Способы и приемы информационно-управляющего воздействия
Информация может быть представлена как совокупность преобразованных сообщений, выраженных в определенной форме и предназначенных для передачи от источника воздействия к приемнику воздействия с помощью сигналов различной физической природы. Сообщениями могут быть печатные тексты, телевизионные изображения, речь, музыка, данные в ЭВМ и т.д., передаваемые по различным каналам передачи информации.
Отсюда информационно-управляющее воздействие можно определить как целенаправленный процесс информирования в канале передачи информации (цепи управления), а информирование - преобразование информации оригиналов в информацию образов.
На основании вышеизложенного можно провести классификацию способов информационно-управляющего воздействия на основе таких понятий, как правда, обман, ложь, введение в заблуждение, которые являются основой процесса информирования человека.
Отсюда к способам информационно-управляющего воздействия на сознание, подсознание человека можно отнести: трансинформирование; псевдоинформирование; дезинформирование; метадезинформирование.
Трансинформирование - правдивое информирование, при котором информация от источника воздействия (индуктора) передается к приемнику воздействия (реципиенту) без искажения. К разновидностям данного способа относятся:
Паратрансформирование - правдивое информирование, основанное на способности памяти фиксировать и воспроизводить аналоги, которые несут дополнительную информацию без ее кодирования (жесты, мимика и т.д.).
Метатрансформирование – повторное, правдивое информирование.
Псевдоинформирование - полуправдивое, полуложное информирование, при котором в определенных пропорциях присутствуют как правда, так и ложь, логически взаимосвязанные между собой.
Псевдоинформирование осуществляется путем увеличения или уменьшения объема информации. Избыточное целенаправленное информирование позволяет создавать ложное представление о наличии чего-либо. Обобщенное информирование создает расплывчатые (неясные) образы. Кажущееся информирование связано с повторением чужого оригинала, при чем оригинал каждый раз меняется на равнозначный.
Дезинформирование заключается в намеренном предоставлении объекту такой информации, которая вводит его в заблуждение относительно истинного положения дел. Оно включает в себя использование заведомо ложных данных и сведений, и для него характерны следующие свойства:
- дезинформация преобразуется в искусственный слух, соответствующий подсознательным желаниям объекта;
- если этот слух станет популярным, то даже сильная, хорошо разрекламированная объективная информация не способна уменьшить его влияние на объект (сила дезинформационного поля намного сильнее информационного поля);
- существует минимальное время после выхода дезинформационного пучка, в течение которого можно сбить распространение дезинформации (если это время упущено, то даже сильно аргументированные опровержения не способны ликвидировать последствия распространения дезинформации);
- существуют такие формы и типы искусственных слухов, которые могут из дезинформационного поля преобразоваться в реальность (дезинформация может воплощаться в жизнь);
- чем сложнее и недоступнее по форме и содержанию дезинформация, тем сильнее ее дезинформационное поле и меньше скорость распространения.
Фактически дезинформирование есть ложное информирование, при котором на основе лжи убеждают человека в том, что существует нечто желаемое, но не существующее.
Ложное информирование, связанное с созданием ложных оригиналов, называется симуляционным дезинформированием.
Ложное информирование, связанное с сокрытием истинных оригиналов, называется дессимуляционным дезинформированием.
Комбинация ложных и скрытых оригиналов называется конфузионным дезинформированием. Информирование, которое в одних случаях приводит к превратному, в других - неудачному, в-третьих - необоснованному толкованию (объяснению) информации, называют парадезинформированием.
Метадезинформирование представляет собой обманное информирование, при котором ложь представляется как правда.
Обман – метадезинформирование, представляющее дезинформирование как трансинформирование (обман - это представление лжи как правды).
Измышление чужого высказывания, издание под чужим именем статьи, брошюры, книги и т.д. являются примерами симуляционного метадезинформирования.
