Изумрудная Скрижаль Гермеса.
"Истинно. Несомненно. Действительно". "То, что находится внизу, подобно находящемуся наверху и обратно, то что находится наверху, подобно находящемуся внизу, ради выполнения чуда единства". "И как все вещи были и произошли от одного, точно так же все вещи начались в этой единственной вещи, посредством применения". "Солнце есть отец, луна - мать, ветер носил его во чреве, земля его кормила. Отец всего, "Телесм" всего мира здесь. Его сила полна, когда она обращена в землю". "Ты отделишь землю от огня, тонкое от грубого, осторожно, с большою ловкостью". "Он поднимается из земли к небу и снова опускается в землю, тая в себе зародыш всех вещей, как высших, так и низших. Этим способом ты приобретешь всю славу мира и вся тьма удалится от тебя". "Эта сила - сильнейшая из всех сил, так как она победит всякую тонкую вещь и проникнет всякую вещь плотную". "Так был сотворен мир". "Из этого произойдут и выйдут неисчислимые применения, которых средство здесь". "Вот почему я был назван Гермесом Трисмегистом - обладающим познаниями троякой философии мира". "То, что я сказал о действии солнца, окончено и совершилось".
Изумрудная скрижаль начинается тернером и Гермес, таким образом, утверждает закон, правящий всей природой. Мы знаем, что тернер сводится к иерархии, обозначенной названием "Трех миров". Следовательно, один предмет должен рассматриваться трояким способом. Предмет этот - истина, с ее тройным проявлением в трех мирах. Истинно. Истина ощущаемая, соответствующая физическому миру. Это - вид, изучаемый современной наукой. Несомненно. Противоположность предшествовавшему виду: философская истина, достоверность, соответствующая миру духовному или метафизическому. Действительно. Соединение двух первых видов: тезиса и антитеза для составления синтеза. Истина познаваемая, соответствующая миру божественному. Данное мною раньше объяснение числу три находит здесь блестящее применение.
Распределяя таким образом эту фразу, мы находим сначала два тернера или, скорее, один тернер, рассматриваемый с двух сторон: положительной и отрицательной:
Заметьте, мы находим тут метод, применяемой оккультной наукой - аналогию. Гермес говорит, что положительное (высокий) подобно отрицательному (низкий), остерегаясь сказать - одинаково. Наконец, мы видим составление четырех, посредством сокращения трех в единицу. 1
1 См. конец 2 главы. 2 См. перевод, который я сделал в №7 журнала "Lotus" за Октябрь 1887 г. (Прим. авт.) 3 Fabre d'Olivet "La Lang. hebr. rest." Ради выполнения чуда единства. Или сократить семь в шесть (два тернера) - посредством единицы. Четыре и семь означают одно и то же. Можно брать с достоверностью любое из двух применений. Рассмотрим ближе объяснение второй фразы в приложении к первой и увидим, что истину должно рассматривать в ее тройном проявлении - физическом, метафизическом и духовном - прежде всего. Тогда только можно применить к этому познанию метод аналогический, который позволит изучать законы. Наконец, следует свести множество законов к единству, открытием принципа или первоначальной причины.После этого, Гермес приступает к изучению отношений множества к единству, или Творения к Создателю, говоря: "И как все вещи были и произошли от одного, таким же образом все вещи получили начало в этой единой вещи, посредством применения". Вот в нескольких словах все учение святилища о сотворении мира. Творчество через применение или через Кватернер, разъясненное в "Сефер Иецира" и в первых десяти главах "Берешита" Моисея. Эта единица, из которой все берет свое начало, - мировая сила, размножение которой Гермес описывает так:
Солнце (положительное) - есть отец, Луна (отрицательное) - есть мать, Ветер (восприемник) - нес во чреве, Земля (материализация, приращение) - кормилица.
