Общество как объект философского анализа. Основные исследовательские программы в философском познании общества.

Рассматривая теоретические модели общества необходимо обратить внимание на то, что на этапе классической философии сформировались однофакторные модели, а на этапе неклассической – многофакторной модели общества, как системы. Класическая философия предложила следующие однофакторные модели: 1) идеалистическая модель, согласно ей все процессы в обществе определены духовными факторами, которые находяться либо в обществе, либо за его пределами. 2) материалистическая модель, согласно ей определяющими в обществе являются факторы которые существуют и действуют вне и не зависимо от сознания людей. Согласно Марксизму такими факторами являются способ производства материальных благ и материальная сторона жизни семьи. 4)натуралистическая модель, согласно ей определяющими в обществе являются природные факторы. Географический детерминизм. Мечников, Гумилёв он считал что история зависит от количества космической энергии или пассионарности, которая присуще тому или иному этносу. 5)культурологическая модель, согласно ей определяющими в обществе являются элементы культуры. Все указанные теоретические модели, активно используються и в современной соц. философии.

59.Объективное и субъективное в историческом процессе. Социальная закономерность и сознательная деятельность людей.

Объективным фактором в развитии общества является все то, что не зависит от воли, интересов, т.е. сознание определенно взятых людей.

Субъективный фактор истории – цели, идеалы, стремления отдельно взятых людей.

В общ-ве объективный и субъективный ф-ры взаимод-ют сложным образом.

К объективному фактору а развитии общества относят не только условия естественной среды, но и все то ,что создано предыдущими поколениями людей, т.е. определенный уровень развития эк-ки, пол-кие традиции, дух-ые ценности, ос-ти соц-ой структуры и многое др.

Субъективный фактор в истории общ-ва склад-ся из миллионов воль, стремлений, интересов и в каждый момент времени может иметь общую направленность несовпадающую с целями большинства. Т.о. соц.закономерность не имеет жесткого линейного характера в отличие от законов природы. Она имеет хар-р тенденции и в целом хар-ся нелинейностью, вероятностностью или малой предсказуемостью.

В то же время в соц.ф-фии сущ-ют и крайние позиции во взглядах на соц.закономерность:1)фатализм-позиция, сторонники кот.считают развитие общества предзаданным, жестко обусловленным процессом, не зав-им от воли и устремления людей.2)волюнтаризм-позици, сторонники которой считают, что в развитии общ-ва все зав-ит от воли людей.

В реальности общ-ву как сложной открытой системе невозможно навязать определенные пути развития. Можно лишь усиливать или пытаться смягчать определенные имеющиеся факторы, понимая, что ответственность за такие д-я несут на себе осущ-ие их люди.

60.Основные элементы социальной структуры. Этнонациональные, социально-классовые и соц.-демографические общности.

Идея многофакторного функционирования и развития общества получила своё теоретическое обоснование в рамках системного подхода к анализу социальных явлений, социальных процессов. Начало системному подходу к анализу общества, было положено ещё Марксизмом, но только в 20в. Этот подход стал доминирующим. Согласно системному подходу: 1)общество представляет собой открытую самоорганизующуюся, супер сложную систему. Открытость общества обусловлена тем что оно не может существовать не взаимодействуя с окружающей его природной средой и не преобразуя её природные факторы играют важную роль в организации хозяйственной жизни. 2) общество как системасостоит из ряда не менее сложных подсистем. Экономическая сфера – это сфера общественной жизни в рамках которой осуществляется производство, обмен, распределение, потребление, материальных благ и услуг. Социальная сферапредставляет собой совокупность различных социальных групп и систему связей между ними. В социальной сфере традиционно выделяют следующие большие группы людей: 1) социально классовые группы; 2)социально демографические(мужчины и женщины);3)социально этнические группы. Политическая сфера – это сфера общественной жизни, где осуществляется власть. Духовная сфера – это сфера общественной жизни в рамках которой осуществляется производство хранение и трансляция духовных ценностей. В новое время в Европе доминировала экономическая сфера. На разных этапах социального развития массы и личность играет разную роль в период стабильности определяющая роль принадлежит массам. В периоды социальной нестабильности резко возрастает роль каждой личкости, от социального поведения каждого в конечном счёте зависит на какой вектор перейдёт общество в своём дальнейшем развитии.



Наши рекомендации