Понятие мировоззрения, его структура и основные функции
Понятие мировоззрения, его структура и основные функции
Мировоззрениецелостное представление человека о мире и о своём месте в нём. Любой тип мировоззрения отвечает на след. Вопросы: Что есть Мир? Кто такие «Другие»? Кто такой Я? Структура мировоззрения: -с-ма знаний различной природы -система ценностей.смыслов,идеалов -программы поведения и деятельности включая жизненный проект. Менталитет соединяет эти 3 уровня. Система ценностей у ч-ка сущ., потому что человек осознает свои потребное™ и интересы и способен определять ко всему свое отношение. Мировоззрение включает в себя как рациональный, так и эмоционально чувственный аспект. Функции М.: объяснительная(познавательная), целевая(ориентирующая), направляющая(регулятивная).
Исторические типы мировоззрения.
1. Миф
2. Религия
3. Философия
Миф – форма целостного массового переживания и истолкование действительности с помощью чувственно наглядных образов, которые придаются самостоятельным объектами реальности.
Религия– исторический тип мировоззрения, основанный на вере в сверхъестественное как в реально существующее
1) Другие мыслители понимали философию как совокупность знаний, помогающих человеку обрести гармонию с миром и с самим собой.
2) Начиная с 17в. Философию стали понимать как науку, имеющую сходство с физикой, химией.
Энгельс: Философия – наука, о наиболее общих законах развития природы общества и человеческого мышления.
3) С 19в. Мыслители трактовали философию как особую систему знаний. Философия – особая система знаний, которая в логико-понитейной форме предлагает предельно общую картину мира и определ. позноват., этическое и эстетическое отношение человека к миру, и к духовному во всех формах его проявления.
4)
Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки. Философия и идеология.
Философия, как правило, рассматривается в качестве теоретического ядра мировоззрения. Ее своеобразие познается в сравнении с мифологией, религией, искусством и наукой по следующим критериям:
- что изучает;
- как сочетает разум и чувства;
- каковы средства выражения;
- что источник;
- сколь критична;
- и т.п.
Философия, как религия, стремится познать выходящее за пределы эмпирики, но якобы критична ко всему, а не догматична. Философия целостна, как мифология, но рациональна. Философия авторски своеобразна, как искусство, но выражает себя понятиями-категориями. Философия абстрактна, критична и понятийна, как наука, но всеохватна и познает фундаментальный (недоступный научному опыту) смысл бытия. И т.д. и т.п.
Предмет философии и его историческая динамика. Основные разделы Ф. Роль Ф. в современной культуре
В соответствии с проблемным полем сформировались следующие разделы философического знания:
онтология - учение о бытии
гносеология — учение о познании.
философская антропология - учение о человеке его сущности и специфике бытия в мире.
аксиология - учение о ценностях.
праксиология - учение о деятельности.
социальная философия - учение об обществе.
Основными функциями философии являются:
- мировоззренческая , т.е. рационально-теоретический способ ориентации в мире как следствие обобщения, интеграции всех видов человеческой практики и культуры
- гносеологическая, т.е. оценка принципиальных возможностей познания
разработка учения о характере и закономерностях познавательного процесса
- методологическая, т.е. разработка теории поисковой деятельности, ее
принципов, способов, норм
- социальная, т.е. гармонизация общественных отношений на гуманитарных основаниях
-аксиологическая, т.е. утверждение социально-удостоверенных ценностей, стандартов, идеалов, регламентирующих многообразие общественных и личных отношений
- гуманистическая, т.е. «сверхзадача философии – показать «каким» надо
быть, чтобы быть человеком. И.Кант»
На этапе формирования в центре внимания стоит вопрос Как устроен мир?
Проблема-первоначала(из чего все состоит?)
1 школа- Милетская(основоп.Фалес утверждает, что первоначалом явл.вода)
Позднее Эмпедокл предполагает, что сущ-ет 4 осн.первоначала:огонь, вода, земля, воздух
Анаксагор выдвиг., что суж-ет бесконечное множество первоначал.
Проблема-изменения, развития мира
Школа-
Гераклит утверждал, что все течет все изменяется; нельзя дважды войти в одну и ту же реку.
СФормулир.след.тезисы: Изменением управляет космический порядок-логос. Логос вкл. В себя взаимод-е противоположностей. Взаим-е противоположностей порождает гармонию.
Вершина 1 периода-учение Демокрита. Он утверждал, что мир сост.из мельчайших неделимых частиц(атомов), кот. Движутся в пустоте по строго заданным траекториям притягиваясь и отталкиваясь друг от друга
8.Период расцвета античной философии и его особенности. Софисты и Сократ.
