Природа философских проблем и структура философии.

Эволюция представлений о материи в философии и науке.

Термин «материя» впервые встречается у Платона. В отличие от идеи, материю он представлял как нечто изменчивое, непостоянное, отождествлял с пространством, которое есть возможность любых геометрических фигур. Единичное бытие, полагал Аристотель, есть сочетание материи и формы. Материалистическое учение о мире постоянно усложнялось. В древней философии: материю как что-то целое (вода, воздух, огонь, атом). В древнеиндийских: атомы как первоначала наделялись чувственной конкретностью (запах, цвет, вкус). Демокрит, Эпикур: уменьшили их до атомов, считая их неделимыми. Французские материалисты Ж. Ламетри, Д. Дидро, доказывали, что природа никем не создана, вечна и подчиняется естественным причинам и закономерностям. Материя есть сущность, первоначало и первооснова всякого бытия, а движение – необходимый результат существования материи. И. Кант писал: материя есть любой предмет внешних чувств. У Гегеля материя – результат деятельности «абсолютной идеи», на определенной стадии своего развития порождающей свое инобытие в виде материальных вещей. Диалектический материализм рассматривает материю как бесконечно развивающееся многообразие объектов материального мира. Ленин: «Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, … ,существуя независимо от них». Единственное св-во материи – понятии объективной реальности (является абстрактно-всеобщим), которое бесконечно обогощается, усложняется и наполняется конкретным содержанием, отражая бесконечное многообразие способов объективно-реального существования. Впервые вопрос о бесконечности материи был поставлен Анаксагором - как бы мала ни была первооснова всех природных явлений – гомеомерия, она содержит в себе все многообразие материального мира. Мысль о бесконечности → в идею неисчерпаемости материи.

Системно-эволюционная парадигма в современной философии и естествознании.

Парадигма (от греч. παράδειγμα – пример, образец), 1) понятие, используемое в античной и средневек. Философии для характеристики взаимоотношения духовного и реального миров; 2) теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач.

В философию науки понятие парадигмы было введено позитивистом Г.Бергманом для характеристики нормативности методологии, однако широкое распростанение приобрело после работ амер. историка физики Куна.

Понятие парадигмы используется в теории и истории науки для характеристики формирования научной дисциплины, описания различных этапов научного знания, для анализа научных революций. Оно применяется также в методологическом анализе различных научных дисциплин (психологии, химии, языкознания и др.).

Естествознание (Е.) – обозначение традиционной совокупности наук о природе, ориентированной на исследование пространственно-временной структуры природных объектов, закономерностей их бытия и развития. Е. наряду с науками об обществе и о мышлении является важнейшей составляющей человеческого знания. Е. – теоретическая основа техники и технологии промышленного и сельскохозяйственного производства, медицины.

В развитии Е. могут быть прослежены глубинные закономерности смены парадигм. В своей исторической динамике Е. выдвигает вперед ту или иную свою область в качестве лидирующей и оказывающей влияние на другие науки и на всё Е. в целом. В качестве такого лидера может выступать как одна наука, так и некоторое их число. В истории Е. можно проследить следующих лидеров: механика (17–18 вв.); химия, физика, биология (19 в.); физика (первая половина 20 в.); химия, физика, биология (вторая половина 20 в.). Утверждение в Е. 20 в. Группового лидерства связано как с крупными достижениями химии, физики и биологии в познании неживой и живой природы, так и с расширением и углублением связей этих наук с производством, их все большей ориентацией на решение современных задач общества. Все это приводит к повышению роли Е. в жизни общества и возрастанию внимания со стороны общества к нему.

Структура диалектики.

Понятие диалектики возникло в древности и первоначально связывалось с искусством ведения диалога. Понятие диалектики ввел Сократ. В 20 в. благодаря Гегелю диалектика предстает в 3-х началах:совокупность объективных закономерностей в развитии,наука о процессе, который изучает логика,представление о методе познания и изучения бытия.

Исторические формы диалектики: - стихийная диалектика (античная философия), - идеалистическая (Гегель, Шеллинг), - материалистическая (Маркс, Энгельс), - мистическая или религиозная, - экзистенциональная.

