Начата 02.10.2012 в 11 часов 00 минут Окончена 22.12.2012 в 17 часов 00 минут

02 октября 2012 года в Государственное учреждение «Красноярская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ» и в ООО «ПРАВО» из отдела по расследованию особо важных дел СУСК при прокуратуре РФ по Красноярскому краю при постановлении от 10 августа 2012 г. старшего следователя по особо важным делам юриста 1 класса Рехтина В.В. для производства комплекс­ной психолого-лингвистической и религиоведческой судебной экспертизы поступили:

-книга «Талмуд/ В переводе Зеена Мешкова.- М., 2009.- 6 томов» - комментированное издание раввина Адина Эвен-Исраэль (Штейнзальца);

-книга «Талмуд/ В переводе З. Мешкова.- Красноярск: Изд-во «Полиграфист».-2012.-990 стр.

На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:

1.Имеются ли в представленных печатных изданиях признаки экстремистской де­ятельности, предусмотренные п. 1 ст. 1 Федерального закона № 114-ФЗ от 25.07.2002 «О противодействии экстремистской деятельности»?

2. Выражают ли использованные в данных книгах словесные средства унизитель­ные характеристики, отрицательные эмоциональные оценки и негативные установки в отношении какой-либо этнической, расовой, религиозной группы (какой именно) или отдельных лиц как ее представителей?

3.Содержится ли в представленных печатных изданиях информация, побуждаю­щая к действиям против какой-либо нации, расы, религии (какой именно) или отдельных лиц как ее представителей?

4.Использованы ли в представленных печатных изданиях специальные языковые или иные средства (какие именно) для целенаправленной передачи оскорбительных ха­рактеристик, отрицательных эмоциональных оценок, негативных установок и побуждений к действиям против какой-либо нации, расы, религии (какой именно) или отдельных лиц как ее представителей?

5.Имеются ли в текстах рассматриваемых печатных изданиях высказывания, свиде­тельствующие о религиозной нетерпимости, понимание которых теми, кому они адресо­ваны, не исключает возбуждения в обществе религиозной вражды?

6. Имеются ли в представленных печатных изданиях элементы пропаганды исклю­чительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности?

7. Какие конкретно фрагменты печатных изданий, предоставленных на эксперти­зу, содержат элементы разжигания национальной, расовой или религиозной вражды, унижения национального достоинства, пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальности или расовой принадлежности?

Экспертиза выполнена сотрудниками Государственного учреждения «Красноярская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ» и ООО «ПРАВО»:

заведующему отделом Иванову Ивану Ивановичу, имеющему высшее образование по специальности "Психоло­гия", квалификацию судебного эксперта по специальности "Исследование психологии и психофизиологии человека", стаж экспертной работы по указанной экспертной специ­альности 9 лет;

эксперту Красноярской ЛСЭ Петрову Петру Петровичу, имеющему высшее образова­ние по специальности "Филология", квалификацию судебного эксперта по специально­сти "Исследование продуктов речевой деятельности", стаж экспертной работы 4 года;

эксперту ООО "ПРАВО" Хрепкову Алексею Николаевичу, имеющему выс­шее образование по специальности "История", ученую степень кандидата исторических наук, доценту кафедры всеобщей истории Сибирского федерального университета, читающему дисциплины по специальности «Теология», в том числе «Новые религиозные движения», стаж работы по специальности 13 лет.

Религиоведческое исследование провел эксперт А.Н. Хрепков, психолого-лингвисти­ческое исследование - эксперты И.И.Иванов, П.П. Петров.

Производство экспертизы приостанавливалось с 05.10.2012 по 27.10.2012 года в связи с направление ходатайства о предоставлении электронных версий печатных изданий, подлежащих экспертному исследованию, в формате MS Word. 13.10.2012года поступило по­становление следователя о полном отказе в удовлетворении ходатайства. 27.10.2012 года были возвращены печатные издания, подлежащие экспертному исследованию.

Исследование проводилось в помещении Красноярской ЛСЭ.

