Антистрессовые кинезиологические упражнения для учителей, родителей и детей
. Учитывая, что стресс является психофизиологическим состоянием, сопровождающимся нарушением межполу-шарного взаимодействия и нейрогуморальной регуляции, элиминировать его последствия возможно при помощи комплекса кинезиологических упражнений. Кинезиологи-ческий комплекс рекомендуется выполнять ежедневно в течение 6—8 недель по 15—20 минут вдень. Упражнения следует выполнять сидя. Иногда для экстренной помощи при стрессе достаточно выполнения одного упражнения, напри -
мер «Фронтально-акцепитальной коррекции», «Дыхательного упражнения Эверли» или «Постукивания».
1. «Фронтально-акцепитальная (лобно-затылочная) кор
рекция».Цель: активизация стволовых структур мозга и
межполушарного взаимодействия, ритмирование правого по
лушария, энергетизация мозга, визуализация позитивной си
туации. Одну ладонь расположить на затылке, другую по
ложить на лоб. Закрыть глаза и подумать о любой негатив
ной ситуации. Сделать глубокий «вдох—пауза—выдох-
пауза». Мысленно представить себе ситуацию еще раз, но
только в положительном аспекте. Обдумать и осознать то,
как можно было бы данную проблему разрешить. После по
явления синхронной «пульсации» между затылочной и лоб
ной частью самокоррекция завершается глубоким «вдо
хом—паузой—выдохом—паузой». Упражнение выполнять
от 30 секунд до 10 минут до возникновения синхронной
пульсации в ладонях.
2. «Растяжка ахиллова сухожилия».Цель: снятие рефлекса
защиты ахиллова сухожилия.
1-й вариант. Легко ущипнуть одноименными руками оба ахиллова сухожилия (над пяткой), затем подколенные сухожилия. Мягко погладить их несколько раз, «сбрасывая» в стороны и наружу.
2-й вариант. Стоя, держаться руками за спинку стула. Расположить одну ногу впереди корпуса тела, а другую сзади. Делать выпады на колено ноги, выставленной вперед. Нога, расположенная сзади, должна быть прямой. Корпус держать прямо. Повторить то же для другой ноги.
3-й вариант. В позиции сидя положите лодыжку на другое колено. Найдите руками напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу. Повторите то же для другой ноги.
3. «Маятник».Цель: снятие рефлекса периферического
зрения, ритмирование правого полушария, активизация ство
ловых структур мозга и межполушарного взаимодействия,
энергетизация мозга. Голова фиксирована. Глаза смотрят
прямо перед собой. Необходимо отрабатывать движения
глазами по четырем основным (вверх, вниз, направо, на
лево) и четырем вспомогательным направлениям (по диа
гоналям); сведение глаз к центру. Движения глаз необхо
димо совмещать с дыханием. На фазе глубокого вдоха де
лайте движения глазами, затем удерживайте глаза в край
нем латеральном положении на фазе задержки дыхания.
Возврат в исходное положение сопровождайте пассивным
выдохом. Упражнение выполняйте с подключением одно
направленных движений языка (глаза и язык вправо — вдох,
пауза, в исходное положение — выдох, пауза, глаза и язык
влево — вдох, пауза, в исходное положение — выдох, пауза
и т. д.). .
4. «Постукивание».Цель: энергетизация мозга, активи
зация нейрогуморальной регуляции. Сделайте массаж в об-
ласти вилочковой железы (на грудине) в форме легкого постукивания 10—20 раз круговыми движениями слева направо.
5. Дыхательное упражнение. Цель: активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга.
1-й вариант. Вдох, пауза, выдох, пауза. При выполнении дыхательных упражнений более эффективно дополнительно использовать образное представление (визуализация), т.е. подключать правое полушарие. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
2-й вариант. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.
3-й вариант. Глубоко вдохнуть. Пауза. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: р-р-р-р. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: з-з-з-з. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: ж-ж-ж-ж. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: мо-ме-мэ-му.
4-й вариант. Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Сделать выдох спокойно, не торопясь» сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия ку-лака, сделать вдох. Упражнение повторить пять раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнение также помогает в точном запоминании важной и сложной информации.
6. Дыхательное упражнение Эверли (Everly G.S.).Цель:
активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирова-
ние правого полушария, энергетизация мозга, снятие мышеч
ного напряжения, ликвидация ощущения тревоги, снижение
частоты сердечных сокращений. Регулярное систематичное
(1—2 недели) выполнение данного упражнения сформиру
ет своего рода антистрессовую установку. Последующие
стрессовые ситуации будут переживаться более спокойно и
менее разрушительно для вас. Закрыть глаза, положить ле
вую руку на пупок, а правую руку сверху так, как вам удоб
но. Вообразить внутри себя надувной резиновый шарик (ви
зуализация). На вдохе представлять, как воздух входит через
нос, идет вниз и надувает шарик. По мере заполнения ша
рика воздухом руки будут подниматься вверх. Надувание
шарика в области живота должно переходить в среднюю и
верхнюю часть трудной клетки. Продолжительность вдоха
должна составлять 2 секунды. По мере совершенствования
навыка ее можно увеличить до 3 секунд. Задержать дыхание
(не более 2 секунд). Повторять про себя фразу: «Мое тело
спокойно». Медленно начать выдох. Продолжать повторять
про себя фразу: «Мое тело спокойно». Продолжительность
выдоха должна длиться не менее 3—4 секунд. Повторить это
четырехфазовое упражнение не более 3—5 раз. При голо
вокружении необходимо прекратить упражнение, а в сле
дующий раз сократить продолжительность вдоха, паузы и
выдоха. Упражнение можно выполнять утром, днем и вече
ром, а также в стрессовой ситуации.
