Поиски метафизических оснований бытия в различных философских системах
Впервые термин “бытие” в философию ввел Парменид (5-4 в. до н.э.). Бытие это то, что скрывается за миром чувственных вещей, есть всегда себе равное мышление и истина. Впервые философия обозначила собственное поле – вопрос об отношении мышления и вещей (мира), был расширен круг философских задач – введена гносеологическая проблематика.Если Парменид делал упор на целостную картину, ставшее, стабильное, то Гераклит акцентировал внимание на становление, процесс, изменяемость. Гераклит различал бытие по истине, открываемое в философском размышлении, и бытие по мнению, представляющее собой ложную, превратную поверхность вещей. Платон связывал истинное бытие с миром идеальных сущностей, а небытие – с косной материей.
В период средневековья утверждалось, что истинное бытие есть Бог, мир же несамостоятелен, сотворен из ничто и без заботы Бога исчезнет в ничто.Возрождение рассматривало бытие, с одной стороны, как природу, с другой, как нуждающееся в человеке как творце и хозяине.
В 17-18 веках бытие представлялось как реальность, противостоящая человеку, как сущее, осваиваемое человеком в его деятельности.Для Нового времени характерен субстанциональный подход к бытию, когда фиксировались субстанция (предельное основание бытия) и ее акциденции (свойства), преходящие, изменяемые (Ф.Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза, французские материалисты).В 20-21 в.в. бытие трактуется как вечно проясняемое раскрытие конкретного единства вещей и человека. Развитие научного знания позволяет понимать бытие под углом зрения таких категорий, как функция, отношение, система.
В современной философии и науке разрабатывается концепция самоорганизации природы и общества как процесса взаимодействия противоречивых тенденций: неустойчивости – устойчивости, дезорганизации – организации, беспорядка – порядка, что предполагает постоянную проблематизацию жизни и соучастие человека через мир “повседневности” в творческо-традиционном потоке.
7. Субстанциональное. Через понятие субстрат разъясняется, из чего состоит Б, а понятием субстанции сводится все многообразное к какому-то общему основанию (материи, духу, идее и т.п.).Субст-я-лежит в основе всего и не нуждается в док-ве своего сущ-ния. Декарт :мир на 2 субстанции-духовные(неделимые) и материальные (делимые). 8. дуалистическое противопоставление двух начал: атомов и пустоты (Демокрит), формы и материи (Аристотель), тела и пустоты у Лукреция Кара, души и тела у человека, удвоения мира на посюсторонний и потусторонний в религии, частиц и античастиц с точки зрения современной науки. 9. мономатериалистическое -Энгельс - единство мира состоит в его материальности. 10. В совокупную реальность Б входят не только матер. мир и его предметы, но и духовное, идеальное (п/п целостности материально-духовного процесса). 11. плюралистическое. Ни материю, природу, объект, ни сознание, мышление, субъект нельзя рассматривать в кач. единственной первоосновы сущего. Природа, человек, общество, идеи образуют множественное единство (Шеллинг). 11. комплексно-расширительный диалектический подход - выражается в признании совокупности характеристик Б. Философами Б осмысливается в связке с такими категориями, как пространство, время, качество, количество, мера, причинность, существование, становление (Гераклит и Гегель)12. Парменид: «Есть только Б, неБ нет совсем». НеБ часто ассоциировалось с пустотой. Для древних китайцев пустота – формообразующее начало вещей, отсутствие страданий. Строят дом, прорубают окна и двери. Пустота же в доме делает дом годным к потреблению. НеБ – переходная форма от одного уровня развития Б к другому, это еще не сложившееся, не сформировавшееся в данной ситуации потенциальное предБ, либо уже деградировавшееся, распавшееся наличное постБ. Реальный мир есть взаимодействие областей Б и неБ. Ничто – отсутствие чего-либо, выраж. в языке при помощи отрицания. Предмет существует, пока его изменения происходят в интервале опр. формы, до момента ее разрушения и превращения в нечто новое, иное. Иное тоже Б, но для прежнего предмета и его формы оно – гибель, ничто, смерть.13. антропологич. - объяснение мира через человека. Фома Аквинский: «Человек есть некоторым образом все». Фейербах также рассматривал Б через призму человека. Итак, Б трансформировалось в человекоразмерное, определяемое человеческими способностями воспринимать и действовать. Совр. рос. фил-ф Мелюхин: антропного принципа в прир. не сущ-ет, а есть лишь з-ны самоорг-ции неорганич. с-м, чел-к же явл. продуктом этой системн. эволюции. Наз. и друг. альтернативы: а) призн-е появл-я чел-ка невероятн. чудом; б) допущ-е ║ существ-я бесчисл. иных миров с друг. Физ. констант.
14. социально-трудовая трактовка Маркс и Энгельс - труд как преобразование природы и активное изменение людьми своих собственных общественных отношений составляет Б человека в обществе. 15. В совр. Ф. разраб. концепция самоорганизации прир.ы и об-тва как пр-са взаимод-я противоре. тенденций: неустойч-ти – устойч-ти, дезорганизации – организации, беспорядка – порядка. Скорость перемен не должна превышать человеч. способности адаптироваться к ним без потери себя.