Обстоятельства дела:

26 сентября 2012 года в органы прокуратуры города Красноярска обратился депутат Законодательного собрания Красноярского края Шишкин П.П., который на очередной сессии КЗС обратил внимание общественности на тот факт, что в августе 2012 года Красноярское книжное издательство «Полиграфист» переиздало книгу «Талмуд», изданную в Москве еще в 2009 году и комментированную известным раввином Адином Эвен-Исраэль (Штейнзальцом). Уже при первом ознакомлении с текстом Талмуда, депутат Шишкин П.П. усмотрел в нем явные признаки статьи 282 УК РФ «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды».

По мнению Шишкина, Талмуд изобилует высказываниями, побуждаю­щими к активным действиям против других наций, рас, религий и отдельных лиц. Имеются и открытые призывы к конфронтации между людьми по расовому, национальному и религиозному признаку; формулировки, возбуждающие вражду и ненависть между ними. Через весь Талмуд проносится идея пре­восходства иудаизма над всеми другими религиями, еврейского народа над всеми другими народами и нациями. Таким образом, в данном издании, по мнению Шишкина, явно содержатся признаки экстремистской деятель­ности, предусмотренные п.1 ст.1 Федерального закона № 114-ФЗ от 25.07.2002 «О про­тиводействии экстремистской деятельности».

Данное заявление депутата Шишкина П.П. стало поводом для возбуждения уголовного дела по статье 282 УК РФ, а также мотивом назначения комплексной психолого-лингвистической и рели­гиоведческой судебной экспертизы для выявления и анализа высказываний в приведенном выше издании Талмуда, содержащих признаки религиозного экстремизма.

При производстве экспертизы использовалась следующая справочная и специаль­ная литература:

1.Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста. Теоретические основания и практика. М., 2007.

2.Бартошевич Э.М., Борисоглебский Е.И. Свидетели Иеговы. М., 1969.

3.Бобырева Е. В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, стратегии (на материа­ле православного вероучения). Автореферат дис. ... док. филол. наук. Волгоград, 2007.

4.Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова. СПб,

2006.

5.Гараджа В. И. Религиоведение. М., 1994.

6.Кроз М.В., Ратинова Н.А., Ониценко О.Р. Криминальное психологическое воз­действие. М.: Юрлитинформ, 2008.

7.Леонтьев А.А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации / Под ред. А.С. Маркосян, Д.А. Леонтьева, Ю.А. Сорокина. М.: Смысл, 2008. - 271 с.

8.Леонтьев Д.А., Иванченко Г.В. Комплексная гуманитарная экспертиза: Мето­дология и смысл. М.: Смысл, 2008.

9.Об использовании специальных познаний по делам и материалам о возбужде­нии национальной, расовой или религиозной вражды: Методические рекомендации Ге­неральной прокуратуры России от 29.26.1999 №27-11-99.

10.Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. М., 1994.

11.Памятка по вопросам назначения судебной лингвистической экспертизы: Для судей, следователей, дознавателей, прокуроров, экспертов, адвокатов и юрисконсультов / Под ред. М.В. Горбаневского. М., 2004.

12. Ратинов А.Р., Кроз М.В., Ратинова Н.А. Ответственность за разжигание враж­ды и ненависти. Психолого-правовая характеристика / Под ред. проф. А.Р. Ратинова. М.: Юрлитинформ, 2005.

13.Религии мира. Пособие для учителей / под ред. Я.Н. Щапова. М., 1994.

14.Словарь русского языка в 4-х томах / Под ред. А.П. Евгеньевой. Изд. 4-е. М., 1999. Т. 1-4.

15.Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / Отв. ред. Н.Ю. Шведова. М., 2008.

16.Толковый словарь русского языка: В 4-х тт. / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1935­1940. Т. 1-4.

17.Христианство: Словарь / Под общ. ред. Д.Н. Митрохина. М., 1994.

18.Элбакян Е.С. Религиоведение: словарь / Е.С. Элбакян. М.: Академический

Проект, 2007.

19.Теория и практика судебной экспертизы. Научно-практический журнал. - М.: РФЦСЭ при Минюсте России - вып. 4 (12), 2008.

20.Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2000.

21.Узнадзе Д. Н. Теория установки. / Под ред. Ш.А. Нидрашвили и В. К. Цаава. - М., 1997.

22.Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2- е изд., испр. и доп. - М., 1990.

