Состав человеческого существа.
В первых главах этой книги находится определение состава человеческого существа по отношению к трем его началам. Но чтобы облегчить читателю понимание всех тонкостей анализа, до которых дошли некоторые авторы, мы подробно рассмотрим эти три начала и их эволюцию. Человек состоит по своей сути из:
1) Начала материального, происходящего из физического мира, - это его тело или труп;
2) Начала жизненного, исходящего из вселенной - тело астральное.
3) Духовного начала, проистекающего из мира божественного - бессмертный дух, называемый в философии душой. . Следовательно, человек содержит в себе проявления трех миров или трех планов: физического, астрального и божественного, поэтому подчиняется всем законам, действующим в этих трех мирах, и носит название Микрокосма или маленького мира, будучи точным отражением Макрокосма или вселенной. Таким образом, изучением человека можно достичь определения всех законов, управляющих физическим, астральным и божественным мирами. Отсюда "Познай самого себя" - греков и аксиома Клода де С.-Мартен: "Должно изучать природу по человеку, а не человека по природе". Воплощение каждой человеческой души воспроизводит в миниатюре историю падения великого Адама, с его двумя фазами: 1) Падение божественного мира в мир физический. 2) Новое падение, возможное, если воплощенная душа не сопротивляется притяжениям снизу. Крайне важно усвоить себе этот ключ, так как натуралистические посвящения Востока умножили анализ человеческого существа и до того запутались в аналогических отношениях человека с другими планами, что видят в мире астральном и божественном только подобия законов человеческой жизни, забывая, что человек есть только аналогическое изображение мировых законов, но под физической формой. Вот разделение человека в трех главных началах. Эти начала, соприкасаясь, действуют друг на друга, как различные электрические токи, производящие искры при встрече. Искры эти существуют столько же времени, сколько и соприкосновение начал, т.е., вообще, на протяжении всего земного существования. Так что такому временному созданию нельзя дать названия принципа, и Св. Павел, равно как и все христиане, правы, говоря, что человек в сущности состоит из трех начал Духа, Души и Тела. Остальное есть создания преходящие, производимые взаимодействием этих начал. Как в каждом делении тела физического (голова, грудь, живот) представляются и другие подразделения, так и в каждом из трех начал, раз воплощение совершилось, представлены и другие начала. Таким образом, в желудке - грудь представлена своими сосудами, а голова - сплетением нервов, это есть пути движения крови и нервных импульсов в желудке для развития пищеварения. В теле физическом астральное тело и душа имеют свои части, так же, как и в каждом из других начал. Достаточно припомнить главу о каббале и составление сефиротов, чтобы узнать закон этого действия, который мы изобразим здесь следующим образом:
Анализ:
Собственно дух | ||
Дух | Отражение астрального тела в духе | |
Отражение физического тела в духе | ||
Отражение духа в астральном теле | ||
Начала | Астральное тело | Собственно астральное тело |
Отражение физического в астральном теле | ||
Отражение духа в телосложении | ||
Труп | Отражение астрального тела в физическом | |
Собственно физическое тело |
Итак, три начала, рассматриваемые аналогически, дают девять проявлений, принятых в Каббале. Предложенный анализ указывает на статическое разделение человеческого существа во время жизни. Когда изучают человека в бодрствующем состоянии, когда эти различные проявления представляются нам в плане динамическом или физиологическом, тогда можно констатировать, что некоторые из них основываются друг на друге и что человек явился бы нам тогда состоящим из семи проявлений вместо девяти, вследствие слияний разных отражений между собой. Чтобы проиллюстрировать здесь утверждаемое, мы приведем самый простой пример. Упряжка состоит из трех частей или начал: экипажа, лошади и кучера. Экипаж, пассивно движимый - представляет изображение человеческого тела; лошадь пассивная, но двигающаяся - тела астрального; а кучер - двигатель и руководитель - изображение духа. Каждая из этих частей подразделяется еще на три части: Кучер состоит из головы, рук и тела. Лошадь - из головы, тела и ног. Экипаж - из кузова, сиденья и колес. Вот девять подразделений действительных, когда экипаж в сарае, лошадь в конюшне, а кучер в своей комнате. Но соединив их вместе, мы увидим, что руки кучера составляют одно целое с головой лошади, чтобы направлять движение экипажа, посредством вожжей. С другой стороны, тело лошади соединится с экипажем, через оглобли, для приведения его в движение. Вот таблица, показывающая, как девять начал переходят в семь:
Кстати, интересное примечание: оглобли № 3 могут быть помещены между 1 и 3 или 2 и 4 номерами, а вожжи № 5 - между 5 и 7 или 6 и 8, в зависимости от точки зрения, с которой предпочитают рассматривать предмет. Замечательно, что многие авторы очень настойчиво поучают, будто человек состоит из 7 главных начал, не обращая внимания на соединение основных элементов разделения - 2-го с 5-м и 6-го с 8-м. Места соединения изменяются с автором, и читатель увидит секрет этой китайщины. Займемся снова анализом человека и применим к нему сокращения, сделанные в примере с экипажем, чем просто сведем девять первых начал к семи.
..........................Статистика ........................Функции.....
Таким образом, можно рассматривать слияние, размещая соединенные начала следующим образом: 7. Дух. 6. Соединение астрального с духом - Астральное высшее 5. Отражение физического в божественном. 4. Отражение физического в астральном. 3. Отражение духа.
2. Соединение астрального с физическим -Астральное низшее. 1. Физическое тело. Два переходных элемента, соединяющие три начала, производят те звездочки (*), о которых сейчас говорилось. Они исчезают при перерыве тока, т.е. низшая звездочка - "соединение астрало-физическое", с первой смертью или смертью земной; а звездочка высшая - "астрало-дух", со второй смертью или смертью астральной: удаление от потока генерации, вход в небо - согласно пояснению посвященных 1. Здесь надо отметить, что невозможно понять действительный состав человеческого существа, если не принять исходной точкой тот факт, что человек есть кватернер, образовавшийся из тернера, второй член которого двойной, так точно, как великая тетраграмма ИЕВЕ ( ), второй член которой - (Е) удвоен. Это удвоение второго члена соответствует дополнению полов, вдыханий и душ, таким же образом, как соединение начал между собой 2. 1 Относительно подробностей смотри в "Traite method, de Science occulte" главу о составе человека. 2 Женщина ни выше, ни ниже мужчины, она дополняет его. Таково истинное решение женского вопроса по преданиям Посвящения. Анализируя три главные начала, составляющие человека, можно определить 7, 9 и 21 составных элементов, но надо остерегаться принимать Септенер за единственную исходную точку, так как это доказывает совершенное непонимание священной арифметики, и тогда затемняются вопросы наиболее ясные, и человек становится неспособным установить серьезную и методическую лестницу аналогии, которая является началом всякого мало-мальски возвышенного изучения оккультизма.