Философский смысл категории бытия, основные формы бытия и их взаимосвязь.

Смысл категории бытия: 1. «Полагание (существование, бытийствование) вещей» здесь и везде, теперь и всегда, с внутренне присущими им свойствами. 2. Смысл бытия выражается в его диалектичности, противоречии конечного и бесконечного, целого и части, возможности и действительности, необходимого и случайного. 3. Беспредельное существование мира как разнообразного целого есть сочетание изменчивых и относительно стабильных вещей и состояний. Размышления о стабильности мира, породили понятие пространства. Выделяются уровни бытия – актуальное и потенциальное. Актуальное – это наличное бытие в данном пространственно-временном интервале. Потенциальное бытие содержит в себе возможности реализации в зависимости от условий. Различают виды бытия – объективную и субъективную реальности. Первая охватывает все то, что существует вне и независимо от сознания. Объективная реальность предпослана сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей. Субъективное есть элемент познавательного и ценностно-практического отношения человека к миру. Уникальность, активность, творчество, свобода, сознательный выбор, воля, способность создавать социально значимые цели и идеалы – таковы некоторые, характеристики субъективного. Субъект может быть 1) конкретным индивидом; 2) групповым, или коллективным субъектом; 3) человечеством в целом как субъектом исторического развития. В целом мир, в котором протекает наша жизнь, есть сплав объективного и субъективного. Конкретные процессы духовного мира человека возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельных людей (бытие индивидуализированного духовного). Вместе с тем люди порождают нормы, ценности, идеи, которые обособляются от индивидуального процесса сознания и функционируют в обществе (например, идеи колеса, рычага). Самые ценные идеалы, идеи и т.п. отбираются, накапливаются, образуя духовное богатство цивилизации (бытие объективированного духовного). Духовное воплощается в словах, звуках, знаках языков. Элементы духовного бытия способны сохраняться, совершенствоваться и перемещаться в пространстве и времени. Специфической разновидностью бытия является виртуальное, нечто неопределенное, неуловимое, нестабильное. Виртуальная реальность - продукт прежде всего компьютерной эры. Мифы и сказки переносили людей в некоторый вымышленный мир, в котором реальные события и явления смешаны с домыслами и выдумками. В трактовке виртуальной реальности философия допускает множественность промежуточных реальностей, тем самым уходит от линейного детерминизма. Концепция виртуальной реальности позволяет обнаружить новые измерения и острые проблемы культуры и общества. К. Поппер различает «следующие три мира, или универсума: во-первых, мир физических объектов или физических состояний; во-вторых, мир состояний сознания... и, возможно, диспозиций к действию; в-третьих, мир объективного содержания мышления, прежде всего содержания научных идей, поэтических мыслей и произведений искусства». основные сферы бытия составляют: 1. Система всех физических, химических, биологических, геологических и астрономических образований, вещи и процессы первой природы. 2. Произведенные человеком вещи, освоенный человеком мир(«вторая природа»), природно-социальная реальность. 3. Социум (социальная реальность) – обособившаяся от природы часть мира, представляющая собой совокупность всех социальных явлений и их связей в истории. Общество одновременно выступает как объект (подсистема универсума) и как субъект (воплощение деятельности людей). В социуме заключено единство материи и духа. 4.Бытие человека в мире вещей(«третья природа»). Бытие человека комплексно и представляет собой: единство тела и души; природного, вещественного, социального и духовного; индивидуального и родового; личностного и общественного, общечеловеческого и классового, национального. Важнейшими формами бытия людей являются: предметно-практическая деятельность; практика социального созидания; политическая деятельность; самосозидание, самодеятельность. Бытие включает в себя: материальное и духовное, неживое и живое, природно-натуральное и социально-преобразованное. Бытие пребывает в единстве и многообразии, как бесконечность в целом и ограниченность в отдельных вещах и состояниях, как объективность и субъективность, процессуальность и относительный покой, жизнь и смерть и реальность.



Наши рекомендации