Диалектика – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика в современном философском мире представляет собой теорию развития всего сущего. Главная проблема – исследование развития.Основные принципы диалектики:1. принцип всеобщности связи и развития 2. принцип системности3. принцип причинности4. принцип историзма5. принцип всесторонности6. принцип развития.

Категории диалектики представляют собой философские понятия, в которых отражаются всеобщие и существенные связи объективной реальности. Для диалектики характерно формирование парных категорий:сущность и явления

причина и следствиевозможность и действительностьформа и содержаниечасть и целое необходимость и случайность. Законы диалектики: 1. Единство и «борьба» противоположностей. Диалектическая концепция считает противоречия источником самодвижения, саморазвития объекта. Противоречие, по Гегелю, движет миром, является корнем всякого движения и жизненности. Закон единства и «борьбы» противоположностей занимает центральное место в материалистической диалектике, являясь ее «ядром». Он основан на признании противоречий природы вещей и явлений действительности. Противоположные стороны, свойства, тенденции не только зависят друг от друга, но они друг друга обусловливают, составляют единство. Нет притяжения без отталкивания, наследственности без изменчивости, ассимиляции без диссимиляции. Эти стороны находятся в отношении взаимополагания, взаимообусловленности, взаимопроникновения. Единство – важная сторона отношения противоположностей. Другая сторона этого отношения – взаимное отрицание противоположностей, их «борьба». Противоположности находятся в отношении взаимоисключения, взаимоотрицания. Противоречия возникают, развиваются и преодолеваются, ведут к возникновению нового качества, а это значит, что движение и развитие не привносится извне, а представляет собой самодвижение и саморазвитие.2. Взаимный переход количественных и качественных изменений. Диалектика рассматривает развитие в единстве количественных и качественных изменений. Развитие не есть лишь простое (количественное) уменьшение или увеличение, оно всегда, неизбежно приводит к возникновению нового качества, ведет к качественным изменениям, совершающимся в форме скачка. Сам переход в форме скачка закономерно обусловлен количественными изменениями и представляет собой их прерывность. Таким образом, развитие происходит в единстве прерывности и непрерывности. Диалектическое единство количественных и качественных изменений, единство прерывности и непрерывности выражается законом взаимного перехода количественных и качественных изменений. Данный закон определяет характер происходящих процессов, показывает, как совершается развитие.3. Отрицание отрицания. Развитие есть поступательное движение к новому качеству, которое предстает как результат взаимосвязанных переходов от старого к новому. Без отрицания старого возникновение и созревание нового невозможно. Отрицание старого не есть его полное уничтожение. Оно представляет собой связь нового и старого. Отмирает и исчезает отжившее. Содержание, которое необходимо и способно к дальнейшему совершенствованию и развитию, ничего существенного не утрачивает, оно «снимается» новым качеством, переходит в свою противоположность. Такое отрицание есть диалектическое отрицание, выражающее противоречивую природу поступательности и преемственности в процессе развития, характеризующее возникновение нового и относительную повторяемость, необходимость моментов старого. Таким образом, исходное состояние в силу противоречивой природы развития превращается в свою противоположность, свое отрицание, что, в свою очередь, неизбежно подлежит превращению уже этой противоположности в свою противоположность, происходит отрицание отрицания. Развитие как бы повторяет пройденные стадии, но на новой, более высокой ступени.

Исторические типы личности

Многообразие людей не исключает возможности усмотреть определенные типы их сходства в соответствии с социальными параметрами: 1) принадлежность индивидов к определенной сфере деятельности, т.е. к социальному типу разделения труда; 2) разделение людей по их отношению к средствам производства; 3) подчиненность людей национально-культурным условиям. У носителей социальных отношений формируются определенные классовые, национальные и иные черты личности.