После проведения исследования представленные печатные издания отмечены от­тиском штампа «ГУ КрЛСЭ МЮ РФ».

ИССЛЕДОВАНИЕ

1. Осмотр и описание объектов исследования

(провели эксперты И.И. Иванов, П.П. Петров, А.Н. Хрепков)

На исследование поступило следующее печатное издание:

-книга «Талмуд/ В переводе Зеена Мешкова. - М., 2009.- 6 томов» - комментированное издание раввина Адина Эвен-Исраэль (Штейнзальца);

-книга «Талмуд/ В переводе З. Мешкова.- Красноярск: Изд-во «Полиграфист».-2012.-990 стр.

В представленном экспертам изданиях имеются сведения об:

- издательстве,

- годе выпуска (годе выпуска первого издания),

- тираже (первом тираже на русском языке, общем тираже),

- стране и городе, в которых издание напечатано,

(провели эксперты И.И. Иванов, П.П. Петров, А.Н. Хрепков)

При ответе на вопрос №1 о наличии в представленных печатных изданиях при­знаков экстремистской деятельности, предусмотренных п. 1 ст. 1 Федерального закона №114-ФЗ от 25.04.2002 «О противодействии экстремистской деятельности» эксперты ис­ходили из того, что понятие экстремистской деятельности, ее видов (форм) является пра­вовым, оно определено в указанном Федеральном законе. Эксперты, обладая необходи­мыми специальными познаниями в области религиоведения, психологии и лингвистики, не компетентны решать правовые вопросы. В связи с этим вопрос № 1 не решался.

2. Исследование по второму-седьмому вопросам

(провели эксперты И.И. Иванов, П.П. Петров, А.Н. Хрепков)

В ходе исследования были изучены тексты представленных печатных изданий, было проведено религиоведческое и психолого-лингвистиче­ское исследование с использованием методов психологического и лингвистического ана­лиза содержание текста, включающее полный анализ содержания представленных печат­ных изданий, а также их контент-анализ.

Были выявлены и проанализированы все контексты, в которых используются ин­тересующие следствии слова, входящие в семантические (смысловые) поля категорий нация, акумы, другие религии (вопросы 2-7).

Исследование текстов представленных печатных изданий проводилось по следую­щим направлениям:

1. Анализ содержания текстов представленных печатных изданий на предмет на­личия в них признаков возбуждения (разжигания) розни и вражды. При их выявлении эксперты основывались на научном толковании понятий, содержащихся в вопросах, по­ставленных следствием:

• возбуждающей рознь или вражду является такая информация, которая содер­жит отрицательную эмоциональную оценку и формирует негативную установку в отно­шении определенной этнической (национальной) расовой, (антропологической), кон­фессиональной (религиозной) группы или отдельных лиц как членов этой группы,

" 2

подстрекает к ограничению их прав или к насильственным действиям против них[1].

Основным признаком такой информации является наличие высказываний следующего содержания (приведены по убыванию степени выраженности и общественной опасно­сти):

- побуждающих к действиям против какой-либо нации, расы, религии,

- приписывающих враждебные действия и опасные намерения одной нации, расе, религии по отношению к другим,

- формирующие и подкрепляющие негативный этнический стереотип, отрица­тельный образ нации, расы, религии[2].

С психологической точки зрения, возбуждение национальной, расовой, религиозной розни - это формирование образа соответстующей социальной группы (нации, расы, ре­лигии), вызывающего у окружающих стойкое негативное эмоционально-смысловое от­ношение к ней и ее членам способствующего осуществлению в отношении них агессивных действий .

Под унизительной характеристикой понимается совокупность отличи­тельных свойств задевающих, оскорбляющих чье-либо достоинство, положение[3].

Характеристика, призванная крайне унизить человека, уязвить его, задеть в нем какие-либо чувства считается оскорбительной[4].

• В психологи установка рассматривается как готовность, предрасположен­ность субъекта к определенному восприятию будущих событий и совершению опреде­ленных действий в соответствующей ситуации. Установка обеспечивает устойчивый це­ленаправленный характер протекания деятельности по отношению к определенному объекту[5].

