и будет.

— Но ты в залог того, что отдашь деньги, оставишь в залог то­пор.

— Тоже согласен.

-103-

—Слушай, — вдруг ростовщик сделал вид, что задумался, — ведь весной тебе будет очень тяжело отдавать сразу два рубля. Давай ты сейчас отдашь рубль.

—Тоже верно, — сказал мужик и отдал рубль.

Вышел он от ростовщика. Озадаченно почесал в затылке и гово­рит сам себе:

— Топора нет. Рубля тоже нет. Рубль должен. И все вроде пра­
вильно.

Пояснение. Формальная логика, если не соотносить ее с опы­том, обычно уводит в мистику или становится откровенно шизо­френичной. Выход — шире надо смотреть на вещи, в том числе и на те, которые кажутся незыблемыми.

Ведущий. Предлагаю вашему вниманию отрывок из книги Яро­слава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка». Цитата посвя­щена допросу Швейка вахмистром. «Из показаний арестованного со­вершенно ясно вытекает, что только неимение при себе фотоаппара­та мешало ему сфотографировать железнодорожные строения... Не подлежит сомнению, что свои намерения он привел бы в исполнение, если б вышеупомянутый фотографический аппарат... был бы у него под ру­кой. Только благодаря тому обстоятельству, что аппарата под рукой не оказалось, никаких снимков у него обнаружено не было».

Пояснение. Обычный пример формальной логики в части ее приложения к межличностным отношениям, где наибольшей эф­фективностью пользуются интуитивно-чувственные компоненты. Формальная логика, если ее не соотносить с опытом, обычно уво­дит в сторону от межличностных отношений. Она очень хороша для выстраивания структурированных взаимоотношений, для решения

-104-

производственных конфликтов. В иных случаях она сплошь и ря­дом становится откровенно неадекватной реалиям жизни... Шире надо смотреть на вещи, особенно на те, которые кажутся очевид­ными.

Ведущий. Глядя на бабочку, порхающую с цветка на цветок в поисках нектара, блоха, поводя окровавленным хоботком, удивилась:

— Наверное, она сошла с ума.

Пояснение. Короткая притча, но она заставляет задуматься о том, что мы разные и наше мнение о других — не более чем наше мнение. Если не уметь вести диалог, то вы навсегда останетесь в полном непонимании того, что происходит в окружающем вас мире.

Стоит помнить и о том, что есть свои и есть чужие. Ничего с этим не поделаешь. Вокруг нас всегда найдется хоть кто-то, кто нас в принципе не понимает. Он-то и есть наш основной учитель жиз­ни. Как только сможете найти общий язык, считайте — чему-то научились всерьез.

Ведущий. Цитата из бессмертного «Швейка»: «Повар-оккуль­тист начал спорить с телеграфистом... Под конец он доказал Хоу-донскому, что это была карма, то есть предопределение судьбы в да­леком прошлом, когда несчастный церковный сторож из Словакии был еще, может быть, головоногим на какой-то иной планете. Равным образом уже давно, когда патер из Клокот был еще ехидной или каким другим сумчатым, ныне уже вымершим млекопитающим, — судьба предопределила, что он нарушит тайну исповеди, хотя с юридической точки зрения, по каноническому праву, отпущение грехов дается, даже в случае покушения на монастырское имущество».

-105-

Пояснение. Данный отрывок можно использовать в качестве иллюстративного материала к стремлению многих наших современ­ников докопаться до причины своих неудач при помощи мистики или оккультизма. И того, что ими совершенно игнорируется тот факт, что у каждого следствия есть причина, но каждая причина — следствие другой причины. И так до бесконечности. Даже не до Сотворения Мира, потому как у Акта Творения тоже, по логике, должна быть причина. Бесконечность, одно слово. Но пока идет обсуждение поиска начала конца, которым оканчивается начало, — идет время, которое можно посвятить решению насущных задач.

Ведущий. А теперь я приведу вам пример того, как НЕ надо ставить цель и как НАДО четко понимать то, что ты хочешь полу­чить.

Как-то раз одна дама пришла к знаменитому магу-волшебнику с просьбой:

— Сделай, пожалуйста, так, чтобы мой муж не смотрел на
женщин.

—Хорошо, я так и сделаю. Но я хочу уточнить — на всех?

—На всех!

