Тема 9: Будущее человечества

1..Будущее - обозримое и отдаленное

2 Смысл истории.

3. Глобальные проблемы человечества

1. На протяжении всей истории человечества в философии дискутируется вопрос: «Возможно ли вообще какое-либо достоверное прогнозирование будущего?» Современная философия дает на данный вопрос утвердительный ответ. В обосновании возможности предсказания будущего выделяют такие аспекты:

  1. онтологический, он заключается в том, что предвидение возможно, исходя из самой сущности бытия, его объективных законов и причинно-следственных связей. Исходя из диалектики, механизм развития до каждого нового скачка остается неизменным и поэтому можно «проследить» будущее;
  2. гносеологический аспект основан на том, что поскольку возможности познания безграничны, то безгранично и прогнозирование;
  3. логический аспект основан на том, что законы логики всегда остаются, неизменны, как в прошлом, так и в будущем;
  4. нейрофизиологический аспект основан на возможности сознания и мозга к опережающему отражению действий;
  5. социальный аспект заключается в том, что человечество стремится, исходя из собственного опыта развития, моделировать будущее.

В современной западной науке выделяется особая наука, которая называется футурология. Ее основателем считается Флехтхайм в 40 годы XX века. Вопросами прогнозирования занимался также Парсонс, Ханке, Бестужев Лада, Шахназаров. В 1968 г. была создана специальная организация для разработки вопросов прогнозирования человечества, называемая «Римский клуб»

Особым видом прогнозирования является социальное прогнозирование, которое занимается предвидением процессов, происходящих в обществе не столь отдаленного будущего. Среди них выделяют следующие:

  1. прогнозирование отношения;
  2. вопросы науки и техники;
  3. образование;
  4. здравоохранение;
  5. литература;
  6. освоение космоса;
  7. строительство.

Данное направление получило название прогностики в отличие от футурологии, которая занимается изучением будущего вообще.

2. Смысл истории.

Проблема смысла истории начинает волновать человечество, когда рушится традиционный уклад жизни и подвергается сомнению ранее казавшееся очевидными представления о мире. Поиск смысла истории связан с желанием человека увидеть, что его существование не случайность, что история не бессмысленное нагромождение событий. Задавая вопрос о смысле истории, человек пытается разглядеть в историческом процессе то, что свойственно ему самому как мыслящему существу, он всегда ставит перед собой цели и их наличие придает его действиям осмысленность.

Разные философские направления по-разному отвечают на вопрос: «Существует ли цель истории?» Наиболее ясную позицию в этом вопросе занимает религиозная философия. Философы этого направления связывают смысл истории с провидением. Именно бог задает направленность и смысл истории. С этой точки зрения история человечества имеет начало и конец. Конечность придает ей смысл. На этой основе все исторические события объединяются в осмысленную последовательность шагов к заданной цели – концу истории. Такая философская концепция называется эсхатология (последний, крайний). Это направление разрабатывали в своем творчестве А.Блаженный, Гегель, Бердяев, Тойнби. Среди современных представлений о смысле истории выделяется концепция Ясперса, в ней мировая история является единым путем всего человечества. Рациональными научными аргументами нельзя доказать ее единство. Это вопрос философской веры, – которую он понимает, как пограничное состояние между религиозными убеждениями и научными знаниями. Он верит в единство мировой истории, т.к. у нее есть начало и конец. Началом он считает осевую эпоху или период с 800 по200 г. до н.э., когда в разных уголках Земли проявились мировые религии и философия. Возникновение религии и философию волнуют одни и те же вопросы, сливающиеся в одну проблему смысла человеческого бытия. Осевая эпоха становится пограничной, отделяющей мифологическое прошлое от научного. Этот момент он определяет как начало мировой истории. В результате возникло духовное единство человечества, которое влияет на историческое единство. Оно задает общемировую духовную направленность. Без общих духовных ценностей, без единой философской веры человечество ожидает катастрофа.

Духовное единство народов, определяющее их историческую связь, рассматривалось Ясперсом, как цель и смысл истории. На уровне человеческих целей, ради которых живут и действуют люди, общая цель трансформируется в социальные цели, которые он формулирует следующим образом:



  1. цивилизация и гуманизация человека;
  2. свобода и осознание свободы;
  3. величие человека;
  4. открытие бытия в человеке.

Тем самым цель истории становится общественным идеалом, которую выработали сами люди.

Глобальные проблемы современного общества.

Во второй половине XX века перед человеческой цивилизацией встали проблемы, получившие название глобальных. Имея тенденцию к обострению, эти проблемы уже сейчас превратились в серьезное препятствие на пути исторического прогресса. В начале 70-х годов прошлого столетия возникла «глобалистика» как специфический вид знаний, включающий общественные, естественные и технические науки.

В основе глобальных проблем лежат противоречия особого рода. Во-первых, по масштабу своего действия они носят общепланетарный характер, затрагивая интересы всего человечества, всех регионов и государств. Во- вторых, затрагиваемые ими интересы имеют жизненное значение не только для нынешнего поколения людей, но и для будущих. В-третьих, решение глобальных проблем нельзя отодвинуть в будущее, иначе будят поздно. И в четвертых, для своего решения они требуют объединения усилий всего человечества или, по крайней мере, объединения усилий ведущих держав мира.

Что же входит в понятие «глобальные проблемы»? Их множество. Тем не менее можно говорить о главных. Это – демографическая, экологическая, проблема мирового голода, проблема заболеваний, уносящих миллионы жизней, проблема предотвращения термоядерного столкновения.

При анализе глобальных проблем важно не упускать из виду, что их разрешение представляется не простым, а весьма сложным и даже опасным. Безусловно, уничтожения ядерного оружия, развертывания безотходных технологий, экономия природных ресурсов, ликвидация условий, порождающих голод, овладение способностью лечить сердечно-сосудистые заболевания, рак, СПИД и т.д. решающим образом улучшили бы нынешнее состояние человечества. Но даже, осуществление перечисленных масштабных преобразований не привело бы к отмене глобальных проблем, так как на смену уже разрешенным проблемам неминуемо пришли бы другие. Чтобы их своевременно и эффективно решать необходимо:

- Разработать планетарную «Стратегию Человека», согласованную со «Стратегией Природы».

- Создание стабильного многополярного мира без единоличного господства одной сверхдержавы.

- Всемерное развитие планетарного сознания.

- Активная межгосударственная интеграция в решении глобальных проблем.

- Предотвратить распространение ядерного оружия и поэтапно сокращать имеющиеся арсеналы.

- Разработать и внедрять такие нравственные императивы, которые способствовали бы успешному решению глобальных проблем.

Контрольные вопросы

1. Перечислите глобальные проблемы современности

2.Как Вам видится будущее человечества?

Литература:

1. Федотова В.Г. Хорошее общество. М.: Прогресс-традиция, 2005.

2. Философия. Университетский курс. М.: «Гранд», 2003.

3. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М.: «Владос», 2004.

4. Канке В.А. Философия. Курс для бакалавров. М.: «Логос», 2005.

5. Философия для бакалавров. Учебное пособие.

Ростов-на-Дону. «Феникс», 2007.

Наши рекомендации