Понятие социальной установки (аттитюда) обозначает субъективные ориентации индивидов как членов общества на те или иные социальные объекты, общественные ценности и социально принятые способы поведения[6].

В структуре социальной установки выделяются три компонента: когнитивный (зна­ния, представленные, мнения и т.п.); аффективный (эмоциональная оценка объекта, свя­занные с ним эмоции, чувства и переживания); поведенческий (готовность вести себя со­ответствующим образом по отношению к объекту установки). В когнитивный компо­нент включены такие психические образования, как стереотипы восприятия, предрас­судки и предубеждения. В аффективный входят негативные эмоции по отношению к ли­цам другой национальности, расы или религии (гнев, страх, отвращение, презрение). В поведенческий - поведенческие акты и виды деятельности, направленные против дру­гих, противоправные, связанные с проявлением агрессии.

• Информация (сведения) - совокупность языковых высказываний о мире, событиях и о положении дел, об отношении отправителя информации к этим событиям. Информация может быть нейтральной и оценочной.

Информация нейтральная - информация (сведения) о ситуации, событии (явле­нии, о лице, поступках лица), которые в стандартной картине мира не описываются в ценностных категориях (к такой информации неприменимы оценки хорошо или плохо - это есть, было, будет и только). Или это такая информация, в приемах подачи которой отсутствуют авторское отношение к предмету разговора (информации) и авторские эмо­ции (Наступила зима. Приближаются выборы в парламент. Убили бизнесмена).

Информация оценочная - о качествах и поступках людей, о ситуациях или событи­ях, которые в какой-либо картине мира, в какой-либо ценностной системе описываются как хорошие или плохие (в конкретных разновидностях добра и зла: сенсорного, рацио­нального, эмоционального, социального, утилитарного, этического, эстетического)[7].

Мнение, суждение субъекта о качестве, достоинстве, значении и т.п. кого-, чего- либо выражается в оценочных суждениях. Человека составив собственное представле­ние о ком-, чем-либо, определив значение характер кого-, чего-то, может давать оценку существующему положению дел. Она бывает положительной, отрицательной (нега­тивной) или нейтральной. Если оценка действительности связана с эмоциональным к ней отношением, переживаниями, то такую оценку называют эмоциональной. Противо­положной по значению является оценка рациональная.

Анализ семантики отдельных высказываний на предмет наличия в них прямых призывов к насильственным действиям и высказываний, обладающих побудитель­ным потенциалом (поиск информации, побуждающий к действиям против какой- либо нации, расы, религии или отдельных лиц как их представителей) (вопросы 3-5, 7).

При их выявлении эксперты исходили из следующего:

Призыв- это речевой акт, обращенный к адресату с целью побудить его выпол­нить некоторое действие или совокупность действий, осмысляемых как важная часть об­щественно значимой деятельности, способствующей достижению некоторых идеалов, или побудить адресата учитывать в своем повседневном поведении эти идеалы[8]. Разли­чаются два основных вида призывов:

- прямой призыв (высказывание в котором есть прямое обращение, однозначно побуждающее адресата к называемому действию). Представляет собой словесные конструкции, содержащие глаголы в форме повелительного наклонения или эквивалент­ные данному наклонению формы («Дадим отпор», «Поборемся»). Кроме того, обязатель­ным компонентом явного призыва является образ адресата речи - субъекта, который должен выполнить требуемое действие. Адресат речи может быть либо открыто заявлен в виде обращения, либо скрыт, замаскирован. В этом случае под адресатом речи подра­зумевается каждый потенциальный читатель. В данных высказываниях содержится об­ращение к адресату с целью воздействия на его поведение в отношении положения дел.