—Договорились.

Маг поколдовал положенное время, и муж на сороковом году жизни переменил сексуальную ориентацию. Дама с претензиями. Маг ее выслушал и ответил:

— Так ведь вы сами мне сказали, что «на всех»! Я же в ваши разбор­
ки не влезаю. На всех — значит, на всех! Если бы вы хотели исключить
из «всех» себя, вы бы так и ответили на мой вопрос. Говорят, что у
них тоже есть свои радости в жизни.

-106-

Пояснение. Неумение сконцентрироваться на главном уво­дит в сторону. Неумение четко формулировать цель приводит к син­дрому «достижения цели», когда то, что получается, не устраивает человека, так как он, когда что-то хотел, «имел в виду другое».

Ведущий. Если вы пришли на мой семинар, то я предпола­гаю, что его тема для вас актуальна. Ситуации, в которых кто-то из вас попал, вынуждают вас торопиться. Почти как в истории с Александром Фадеевым, генеральным секретарем Союза писате­лей СССР.

Как-то раз Генеральный секретарь КПСС долго не мог связаться с Фадеевым. Когда тот обнаружился на рабочем месте, Сталин спросил:

—Где вы пропадали, товарищ Фадеев?

—Был в запое, — с большевистской прямотой ответил тот.

—А сколько дней у вас обычно бывает запой?

—Дней десять—двенадцать...

—А не можете ли вы, как коммунист, проводить это мероприя­тие в дня три-четыре?

Пояснение. Точно так же стоит вопрос об ускорении процес­са обучения: «А разве можно научиться этому в сжатые сроки?» От­вечаю: «Можно! Если стараться!» Жизнь — великий учитель. Она нас учит регулярно и систематически. Учит с помощью книг, при­меров из повседневной жизни — как нашей, так и других людей, ситуаций, которые мы наблюдаем на экранах телевизоров. Учит везде, всегда и всех. Суфийская мудрость гласит: «Если не хочешь умереть от жажды — научись пить из любой посуды». То есть и у ду­рака можно научиться мудрости, что-то позаимствовать, ежели с толком внимать! Вот только нас не учили учиться.

-107-

Ведущий. В книге детства «Винни-Пух и все-все-все» есть изу­мительная по своей образности фраза: «Душераздирающее зрелище, — сказал он наконец. — Вот как это называется — душераздирающее зрелище». Я могу, глядя на вас, заняться плагиатом.

Пояснение. Иногда необходимо группе дать понять, что они дружно ушли с магистрального направления заявленного темой се­минара/тренинга. Тогда ведущий ненавязчиво, с чувством юмора, объясняет это участникам.

Ведущий. В одном африканском племени существует «удиви­тельная» традиция. Если крокодил съедает женщину, имевшую не­счастье зазеваться у реки, то для всего племени это знак. Чего? Нет, не организации сезона охоты за «санитаром Конго»... И не указа­ние к проведению семинаров по технике безопасности для женщин. Это указание на то, что... следует скормить крокодилу еще одну женщину, но уже как жертву, чтобы задобрить хищника.

Пояснение. Данный пример можно рассматривать как курь­ез. Верно. Тогда одна психотерапевтическая байка: «Некая весьма сексуально озабоченная дама регулярно заглядывала под кровать в на­дежде на то, что там прячется мужчина. Через пару лет ей надоело это делать, и она покупает вторую кровать, чтобы... удвоить шансы».

В этой байке прослеживается ход мыслей обыденного сознания: «В одном месте вдвое меньше, чем в двух». Ей неясен истинный смысл действия — найти мужчину. Поэтому для нее важнее удвоить свои шансы и при этом ничего не менять внутри себя.

Ведущий. «Приобретая новые идеи — приобретаем новые гла­за». Когда мы приобретаем знание — мы глубже смотрим в жизнь.

-108-

Когда мы усваиваем новые идеи — мы на жизнь смотрим шире, как будто бы выросли или залезли куда-то повыше.

