Д. И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль» (комедия). 1782 год. (соц.-полит. комедия, классиц./реализм)

Д. И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль» (комедия). 1782 год. (соц.-полит. комедия, классиц./реализм)

Недорослями назывались а) дворян. дети до 15 лет; б) получило у Фонв. насмеш. характер. (Митрофан – нед. в умственном отнош., в моральн. отнош., в гражд. смысле.) Стародум о нем: «Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?..»

+ герои: Стародум (честный, благ-ный, критик. двор и монарха «Достойный престола г-дарь стремится возвысить души своих подданных»; приверж. старины; «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»; устами Ст. высказ. мысли Фонв.), Правдин (чин-к, пресекает своеволие помещ., в финале берёт опеку над имением Прост.), Милон (офицер, храбр, самоотверж.; антипод Скот. и Митроф. - любит Софью, спасает её от похищ.), Софья (имя означ. «мудрость», скромн., благоразумная, «добродетель в руках порока»; сват. к Софье – сюжет. линия)

- герои: Простакова (деспотична, льстива, наказ. крестьян, груба, корыстно, слепо любит сына, необразов.; «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что же дан нам указ-то о вольности дворянства?» узнает, что Софья – наследн., пытается выдать за неё Митр.), Скотинин (грубый, невежеств, деспот., «Люблю свиней, сестрица», снач. хочет жен. на Софье.), Митрофан (имя – «материю данный»» избалов., капризный., экоист.: отталкивает мать, когда та лиш. власти; корыстный, ленивый, трус, невежда, «трёх перечесть не умеет» (Цыф.); «Не хочу учиться, хочу жениться» прич. конфликтов – нет действия), Простаков (раскрытие деспотизма Простаковой, ограничен, груб, слабо индивидуализирован).

Узлы сюжета: сват. Скот., письмо Стар., решение жен. Митр., намерение Прост. расправиться с дворовыми, объявл. Правд. о взятии имения под опеку. Комич. сцены: примерка платья, уроки Митроф., ссоры. \\ Жанр. своеобраз.: комич. приобр. мрачно-трагич. характер; Фонв. – создат. обществ. комедии в России. Новатор: Стародум-резонёр (а также идеи Правд.) в роли полит. оратора (выраж. прогресс. дворян. – оппозиция к правл. Екат.); впервые любов. интрига на 2-ом плане. Гл. вопрос комедии – о том, как долж. выгляд. истин. дворянин. (служение г-ву, отечеству, гуманность). Причина злонравия – в невежестве.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Г. Р. Державин. «Памятник» (идея древнеримского поэта Горация) 1796 год.

Основой искусства, его содержанием Державин считает истину. Писатель, говорящий истину – мужественный гр-нин. «Памятник» дышит уверенностью поэта в своём бессмертии («Героев и певцов вселена не забудет/ В могиле буду я, но буду говорить», «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,/…И времени полёт его не сокрушит/ Так! – весь я не умру, но часть меня большая/От тлена убежав, по смерти станет жить»). Держ. считает себя нац. поэтом ( «И слава возрастёт моя, не увядая,/ Доколь Славянов род вселена будет чтить…»). Держ. явл. основоположником автобиограф. поэзии. Свои заслуги перечисл. лаконично: «Что первый я дерзнул в забавном русском слоге/ О добродетелях Фелицы возгласить,/ В сердечной простоте беседовать о боге/ и истину царям с улыбкой говорить»

Новаторство – сумел отказаться от напыщенной торжественности похвальной оды, внести в стихи колкую сатиру в грубоватых просторечных выражениях.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В. А. Жуковский. Стихотворения, баллады.

Элегия «Море», 1822 год.

Изобр. море в спокойном состоянии (чистая лазурь неба, золотые облака, блеск звёзд), в бурю ( «Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,/ Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу…») и после неё. Олиц. природы («Ты живо, ты дышишь; Смятенной любовью,/ Тревожною думой наполнено ты»). Обилие эпитетов, аллитерация. Гл. тема – изображение двух миров, моря и неба (романт. двоемерие – «здесь» и «там»). Картины моря связаны с настроением, миром чувств человека. Ритор. вопр. к морю («Что движет твоё необъятное лоно?/ Чем дышит твоя напряженна грудь?») связ. природу с философ. раздумьями о смысле жизни. Итог – совмещение идеала и действительности невозможно («Обманчив твоей неподвижности вид:/ Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,/ Ты, небом любуясь, дрожишь за него»).