- высказывание, обладающее побудительным потенциалом (высказывания, в ко­торых нет прямого обращения, но которые содержат в своем целевом потенциале побу­дительную коммуникативную цель и поэтому способные восприниматься как призыв). В данных высказываниях отсутствует прямое обращение, содержится информация о поло­жении дел, оценка положения дел или обсуждение будущих действий в отношении по­ложения дел. Наибольшей потенциальной побудительной силой обладают высказыва­ния, содержащие обсуждение будущих действий в отношении положения дел. Оценка в тем более информирование обладают гораздо меньшим побудительным потенциалом;

- анализ семантики отдельных высказываний на предмет наличия в них побу­ждения к взглядам (пропаганды) об исключительности, превосходстве либо непол­ноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расо­вой принадлежности (вопросы 6,7). При выявлении такой информации эксперты осно­вывались на следующем:

Пропаганда, т.е побуждение к взглядам - это убеждение с целью заменить одно мнение у адресата другим. Оно предполагает использование специальных средств воз­действия, специальных приемов в тексте. Убеждение может осуществляться в виде пря­мого побуждения, то есть обращения к адресату с мкм, чтобы он признал правоту гово­рящего. Могут использоваться и скрытые формы побуждения к взглядам (использование показателей необходимости, подача мнения как знания и т.п.).

3.1. Религиоведческое исследование

(провел эксперт А.Н Хрепков)

В процессе исследования был проведен религиоведческий анализ представленного печатного издания и информации, касающейся учения иудаизма и его отношения к другим религиям. Анализ означенных аспектов учения проводился на основе литерату­ры, изданной иудаистской церковью. Исходным пунктом исследования являлась квалификация иудаистской церкви, действующей на основе Талмуда, как, безусловно, религиозной организации, официально признанной конфессии. Определялись ее сущность и место, отведенное ей в существующей системе конфессий и деноминаций:

1. Иуадаизм является основной авраамистической («богооткровенной») религией, от которой берут свое начало две другие мировые религии – христианство и ислам. Для иудаизма совершенно не свойственен активный прозелитизм[9], как, например, для христианства и ислама, и, сопутствующая этому резкая публичная критика иных религиозных организаций и учений, так как для того, чтобы обратиться в иудаизм, необходимо быть евреем, что практически исключает вовлечение в данную религию лиц другой национальности. Иудаизм первым из всех религий провозгласил монотеизм, углублённый учением о сотворении человека Богом по своему образу и подобию — следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра. Это учение дало и даёт повод к глубочайшим философским и религиозным прозрениям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон.

2. Понятие о Боге как абсолютно Совершенном, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и источнике Благости, Любви и Справедливости, который выступает по отношению к человеку не только как Творец, но и как Отец.

3. Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека, — ведущемся как на уровне индивидуума, так и на уровне народа (проявление Провидения в национальной истории) и на уровне «всего человечества как единого целого».

4. Учение об абсолютной ценности Человека (как индивидуума, так и народов и также всего человечества в целом) — как бессмертного духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании.

5. Учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: каждый человек является Сыном Божьим, каждому открыта дорога к совершенствованию в направлении соединения с Богом, всем людям даются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная помощь.

6. При этом у еврейского народа есть особая Миссия (то есть Избранность), заключающаяся в том, чтобы донести эти Божественные истины до человечества и через это помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим; и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности.

7. Иудаизм предлагает всем людям и народам (неевреям) принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Торой на всё человечество: в то время как евреи обязаны соблюдать все 613 извлеченных из Пятикнижия предписаний (мицвот), неееврей, который считается участником завета, заключенного Богом с Ноем (Быт. 9:9), обязан выполнять лишь семь законов Ноевых сынов (Быт.10). В то же время, иудаизм принципиально не занимается миссионерством, то есть не стремится к прозелитизму (на иврите — гиюр) и является национальной религией еврейского народа.

8. Учение о полном господстве духовного начала над материей, но при этом духовной ценности также и мира материального: Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец: и Он вручил Человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение;

9. Учение о приходе Машиаха (Мессии, слово происходит от ивр. מָשִׁיחַ‎, «помазанник», то есть царь), когда «И перекуют мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ меча на народ, и не будут больше учиться воевать … и наполнится вся земля познанием Господа» (Ис.2:4)[10].

Таким образом, изначально иудаизм создавался как национальная религия еврейского народа и представлял собой мировоззренческую систему взглядов древних евреев на происхождение Вселенной, Жизни и Человека, а также взаимоотношения Человека с Богом. В письменной Торе (Пятикнижье Моисея), в отличие от Талмуда, нет абсолютно ничего, что унижало бы человеческое достоинство или оскорбляло представителей других религий.

