Соотношения человеческой души с земным астралом.
Представим себе теперь воплощенную душу, погруженную в ту среду, которой пропитана вся планета, согласно тому общему закону, по которому более тонкое проникает в более плотное и окружает его. Мы уже говорили, что центральный орган нашего целого (Руах, Кама или Кхи - тело духовное) способен всасывать в себя, равно как и выделять, всякую эфирную эманацию, вибрацию или конденсацию. Он есть орган восприятия и выделения земного астрала и благодаря ему в нас проникают питательные частицы, потому что он распространяет полученное во все части животной души и астрального тела. Астральные микробы - витализанты или вампиры - проникают, благодаря ему, весь наш организм как телесный, так и душевный, оживляя его или впуская яд чародейственной порчи.
( Рот является таким же органом для воздуха. Китайцы называют его (этот центральный орган) "дыханием жизни"; известна действительностранная магнетическая сила дыхания. (Прим. автора)),
Посредством его медицина пропитывает нас животворящими лекарствами, почерпнутыми из благодетельных источников природы; посредством его же адепт Черной Магии подло умерщвляет нас нечаянным нападением невидимых и враждебных сил. Посредством этого же магнетического органа проникает в нас масса стремящихся осуществиться желаний и побуждений, растекающихся, при посредстве души страстей, до глубины нашей духовной души, нарушая ее покой и подчиняя ее своим решениям. Таким образом, душа наша (Нешамах, Манас, Тан) побуждается к действию в различных направлениях, соответственно трем мирам, в которых мы существуем. Ощущения, полученные нашим телом из мира физического, производят там впечатления, которые могут проникнуть через посредство животной души до воли и могущественно ограничить ее, предоставляя ей, так сказать, все готовым для рефлективно-обратного действия - оживленного жеста. Гипнотическое внушение посредством позы есть экспериментальное и преувеличенное произведение этого действия. На противоположный полюс пылкость нашего воображения, полного эфирных образов, которые создают наши эмоции и даже интуиции, исходящие из высших миров; передается нашей животной душой и астральным телом, до наших жизненных сил, для возбуждения их к деятельности. Наконец, эмоциональные истечения, получаемые извне магнетическим центром, проникают, как мы только что видели, в каждый из наших двух других центров, чтобы породить там другие силы и другие способности к осуществлению. Вот против каких усердных деятелей могуществу нашей управляющей монады нашей воле - являющейся единственным нашим истинным Я, - приходится непрерывно бороться, приводя в порядок всякое расстройство, повелевая сопротивлениями и сочувствиями и свое высшее господство противополагая власти всех других верховных монад, из которых состоит ее царство. Но как может такая власть проявлять себя с пользой? Как может она торжествовать над всеми возмущениями и в особенности повелевать внешним и внутренним астралом?
Мы хорошо это знаем, так как в большинстве случаев делаемся, вместо властелинов, рабами своих душевных движений: большая часть наших действий является только рефлексами; очень часто мы даже не отдаем себе в них отчета, так велика власть эфирных сил, завладевающих нами. Над каждым делом преобладает воля - главная монада, но она редко бывает наша собственная, а чаще всего мы подчиняемся чужому желанию. Чтобы наше желание преобладало, ему нужен прилив энергии, что Шопенгауэр прекрасно выражает на своем великолепном языке, говоря, что мы всегда хотим действовать, но остается открытым вопрос, хотим ли мы хотеть. Он приходит к отрицательному ответу, утверждая, что не мы сами хотим, а в нас хочет Мировая Воля. Это чистейший софизм, который очень важно отметить, так как в нем содержится пантеистическое положение. Оно правда, Мировая Воля, т.е. Бог, хочет в нас, когда наше Я повелевает всему низшему, но следует прибавить, что это только с нашего согласия и соизволения. Иначе говоря: наша Воля, когда она действительно действует, служит на Земле орудием божественной воли и обратно, она может подчинить себе других, только при условии единения с волей божественной, т.е. когда она будет Волей Доброй 1. В этом и заключается верховный закон человечества, так как цель и смысл нашего земного существования - способствовать на планете великому делу оживления "Ничто", свершая в его сфере, как и всякая другая монада, божественную Волю, посредством возвышения низших существ 2.