В период расцвета центром развития Ф. стали Афины. В условиях демократии в Афинах появились школы софистов - платные учителя мудрости. Лидер софистовПротагор: “Человек – мера всех вещей”. Т.е. то, как человек воспринимает, то для него истина, другой человек – истина другая. Общей истины нет вообще. Этот тезис иногда обосновывался тем, что все текуче и изменчиво. Об одном и том же м.б. разные суждения.
Некоторые софисты специально обосновывают тезис о принципиальной невозможности познаваемости мира (Горгий).
В борьбу с софистами вступает Сократ с его положением “Познай самого себя”. Радикальное отличие Сократа от софистов заключается в том, что Сократ убежден в необходимости общих, объективных истин для всех людей. Однако, он не считает себя обладателем подобных истин. Он только помогает истине родиться в ходе диалога или коллективного обсуждения какого-либо вопроса (“Я знаю, что ничего не знаю,… но мое отличие, что я могу это осознать”).
Сократ полагает, что познание сущности вещей – это познание общих понятий. В сократовских диалогах и выявляется некоторое содержание общих понятий. У Сократа нет логической схемы, он отталкивается от обычных представлений, показывая, что они ограничены. Дальше логическая индукция – восхождение от частного к общему.
Эта деятельность Сократа имела общефилософское значение, ибо Сократ первым сделал предметом анализа общие понятия, показав их отличие от конкретных вещей, людей, конкретных отношений. На этой почве вырастает вся философия Платона. В то же время Сократ применяет свой метод анализа и к моральным понятиям, и к общественным нравам, и к государственным законам. Это ново. Это приводит Сократа к конфликту с обществом, в котором он жил, ибо он становится критиком своих современников, критиком их жизни. Отсюда причина трагического конца Сократа.
Философское учение Платона.
Исходная мысль философии Платона – это мысль о том, что общие понятия, идеи или “эйдосы” – это особые бестелесные невидимые существа (духовные по своей природе), которые существуют объективно, вне и независимо от нас, т.е. наряду с миром изменчивых вещей, который мы видим своими органами чувств, есть особый духовный мир идей.
Эта позиция обычно определяется как объективный идеализм. Основание для такого взгляда состоит в том, что понятия действительно отличаются и от конкретных вещей, и от конкретных образов. Они относительно самостоятельны. Поэтому возможно рассматривать их в отрыве от вещей, как самостоятельные сущности.
Эта позиция содержит в себе множество трудностей в объяснении того, каким образом связаны идеи и вещи. По Платону вещи – это тени идей. Познание идей идет не через органы чувств, не через наши контакты с вещами. Оно осуществляется разумом. И это есть процесс воспоминания, т.к. человеческая душа до рождения человека пребывала в мире идей и имеет воспоминания об этом мире.
Характер платоновской философии отразился и в его работах, посвященных обществу и государству. Платон не просто критик современного ему общества, но и создатель первой в истории утопии идеального государства. Создавая эту утопию, Платон исходит не из существующей реальности, а из некоторой идеи государства, каким оно должно быть, чтобы обеспечить единство, сплоченность и справедливость.
Платон рисует образ государства, жестко разделенного на три основные касты, причем разделение предопределяется природными особенностями людей.
Философы, мыслители, которые управляют государством, следят за соблюдением его законов.
Воины, которые защищают его от внешнего врага.
Все, занятые теми или иными видами труда. От земледельцев до ремесленников и торговцев.
Общий принцип жизни в государстве – подчинение государству и его законам. Государство – это высшее благо. Не государство для человека, а человек для государства. Две высшие касты полностью обеспечиваются государством и не имеют частной собственности, чтобы не было враждебности интересов. У третьей касты есть частная собственность, но государство должно следить, чтобы не было разницы. Нет семьи – все дети свои. В рамках государства должно быть жесткое единство.
Понятие мировоззрения, его структура и основные функции
Мировоззрениецелостное представление человека о мире и о своём месте в нём. Любой тип мировоззрения отвечает на след. Вопросы: Что есть Мир? Кто такие «Другие»? Кто такой Я? Структура мировоззрения: -с-ма знаний различной природы -система ценностей.смыслов,идеалов -программы поведения и деятельности включая жизненный проект. Менталитет соединяет эти 3 уровня. Система ценностей у ч-ка сущ., потому что человек осознает свои потребное™ и интересы и способен определять ко всему свое отношение. Мировоззрение включает в себя как рациональный, так и эмоционально чувственный аспект. Функции М.: объяснительная(познавательная), целевая(ориентирующая), направляющая(регулятивная).