Эксперт __________________А.Н. Хрепков

3.2. Психолого-лингвистическое исследование

(провели эксперты И.И. Иванов, П.П. Петров)

Общий анализ текстов представленных печатных изданий

Анализ текстов представленных печатных изданий показал следующее. В представленных текстах содержится информация об основных положениях иудаизма, содержащихся в Талмуде:

- понимание Талмуда как единственного источника истинного иудаизма;

- существует только один истинный Бог, личное имя которого – Яхве или Иегова, являю­щийся Всемогущим Богом, Творцом неба и земли. Основными качествами Иеговы яв­ляются сила, справедливость, мудрость, любовь. По сравнению с Иеговой все люди не­совершенны, их способности ограничены;

- евреи – избранный Богом народ, которому дается абсолютная власть над всеми другими народами мира.

Во всех текстах формулируется цель и смысл жизни иудея - вечное прославление Иеговы, служение и угождение ему, исполнение его воли, восхищение его делами, а также противопоставление образа жизни истинного иудея образу жизни всех иных гоев или акумов (иноверцев). Иудей должен заботиться о своей нравственной и физической чистоте, достижение которой возможно лишь в отсутствии контакта с гоями. При этом в исследуемых текстах утверждается, что данная цель должна быть приоритетной, главной в жизни, и достигается довольно простыми правилами, которыми должен руководствоваться иудей в своей повседневной жизни.

Анализ отдельных высказываний о национальных, расовых и религиозных группах, имеющихся в текстах представленных печатных изданий

Исходя из поставленных вопросов, экспертами выделены категории (понятия), се­мантические (смысловые) поля которых подлежат исследованию – отношение к своей нации (евреям), отношение к иноверцам (гоям), отношение к другим религиям.

В исследуемых текстах Талмуда имеется как нейтральная, так и оценочная (негативная/по­зитивная) информация об этнических, расовых, религиозных (кроме иудаизма) группах.

В таблице №5 представлены высказывания, содержащие негативную/позитивную информацию об указанных группах:

Таблица № 5. Исследование семантического поля Талмуда__________
№ № п/п Семантическое поле
Нация (евреи) Гои (акумы) Другие религии (кроме иудаизма)
1. Simeon Haddarsen, fol. 56-D: "Когда придёт Мессия каждый еврей будет иметь по 2800 рабов." Aboda Zara 26b: "Даже лучших из гоев следует убивать." Sanhedrin 59a: "Гой, сунувший нос в Закон (Талмуд) виновен и карается смертью."
2. Seph. Jp., 92, 1: "Бог дал евреям власть над имуществом и кровью всех наций." Aboda Sarah 37a: "Девочки гоев с 3-летнего возраста могут подвергаться насилию." Libbre David 37: "Сообщать гоям что нибудь о наших религиозных отношениях равнозначно убийству всех евреев, так как если бы они узнали чему мы учим о них, они бы убивали нас открыто."
3. Baba Necia 114,6: "Евреи - человеческие существа, а другие нации мира - не люди, но звери." Gad. Shas. 22: "Еврей может иметь нееврейскую девочку, но не может жениться на ней." Tosefta Aboda Zara VIII, 5: "Как определить слово грабёж? Гою запрещено воровать, грабить, брать женщин и рабов у гоя или еврея. Но еврею не запрещено делать всё это по отношению к гою."
4. Nidrasch Talpioth, стр. 225-L: "Иегова создал неевреев в человеческом обличии, чтобы евреям не пришлось пользоваться услугами животных. Следовательно, неевреи - это животные в форме человека, которые приговорены служить евреям днём и ночью." Yebhamoth 11b: "Сексуальные сношения с девочкой акумкой разрешены, если девочке есть 3 года." Libbre David 37: "Если еврею предоставят слово для объяснения какой либо части книги раввина, он должен давать только лживые объяснения. Тот, кто когда-либо нарушит этот закон, будет умерщвлен".
5. Schulchan Aruch, Choszen Hamiszpat 388: "Вся собственность других наций принадлежит еврейской нации, которая таким образом имеет право пользоваться всем без стеснения." Sanhedrin 59a: "Убийство гоя подобно убийству дикого животного." Choschen Hamm 388,15: "Если может быть доказано, что некто отдал деньги Израильтян гоям, должен быть найден способ после благоразумного возмещения убытков стереть его с лица земли."
6. Tosefta Aboda Zara B5: "Если гой убьёт гоя или еврея он должен ответить за это, если же еврей убьёт гоя, на нём нет ответственности." Schulchan Aruch, Choszen Hamiszpat 388: "Разрешается убивать обличителей евреев везде. Разрешается убивать их даже до того, как они начали обличать." Hikkoth Akum X1: "Не спасайте гоев в случае опасности или смерти." Hikkoth Akum X1: "Не выказывайте милосердия гоям."