1 Здесь является тяжкое заблуждение, с таким юмором изображенное "Графом Габалисом" и по несчастью пущенное в обращение некоторыми лицами, сбившимися с истинного пути. Оно состоит в предположении, что это возвышение должно состоять в гибридном воплощении. Они становятся добычей для стихийных духов, уверяющих, что сделают из них человеческих существ; это повторение того бесполезного самопожертвования, о котором рассказывает нам легенда, утверждающая, что Будда только тогда сделался совершенным, когда отдал себя впищу пантере, искавшей корма для своих детенышей, (Прим, автора)
2 Это утверждение с первого взгляда кажется противоречащим всякому магическому действию, но это только по-видимому: если производимое действие высшего порядка, то мы являемся сотрудниками Божества; если же оно низшего порядка, то оно может быть получено в точности только по предоставлении нашей воли другим силам: это будет объяснено немного дальше.
Однако, в противоположность волям, которые предшествуют ему в эволютивной цепи, человек свободен принять это высокое назначение или отказать в своем содействии, но только при условии, что его участь будет зависеть от его собственного выбора. Если же он отказывается от выбора, надеясь на свою собственную силу, зависимую и способную на все, то впадает в непростительную ошибку. Он должен уступить или погибнуть. В этом заключается источник всякого земного несчастия.
Чего люди могут достичь.
Рассмотрим немного подробнее процесс борьбы, полем которой служит человеческая душа, борьбы между слепыми инстинктами природы "Ничто", требующего непосредственного могущества, и провиденческими побуждениями, к окончательным усилиям для своего освобождения Наградой победителю является бессмертие. Большая часть из нас почти не сознает этой борьбы, почти все мы живем еще инстинктом, лениво отвечая на призывы Провидения. Даже между теми, кто хоть немного ее сознает, теми, кто ощущает астральные влияния, - очень мало умеющих понимать их и пользоваться ими. Эти последние, которыми и займемся, разделяются на четыре категории: две активные мужские и две пассивные женские; в каждом из этих двух разрядов можно отметить один класс более восприимчивый к высшим силам, а другой скорее к силами низшим. Все же вообще отличаются преизбытком эфирного флюида в своем составе, но одни одарены особой способностью сохранять в себе этот излишек, или выбрасывать его по желанию; у других же, наоборот, он испаряется постоянно целыми волнами, без определенного направления, давая место новым приливам. Их желания превышают способность к концентрации; вместо того, чтобы отбрасывать, как те, окружающий эфир, они вдыхают его, чтобы вознаградить свои неисправимые потери. Одни - это Медиумы всех родов, которые могут предсказывать, становиться бардами и даже пророками, если принадлежат к сфере, достаточно возвышенной, чтобы привлекать эфир, динамизированный высшими силами. Другие - Магнетизеры, если флюиды, концентрируемые и отбрасываемые ими являются флюидами телесных сил, или же - Посвященные всех степеней, если они способны собирать эфир, выработанный душевными силами и силами высшего порядка. Следующая таблица позволит охватить одним взглядом эту очень простую классификацию.
