Классификация средств информационно-психологического воздействия
Интенсивное развитие средств массовой информации (СМИ) – закономерный процесс развития современного общества. СМИ являются динамично развивающейся системой, дающей не только на положительные результаты, но и негативы.
СМИ - совокупность специальных средств информации, использование которых основано на применении массового информационно-психологического и информационно-управляющего воздействия на сознание, подсознание человека и направленно на программирование его психологического состояния и социальных установок групп людей (общества).
Основными средствами информационно-психологического воздействия в данном случае являются:
- многотиражные печатные издания (листовки, плакаты, газеты, информационные бюллетени и др.);
- стационарные и подвижные телецентры;
- многотиражная кино, видео и аудио продукция (кинопленки, видеокассеты, аудиокассеты и др.);
- стационарные и подвижные станции звуковещания;
- компьютерные телекоммуникационные сети (глобальная сеть «Интернет» и др.);
- предметы повседневного обихода широкого пользования (майки, мячи, футболки, обувь и т.п. с соответствующими информационными надписями);
- синтезаторы крупномасштабных голографических и звуковых эффектов в атмосфере.
СМИ в тоталитарном государстве манипулируют общественным мнением, что достигается препарацией информации, умалчиванием, сокрытием и даже кодированием. Формируется или консервируется некритично мыслящий конгломерат людей.
Задача СМИ для демократического общества принципиально иная: дать информацию для самостоятельного суждения людей. Это способствует росту духовности в обществе, пробуждает к активной общественной деятельности, облегчает самореализацию личности и, в конечном счете, стабилизирует общественную жизнь.
СМИ играют основную роль среди средств информационно-психологического воздействия (рис. 1.2).
Виртуально-психологические средства – совокупность специальных информационных технологий, сопряженных с компьютером, которые позволяют создать вымышленный информационно-психологический мир и быть его активным участником. Сформированные искусственно (с помощью технических средств) психологические феномены, создающие новое качество восприятия и переживаний, образуют виртуальную реальность, где человек окунается в вымышленный (виртуальный) мир как активный участник разыгрываемых событий, имеет возможность не только наблюдать и переживать, но и действовать в нем самостоятельно.
К виртуальным средствам информационно-психологического воздействия на человека можно отнести соответствующие киберигры, комплексы и системы, в т.ч. сопряженные с открытыми телекоммуникационными сетями.
Вышеперечисленные средства представляют угрозу духовности личности, заменяя реальность деструктивными продуктами массовой психологии (эротикой, мистикой или паранаукой, распространяемыми через Интернет).
Энергоинформационные психологические средства представляют собой устройства, способные генерировать и излучать модулированные сверхвысокочастотные, ультразвуковые, инфракрасные волны, энергоинформационное воздействие которых вызывает нарушение деятельности нервной системы человека.
Психоаналитические средства обеспечивают воздействие на подсознание человека терапевтическими средствами, особенно в состоянии гипноза или глубокого сна.
Нейролингвистические средства (нейролингвистическое программирование) реализуют вид психологического воздействия, изменяющий мотивацию людей путем введения в их сознание специальных лингвистических программ.
Инструментом воздействия выступают в данном случае специально подобранные вербальные (словесные) и невербальные лингвистические программы, усвоение которых позволяет изменить в заданном направлении убеждения, взгляды и представления человека.
Психотронные средства осуществляют воздействие путем передачи информации через внечувственное (парапсихологическое, экстрасенсорное) восприятие.
Психотропные средства реализуют воздействие на психику людей с помощью медицинских препаратов, химических или биологических веществ.
Соматропно-психоинформационные средства включают устройства, химические составы и биологические рецептуры, вызывающие изменения в соматическом состоянии и физической активности человека и на этой основе стимулирующие развитие астенических состояний и нужных моделей его поведения.
Рис. 1.2. Классификация средств информационно-психологического воздействия