7. Методика стирания стрессовой информации из памяти
(визуализация).Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Пред
ставьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, каран
даши, стирательную резинку. Мысленно нарисуйте на лис
те негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это
может быть реальная картинка, образная ассоциация, сим
вол и т.д. Мысленно возьмите стирательную резинку и на
чинайте последовательно «стирать» с листа бумаги создан
ную негативную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока с
листа не исчезнет картинка. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите старательную резинку и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.
В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Аутизм— крайняя форма психического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида в мир собственных переживаний.
Афферентный (от лат. afferens — приносящий) — несущий к органу или в него; передающий импульсы от рабочих органов (желез, мышц) к нервному центру (афферентные, или центростремительные, нервные волокна).
Афферентация— постоянный поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей (экстерорецепция), так и от внутренних органов (ин-терорецепция).
Гиперактивность— чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.
Гипертонус— неконтролируемое чрезмерное напряжение мыщц.
Гипотонус— неконтролируемая мышечная вялость.
Глиальные клетки (нейроглия) —клетки, являющиеся изоляторами нейронов и повышающие эффективность передачи нервных импульсов.
Девиантное поведение— поведение, отклоняющееся от принятых в данном обществе норм и правил.
Дендрит—ветвящийся отросток нейрона, воспринимающий сигналы от других нейронов, рецепторных клеток или непосредственно от внешних раздражителей. Проводит нервные импульсы к телу нейрона.
Депривация (социальная)— недостаточная востребованность социальной среды.
Дефицит внимания— неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени.
Дисграфия (аграфия)— частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражен я, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.
Дискалькулия (акалькулия)— нарушение формирования навыков счета вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.
Дислекция (алекция)— частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повто-ряющихся ошибках стойкого характера и обусловленное не-сформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.
Индивидуальный латеральный профиль— сочетание доми-нантного полушария и ведущей руки, ноги, глаза, уха.
Кинезиологические упражнения— комплекс движений, по-зволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.
Комиссуры— нервные волокна, осуществляющие взаимодействие меж / полушариями.
Конвергенция— схождение глаз на цели.
Кортиколизация— развитие коры больших полушарий.
Межполушарное взаимодействие— особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегра-тивно целостную систему, формирующийся в онтогенезе.
Миелинизацня— процесс образования миелиновой оболочки, покрываюшей быстродействующие проводящие пути центральной нервной системы. Миелиновые оболочки повышают точность и скорость передачи импульсов в нервной системе.
Минимальная мозговая дисфункция (ММД)— небольшая врожденная неравномерность развития отдельных мозговых функций , не затрагивающая интеллекта и умственных способностей
Модальность— ведущий канал восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический).
Мозолистое тело— толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга
Невроз— выраженное нарушение функционального состояния нервно-психической сферы.
Нейроны — клетки, образующие нервную систему; формируются в пренатальный (дородовой) период, но продолжают расти и образовывать отростки в течение всей жизни человека.
Нейротранстмиттер(от лат. transmitto — передаю) — биологические вещества, которые обусловливают проведение нервных импульсов.
Онтогенез— индивидуальное развитие человека от зачатия до конца жизни.
Персеверация— навязчивое, цикличное повторение одних и тех же движений, мыслей, переживаний, застревание на звуке или слоге.
Перцептивная(от лат. perceptio — представление, восприятие) — то же, что восприятие.
Пренатальный— период развития человека до рождения
Перинатальный— период развития человека во время рождения.
Постнатальный— период развития человека после рождения
Релаксация— состояние расслабленности, возникающее у человека после снятия напряжения.
Сенсорная система— нервный аппарат восприятия, анализа и синтеза действующих раздражителей. Выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, кинестетическую и другие сенсорные системы.
Синапс(от греч. synapsis — соединение) — область контакта нейронов друг с другом и с клетками исполнительных органов Между клетками имеется т. н. синаптическая щель, через которую возбуждение передается посредством медиаторов (химический синапс), ионов (электрический синапс) или тем и другими способом (смешанный синапс). Крупные нейроны головного мозга имеют по 4—20 тыс. синапсов, некоторые нейроны — только по одному.
Синкинезии—дополнительные движения, которые в непроизвольной форме агломерацированы к самим движениям, которые исполняются либо преднамеренно, либо автоматически (например, движения рук при ходьбе).
Тонкая моторика— способность выполнять точные движения малой амплитуды.
Фонематический слух— смыслоразличение звуков речи.
Элиминация— исчезновение.
Эмбриогенез— внутриутробное развитие плода.