Темпераменты | Силы низшие | Силы высшие |
Пассивные (поглощающие и утрачивающие) | Медиумы (особенно те, которые достигают физических явлений) | Медиумы психические: гадатели, барды, пророки. |
Активные (концентрирующие и испускающие) | Магнетизеры (целители и прочие) | Посвященные и адепты:терапевты, алхимики, теурги. |
Это распределение не лишнее, так как оно дает понятие о том, какие могут и какие должны быть сношения человека с астральным миром. Для уразумения осуществлений, возможных для человека через сношения с астралом, надо припомнить, что наш магнетический аппарат (Руах, Кама и Кхи) - орган в сущности центральный, способный проникать в тело и в душу, изменяя равновесие нашего состава до полного преобразования. Сила эта, род общего запаса, находится в распоряжении "Главной Монады" или Я, иначе говоря, Воли - индивидуальной самопроизвольности. Однако, вследствие чрезвычайной подвижности, она ускользает или уклоняется от власти, из-за недостатков организации или благодаря влиянию более могущественному, как мы это сказали раньше и разъяснили в предшествовавшей таблице. В своем движении этот эфирный орган увлекает всегда некоторую частичку одного из двух других крайних элементов духовного тела: фантома (Нефеш, Линга-Шарира или Тен) и анценстральной души (Не-шамах, Манас или Тан), а иногда обоих. Это перемещение, которое может производиться к душе, к телу, или во вне, зависит в количестве и направлении или от воли человеческого Я, или от какой-нибудь внешней силы. Таким образом, магнетизер, действуя непосредственно на центр тяжести организма, производит разные известные нам явления: целебные - если он направляет "запас" на жизненную силу, которой может передать и часть своей; очарования и оцепенения - если он производит прилив анцестральнои души за счет фантома. Удивительный опыт этот был произведен Элифасом Леви, представившим нам его как опьянение астральным светом. Снабженные этим двойным ключом - умением различать разные роды состава, с избытком эфирного флюида и знанием действия магнетического центра, мы легко можем понять и классифицировать явления, производимые "невидимым". Рассмотрим сначала пассивные виды человеческого состава, стремящиеся к вдыханию эфира, вследствие его уменьшения в них. Силы или динамизированные атомы, перекрещивающиеся в окружающем их эфире, толкают свой магнетический центр и перемещают его беспрерывно, отчего происходит их повышенная впечатлительность. Если нравственное их состояние и душевные привычки, способствуют такому перемещению к телесным органам, клонясь вместе с тем к разобщению их более или менее от органов духовных, менее развитых, - то сенситив становится медиумом с физическими явлениями, субъектом для магнетизма, гипнотизма, внушений, одержания и летаргии. Если перемещение клонится ближе к анимическим областям, то внутренний дух (Хаиах, Боддхи, Тин), задерживая сильнее анцестральную душу (Нешамах, Манас, Тан), получает известное сознание, более или менее ясное, смотря по его духовности, о силах на него напавших. Тогда появляются феномены прояснения, ясновидения, яснослышания, предвидения и иногда даже пророчества.
(К этому следует только прибавить прекрасное замечание, высказанное в ученом труде de Massue в "Journal du Magnetisme" за 7 октября 1896 г., что пророчество есть произвольный акт высших сил, на который воля пророка не имеет никакого действия, между тем как другие способности доступны для самопроизвольного развития).
Феномены эти представляют множество оттенков, зависящих от интенсивности внешнего влияния, изменчивости состава и степени духовности субъекта. Так что одни видят только существа близкие там, где другие заметят самые отдаленные; некоторые увидят только материальные существа, а другие ясно различат эфирные колебания и существа астральные. Может также случиться, что эти перемещения магнетического центра произойдут под влиянием сил случайных, т.е. таких, которыми не управляет никакая особая воля, и тогда последует только обыкновенная галлюцинация, придающая случайности вид мысли. И, наоборот, может случиться, что воля, превосходящая в значительной степени силу субъекта, овладевает им совершенно; для этого достаточно, чтобы она заняла его магнетический центр, тогда появляются плачевные явления одержимости и даже беснования, печальные примеры чего медиумичность дает, к сожалению, слишком часто. Это случай явлений призраков, когда невидимое, обыкновенно неизвестное, овладевает фантомом и даже душой медиума, находящегося в летаргии, чтобы проявиться в явлениях осязаемых и активных. Наконец, если пассивный темперамент, вместе с поглощающей способностью своего состава, соединяет также значительную энергию желаний (происходящую от преобладания анцестральной души или Манаса), он делается настоящим астральным вампиром для всех, к нему приближающихся, так как притягивает на себя действие