Очернение (опорочивание) автора путем пропуска места в статье, противоречащего утверждениям автора, является дессимуляционным метадезинформированием. Например, для того, чтобы опорочить автора статьи из нее приводится цитата: «воровство - дело похвальное», совершается диссимуляционное метадезинформирование, если вся фраза имела вид: «воровство - дело похвальное, по мнению преступников».
Искажение чужого высказывания является простым конфузионным метадезинформированием, извращение же его в противоположном смысле двойным конфузионным метадезинформированием.
Создание (имитация) ложной цели является симуляционным дезинформированием, а размножение ложных целей - симуляционным метадезинформированием.
Сущность способа навязывания идеи состоит в навязывании объекту ложных ориентиров. Этот способ можно реализовать путем навязывания (рекламы) той или иной теории, концепции развития, методики действий. Навязав вероятному противнику неверное направление (или заведомо недостижимую цель), можно значительно ослабить его.
Ложная цель, поставленная перед противником, является действенным механизмом омертвления финансовых и материальных ресурсов. Неверная методика действий приводит к «консервации» перспективной идеи и тем самым отбросить противника в той или иной отрасли на годы (и даже десятилетия). Психологической обработке легче всего поддаются руководители коллективов, которые, как правило, мало разбираются в конкретике и осуществляют общее руководство. Однако это не лишает их амбиций идеолога, каждое слово которого коллектив должен воспринимать как руководство к действию[13].
Особую роль в организации обмана играет конформизм - способность индивида подстраиваться под желание социальной группы (пассивное принятие существующего порядка или господствующего мнения, отсутствие собственной позиции, некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления).
Важное место в организации лжи и обмана играют слухи, которые бывают искусственными и естественными. В свою очередь, естественные слухи делятся на объективно и субъективно-обусловленные.
Субъективно-обусловленный слух имеет под собой явную причину и нередко превращается в реальность.
Объективно-обусловленный слух чаще всего является массовым ожиданием, желаемой иллюзией и подсознательно организуется всем обществом (этот слух возникает по системе ценной реакции).
Искусственный слух организуется отдельными заинтересованными в нем людьми, и в дальнейшем он подчиняется тем же законам, что и объективно- обусловленный слух.
Самым эффективным приемом распространения слухов является прием «слух о слухе».
На практике распространены приемы, направленные на распространение слухов с последующим их опровержением. При этом опровержение, как правило, идет со значительным опозданием и занимает небольшой объем, так что в итоге оно не вызывает эффекта.
Существует множество приемов организации лжи и обмана:
Специальные формы изложения материала, когда текст и материал строится таким образом, чтобы в итоге, у воспринимающего его создалось отрицательное впечатление о нужном объекте.
Приемы одностороннего и избирательного освещения информации, когда искусственно создается имидж политикам, искусственно навязывается политическая информация.
Прием искусственно-организованных писем и жалоб частенько используется в политике.
Прием недостоверных и заказных социологических исследований, когда проведение некоторых социологических опросов оплачивается политическими лидерами, лидерами социальных групп и др. (очевидно, что эти лидеры, их позиция, согласно данным исследований будут иметь наибольший рейтинг).
Ссылка на некомпетентные источники, выгодные обманщику.
Представление материалов прошлого как настоящих, когда показывают видеоматериалы, которые никакого отношения к настоящему не имеют, или когда видеоматериал, отснятый в одном месте, могут преподать как снятый в другом.
Представления догадок в форме фактов, когда журналисты, телевидение умело строят свои догадки и предположения так, что в итоге они воспринимаются как факты.
Подготовка заказных материалов, т.е. создание определенного (отрицательного или положительного) имиджа политика, бизнесмена и т.д. в рекламе, телепередачах, статьях, подготовленных в заказном порядке.
Прием лживой шарманки, когда ложная информация многократно повторяется в СМИ.
Прием спекуляции на ссылках на авторитет и несуществующие источники.
Прием манипуляции цифрами и фактами, скрывающий истинное положение в социуме.