Анализ семантических полей категории «нация», «акумы», «другие религии» в тексте Талмуда (устной Торе), проведенный с использованием метода ситуационного моделирования, разработанного профессором С.Э. Ворониным[11], показал следующее:

1. Из вышеизложенного следует, что имеющаяся в представленных текстах информация о представителях других религий способна порождать или провоцировать возникновение следующих криминальных ситуаций: педофилию в отношении детей иноверцев; убийство гоев (иноверцев); кражи, грабежи, клевета и ложный донос в отношении акумов (представителей других религий). Имеются также весьма унизительные ха­рактеристики в адрес иноверцев, отрицательные эмоциональные оценки, негативные установки, а также ин­формация, побуждающая к действиям против представителей других религий. Также имеются признаки формирования у читателей анализируемого издания убеждений об исключительности, превосходстве иудеев и неполноценности граждан, принадлежащих к другим конфессиям. Соответственно, можно выделить большие фрагменты Талмуда, содержащие признаки разжи­гания межконфессиональной вражды и пропаганды собственной исключительности, превосходства иудеев и неполно­ценности граждан по признаку их религиозной принадлежности.

2. Главная идея, которая проходит через весь текст Талмуда, состоит в том, что иудаизм является единственной истинной верой среди множества существующих религий. В связи с этим семантическому анализу было подвергнуто слово «истинный».

ИСТИННЫЙ. 1. Соответствующий истине, заключающий в себе истину. Истин­ное суждение, истинное положение. Ведь что-либо в истинном свете (судить о чем-либо верно). Направить (наставить, обратить) кого-либо на истинный путь (научить посту­пать правильно). [4. С.403; 14,Т.1, С. 689; 15,С. 310; 16, Т. 1, 1254]

ИСТИНА. 1. Идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с дей­ствительностью, в правильном понимании, знании объективной действительности (книжн.). Стремление к истине лежит в основе научных исканий. 2. То, что есть в дей­ствительности, соответствует действительности, правда. Скрывать истину. Ручаться за истину сообщения. Соответствовать истине. Голая истина. [16,Т. 1, С. 1254].

ИСТИНА. 2. То, что соответствует действительности, действительное положение вещей; правда. [Самозванец:] нет, полно мне притворствовать! скажу Всю истину; так знай же: твой Димиртий Давно погиб. Пушкин, Борис Годунов. - Ну, будьте же откровенны, Нина - Как бы ни была страшна истина, скажите ее. Куприн, Молох. Всякое другое объяснение было бы не истиной, а только полуправдой, которой в това­рищеских отношениях следует избегать, чем и прямой лжи. Мороз. Повести моей жиз­ни [14. Т. 1. С. 688-689].

ЛОЖНЫЙ. 1. Не отвечающий действительности, создающий неверные представ­ления; неправильный, ошибочный. Ложное представление. Сделать ложный вывод. Ложный шаг (неправильные, опрометчивый поступок, необдуманное действие). Видеть что-либо в ложном свете (представить что-либо искаженно, неправильно). Стоять (на­ходиться) на ложном пути; идти по ложному пути (действовать неправильно, ошибоч­но). [4, С. 504; 14, Т.2 С. 197]

ЛОЖНЫЙ. 2. Содержащий ложь, ошибочный, неправильный. Ложный слух. Ложные показания. [15. С. 414]

ЛОЖНЫЙ. 3. Несогласный с истиной, ошибочный, неправильный. Ложные слухи. Ложная мысль. Ложное учение [16, Т.2, С. 85].