Эта субстанция, называемая им Телесм (воля), имеет такое важное значение, что я, несмотря на опасение продлить свое объяснение, укажу на мнения о нем некоторых писателей. Существует смешанная деятельная сила: естественная и божественная, телесная и духовная, мировой формирующий посредник, общее вместилище вибраций движения и обратных форм, флюид и сила, которую можно бы назвать воображением природы. Посредством этой силы все нервные снаряды таинственно соединяются: из нее исходят симпатия и антипатия, являются сновидения, проистекают второстепенные феномены и сверхъестественные видения. Этот универсальный агент творчества природы, называемый у евреев, а также и Рейхенбахом, - Од есть астральный свет Мартинистов. Нахождение и возможный способ употребления этой силы, составляют великую тайну практической магии. Магнетический астральный свет согревает, освещает, магнетизирует, притягивает, отталкивает, оживляет, разрушает, сгущает, разъединяет, ломает и собирает все предметы под влиянием сильной воли". 1
"Четыре невесомые жидкости есть различные проявления того же всеобщего агента, т.е. этого света". 2
"Мы говорили о веществе, распространяющемся в бесконечности. Небо и земля состоят из одного и того же вещества, тонкого или плотного, смотря по степени поляризации. Это вещество Гермес Трисмегист называет "Великий Телесм". Когда оно производит сияние, то называется светом. Оно есть одновременно вещество и движение. Это жидкость и непрестанная вибрация". 3
1 Е. Levi. "Histoirede laMagte",CTp. 19 2 Е. Levi "Clef desGrandsMysteres", стр. 207 3 Там же, стр. 117 Великий магический деятель проявляется четырьмя видами явлений. Он подвергался научному исследованию: теплоты, света, электричества и магнетизма. Великий магический деятель представляет четвертую эманацию, жизненного начала, которого солнце является третьей формой ". 1 "Этот солнечный деятель состоит из двух противоположных сил: силы притяжения и силы отталкивания: почему Гермес говорит про него, что он постоянно воздымается и опускается". 2 "Нахаш" - слово, употребляемое Моисеем и принятое каббалистами, дает определение этому магическому мировому деятелю, изображаемому во всех теогониях в форме змея, - которому евреи дают еще название аор: "Всеобщий свет, магнетизирующий миры, называется светом астральным; когда он образует металлы, то называется азотом 3, или Меркурием мудрых; когда дает жизнь животным, называется животным магнетизмом". 4 1 Е. Levi. "Dogmeet Rituel de la HauteMagie", стр. 152. 2 Там же, стр. 153. _ 3 Слово азот (AZQJ/) образовано из первой буквы всех апфавитов (А) и последних - латинского (Z), греческого (Q) и еврейского (|/0 4 Там же. "Движение есть дыхание Бога, во время творчества создаваемых предметов. Это всемогущее начало, единственное в своем роде, есть причина и производитель бесконечного разнообразия феноменов, составляющих неисчислимые отделы миров. Как Бог, оно оживляет или расслабляет, устраивает или раз-рушает, согласно второстепенным законам, составляющим причину всех комбинаций и перемен, которые мы можем только наблюдать вокруг себя". 1 "Движение есть неокончательное состояние главной силы, оживляющей природу; движение есть сила первобытная, единственно понятная,- которой можно объяснять все явления природы. Потому что движение способно к восприятию большего и меньшего, т.е. сжимания и расширения, электричества, тепла и света. Оно способно также к сочетанию сжиманий, и вдобавок в нем же находится организация этих сочетаний. Движение, взятое активно, материально или духовно, дает ключ всех явлений". 2
"Движение, взятое как неокончательное, способно: к самосжиманию, к самоорганизации, к самоконцентрации или тонализации. При сгущении оно доставляет силу относительного могущества. Организуясь, оно становится способным руководить специальным органом и даже целой серией органов. Наконец, концентрируясь и тонализуясь, оно делается способным к управлению общим устройством и руководству всем организмом". 3 1 L. Lucas. "Chimie nouvelle", стр. 34. 2 L. Lucas. "Medecme nouvelle", стр. 25 3 Там же, стр 45 "В душе мира окружающий флюид, проникающий все вещи,- есть поток любви, или притяжения, и поток гнева, или отталкивания. "Этот электромагнетический эфир, намагничивающий нас, это огненное тело Духа Святого, постоянно обновляющее поверхность земли, утверждено тяжестью атмосферы и притягательной силой земного шара. Сила притяжения устремляется к центру тел, а сила отталкивания к их поверхности. Эта двойная сила действует по спиралям противоположных движений, которые никогда не встречаются. Это такое же движение, как у солнца, непрестанно притягивающего и отталкивающего планеты своей системы. Всякое проявление жизни в строе нравственном, равно как и физическом, производится чрезвычайным напряжением этих двух сил". 1 Любознательный читатель, вероятно, не посетует на меня за приведение мною отрывков, необходимых для более ясного понимания дела. Окончив определение свойств этой мировой силы, Гермес приступает к оккультизму практическому: перерождению Человека посредством самого себя, и Материи - посредством переродившегося человека. На этот счет можно найти достаточно подробных сведений в сочинениях г-жи Блаватской 2, и сочинении, изданном индусскими Чела 3 - "Элексир жизни"; а также в "Требнике" 4 - Елифаса Леви. 1 Christian. "I Homme rongedesTnilerles". 2 "Isis Unveiled". 3 №3 журнала "Lotus". 4 "Dogme etRituelde Haute Magie". Однако есть один отдел, к которому я теперь должен приступить для объяснения некоторых вещей, а именно к Герметической философии.