их воли. Этим объясняется удивительное воздействие некоторых женщин на мужчин, а также чар женщин вообще. Древние превосходно символизировали это странное влияние на самые мужественные души владычеством Венеры над Марсом, Далилы над Самсоном и другими аналогичными легендами. Теперь займемся активным темпераментом. Почти излишне повторять, так как это было отмечено, что такой субъект будет магнетизером или адептом, в зависимости от того, куда сместится магнетический центр: на тело или на душу. Будучи адептом, он может произвольно управлять его перемещением. Но что важнее всего знать - это собственно употребление сил, которые он может поглощать, концентрировать и направлять. Он может прежде всего отбрасывать их на подобные себе, но более пассивные существа, овладевая ими посредством хитрости, задействуя их магнетический центр. Тогда наблюдается некоторая одержимость, более или менее неопреодолимая, чему некогда дал публичное доказательство Донато. Стыд и горе тому, кто злоупотребляет этой способностью, относительно легко достижимой, нанося вред своим ближним! Губя свою душу, он рискует получить обратный удар (возвратное поражение), равный воздействию, падающий на самого виновника преступлений невидимо, иногда совершенно неожиданно. Таковы случаи очарования, механизм и возможность которого легко понять из вышесказанного. Наоборот, активный темперамент может принудить магнетические эманации тех, на кого влияет, принять направление, которое позволило бы ему впитать их в себя. Это магнетизм притягательный, очарование более трудное для выполнения, но и более сильное и действительное, чем противоположный ему магнетизм принудительный - в нем действует сила любви, властвующей над всем творением. В степени очень высокой и трудно достижимой это действие даст исполнителю дар узнавать мысли, причем субъект совершенно не сознает, что открывает свои тайны 1. Понято, что такое действие требует столько же духовной высоты, сколько и воли, потому что предполагает перемещение центральной силы во внутрь очень развитого духа. Это одно из драгоценных приобретений посвящения. Вместо того, чтобы действовать на других, субъект с активным темпераментом может действовать на себя. Направляя свои магнетические силы на собственный организм, производить действия целебные и даже чудеса, в которых особенно искусны факиры Индии и Африки, мгновенно исцеляя самые тяжелые раны 2.
1 Медиум может также читать мысли, но бессознательно, между тем как здесь дело идет о чтении пожеланию. (Прим. автора)
2 Разрежая материю тела до парообразного состояния и уплотняя ее моментально вновь. (Прим. перев.)
Он может также собственной волей погружаться в состояние сомнамбулизма какой угодно степени и даже совершать в этом состоянии выходы астрального тела, в чем принимает участие все духовное тело (фантом, магнетический центр и анцестральная душа), увлекая даже часть внутреннего духа (Хаиах, Боддхи или Тин), так что вполне и моментально перемещает свое Я, со всеми человеческими свойствами, далеко от места, где находится его тело, погруженное в сон. Легко постичь опасность подобных опытов. Силы воли иногда не вполне достаточно, чтобы отвратить нападения невидимых существ, с еще более высокой волей, желающих занять покинутую телесную оболочку; от этого может произойти перемещение органов, даже смертельное, если душа слишком поспешно бросится на помощь своему телу, или сумасшествие, если она не может снова в него войти. Экстаз, позволяющий душе проникать за земные пределы, относится к явлениям того же порядка. Это явление - принадлежность посвященных высших степеней; но если случится, что вредно направленной воле придаст силу разум, достаточно могущественный, то мы должны горько оплакивать душу, так дурно употребляющую подобные силы. Наконец, активный темперамент может направлять свои магнетические истечения на существа невидимые и даже на силы природы. Тогда он производит явления магнетического порядка. Этим способом человек может воздействовать на растения, перенося в них свою жизненную силу, как это делают факиры 1, или наоборот отнимать у растений и животных часть их магнетических сил, содержащих в себе свойственную им жизненную силу, и перемещать ее по своему желанию куда угодно 2. 1 Усилием воли он перемещает свою "жизнь" - Нефеш, Руах, Нешамах или Хайах - в зерно растения (тело его остается на это время в оцепенении), заставляя его в несколько минут давать росток^ стебель, цветы и плоды, т.е. пройти эволюцию многих месяцев. Или может перемещать предметы на расстоянии, один из феноменов, производимых таким же способом бессознательно медиумами на спиритических сеансах. (Прим. перев.) 