Приведенные толкования значений данных слов свидетельствуют о том, что слово "истинный" в словосочетании истинная религия выступает в значении правильный, соответствующнй действительности, слово ложный в словосочетании ложная религия - в значении "неправильный, ошибочный, неверный".

Анализ корпуса текстов русскоязычной части Интернета, в которых употребляют­ся словосочетания "истинная религия и "ложная религия"[12], показал, что использование этих понятий характерно для религиозных текстов не только иудеев, но и других конфессий и религиозных движений (например, христианство, ислам, правосла­вие, старообрядчество, кришнаизм, движение Ошо Раджниша и др.). Во всех текстах ис­следуемого корпуса каждая конфессия (религиозное движение) называет себя и свое ве­роучение истинной религией, а остальные религии - ложными религиями. При этом ложность других религий обосновывается в текстах прежде всего иным, в отличие от ис­тинной религии, пониманием и толкованием основных положений вероучений.

Исходя из религиоведческого исследования, критика традиционных христианских церквей (и иных религий) является составной частью непрерывных межрелигиозных споров, в которых участвуют в той или иной степени все конфессии и деноминации мира, и которые представляют собой особый аспект религиозного бытия и не может рассматриваться как разжигание религиозной розни, вражды и ненависти. Указания Талмуда на «истинность веры» имеют исключительно пропагандистскую направленность на принятие читателями взглядов иудеев на вероучение и следование положения данного вероучения в жизни. Подобные высказывания могут способствовать формированию (или подкрепления) религи­озной идентичности, то есть осознание читателями причастности к идеям и ценностям, исповедуемым иудаизмом, осознание принадлежности к данной религии и ре­лигиозной группе.

Тем не менее, большинство исследованных текстов Талмуда содержат крайне унизительные (оскорбительные) характеристики, отрицательные эмоциональ­ные оценки и негативные установки в отношении других религиозных групп или отдельных лиц как их представителей. Информация, побуждающая к действиям против какой-либо религии или ее представителей, также имеется. Имеются признаки формирования у чи­тателей Талмуда убеждений об исключительности, превосходстве иудеев и неполноценности граждан по признаку их отношения к религии. Соответ­ственно, имеются фрагменты, содержащие признаки разжигания религиозной вражды и пропа­ганды исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии.

ВЫВОДЫ:

1. Использованные в тексте Талмуда словесные средства, безусловно, содержат унизительные характеристики, отрицательные эмоциональные оценки и негативные установки в отношении иных религиозных групп и отдельных лиц как их представителей.

Эксперты [подпись, печать] И.И. Иванов

[подпись] П.П. Петров

[подпись] А.Н. Хрепков

2.В тексте Талмуда содержится информация, побуждающая к действиям против представителей других религий.

Эксперты [подпись, печать] И.И. Иванов

[подпись] П.П. Петров

3.В тексте Талмуда имеются высказывания, свиде­тельствующие о религиозной нетерпимости.

Эксперты [подпись, печать] И.И. Иванов

[подпись] П.П. Петров

4. В тексте Талмуда содержатся признаки пропаганды исключи­тельности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их религиозной принадлежности.

Эксперты [подпись, печать] И.И. Иванов

5. В тексте Талмуда содержатся явные признаки пропаганды исключи­тельности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии.

Эксперты [подпись, печать] И.И. Иванов

[подпись] П.П. Петров

[подпись] А.Н. Хрепков

И, в заключение, подводя итоги нашему исследованию, дадим определение судебно-религиоведческой экспертизы, под которой следует понимать вид судебно-экспертного исследования, основанного на методах семантического, психолингвистического и ситуационного анализа аутентичных религиозных источников, обрядов и ритуалов богослужения, а также учредительских документов религиозных организаций и объединений, проводимый в жестких процессуальных рамках в соответствии с целями и задачами уголовного судопроизводства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белявская, О.А. Организованная преступность в Японии: научно-аналитический обзор. М. 1990.

2. Голик, Ю.В. Личность случайного преступника: Криминологические и уголовно-правовые проблемы: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Томск.1981.

3. Достоевский, Ф.М. Полное собрание сочинений. Санкт-Петербург. 1895. Т. 11.

4. Зернов, В. Критический очерк антропо<

Наши рекомендации