Баллада «Светлана». Традиц. романт. баллады (любовн. интрига; зачин, развитие действия, кульминация, развязка)

Всё просиход. – сон, навеянный святоч. гаданиями («Раз в крещенский вечерок/ Девушки гадали;/ За ворота башмачок,/ Сняв с ноги, бросали…»). Мотив тоски, тревоги по милому другу. В зеркале Светл. видит жениха – тот зовёт её к венчанию. В храме гроб, отпевание. Метель – одинокая хижина – гроб. Покойник оживает, но Светл. спасается молитвой. Итог – покойник-жених, происход. – сон. Реальность, встреча с возлюбл. Идея - вера спасла девушку. Борьба добра и зла в душе. герои – вершители своих судеб. Нац. черты: стиль сказоч. повествования, черты рус. нац. быта, обычаев, обрядов. Светлана – верная, покорная, кроткая и поэтичная – идеал. черты рус. жен. типа. Светл. тверда в своей вере, не ропщет. Счастливый финал.

А. С. Грибоедов. Пьеса, «высокая» комедия «Горе от ума» (1822-1824гг) (сочет. черты классицизма (правило 3 единств, говор. фамилии, резонёр, острый диалог), романтизма (гл.гер. – бунтарь) и реализма (реч. индивид. перс., герои – образы-символы)

Конфликт: частный (Чацкий – Софья – Молчалин – Лиза – буфетчик Петруша) и общественный (столкн. прогресс. взглядов Чацкого с косным «фамус. общ.», «века нынешнего» с «веком минувшим»).

+ герои: Алекс. Андр. Чацкий (честный, прямой, свободомысл., служит «делу, а не лицам», ироничный. «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Одинок, гоним, отвержен общ. (кот. легче признать его сумасш.), и Софьей, кот. предпоч. Молчалина; пропаганд. идеалы просвещения), внесцен перс.: двоюр. брат Скалозуба, «химик и ботаник» - племянник кн. Тугоуховской.

- герои (фамус. общ.): Павел Афанасьевич Фамусов (богат. чинов., помещик. Лиза: «Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами»; деспотичен, груб, костен; в пример ставит Макс. Петр., который «сгибался вперегиб»), Алекс. Степан. Молчалин (лицемер, безнравств., готов на подлость; «Ах! злые языки страшнее пистолета», «В мои лета не должно сметь// Своё суждение иметь». Чацкий: «Молчалины блаженствуют на свете!»), Софья Павловна (умна, горда, своенравна. + кач-ва Софьи деформированы воспитанием. Судьба её трагикомична. «Что мне молва? Кто хочет, тот и судит!»); Скалозуб (карьерист, «и золотой мешок, и метит в генералы» (Лиза), недалёкий человек), Антон Ант. Загорецкий (сомнит. репутация, «лгунишка он, картёжник, вор… да мастер услужить), Репетилов (хочет выглядеть передовым человеком, но не имеет свои убежд., бездумно повторяет «модные» сужд.). Роль внесцен. перс.: границы пьесы расшир. – подразум. вся барская Москва. (княг. Марья Алексеевна, Фома Фомич).

Новаторство Грибоедова: вольный (разностопный) ямб – передача живой речи; углубл. психолог. основа: характеры раскрыв. в процессе; обогат. лит-ру элемент. образности нар. языка, цитаты стали пословицами: «счастливые часов не наблюдают» и т.д.

Причины драмы Софьи: романт. уму предпочит. чувств., сентимент. сердце. Чацкий и Софья – 2 полюса русс. культуры 1810-20х гг. (гражд. романт. декабр. и поэзию чувства карамзинистов). У Чац. «ум с сердцем не в ладу», у Софьи – сердце с умом.

Значение: важн. знач. в развитии русс. дпрамы, воспитат. знач. (критика мира насилия, произвола, невежества), подняты все важн. вопр. времени: крепостное право, служба, просвещение, дворян. воспит.; споры о пансионах, институтах, цензуре.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

А.С. Пушкин. Стихотворения.

«Деревня». 1819 г (петербургский период). Тема крепостного права. 1 часть – идиллия, 2 - полит. декларация, воззвание к сильным мира сего. Деревня – это а) идеальный гармон. мир, «приют спокойствия, трудов и вдохновенья»; б) произвол помещиков и бесправие, «барство дикое» и «рабство тощее», «невежества убийственный позор». Прием контраста – способ выразить идею несправделивости и жестокости креп. права. ИВС: разная интон. в частях, во 2ой – обилие ритор. вопр. и воскл.