2 На этом основано симпатическое врачевание. (Прим. перев.) Он может изменять физические силы так, чтобы сделаться невидимым, подниматься на воздух чудом левитации; производить или изменять метеорологические явления; разлагать материю, приводя ее снова к ее эфирной основе, делая ее невидимой и проницаемой, чтобы потом восстановить ее, где ему угодно, и другие действия того же порядка. Явления алхимии принадлежит к этому же роду, долженствующему быть предметом весьма серьезных исследований. Мировой закон состоит в том, что объем сил, дарованных каждому существу, в точности соразмерен с его преуспеянием на бесконечном пути от небытия к сознательному блаженству бытия. Функции природы исполняются большею частью самим духом, так как "Ничто" слишком слабо для самостоятельного почина; в особенности функции космические, физико-химические и метеорологические, относящиеся к порядку мировых явлений, - не могут быть предоставлены существам, еще не способным понимать их цели и хода, и в особенности неспособность выполнить их бескорыстно. Поэтому, руководство природными силами и духами принадлежит проявившим наибольшее моральное совершенство и самую высшую духовность, а равно и тем, которые могут действовать только для всеобщего блага, как помощники Божественной Воли. Эти крайне редкие явления относятся уже к высшему порядку и называются теургическими; они предполагают душу более высокую сравнительно с общечеловеческой и уже достаточно готовую для небесных областей. Однако честолюбие и гордость человека так велики, что вряд ли найдется нечто иное, чего он добивался бы так сильно как власти, которую считает себя в состоянии захватить. И действительно, он ее может достичь: так велика свобода, предоставленная ему Создателем. Но мы сейчас объясним чем он рискует. Этот захват власти составляет: магические операции, натурализм и даже низкие действия колдовства. После предшествовавших объяснений, достаточно нескольких слов для их определения. Церемониальная или обрядовая магия представляет действия, посредством которых человек заставляет, при помощи сил природы, невидимые власти различных категорий исполнять его желания. Для этого он захватывает их врасплох, выставляя, благодаря действию соотношений, предполагающему Единство Творения - силы, ему самому не подчиненные, но которым, однако, он может открыть недоступные для них пути. Отсюда пантакли, особые составы, строгие условия места и времени, которые следует соблюдать под страхом величайших опасностей, так как если правильность хоть немного нарушена, то смельчак оказывается во власти сил, настолько могущественных, что перед ними он является не более, как пылинкой. Обрядовая магия почти тождественна с нашей промышленной наукой. Наша личная сила ничтожна в сравнении с силой пара, электричества, динамита, но, противопоставляя им посредством известных приспособлений силы природы равного с ними могущества, мы их собираем, концентрируем и принуждаем переносить или сокрушать груды, которые уничтожили бы нас; перемещать нас в несколько минут на расстояния, которые мы могли бы пройти лишь в долгий срок, и вообще оказывать нам тысячи услуг. Следовательно, магия предполагает смелое доверие к знанию и только к нему одному. Она требует ума и знакомства с невидимыми силами, которыми пользуется при условии, что управление ими должно быть предоставлено тем, которых Любовь к Бытию подняла до высоты самопожертвования. (Смотри двенадцатый аркан Таро). Вот почему "Свет из Египта" правильно представляет нам ее в виде самоубийства женских элементов человеческой души. Древние символизировали опасности неудач магических операций в виде возмущения и наказания Прометея. Прометей завладел огнем знания, составлявшим его гордость; но на одного Прометея сколько приходится несчастных невежественных волшебников - жалких стряпунов астрала, совершенно незнакомых с его свойствами и имеющих только сноровку, - которые жестоко обожглись на этом огне. Второй путь, ведущий к произведению чудес - есть окольный путь натурализма. -Не требуя никакой отваги, он совершенно пассивен, хотя и разумен; в противность первому, он может быть представлен как самоубийство мужских свойств души. Он состоит в том, чтобы подчиниться духам природы, вместо того, чтобы властвовать над ними. Это способ многих факиров и медиумов всех родов. Ясно, что посредством его -можно привлечь как этих духов, так даже и еще лучших, потому что их наделяет высшей силой все то, что может породить их могущество с помощью воплощенного организма: быстрый рост растений, мгновенные исцеления, галлюцинации - благодаря мощным токам Кама-Манасических элементалов на магнетический центр зрителей - и другие чудеса такого же рода, которыми забавляется, в особенности в Индии, огромное количество факиров низшего разряда. Подобные действия не без искушения: надо непременно быть религиозным, иметь некоторое духовное развитие и даже святость, чтобы расположить к себе эфирные существа - часто очень могущественные в своих сферах - и тем приобрести их содействие. Но какая же награда за такую бесполезную суетность?
