Исторические типы мировоззрения.
1. Миф
2. Религия
3. Философия
Миф – форма целостного массового переживания и истолкование действительности с помощью чувственно наглядных образов, которые придаются самостоятельным объектами реальности.
Религия– исторический тип мировоззрения, основанный на вере в сверхъестественное как в реально существующее
1) Другие мыслители понимали философию как совокупность знаний, помогающих человеку обрести гармонию с миром и с самим собой.
2) Начиная с 17в. Философию стали понимать как науку, имеющую сходство с физикой, химией.
Энгельс: Философия – наука, о наиболее общих законах развития природы общества и человеческого мышления.
3) С 19в. Мыслители трактовали философию как особую систему знаний. Философия – особая система знаний, которая в логико-понитейной форме предлагает предельно общую картину мира и определ. позноват., этическое и эстетическое отношение человека к миру, и к духовному во всех формах его проявления.
4)
Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки. Философия и идеология.
Философия, как правило, рассматривается в качестве теоретического ядра мировоззрения. Ее своеобразие познается в сравнении с мифологией, религией, искусством и наукой по следующим критериям:
- что изучает;
- как сочетает разум и чувства;
- каковы средства выражения;
- что источник;
- сколь критична;
- и т.п.
Философия, как религия, стремится познать выходящее за пределы эмпирики, но якобы критична ко всему, а не догматична. Философия целостна, как мифология, но рациональна. Философия авторски своеобразна, как искусство, но выражает себя понятиями-категориями. Философия абстрактна, критична и понятийна, как наука, но всеохватна и познает фундаментальный (недоступный научному опыту) смысл бытия. И т.д. и т.п.
Предмет философии и его историческая динамика. Основные разделы Ф. Роль Ф. в современной культуре
В соответствии с проблемным полем сформировались следующие разделы философического знания:
онтология - учение о бытии
гносеология — учение о познании.
философская антропология - учение о человеке его сущности и специфике бытия в мире.
аксиология - учение о ценностях.
праксиология - учение о деятельности.
социальная философия - учение об обществе.
Основными функциями философии являются:
- мировоззренческая , т.е. рационально-теоретический способ ориентации в мире как следствие обобщения, интеграции всех видов человеческой практики и культуры
- гносеологическая, т.е. оценка принципиальных возможностей познания
разработка учения о характере и закономерностях познавательного процесса
- методологическая, т.е. разработка теории поисковой деятельности, ее
принципов, способов, норм
- социальная, т.е. гармонизация общественных отношений на гуманитарных основаниях
-аксиологическая, т.е. утверждение социально-удостоверенных ценностей, стандартов, идеалов, регламентирующих многообразие общественных и личных отношений
- гуманистическая, т.е. «сверхзадача философии – показать «каким» надо
быть, чтобы быть человеком. И.Кант»
Характер и особенности древнеиндийской философии. Этапы развития и основные школы фил. мысли в Индии.
Древне Индийская философия возникает в 6 веке до н.э. в рамках индо-арийской цивилизации на основе Вед.
Веды - совокупность знаний накопленных на территории Индии ко 2-ому тысячелетию до н.э.Философия в древней Индии получило название доргианы и имеет 2 направления: 1.некритиииическое
(ортодоксальное) 2.критиииическое (неортодоксальное).
Основные идеи древне Индийской философии:
1.идея Брахмана: начало и конец
всего сущего духовное обстрактное
начало мироздания.
2.идея Сансара (колеса мироздания)
все находятся в постоянном
становлении (не белое и не черное).
З.идея реинкорнации (душа человека
может воплощаться в новое тело,
перерождаться).
4.идея кармы (осуществление
перевоплощения) Получил то, что
заслужил.
5.принцип дхармы(принимай жизнь
такой, какой она есть).
В рамках древне Индийской
философии оформляется принцип не
насилия.
Особенности древне Индийской философии состоят в следующем: 1.она учит человека достойна умирать, готовит к переходу в нирвану.
2. перерождается в религию, видно на примере буддизма.