«Узник». 1822 год, южная ссылка. Тема свободы, воплощ. в образе орла. Орёл и лир. гер. – пленники. Идея – человек должен быть свободен. Комп.: 2 части, разл. по интон. (возраст. взволнов.). В 3ей строфе пик крика о свободе «…лишь ветер… да я!»

«Во глубине сибирских руд».1826 г. Жанр – дружеское послание. Тема свободы. Адрес. декабристам, кот. получают нравств. признание: Оковы тяжкие падут,/ Темницы рухнут – и свобода/ Вас примет радостно у входа,/ И братья меч вам отдадут.

«Поэт» 1827 г.Тема божественного признания поэта-пророка. Противопост. – человеческое («меж детей ничтожных мира…») и творческое («тоскует он в забавах мира», «бежит он, дикий и суровый») в поэте.

«К Чаадаеву». 1818г, «петерб.» период. Влияние декабр. идей, вольнолюбивая лирика. Друж. послание. Тема вольности и борьбы с самодерж. «Товарищ, верь: взойдёт она, /Звезда пленительного счастья,/ Россия вспрянет ото сна,/ И на обломках самовластья/ Напишут наши имена!» Новатор.: Пушкин соединил гражд. пафос с почти интим. переживаниями лир. героя.

Тема бегства романт. героя:

Элегия «Погасло дневное светило»знаменует начало романт. периода в творч-ве. Гер. на границе: между «безумной любовью прежних лет» и «дальними пределами». Элегия «К морю» завершает романт. период. Прощание с Черным морем и с романтизмом («Прощай, свободная стихия!»). Говорится о неудаче романт. путешествия: «Не удалось навек оставить/ мне скучный неподвижный брег,/ Тебя восторгами поздравить/ и по волнам твоим направить/ мой поэтический побег!»

Тема любви: «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». («…/ Шумит Арагва предо мною./ Мне грустно и легко; печаль моя светла;/ Печаль моя полна тобою…/ Тобой, одной тобой… Унынья моего/ Ничто не мучит не тревожит,/ И сердце вновь горит и любит – оттого,/ Что не любить оно не может.»). «Я вас любил: любовь, ещё быть может…». «Зимнее утро». «К***» («Я помню чудное мгновенье…» («Душе настало пробужденье:/ И вот опять явилась ты/…/И сердце бьётся в упоенье,/ И для него воскресли вновь/…») • Пушк. концепция любви: вечна потребность любить, любовь в сердце поэта – как эхо женской красоты и гармонии.

«Бесы».Изображенсимвол. образ мира, сбившегося с пути, и состояние души, охваченной трагическими страстями. Воплощена своеобразная иерархия зла, многоликость враждебных стихий, опутавших личность и сбивающих с пути Россию. («Мчатся тучи, вьются тучи;/ Невидимкою луна/ Освещает снег летучий;/ Мутно небо, ночь мутна./ Мчатся бесы рой за роем/ В беспредельной вышине,/ Визгом жалобным и воем/ Надрывая сердце мне…»)

«Анчар». Тема гибельности неограниченной власти. «К нему и птица не летит/ И тигр нейдет», «Но человека человек/ Послал к анчару властным взглядом:/ И тот послушно в путь потек/ И к утру возвратился с ядом». «Принес — и ослабел и лег/ Под сводом шалаша на лыки,/ И умер бедный раб у ног/ Непобедимого владыки».

«19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»). «Друзья мои, прекрасен наш союз!/ Он, как душа, неразделим и вечен —/ Неколебим, свободен и беспечен,/ Срастался он под сенью дружных муз».

А. П. Чехов. Рассказы.

«Хамелеон» (1884 г.) Имя героя рассказа стало нариц.: так называют человека, меняющего свои взгляды в угоду обстоятельств.

Тип. чеховский рассказ-сценка. Повеств. сведено к минимуму. Очумелов – полиц. надзиратель – 6 раз меняет своё мнение. Подчерк. деталью: снимает и надевает шинель. Сатира направлена на полиц. произвол, угодничество перед начальством, грубость к нижестоящим. Двоедушие, лицемерие, рабская психология, клишированность сознания, «хамелеонство» как соц.-псих. явление. Сочувствие автора вызывает лишь собака. Комп.: кольцевая, рамочная, зеркальная повторяемость. Фамилии перс.: Очумелов, Елдырин, Хрюкин. Абсурдизмы в речи: «По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?»