Прием, рассчитанный на эффекты драматизирующего воздействия, когда запугивают мифами, придуманными сценариями, разыгрыванием различных моделей развития события и т.п. с целью нейтрализации способности человека логически мыслить и рационально оценивать представляемую ему информацию, нагнетая при этом различного рода страхи, создавая состояние депрессии, эмоционального дискомфорта в обществе.
Прием политического авантюризма, когда политики-авантюристы пренебрегают закономерностями развития, реальным соотношением сил и средств, лгут и обманывают сознательно.
Прием политической демагогии, т.е. фальсификации фактов, которая внешне выглядит правдоподобной, но по существу является искусно подтасованной аргументацией.
Приемы создания политических мифов, когда политики трансформируют свои программы и выступления в мифы, устанавливая вымышленные причинные связи между реальными объектами, порождая ложные объекты, легенды, соединяя действительность с вымыслом, внося вымышленное в политические отношения.
Приемы с применением технических средств используются для организации дезинформации с помощью телевидения, радио, телекоммуникационных сетей (типа Интернет), с помощью телевизионного монтажа и т.п.
Парадезинформирование есть распространение предполагаемой информации.
Приписывание отсутствующих намерений и замыслов называют симуляционным парадезинформированием.
Неудачное информирование, которое приводит к нераспознаванию чужих замыслов, мыслей, намерений, называют дессимуляционным парадезинформированием.
Для реализации псевдоинформирования используются приемы полуправды и полублефа.
Полуправда - это смешение существенной истинной информации с существенной ложной информацией. Существует три приема реализации полуправды:
Иррациональная полуправда - бессистемное смешение истинной информации с ложной (трудно определить истинную информацию и легко принять ложную информацию за истинную).
Рациональная полуправда - это логическое упорядоченное смешение истины с ложью на основе той или иной рациональной ошибки (целенаправленное введение терминологической путаницы, подмена понятий, извращение смысла сказанного и т.д.).
Диалектическая полуправда - это такое упорядоченное смешение истины с ложью, когда сам факт смешения признается в качестве особого и вполне допустимого «диалектического» противоречия.
Введение в заблуждение относительно действительных обстоятельств (заведомое преувеличение, приукрашивание, рассчитанное на легковерие воспринимающей стороны) называется блефом.
С помощью полублефа пытаются все запутать и затемнить. Различают следующие приемы полублефа:
- дезориентация - это передача не относящейся к делу истинной или ложной информации с целью отвлечь от существа рассматриваемого вопроса;
- пустословие - это передача одновременно как истинной, так и ложной информации, не относящейся к существу вопроса;
- маскировка - это скрытие существенной информации с помощью несущественной информации;
- переформализация - это ложная информация, вносимая сознательно путем: искажения в процессе перевода с одного языка на другой; многократного повтора информации; чередования разнородной информации (с целью отвлечь внимание, снизить уровень критичности мышления и т.д.)
Вышерассмотренные аспекты имеют непосредственное отношение к безопасности информационного пространства социума и человека как его первичной ячейки. Для того чтобы противодействовать информационным угрозам в социуме, необходимо знать вышеописанные механизмы информационного воздействия на человека[67].
Рассмотренные выше способы и приемы информационно-управляющего воздействия представляют угрозу не только отдельно взятым лицам или группам лиц, но также и массовому сознанию.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите психологические особенности восприятия человеком информации.
2. Поясните сущность внушающего воздействия. Приведите классификацию видов внушения.
3. Перечислите и опишите механизмы внушающего воздействия.
4. Классифицируйте эффекты внушения.
5. Поясните сущность информационно – психологических средств воздействия.
6. Опишите объекты информационно-психологического воздействия.
7. Приведите классификацию средств информационно-психологического воздействия.
8. Перечислите способы информационно-психологического воздействия.
9. Перечислите способы и приемы информационно-управляющего воздействия.
10. Перечислите приемы организации лжи и обмана.