Пояснение. Усваивать новое — начиная с определенного воз­раста трудно. Ригидность мышления, знаете ли. С возрастом готов­ность принятия нового утрачивается. А жизнь все время меняется, а значит, необходимо менять точку зрения со старой, отработавшей свое на новую, адекватную. Ригидность проявляется в силу законо­мерности развития психики:

■ с рождения до четырнадцати лет психика активно усваивает любой вид информации (знания, модели поведения и реаги­рования, идеи);

■ с пятнадцати до тридцати информация активно добывается любыми путями — но не вся, а только та, которая необходима для успешной адаптации личности к жизни;

■ с тридцати до сорока лет мы начинаем окончательно форми­ровать стереотипы и стандарты пользования информацией: эта вписывается в нашу картину Мира, а эта — нет. Идет актив­ное сокращение потребляемой информации и ее активное ис­пользование;

■ с сорока лет до смерти мы пробуем жить на том запасе, кото­рый создали ранее. Кому-то удается. Чаще — не удается. Ког­да удается, происходит «возврат в детство» — информация опять начинается усваиваться, перерабатываться и трансфор­мироваться в новые идеи. Так обычно рождаются Мастера, наставники, Учителя.

Возрастные кризисы помогают эффективно менять взгляды, вос­принимать идеи и генерировать их самостоятельно.

-109-

Ведущий. Запала мне в память стихотворная строчка: «Прежние глупости теперь я делаю с оглядкой и с умом».

Пояснение. Все мы родом из детства. Опытные воспитатель­ницы детских садов определяют то, что ждет детишек в жизни, уже к шестилетнему возрасту. Поэтому не будьте излишне строги к сво­им детишкам, они — ваше зеркальце, и то, что вы себя не узнаете в них, это уже ваша проблема.

— Я не разрешала тебе купаться!!!

— Но и не запрещала!

Ведущий. «Годы и месяцы тянутся долго, а суетливый человек сам себя торопит. Небо и Земля простираются широко, а низкий че­ловек сам себя стесняет. Времена года повинуются непреложному за­кону, а человек докучливый не перестает сомневаться и всю жизнь пребывает в суете». Так писал Хун Цзычен.

Пояснение. «Не суетись». Будешь суетиться — все пройдет мимо. Будешь внимателен — все успеешь. Мы «бодрствуем» 15 ми­нут в неделю. Если мы будем внимательными 30—45 минут в неде­лю, то удлиним себе жизнь в два-три раза!

Ведущий. Я приведу вам мой любимый пример. Один талант­ливый выпускник Академии художеств на вопрос: «Хочешь ли ты быть таким скульптором, как Микеланджело?» не задумываясь от­ветил: «Да!» Но на предложение: «Тогда живи как он», ответил: «Нет! Что, я сумасшедший?»

Пояснение. Это довольно распространенная ситуация. Когда мы смотрим на творчество жизнь «великих и гениальных», то мы оцениваем их с очень субъективной точки зрения: «Он же был баб-

-110-

ник...! А пил он как!.. Да он же наркоман! Он сидел на таких дозах!» Особенно «отличились» психиатры, озадаченные поиском и объяс­нением в научных работах причин гениальности и таланта: «Твор­чество гениальное, но в истоке лежит душевная болезнь!» Блестяще игнорируется тот факт, что, несмотря на все это, человек стал вели­ким и знаменитым. Мы принимаем их продукцию (книги, карти­ны, скульптуры, трактаты) — но не образ их жизни. За все надо пла­тить. Платить собой. Это и есть единственная валюта, которую при­нимает к оплате жизнь.

Ведущий. Вязкая трясина неверия засасывает, подавляет в за­родыше желание что-либо изменить. И мы утрачиваем веру. Вера подразумевает активность: «Вера без дел мертва». Надежда, наобо­рот, пассивна. Самое страшное — утратить веру. Именно поэтому и говорят, что единственная помеха на нашем пути — неуверенность! Корень этих слов один и тот же.

Извините за пафос, но если мы ЖИВЕМ, то, наверное, стоит жить ХОРОШО. И в этом случае разговор был о том, как сказать «нет» — неверию и «да» — вере. Это более конструктивно.

Пояснение. НЕ бывает безвыходных ситуаций! Бывают толь­ко ситуации, выход из которых нас НЕ устраивает. Это и является темой для обсуждения и обучения в группе.

Ведущий. Понятия о «норме» и «не норме» всегда были рас­плывчаты. Тех христианских святых, которые раздавали свое иму­щество, вели нищенское существование, жили на подаяние, с то4-ки зрения законов Швейцарии следует взять под опеку, поскольку они подверг<

Наши рекомендации