Классический, неклассический и постклассический этапы развития науки.

Предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях, т.е. Египте, Индии, Китае, Древней Греции в форме эмпирических знаний о природе и обществе в виде отдельных элементов астрономии, этики, логики, математики и других наук. Первый образец научного знания – геометрия Евклида. Как своеобразная форма познания, специфический тип духовного производства и социальный институт наука возникла в Европе в Новое время (конец XVI-XVII вв.) в эпоху становления капиталистического способа производства и разделения единого ранее знания на философию и науку. Развитие нового буржуазного общества порождает большие изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно сильно меняет и сознание людей.Важнейшими факторами всех этих изменений оказывается наука и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII в. Переживает период своего становления. Постепенно складываются в самостоятельные отрасли знания астрономия, механика, физика, химия и другие частные науки. Понятия наука и естествознание в этот период практически отождествлялись, так как формирование обществознания, т.е. социальных и гуманитарных наук по своим темпам происходило несколько медленнее. Для возникновения науки в XVI-XVII вв. кроме общественно-экономических условий, к которым относились утверждение капитализма и острая потребность в росте его производительных сил, социальных условий, к которым относится перелом в духовной культуре, подрыв господства религии и схоластически умозрительного способа мышления необходим был определенный уровень развития самого знания, запас необходимого и достаточного количества фактов, которые бы подлежали описанию, систематизации и теоретическому обобщению, поэтому первыми возникли механика, астрономия и математика, где таких фактов было накоплено в этот период больше. Основной задачей познания стало изучение на основе реальных фактов самой природы, объективной действительности. Наука в своем развитии проходит три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный этап). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы, методы научного исследования, формируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т.п. Основанием данной периодизации является соотношение объекта и субъекта познания.Классическая наука (XVII-XIX вв.). Классическая наука, исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту познания, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно истинных знаний о мире. Здесь господствовал объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе безотносительно к условиям его изучения субъектом.Неклассическая наука (первая половина XX вв.). Исходный пункт неклассической науки связан с разработкой релятивистской и квантовой теории. Он отвергает объективизм классической науки. Неклассическая наука осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Постнеклассическая наука. Существенный признак постнеклассической науки (вторая половина XX- начало XXI вв.) – постоянная включенность субъективной деятельности в научное знание. Она учитывает соотнесенность характера полученных знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами. Каждая из названных стадий имеет свою парадигму, т.е. совокупность теоретико-методологических и иных установок, свою картину мира, свои фундаментальные идеи. Классическая стадия имеет своей парадигмой механику, ее картина мира строится на принципе жесткого детерминизма. Ей способствует образ мироздания как часового механизма. С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, вероятности, дополнительности. Постнеклассической стадии соответствует парадигма становления и самоорганизации. Основные черты нового, т.е. постнеклассического образа науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы, например, физических, биологических, социальных и т.д. Между этими этапами развития науки существует преемственность, т.е. каждая из предыдущих стадий входит в преобразованном, модернизированном виде в последующую.



Наши рекомендации