Особенности и основные школы древнекитайской философии.

Древнекитайская философия возникает в 6 веке до н. э. на основе религиозно-мифологического комплекса. След. идеи:

Идея неба – высший нравственный закон, высший закон мироздания.

Идея 5 стихий, кот. явл. основой всего: вода, огонь, земля, металл, дерево.

Идея Дао

основными школами древнекит. философии явл: - конфуцианство, - даосизм, - легенизм.

Основные идеи конфуцианства: Конфуций поставил задачу практическую, обеспечить соц. стабильность общества и гармонизировать отношение между обществом и человеком. Государство, чтобы быть стабильным должно быть устроено по принципу большой семьи, де каждый занимает своё место и ведёт себя в соответствии с ним. Мораль адресована всем, в первую очередь императору.С точки зрения к. все люди делятся на: - благородных мужей- ничтоженные люди

По мнению К. мораль и традиции способны обеспечить социальную стабильность. Основные идеи даосизма: 1. начало и конец всего

2. принцип мироустройства. 3. культ познания явл. двойственным ( разум, мистическое озарение) 4. судьба Китая, принцип деяния и недения. Не изменяй мир вокруг себя, измени мир внутри себя. гармония с миром человек может установить только через нравственное самосовершенствование. В отличие от конфуцианства и даосизма, легизм в качестве основного регулятора общественной жизни не мораль, а право – система юридических законов. Вывод: 1. Философия носит нравственно – практический характер.

Период натурфилософии в развитии античной фил-ой мысли:проблема первоначала и развития.

Особ-ти античной Ф.: 1.Освобождение Ф. от влияния религии и мифологии.2.Разработка методов критического мышления, рационального рассуждения.3.Разработка осн.фил.понятий, категорий (материя, идея, ф-ма, движ-е, космос, чел-к, общ-во).4.формир-ие 2 осн.направлений Ф.:-материализм(основой мира выступает материя);-идеализм(направление в кот.считается, что основой мира явл-ся духовные начала);5.Античн.Ф. хар-сь бурным развитием и повлияла и до сих пор влияет на развитие зап-европ.Ф., культуры.

На этапе формирования в центре внимания стоит вопрос Как устроен мир?

Проблема-первоначала(из чего все состоит?)

1 школа- Милетская(основоп.Фалес утверждает, что первоначалом явл.вода)

Позднее Эмпедокл предполагает, что сущ-ет 4 осн.первоначала:огонь, вода, земля, воздух

Анаксагор выдвиг., что суж-ет бесконечное множество первоначал.

Проблема-изменения, развития мира

Школа-

Гераклит утверждал, что все течет все изменяется; нельзя дважды войти в одну и ту же реку.

СФормулир.след.тезисы: Изменением управляет космический порядок-логос. Логос вкл. В себя взаимод-е противоположностей. Взаим-е противоположностей порождает гармонию.

Вершина 1 периода-учение Демокрита. Он утверждал, что мир сост.из мельчайших неделимых частиц(атомов), кот. Движутся в пустоте по строго заданным траекториям притягиваясь и отталкиваясь друг от друга

8.Период расцвета античной философии и его особенности. Софисты и Сократ.

В период расцвета центром развития Ф. стали Афины. В условиях демократии в Афинах появились школы софистов - платные учителя мудрости. Лидер софистовПротагор: “Человек – мера всех вещей”. Т.е. то, как человек воспринимает, то для него истина, другой человек – истина другая. Общей истины нет вообще. Этот тезис иногда обосновывался тем, что все текуче и изменчиво. Об одном и том же м.б. разные суждения.

Некоторые софисты специально обосновывают тезис о принципиальной невозможности познаваемости мира (Горгий).

В борьбу с софистами вступает Сократ с его положением “Познай самого себя”. Радикальное отличие Сократа от софистов заключается в том, что Сократ убежден в необходимости общих, объективных истин для всех людей. Однако, он не считает себя обладателем подобных истин. Он только помогает истине родиться в ходе диалога или коллективного обсуждения какого-либо вопроса (“Я знаю, что ничего не знаю,… но мое отличие, что я могу это осознать”).

Сократ полагает, что познание сущности вещей – это познание общих понятий. В сократовских диалогах и выявляется некоторое содержание общих понятий. У Сократа нет логической схемы, он отталкивается от обычных представлений, показывая, что они ограничены. Дальше логическая индукция – восхождение от частного к общему.

Эта деятельность Сократа имела общефилософское значение, ибо Сократ первым сделал предметом анализа общие понятия, показав их отличие от конкретных вещей, людей, конкретных отношений. На этой почве вырастает вся философия Платона. В то же время Сократ применяет свой метод анализа и к моральным понятиям, и к общественным нравам, и к государственным законам. Это ново. Это приводит Сократа к конфликту с обществом, в котором он жил, ибо он становится критиком своих современников, критиком их жизни. Отсюда причина трагического конца Сократа.

Философское учение Платона.

Исходная мысль философии Платона – это мысль о том, что общие понятия, идеи или “эйдосы” – это особые бестелесные невидимые существа (духовные по своей природе), которые существуют объективно, вне и независимо от нас, т.е. наряду с миром изменчивых вещей, который мы видим своими органами чувств, есть особый духовный мир идей.

Эта позиция обычно определяется как объективный идеализм. Основание для такого взгляда состоит в том, что понятия действительно отличаются и от конкретных вещей, и от конкретных образов. Они относительно самостоятельны. Поэтому возможно рассматривать их в отрыве от вещей, как самостоятельные сущности.

Эта позиция содержит в себе множество трудностей в объяснении того, каким образом связаны идеи и вещи. По Платону вещи – это тени идей. Познание идей идет не через органы чувств, не через наши контакты с вещами. Оно осуществляется разумом. И это есть процесс воспоминания, т.к. человеческая душа до рождения человека пребывала в мире идей и имеет воспоминания об этом мире.

Характер платоновской философии отразился и в его работах, посвященных обществу и государству. Платон не просто критик современного ему общества, но и создатель первой в истории утопии идеального государства. Создавая эту утопию, Платон исходит не из существующей реальности, а из некоторой идеи государства, каким оно должно быть, чтобы обеспечить единство, сплоченность и справедливость.

Платон рисует образ государства, жестко разделенного на три основные касты, причем разделение предопределяется природными особенностями людей.

Философы, мыслители, которые управляют государством, следят за соблюдением его законов.

Воины, которые защищают его от внешнего врага.

Все, занятые теми или иными видами труда. От земледельцев до ремесленников и торговцев.

Общий принцип жизни в государстве – подчинение государству и его законам. Государство – это высшее благо. Не государство для человека, а человек для государства. Две высшие касты полностью обеспечиваются государством и не имеют частной собственности, чтобы не было враждебности интересов. У третьей касты есть частная собственность, но государство должно следить, чтобы не было разницы. Нет семьи – все дети свои. В рамках государства должно быть жесткое единство.

Наши рекомендации