Угождать духам природы, уподобляться им, предоставлять им свой человеческий организм - это поступки противоестественные; это повторение истории падшего ангела, воспетой Ламартином. Без сомнения, этим можно сильно помочь духам низшего порядка, - деятельность которых повсеместна, подобно нашей. Однако для того, чтобы спуститься до их уровня, придется пожертвовать собственной личностью и тем самым доказать высшую неблагодарность Провидению, божественная помощь которого приводит к вратам неба. Наконец, нельзя не распознать в этом усилии несчастное честолюбие и некоторого рода подлость, ставящие такого мага гораздо ниже благородной дерзости обрядовой магии. Колдовство есть другой род пассивности, еще более отвратительный тем, что к бессилию процедуры оно прибавляет подлость и бесчестие зла, скрывающегося, для того чтобы насытить самые низкие свои страсти. Совершенно бесполезно напоминать об ужасном коварстве колдовства, что будет ясно из определения разряда духов, которым колдун отдает во власть свою душу.
Заключение.
Если теперь мы окинем одним взглядом все перечисленные темпераменты, активные и пассивные, дающие ряд явлений, называемых оккультными, то нам будет легко видеть, какие из них желательны и чего они требуют. Медиум более достоин сожаления, чем поощрения, пока не будет заботиться о нем и направлять его действия какой-нибудь посвященный высшего разряда, обладающий знаниями и способный отвратить от него неблагоприятные влияния, угрожающие ему, благодаря его пассивности, по крайней мере до тех пор, пока он сам не разовьет свою духовную сторону настолько, чтобы суметь избегать, по возможности, низших влияний. Тогда только, как ясновидящий и исследователь невидимого, он может принести некоторую пользу адептам, в смысле восполнения недостатков сведений; но его исследования всегда должны быть объяснены. На высшей степени чистоты он будет пророком, но мы должны помнить, что пророчество есть неограниченный, произвольный и случайный дар, и на постоянное присутствие его надеяться нельзя. Впрочем, следует отдать дань уважения медиумам спиритов, признавая в них не только прямодушие, но и нравственную чистоту, а у большей части их даже самопожертвование. Если некоторые из них действуют из-за самолюбия или даже тщеславия, то вместо воодушевления, .подвержены напротив усталости и поступают в ущерб здоровью. Вне условий высокой нравственности, мы не можем придавать никакой достоверности видениям, разговорам и даже явлениям духов, получаемым посредством медиумов. Мы хорошо знаем, что они могут быть или продуктом простых галлюцинаций, или выражением неудовлетворенных желаний (Кама-Манасические элементалы) витающих вокруг нас, или проявлением какой-нибудь страждущей души, заключенной драконом огня в тяжелую астральную атмосферу. Наконец, медиум может нам еще выдавать за небесные откровения бессознательные вдохновения своего собственного духа, нисходящие посредством духовной души и магнетического органа, в зависимости от избранного нами для них пути, до выражения словесного, письменного или мимического.