«Смерть чиновника» (1883) Комическое и трагическое: драм. сюжет контрастирует с ироническим тоном повествования. Смешной рассказ начинается словом смерть и заканчивается словом помер. Ирон. тональность финала не скрывает серьёзного соц.-псих. содержания. • Создание комического: имена (Червяков, Бризжалов), насмешливый тон («В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор…»), повторю ситуации с извинением – пять раз. • Чехов переосмысливает тему «маленького человека» - герой выступает жертвой собственной рабской психологии, а не произвола властей. Он скорее «мелкий» человек. Он смешон и жалок одновременно. Деформация личности, когда человека полностью заменяет чиновник.

«Ионыч» (1898) Постеп. духовная деградация личности, «дорога вниз». История героя дана на фоне картин жизни губернского города, пошлость и застой кот. олиц. семья Туркиных. Деградация Дмитрия Старцева: приезжает в город С. молодым земским врачом, увлечен своей деят., лечит бедняков. Способен на чувство к Екатерине Ивановне. После отказа Котика страсть к наживе становится главн. смыслом его жизни. Появл. кучер в бархат. жилетке. Через 4 года ещё рассуждает, что «нужно трудиться…». Но уже пополнел, страдает одышкой. Пополнел и его кучер Пантелеймон. Старцев окончат. деградирует, любовь Екатерины его не трогает, на слова о высоком предназначении вспоминает о своём любимом занятии – пересчитывать по вечерам деньги. Думает: «А хорошо, что я на ней не женился…» «Таланты» родителей Котика раздражают его. Становится в итоге грубым, тяжелым человеком. Из мелких повседневных мелочей образуется пошлость, затягивающая людей, ломающая их жизни. • Туркины: «если самые талантливые люди во всём городе так бездарны, то каков же должен быть город».

«Человек в футляре» (1898) Образ стал нарицательным.

«Футлярность» - стереотип мышления, «улиточность» существования, отчужденность личности от «живой жизни» - соц., псих., философ. явление. Проблемы выходят за пределы отдельной личности, имеют универсальный характер

«Рассказ в рассказе»: охотники на привале рассказывают и коммент. историю Беликова. Оппозиция: Беликов — Варенька (воплощение вольной жизни, наполненной движением, смехом). Образ Беликова: «И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, … и нож у него был в чехольчике», «Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге»

Осторожность Блеикова имеет агрессивный характер. Коллеги подчиняются ему. «Под влиянием таких людей… в нашем городе стали бояться всего. Бояться громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги…». В гробу Беликов достиг своего идеала; «наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет».

«Студент» (1894) Глав. роль играет внутр. сюжет – история духовного прозрения героя. Пейзаж определяет общую тональность произведения. «Погода вначале была хорошая, тихая». Затем «подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло». Иван Великопольский в страстную пятницу идёт домой в мрачном настроении. Думает, что «точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре». Встречает в поле двух вдов, Василису и её дочь Лукерью, рассказ. им про троекратное отречение Петра. Продолжая свой путь, понимает, что то что он рассказал, «имеет отношение к настоящему». К герою приходит озарение: «радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился, чтобы перевести дух». 22-летний человек пришёл к мысли о том, что «прошлое свящано с настоящим», что «правда и красота… продолжались непрерывно до сего дня». Студент прикоснулся к тайне мироздания, у него возникло «чувство молодости, здоровья, силы».

«Дама с собачкой» (1899). Последнее прозаическое произв. Чехова о любви.