Алхимия. 1.
Только благодаря алхимии, дошла до нас большая часть данных древней науки. Постараюсь дать вкратце общий обзор опытов, послуживших основой символической истории. Существует мнение, что невозможно узнать опыта "Великого Свершения", не достигши изготовления философского камня, но это ошибочно. Алхимики прекрасно описали свои опыты, и в одном только все таинственны - в указании вещества, служившего для опытов. В первую очередь необходимо решить два вопроса: 1) Что такое философский камень?
2) Имеются ли неоспоримые доказательства его существования или это обман?
Пересматривая замечательное сочинение г-на Фигье 1, доказывающего, что превращения никогда не существовало, я нашел у него три факта, устанавливающие неопровержимые доказательства превращения простых металлов в золото. Превращение совершилось в отсутствие алхимика, и совершивший это был врагом алхимии и не верил в философский камень. Я напечатал об этом в 3-м номере журнала "Lotus"2, и желающие отрицать превращения, могут предоставить мне научное опровержение факта, который я считаю доказанным. Философский камень - это порошок, который принимает различные оттенки во время приготовления, согласно степени своего совершенства, но, в сущности, имеющий два цвета: белый и красный. Настоящий философский камень или порошок его обладает тремя достоинствами: 1) "Он превращает в золото расплавленную ртуть или свинец, на который его сыплют.- Я говорю в золото, а не в другой какой-либо металл"3
1 M. Figuier. "L'Alchimieetles Alchimistes".
2 "Философский камень, доказанный фактами".
3 M, Berthelot.
2) Принимаемый внутрь, он служит превосходным кровоочистительным средством, излечивая быстро разные болезни. 3) Он действует и на растения: в течение нескольких часов они вырастают и приносят спелые плоды.Вот три пункта, которые покажутся многим басней, но с которыми согласны все алхимики. В сущности, стоит только вдуматься в эти свойства, чтобы понять, что во всех трех случаях действует стимулятор жизненной деятельности. Следовательно, Философский камень есть просто сильное сгущение жизненной энергии1 в малом количестве вещества, и действует как дрожжи, которых очень немного надобно для подъема теста. Достаточно безделицы философского камня, чтобы развить полнее жизнь животную, растительную или минеральную. 1 См. гл. 3, Жизнь всемирная. Вот почему алхимики называют свой камень: лекарством трех царств. Теперь поговорим об его добывании. Вот вернейший способ его приготовления: Извлечь из ртути специальный фермент, называемый алхимиками: Меркурий философов. Произвести им действие на серебро, чтобы добыть другой фермент. Произвести действие фермента Меркурия на золото, чтобы добыть третий фермент. Соединить фермент, добытый через серебро, с добытым из золота и ферментом ртути, в толстой стеклянной колбе, имеющей форму яйца. Герметически закупорить сосуд и поставить кипятить на особый очаг, называемый алхимиками атанор. Атанор отличается от других печей особым приспособлением, чтобы долго и своеобразным способом варить упомянутое яйцо. При этой варке, видны изменения цветов, служащих основой всех алхимических аллегорических рассказов. Сначала вещество, содержащееся в яйце, делается черным и точно окаменевшим, что называется: голова ворона. Вдруг черное превращается в блестящее белое, этот переход от черного к белому, от мрака к свету, является прекрасным пробным камнем для распознавание символических историй, трактующих об алхимии. Материя, обработанная таким образом, служит для превращения неблагородных металлов (свинца, ртути) в серебро. Если поддерживать огонь, то мы увидим, что белый цвет исчезает и состав принимает различные оттенки, начиная с нижних цветов спектра (синий, зеленый) до цветов высших (желтого, оранжевого) и, наконец, достигает рубиново-красного. Тогда философский камень почти готов. Говорю почти, потому что в этом состоянии 10 граммов философского камня едва достаточны для превращения 20 граммов металла. Чтобы увеличить силу, надо его снова вложить в яйцо, прибавить еще немного философского меркурия и возобновить варку. Приготовление, длившееся первый раз год, вторично продолжается только три месяца, цвета же изменяются, как и в первый раз. В таком состоянии камень превращает в золото количество металла, превышающее его вес вдесятеро. Тогда опыт повторяется и продолжается один месяц, после чего камень превращает в золото металл, превышающий его вес в тысячу раз. Наконец, в последний раз добывается уже настоящий философский камень, превращающий металл в чистое золото, весом в десять тысяч раз более веса философского камня. Операции эти изображаются под названием помножения камня. Если читаешь какое-нибудь алхимическое сочинение, то следует определить, о каком опыте говорится. 1) Когда речь идет о производстве философского меркурия, то она будет непонятна профану. 2) Если же говорится о самом камне, то описание будет довольно ясно. 3) Но лишь только речь зайдет о помножении - объяснение будет самое ясное. Снабженный такими данными, читатель может взять книгу Фигье и прочесть от страницы 8 до 52. Он свободно поймет смысл символической истории, которая темна для самого Фигье, сделавшего забавные объяснения. В доказательство приведем следующую выписку, взятую из "Черной книги" (стр.41):
"Надо начинать по солнечном закате когда красный супруг и белая супруга соединяются в духе жизни, для того, чтобы жить в любви и спокойствии, в прочной пропорции воды и земли" "Подвигайся с запада, сквозь тьму, к Малой Медведице. Охлаждай и разводи мужа между зимой и весной, преврати воду в черную землю и поднимайся, через изменяющиеся цвета к востоку, где показывается полная луна. После очищения появляется солнце белое и лучистое. (RiplOe). | Положить в яйцеобразную колбу, два фермента: активный или Красный и пассивный или Белый. Различные степени тепла. Голова ворона; цвета действия. |
Рассматривая символический рассказ, всегда следует искать скрытый в нем герметический смысл, который там находится почти наверняка. Так как природа повсюду тождественна, то описание, изъясняющее тайны Великого Сотворения, может означать также путь солнца (солнечный миф) или жизнь какого-нибудь сказочного героя. Один только посвященный будет в состоянии воспринять третий смысл (герметический) древних мифов 1, тогда как наши ученые увидят там только первый и второй смыслы (физический и естественный: путь солнца, зодиак и пр.), а крестьянин поймет там только первый смысл (историю героя). Приключения Венеры, Вулкана и Марса знамениты среди алхимиков, с этой точки зрения 2. Из всего этого видно, что для производства философского камня требуется много времени и терпения. Тот, кто не подавил в себе страсти 3 к золоту, никогда не разбогатеет, по крайней мере, при помощи алхимии. Чтобы в этом убедиться, достаточно прочесть биографию двух алхимиков XIX столетия: Чилиани 4 и Камбриеля 5. 1 См. Ragon, "Fastes initiatiques" . - " La Macounerie occulte". 2 Там же. 3 См. удивительный трактат "Lumiere sur le sentier", (Изд. Carre) 4 Cyliani "Hermes devoile". 5 Cambnel "Coursd'Alchimieendix-neuf lecons".
2.
