Тест самоконтроля и произвольности

Для диагностики детей старшего дошкольного и млад­шего школьного возраста может быть использован тест са­моконтроля и произвольности. Ребенку предлагается рас­смотреть по очереди четыре картинки и описать изображен­ные на них ситуации, предлагая свои варианты разрешения проблем.

Если ребенок объясняет, что причины неудач в скамей­ке, качелях, горке, краске, т. е. неудачи не зависят от пер­сонажей, то он еще не умеет оценивать себя и контроли­ровать свои действия. Если ребенок видит причину-не-


Тест самоконтроля и произвольности - student2.ru

Тест самоконтроля и произвольности - student2.ru



Тест самоконтроля и произвольности - student2.ru

Тест самоконтроля и произвольности - student2.ru


2 - 2125

Диагностические критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью по классификации DSM-IY

А. Для постановки диагноза необходимо наличие следующих симптомов, приведенных в разделах 1 и 2:

1) шести или более из перечисленных симптомов невниматель­ности, которые сохраняются у ребенка на протяжении, как минимум,6 месяцев и выражены настолько, что свидетель­ствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нор­мальным возрастным характеристикам.

Дефицит внимания

1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за
небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных
заданиях, в выполняемых заданиях и других видах деятельности.

2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении зада­ний или во время игры.

3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает
обращенную к нему речь.

4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предла­гаемых инструкций и справиться до конца с выполнением
уроков или домашней работы (что никак не связано с нега­тивным или протестным поведением, неспособностью по­нять задание).

5. Часто испытывает сложности в организации самостоятель­ного выполнения заданий и других видов деятельности.

6. Обычно избегает, выражает недовольство и сопротивляется
выполнению заданий, которые требуют длительного сохра­нения внимания.

7. Часто теряет вещи (например, игрушки, школьные принад­лежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).

8. Легко отвлекается.

9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

2) шести или более из перечисленных симптомов гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются у ребенка на протяжении, как минимум, 6 месяцев и выражены настоль­ко, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несо­ответствии нормальным возрастным характеристикам.

Гиперактивность

1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и сто­
пах; сидя на стуле, крутится, вертится.

2. Часто встает со своего места во время уроков или в других
ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бе­гает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких си­туациях, когда это неприемлемо.

4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-
либо на досуге.

5. Часто ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».

6. Часто бывает болтливым.

Импульсивность

7. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их
до конца.

8. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных
ситуациях.

9. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например,
вмешивается в беседы или игры).

B. Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и
невнимательности начинают вызывать беспокойство окружа­ющих в возрасте ребенка до 7 лет.

C. Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптома­
ми, возникают в двух или более видах окружающей обста­новки (например, в школе и дома).

D. Имеются убедительные сведения о клинически значимых на­рушениях в социальных контактах или школьном обучении.

удач в самом герое и предлагает потренироваться, подра­сти, позвать на помощь, значит, у него развиты навыки самоконтроля и самооценки. Если ребенок видит причи­ны неудач и в герое, и в объекте, то это может говорить о хорошей способности к разностороннему анализу ситуа­ции.

Тест устойчивости внимания

Для проведения исследования потребуются стандартный бланк и секундомер. На бланке в случайном порядке необ­ходимо напечатать буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р». Всего должно быть 2000 знаков: 40 строчек по 50 букв.

Порядок работы. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаме­нуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экспериментатор вы­дает ему бланк «корректурной пробы» и суть задания разъясняет по следующей инструкции: «На бланке напе­чатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассмат­ривая каждую строчку, отыскивай буквы «к» и «р» и зачер­кивай их. Задание нужно выполнять быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментато­ра. Через десять минут отмечается последняя рассмотрен­ная буква.

При обработке полученных данных психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с программой — ключом к тесту.

Из протокола занятия в психологический паспорт школь­ника вносятся следующие данные: общее количество про­смотренных букв за 10 минут, количество правильно вычер­кнутых букв за время работы, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.


Наши рекомендации