Происходит постепенное «расфутляривание» человека, обретение им истинного смысла жизни. С курортного романа начинается настоящая любовь. Гурову чувство возвращает утерянную духовность. Полюбив, начинает осознавать красоту окруж. мира. Например, когда они сидели на скамейке, “подошел какой-то человек — должно быть, сторож, — посмотрел на них и ушел. И эта подробность показалась такой таинственной и тоже красивой”. Для Гурова “эта маленькая женщина, ничем не замечательная, с вульгарною лорнеткой в руках” стала единственной целью жизни, самым дорогим человеком. Как это непохоже на него, считавшего женщин “низшей расой”! Чехов снижает образ героини, не идеализирует — это самая обыкновенная женщина. Любовь — реальное чувство к реальному человеку; такая любовь, возникающая независимо, спонтанно, облагораживает человека. В финале будущее героев неясно. Гуров и Анна Сергеевна надеются, что скоро “начнется новая, прекрасная жизнь”. Но они понимают также, “что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается”. Самое главное не то, что будет дальше, а то, что есть сейчас, — любовь. И лучше, любя, не быть уверенным в завтрашнем дне, чем, оставаясь равнодушным, совершенно точно знать, что будет завтра, послезавтра, через неделю, через годы. • Две жизни Гурова: внешняя (брак, быт, служба, чтение газет; устойчивая жизнь, подобная окружающим) и внутренняя (Анна Сергеевна «по вечерам глядела на него из книжного шкафа, из камина, из угла, он слышал её дыхание…»).

И. А. Бунин.

А. Блок. Стихотворения.

«Вхожу я в темные храмы…». Высокая любовь к миру открывается человеку через любовь к женщине. Настроение ожидания. Сочетание любовной лирики с духовной. «…,/ Совершаю бедный обряд./ Там жду я Прекрасной Дамы/ В мерцании красных лампад». Метафоричность. Показывает любовь, как духовное, душевное, эмоциональное единение двух людей. Посвящ. Л. Менделеевой. «О, Святая, как ласковы свечи,/ Как отрадны Твои черты!»

«Фабрика». Цикл «Распутья». Пересмотр идеалов. Стихотв. – поворотный момент в творчестве Блока. Поднимается тема «страшного мира». О противоречиях, об ужасах капиталистического города. Обращается внимание на страдание и покорность: «Они войдут и разбредутся,/ Навалят на спины кули./ И в жолтых окнах засмеются,/ Что этих нищих провели».

«Русь». Тема родины. дух древности. Русь – таинственная, загадочная, сказочная, волшебная. Освещена история России. «Ты и во сне необычайна./ Твоей одежды не коснусь./ Дремлю – и за дремотой тайна,/ И в тайне – ты почиешь, Русь».

«Незнакомка». Период написания «страшного мира». Ощущение тоски, отчаяния, недоверия. Комп. – две части. В 1ой – «тлетворный дух» пригорода Петербурга, ресторана, где «пьяницы с глазами кроликов», а во 2ой – появление прекрасной Незнакомки. «Дыша духами и туманами, она садится у окна».

«Россия». Итог размышлений Блока о судьбах страны – цикл «Родина». Тема – судьба России, кот. осмысл. через жен. судьбу, горькую и трагическую. Лир. герой любит родину, и это не может быть ничем омрачено.

«Ночь, улица, фонарь, аптека…». Мир, лишённый гармонии, бесчувств. и замкнутый. Тусклая, беспросветная действ. «Тусклый свет». «Страшный мир». Жизнь – бессмысленная круговращение, что подчеркнуто кольцевой композицией.

«В ресторане». Герой посылает даме бокал. «Обратясь к кавалеру, намеренно резко/ Ты сказала: «И этот влюблён». На самом же деле в роскошной, избалованной мужским внимание женщине поэт увидел родственную душу. «Но была ты со мной всем презрением юным,/ Чуть заметным дрожаньем руки…» Всё в стих. приземлено, охвачено страстью.

«Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» - цикл «На поле Куликовом». Тема – осмысл. истор. судьбы России. тема неразрывной связи времён. «О, Русь моя! Жена моя! До боли/ Нам ясен долгий путь!/ Наш путь – стрелой татарской древней воли/ Пронзил нам грудь». «Покой нам только снится». «Закат в крови! Из сердца кровь струится!/ Плачь, сердце, плачь…»

«О доблестях, о подвигах, о славе». Цикл «Возмездие». Жанр – любовное послание. Обращ. к ушедш. женщине. Мотив воспоминания. Расставание – страшные дни. Образ «страшного мира». Кольцевая комп. «Уж не мечтать о нежности, о славе,/ Всё миновалось, молодость прошла!/ Твоё лицо в его простой оправе/ Своей рукой убрал я со стола».

«О, я хочу безумно жить…». Эпиграф – «Негодование рождает стих». Негодование обращено на «непроглядный ужас жизни». В стих-и лир. герой провозглашает цель своего творчества: «Всё сущее – увековечить,/ Безличное – вочеловечить,/ Несбывшееся – воплотить!». Новый «пророк», продолжение пушкинской и лермонтовской традиции.