Мы достаточно объяснили первый способ, употреблявшийся посвященными для передачи своей мысли. Теперь займемся вторым способом - употреблением знаков геометрических или астрологических.Ничего нет скучнее перечней отношений фигур геометрических и чисел, которые встречаются во множестве у всех авторов оккультных наук. Сухость эта происходит оттого, что они не соблаговолили дать объяснение этим отношениям. Чтобы установить связь между идеями и геометрическими фигурами, нам нужно твердое основание для объяснения, которое уже нам известно. Точкой отправления нам послужат числа. Достаточно снова обратиться к концу 2-й главы, чтобы понять нижеследующие объяснения. Все числа исходят от Единицы, и все они являются только различными видами единицы, всегда тождественной самой себе. Все фигуры геометрии происходят от Точки и все они являются только различными формами (выражениями) точки. 1
1 Каббала основана на этой же идее. Все буквы происходят от одной буквы юд, которой они изображают все виды, как природа выражает различные в иды Создателя. (СеферИепира). Единица (1) будет аналогически изображена (o) точкой. Первое число, которому дает начало единица,- это 2. Первая фигура, происходящая от точки,- линия. Два (2) будет изображаться линией простой (-) или двойной (--). Вместе с линией появляется на сцену еще и другое понятие, а именно направление. Числа разделяются на чет и нечет, также и линии представляют два главных направления. Вертикальная (|) изображает Активное начало. Горизонтальная (-) изображает Пассивное начало. Первое число, соединяющее противоположные 1 и 2 будет тернер - 3. Первая фигура полная, заключенная - есть треугольник. Три (3) будет изображено аналогически посредством треугольника . Отправляясь от числа 3, мы узнаем, что цифры снова начинают постоянный ряд, и что 4 является другой октавой единицы. 1 1 См. вторую гл.
Следующие фигуры представляют только комбинации предшествовавших членов и ничего больше. Четыре или Кватернер (4) будет изображаться силами, попарно противоположными друг другу, т.е. линиями, противоположными в своих направлениях попарно.
Если хотят изобразить произведение 4-х, то перекрещивают линии активные и пассивные, таким способом, чтобы определить центральный пункт пересечения.
Числу пять (5) будет соответствовать звезда с пятью лучами - пентаграмма, символизирующая разум (человеческую голову), управляющий четырьмя элементарными силами (четыре члена).
Каждое число изображает идею и форму. Теперь мы можем установить эти отношения.
Есть еще и другие знаки, употреблявшиеся посвященными, и которые необходимо знать; это знаки, изображающие планеты. Они тем более необходимы, что каждый из них может быть объяснен посредством качественной геометрии, о чем мы сейчас будем говорить 1. Я не стану здесь вдаваться в эту науку, которая нас завела бы очень далеко без непосредственного результата, а вместо того займусь исключительно лишь образованием этих знаков.
Активное и пассивное начала изображаются в планетах Солнцем и Луной 2. Их взаимодействие дает начало четырем элементам, изображаемым крестом. 1 См. "Monas Hieroglyphica" - Джона Ди (Jean Dee), в сборнике "Theatrumchemicunn".
2 Изображение солнца - фигура полная, будет также и изображением активного (фаллуса); изображение Луны -фигура полая, пустая, представпявт пассивность (ионах). См. начало VI главы. (Прим перев.). Сатурн - это луна, над которой господствуют стихии. Юпитер - это стихии, над которыми господствует луна. Марс - огненная часть зодиакального знака Овна, действующего на солнце. Венера - есть солнце, владычествующее над стихиями. Меркурий, наконец, является синтезом всех вышеприведенных знаков и содержит в себе солнце, луну и стихии. В 4 главе мы вернемся к большому алхимическому пантаклю. Если сначала не осознается польза этих знаков, то впоследствии раскрывается их применение. Но чтобы применить эти сведения, переведем на геометрический язык первые фразы Изумрудной Скрижали:
3.
