Понятие метода и методологии; специфика философско-методологического анализа науки.
МЕТОД с греч. «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой его форме.
Понятие мотодология имеет 2 основных значения:
1) система определ способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности;
2) учение об этой системе, общая теория метода.
Осн функция метода внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта, поэтому М. сводится к совокупности определенных правил и приемов, способов, норм познания и действия.
Ф. Бекон сравнивал метод со светильником, освещающим путь. Он стремился создать такой метод, кот. мог бы обеспечить человеку господство над природой. Таким методом он считал индукцию.
Существенный вклад в методологию внесли немецкая классическая философия (прежде всего Гегель) и материалистическая философия (Маркс), достаточно глубоко разработавшие диалектический метод, соответственно на диалистич и материалист основах.
Проблемы методологии метода занимают важное место в западной философии.
Представители сциентических (ориентир на науку) и антропологических направлений философии разрабатывая принципы верификации, опроверждения и подтверждаемости, гипотетико-дедуктивные, рациональные и интуитивные модели строения научного знания, показали роль языка в построении картины мира, на этой основе разрабатываются аналитический интуитивный и ряд других философских методов. Делаются попытки соединить разные методы.
В современной философской литературе различают несколько аспектов метода как такового. Так некоторые исследователи считают, что каждый метод имеет 3 осн аспекта:
1) объективно-содержательный – выражает обусловливание метода через…;
2) операциональный – фиксирует зависимость, содержание метода не столько от объекта, сколько от субъекта познания, от его компетентности и способности перевести соответствующую теории в систему правил принципов приемов, кот в своей совокупности и образуют метод;
3) праксиологический- составляют такие его свойства как эффективность надежность конструктивность и т.д.
Многообразие видов чел деятельности обусловливает разнообразие методов, кот могут быть классифицированы по самым различным основаниям. Прежде всего следует выделить методы духовной и методы практической материальной деятельности.
В современной науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция методологическая, все методы могут быть разделены на осн группы:
1) философские – среди кот наиболее древние диалектический и метафизический, к их числу относится также аналитический, интуитивный, феноменологический, и др.
2) общенаучные методы исследования – например, в последнее время особо бурно развивается такая дисциплина как синергетика- теория самоорганизации и развитие открытой любой природы. В силу своего промежуточного характера они опосредствуют взаимопреход философского и частно научного знания
3) частнонаучные методы- представляют собой совокупность способов, принципов познания, исслед процедуры, применяемые в той или иной науке.
4) дисциплинарные методы – система методов применяемые в той или иной науч дисциплины, входящих в какую-либо дисциплину и ли на их стыке;
5) междисциплинарного исследования – как совокупность ряда интегративных способов, нацеленных на стыки научных дисциплин. Широкое применение – реализация комплексных научных программ.
Среди современных – можно выделить теорию научных парадигм и синтагм. В философии науки понятие парадигм было введено Бергманом, однако широкое распространение приобрело после работ Томаса Куна. Стремясь построить теорию научной революции, он предложил систему понятий, среди кот важное место принадлежит понятию ПАРАДИГМА, т.е. признан всеми научным достижениям которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. Смена парадигм представляет собой научную революцию.
Понятие парадигма шире понятия теория, в него включены соц-психологич и этич-соц нормы. Выбор опр парадигмы обусловлен не только логическими критериями как это принято в сфере строгой научной теории, но также ценностными и философскими принципами установками. Для разработки ряда теорий (искусственного интеллекта например) необходимо в одном комплексе объединить разнородные знания относящиеся например к физике, химии философии и т.д. поэтому используется понятие СИНТАГМА – особая система знаний, построенная из неоднородных подсистем, объединяемых для решения опр комплекса сложных задач, неподдающихся решению на основе какой-либо одной или нескольких научных дисциплин. Последнее время доминирующей становится тенденция, при кот разнородные зн, методы и сообщества специалистов группируются не по дисциплинам и парадигмам, а по динамичным изменяющимся синтагмам.