«На железной дороге» - судьба родины осмысл. через женскую судьбу. «Под насыпью, во рву некошеном,/ Лежит и смотрит, как живая,/ В цветном платке, на косы брошенном,/ Красивая и молодая». Железная дорога – символ пути, символ судьбы. Задана тема жизненного пути человека.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

О.Э. Мандельштам.

«Notre Dame» (1912) – сборник «Камень». В центре – образ камня, символ. принятие реальности бытия. Собор Парижской Богоматери, знам. памятник ранней франц. готики, представляет собой преображенный камень, ставший воздушным храмом, вместилищем мудрости. Римская тема – объединяющее начало. В последней строфе слово уподобляется камню, на кот. человек направляет свои творческие усилия, стремясь сделать носителем высокого содержания. «Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,/ Я изучал твои чудовищные ребра,/ Тем чаще думал я: из тяжести недоброй/ И я когда-нибудь прекрасное создам».

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» (1915) Любовь – основа движения на земле. Бесконечн. ночи. «Когда бы не Елена,/ Что Троя вам одна, архейские мужи?». «И море, и Гомер – всё движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит».

«За гремучую доблесть грядущих веков…» (1931). Тема – трагическая судьба поэта, живущего в эпоху века-волкодава. Поэт изолирован от русской поэзии («Я лишился и чаши на пире отцов»), он «не зверь по крови своей». Не принимает дружбы с веком, предпочитает ей Сибирь: «Запихай меня лучше, как шапку, в рукав/ Жаркой шубы сибирских степей…»

«Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…» (1930). Посвящ. Петербургу. Лир. герой не может узнать дорого и близкого в нём. Черно-желтая цвет. гамма – ощущение тоски и беспокойства. Несвобода и страх. «Я на лестнице черной живу, и в висок/ Ударяет мне вырванный с мясом звонок./ И всю ночь напролет жду гостей дорогих,/ Шевеля кандалами цепочек дверных».

Д. И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль» (комедия). 1782 год. (соц.-полит. комедия, классиц./реализм)

Недорослями назывались а) дворян. дети до 15 лет; б) получило у Фонв. насмеш. характер. (Митрофан – нед. в умственном отнош., в моральн. отнош., в гражд. смысле.) Стародум о нем: «Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?..»

+ герои: Стародум (честный, благ-ный, критик. двор и монарха «Достойный престола г-дарь стремится возвысить души своих подданных»; приверж. старины; «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»; устами Ст. высказ. мысли Фонв.), Правдин (чин-к, пресекает своеволие помещ., в финале берёт опеку над имением Прост.), Милон (офицер, храбр, самоотверж.; антипод Скот. и Митроф. - любит Софью, спасает её от похищ.), Софья (имя означ. «мудрость», скромн., благоразумная, «добродетель в руках порока»; сват. к Софье – сюжет. линия)

- герои: Простакова (деспотична, льстива, наказ. крестьян, груба, корыстно, слепо любит сына, необразов.; «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что же дан нам указ-то о вольности дворянства?» узнает, что Софья – наследн., пытается выдать за неё Митр.), Скотинин (грубый, невежеств, деспот., «Люблю свиней, сестрица», снач. хочет жен. на Софье.), Митрофан (имя – «материю данный»» избалов., капризный., экоист.: отталкивает мать, когда та лиш. власти; корыстный, ленивый, трус, невежда, «трёх перечесть не умеет» (Цыф.); «Не хочу учиться, хочу жениться» прич. конфликтов – нет действия), Простаков (раскрытие деспотизма Простаковой, ограничен, груб, слабо индивидуализирован).

Узлы сюжета: сват. Скот., письмо Стар., решение жен. Митр., намерение Прост. расправиться с дворовыми, объявл. Правд. о взятии имения под опеку. Комич. сцены: примерка платья, уроки Митроф., ссоры. \\ Жанр. своеобраз.: комич. приобр. мрачно-трагич. характер; Фонв. – создат. обществ. комедии в России. Новатор: Стародум-резонёр (а также идеи Правд.) в роли полит. оратора (выраж. прогресс. дворян. – оппозиция к правл. Екат.); впервые любов. интрига на 2-ом плане. Гл. вопрос комедии – о том, как долж. выгляд. истин. дворянин. (служение г-ву, отечеству, гуманность). Причина злонравия – в невежестве.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Наши рекомендации