Способы информационно-психологического воздействия
Известно два канала человеческого восприятия: сенсорный (осознанный) и субсенсорный (неосознанный, минуя сознание). По аналогии различаются и способы психологического воздействия на сознание и подсознание человека.
Сенсорный способ основан на приемах воздействия на мир представлений личности непосредственно, а именно путем убеждения. Здесь используется способность человека осознанно усваивать информацию, а также способность убеждать реципиента, которая с применением манипуляций становится еще более эффективной.
В основе субсенсорного способа лежит способность человека усваивать информацию, минуя сознание. Он базируется на суггестивной психотерапии (гипнотическое внушение, самовнушение и др.).
Примером субсенсорного воздействия на психику человека может служить использование так называемого 25-го кадра, суть которого в следующем. Человеческий мозг способен воспринять 25 кадров в секунду как непрерывное изображение. Если один из них заменить на кадр, изображающий человека, пьющего пиво, то зритель не заметит этой подмены, но после просмотра фильма его почему-то будет тянуть именно к бутылочке пива. Было отмечено, что включение в художественный фильм подобных статических изображений оказывает на человека серьезное воздействие. До законодательного запрета, подобный трюк пытались использовать в США для рекламы продукции. Этому эффекту может быть найдено более опасное применение, если вместо пива будет использоваться изображение, побуждающее к насилию[90].
Манипуляционный способ основан на психологическом воздействии на человека, осуществляемом настолько искусно, что остается незамеченным им. В политике манипулирование выступает как способ применения власти, при которой обладающий ею влияет на поведение подчиненных без объяснений целей и мотивов. В этом случае манипуляция сознанием обеспечивает господство над духовным состоянием, управление путем навязывания идей, установок, мотивов, стереотипов поведения в интересах субъекта власти.
Различают следующие уровни манипуляционного воздействия:
- усиление нужных манипулятору идей, установок, мотивов, ценностей, норм, принадлежащих объекту;
- локальное изменение взглядов объекта по отношению к конкретному явлению;
- кардинальное изменение жизненных установок объекта.
На первых двух уровнях воздействия с помощью манипулирования можно добиваться достаточно быстрого эффекта. Кардинальное изменение взглядов человека требует комплексного воздействия на сознание в течение длительного времени.
Чем выше степень осведомленности и интеллекта человека, тем труднее манипулировать им. Отсюда объект манипулирования следует снабжать только такой информацией, которая отвечает целям психологического воздействия. Существует несколько приемов манипулирования информацией:
- информационная перегрузка, когда объекту сообщается чрезмерное количество ненужной информации (абстрактные рассуждения, ненужные подробности, различные пустяки и т.п.), которое мешает объекту разобраться в истинной сути проблемы;
- дозирование информации, когда объекту сообщается только часть сведений, а остальные тщательно скрываются, что приводит к искажению картины реальности в нужную сторону;
- большая ложь, когда объекту подают максимально серьезно самую наглую и неправдоподобную ложь, которая выглядит особенно убедительно;
- смешивание фактов, когда смешиваются истинные факты со всевозможными предположениями, допущениями, гипотезами, слухами и объекту становится невозможным отличить правду от вымысла;
- выигрыш времени, когда под различными предлогами оттягивают обнародование действительно важных сведений до того момента, когда объекту будет уже поздно что-то изменить;
- скрытый удар, когда выгодную манипулятору вымышленную информацию доводят до объекта через нейтральных подставных лиц;
- своевременная ложь, когда объекту сообщается совершенно лживая информация, но чрезвычайно ожидаемая им в данный момент (потом обман раскрывается, но за это время острота ситуации спадает, либо определенный процесс принимает необратимый характер).
Способ инфицирования использует психический вирус, обладающий следующими свойствами:
- психический вирус как информационная конструкция, оформленная в виде идеи, при активизации способен заражать объект;
- уровень агрессии вирусоносителя по отношению к объекту должен превышать некоторую пороговую величину;
- заражение должно снижать эффективность функционирования объекта, т.е. человека.
Внедрение психических инфекций осуществляется с помощью так называемых психологических комплексов, которые включают:
- психические комплексы, навязанные внешним источником (СМИ, собственное окружение и др.);
- психические комплексы, возникшие внутри объекта и из-за невозможности удовлетворения собственных потребностей (голод, холод, одиночество и т.п.);
- смешанные психические комплексы (первое и второе вместе).
СМИ - наиболее эффективное средство инфицирования. Они соответствующим образом могут перепрограммировать общественное сознание в угоду и по заказу определенных политических групп.