Если бы мы захотели слишком долго говорить о символических историях, третьем способе, употреблявшемся в древности, - то нам пришлось бы пересмотреть всю мифологию. Помимо того, что труд этот уже был предпринят 1, рамки нашего предмета не позволяют нам этого сделать. Однако, я хочу здесь указать на заблуждения, свойственные некоторым писателям при переводе Библии, что связано с восприятием ее текстов в "материальном" смысле. Фабр д'Оливе совершенно справедливо восстал против этого, и Сент Ив-д'Альвейдр нам восстановил мысль Моисея, сделав ее более ясной. 1 Ragon "Maconnerie occulte". "Чтобы избавить законодателя евреев от клеветы богословов, которой он подвергся, касательно Творца рода человеческого, прошу читателя вместе со мной приподнять тройное покрывало, о котором я говорил. В отношении подобия I Е В Е - мужского и женского, как такового, Адам имеет значение несравненно шире того, какое натуралисты придают ему, когда, желая представить космогоническое могущество, которое отличает человека, как физического индивиду- ума - они называют это могущество Царством Человека. Адам есть священный знак этого всеобщего начала: он изображает разумную душу самой вселенной. "Мировое слово", оживляющее всю совокупность солнечных систем, не только в строе видимом, но даже по преимуществу, в строе невидимом. Потому что, когда Моисей говорит о начале, одушевляющем нашу солнечную систему, он уже упоминает не об Адаме, а о Ное. Тень I Е В Е - живая мысль и органический закон элохимов - Адам, это та небесная сущность, из которой проистекает человечество прошедшего, настоящего и будущего, не только на земле, но и за беспредельностью неба. Это всемирная Жизненная Душа - Нефеш Хаиах - однородного вещества, называемого Моисеем "Адамах", и того, что Платон называет "Землею высших свойств". Я здесь нисколько не претолковываю космогоническое представление Моисея, а передаю его буквально, потому что таков Адам в святилищах Фив и в Берешите, это Великий Небесный Человек всех древних храмов от Галлии до глубины Индии". 1 "Известный змей предполагаемого райского сада, есть не что иное, по Египетскому тексту Моисея, как то, что Жоффруа Сент-Илер выражает словами "притяжение к самому себе" - "Нахаш" - первоначальное притяжение. Священным изображением его служила змея, нарисованная известным образом. Слово "Гарум", которое законодатель евреев заставляет следовать за предшествовавшей иерограммой, есть известный Ариман первого Зороастра и выражает всеобщее притяжение природы живущей, производимое предшествующим началом." 2 1 Saint-Yves d'Alveydre. "Mis. de Juifs". Adam. стр. 135 2 Там же, Ouroboros. "Что касается предполагаемого "Эдема", вот что он обозначает в герметическом тексте Моисея, жреца Озириса: "Ган-Би-Хеден" - местожительство Адама - Евы, представляет организм всеобщей сферы времени и организацию совокупности всего, что временно. Знаменитые реки, существующие в числе четырех в одном, т.е. составляющие органический кватернер, представляют Тигр и Евфрат, не больше чем Тибр, Сену и Темзу, так как, повторяю еще раз, первые десять глав Моисея являются космогонией, а не географией. Так что, эти мнимые реки суть в действительности флюиды вселенной, исходящие из "Гана" - могущества органического по преимуществу и наводняющие временную сферу - "Эдем", безграничное время Зороастра, находящееся между двумя вечно-стями, из которых одна предшествующая - "Кедем", а другая последующая - "Голим"(Там же, стр. 136). В заключение я предложу читателю несколько имен греческой мифологии, с указанием их корней, согласно финикийской этимологии, весьма важных, по моему мнению, для разумного объяснения большей части древних мифов.
Эвридика.
"Имя этой таинственой супруги, которую он тщетно старался вывести на свет, означает только учение истинного знания, наставление о том, что прекрасно и истинно, чем Орфей пытался обогатить землю. Но человек не может смотреть в лицо истине, не утратив ее, прежде чем достигнуть умственного света; если он осмеливается рассматривать ее во мраке своего разума, то она исчезает. Вот значение всем известного мифа об обретенной и вновь утраченной Эвридике".(Фарб д'Оливе)
Елена-Парис-Менелай.
2 Эта Елена, которой имя, приложенное к Луне, означает лучезарная, эта женщина, которую Парис похитил у её мужа Минелая - есть не что иное, как символ человеческой души, восхищенной принципом Зарождения в принципе Мысли, из-за которой страсти моральные и физические обьявляют друг другу войну.