Мы знаем уже, что мысли и желания того же порядка, умножаясь, соединяются в одно тело, часто достаточно могущественное, чтобы изобразить личность сильную и вполне определенную; тогда они производят в астральной душе наших медиумов реальное изображение того, что в эфирной атмосфере является; быть может, только эфемерным потенциалом ( См в журнале "Initiation" за июнь 1896 г., под заглавием "Gen e ration du Futur", прекрасную статью относительно этого предмета нашего собрата де Гуайта). Поэтому, в наш беспокойный век неопределенных душевных смятений и стремлений, могут возникнуть в изобилии ложные пророчества - выражение опасений и изменчивых желаний национальной души. По словам Евангелия, они предшествуют временам высокой духовности, но возвещают эти эпохи только устами созданий, представляющих их, а не посредством прямого божественного вдохновения, приносящего нам одновременно с действительными пророчествами благодать высшего упования. Мы должны относиться также осторожно к действию гипнотизма и магнетизма, не имеющим исключительной целью общего блага. Опыты, оправдываемые наукой, требуют большой осторожности и человеколюбия; только настоящее, современное умственное развитие может их извинить. Что касается Обрядовой Магии и Натурализма, то их приходится порицать, как за их бесполезность и опасность с ними связанную, так и за необходимое для них состояние души. Однако порицание это отнюдь не касается употребления магических приспособлении. пантаклей и пр. Посвященный высших степеней, сотрудник и исполнитель приказаний божественной воли, он только наблюдает мировые законы для всеобщей пользы. Его действия составляют Теургию, и а не Обрядовую Магию. Под этим последним обозначением подразумеваются действия, для которых потребны только человеческая воля и человеческий разум, даже без божественной помощи. Такое различие делает история между Моисеем и магами фараона и еще более определенно между Святым Павлом и Симоном Волхвом, которого она нам изображает просящим апостола продать ему тайну своего могущества. Маг или чародей, он должен был бы знать, что есть власть, которую может доставить только святость Совершенного. Следует еще упомянуть о высшем притягательном магнетизме, дающем возможность читать мысли. Автомагнетизм развивает способность сознательного ясновидения, или экстаза в особом магнетическом сне, с прямым познанием. Есть еще произвольное влияние на силы природы, одним из наиболее известных проявлений которого является Алхимия. Итак, подобные явления, повторяем, требуют высокого нравственного состояния и самой чистой воли; все требуют духовности, скажем больше, - святости: более или менее тесного соединения с Всеобъемлющим Существом, с Божественной Волей. Поэтому мистическая святость, т.е. этот союз, один, без всяких специальных упражнений, - дает уже большую часть этих даров, которых часто напрасно добивается тщеславие чародея: ясновидение, чтение мыслей, дар целения, вездесущность, экстаз, прямое познавание и т. п. Посвященный учится их совершенствовать, благодаря употреблению, но только сокровенная божественная Любовь дает их ему "преумножением". Это очень верно выражено нашим собратом Амо, указывающим на любовь, как на средство, позволяющее возвыситься до Единицы, управляющей всеми силами мира. Причина тут очевидна, если вспомнить происхождение и цель вселенной, по прекрасной теории П. Леру. Бог нас создал, чтобы мы совершили в нем одушевление Небытия. Достигнув с помощью Провидения пределов мира (там душа волнуется в потемках неизвестного ей рока, обладая свободой, в виду света и того Единства, к которому стремятся все единицы, полные восторженной любви), нам предстоит единственный исход: оторваться от предопределения, вынося с собой эфирный мир, который мы должны перенести за кольца Дракона. Нам дано только одно средство - выполнить своей Волей, сознательно одобрив, Волю божественную. Если у нас мало своей силы, то Провидение нам помогает, посылая испытания общественной жизни, находящейся под защитой опасных астральных сил. Более смелым путь короче, хотя и тяжелее: путь тройной таинственной жизни, к концу которого они становятся рыцарями небесной армии, пользуясь властью, согласно своему положению, в содействии Предвечному, по управлению формирующей силой Космоса - Астралом. Но честолюбцам, безрассудным и нечестным Провидение посылает как самый снисходительный урок - удар грома, который прекращает их преступные деяния, не допуская их до потери своего бессмертия (F.Ch.Barlet " L'Astral", урнал "Initiation" за январь 1897 г.).
Глава 11.