Современное понимание личности в постнеклассической картине мира сочетает в себе унифицирующие (усредняющие) и индивидуализирующие тенденции. В основе унифицирующих типологий лежат различные критерии и соответственно существуют типологии социально-исторические, социально-классовые, социально-демографические, социально-этнические, социально-профессиональные, социально-ролевые и т.п. В марксизме основой для выделения конкретных типов социальности, формирующих типы личности, является формационное членение истории. Современная цивилизационная парадигма позволяет раскрыть более универсально типологию личности. В философско-психологической литературе получило распространение разделение людей на интровертов и экстравертов. Интроверт сосредоточен на своем внутреннем мире, ему чаще свойственно аналитическое восприятие мира. Экстраверт нацелен на внешний мир, его синтетичность. С 70-х гг. XX в. развивается соционика - наука о человеческих возможностях и о взаимоотношениях людей. В зависимости от типов личности («Дюма», «Гюго», «Бальзак», «Дон-Кихот», «Наполеон», «Есенин», «Жуков», «Обломов», «Манилов», «Плюшкин» и т.д.) взаимоотношения между людьми складываются по-разному - в диапазоне от комфортности до конфликтности. Приведем еще одну классификацию социальных типов личности.Для личностей-деятелей (ремесленники, земледельцы, рабочие, педагоги, менеджеры и т.д.) главное - действие, изменение мира и других людей, в том числе и самого себя. Мыслители приходят в мир для того, чтобы смотреть и размышлять (Пифагор). Это мудрецы, пророки, летописцы, выдающиеся ученые. Третий тип - люди чувств и эмоций - прежде всего представители литературы и искусства, гениальные прозрения которых порой опережают научные прогнозы и прорицания мудрецов. Четвертый тип - гуманисты, и подвижники, отличаются обостренным чувством ощущения душевного состояния других людей, любят ближнего, как самого себя (по евангельской заповеди), спешат делать добро. Вероятно, можно еще говорить о типе личности, формирующемся в зависимости от характера политического режима в обществе. Тоталитарному режиму присущи: а) всеобщая регламентация сфер жизни человека (к примеру, ограничение числа детей в семье); б) социальная анонимность (следствие чрезмерного огосударствления общественной жизни), ведущая к утрате человеком его важных жизненных функций, что порождает пассивность и подавляет естественные порывы индивида; в) культ власти, ставшей высшей ценностью; г) готовность людей уступить свободу социальной защищенности, иждивенчеству, отсюда - безответственность человека. Тоталитарный тип личности характеризуется: восторженным отношением к власти; мифологизацией действительности; чрезмерным энтузиазмом; верой в простоту мира (белое - черное, друзья - враги); верой в чудеса; абсолютизацией порядка.

Природа философских проблем и структура философии.

Соотношение мира «внешнего» и «внутреннего» (духовной жизни), материального и идеального выступает как универсальная формула любой философской проблемы.Эта универсальная формула выражается в постановке основных вопросов. «Что есть бытие?» (Парменид), «Что есть идея?» (Платон), «Что есть форма и материя?» (Аристотель). В Средние века вопрос о сущем приобретает нерациональные черты, связанные с религиозной верой, выливается в вопрос об отношении человека к Богу. Основной вопрос в Новое время – о методе познания: является ли он эмпирическим или же рационалистическим В классической форме проблему соотношения материального и духовного выразили Г. Гегель, Л. Фейербах и Ф. Энгельс. По определению Гегеля, фил-я распадается на две основные формы разрешения противоположности между бытием и мышлением – «реалистическую» и «идеалистическую». Философы, бравшие за основу миропонимания природу, материю, объективную реальность, существующую независимо от сознания, примыкали к различным школам материализма. Его формы: стихийный, механистический и диалектический.Стихийно-наивный материализм – представление об объективном существовании внешнего мира, не подкрепленное данными естествознания и обществознания. Возникновение механицизма связано с достижениями классической механики (Г. Галилей, И. Ньютон). Механицизм объясняет природу и общество законами лишь механической формы движения материи (Ф. Бэкон, Г. Гоббс, Б. Спиноза). Упрощенные механицистские воззрения о материи, движении, пространстве и времени, человеке, причинности давали естественнонаучное понимание многих явлений природы и сыграли полезную роль в развитии науки и философии.Есть другие формы упрощенного материализма: вульгарный, экономический – в них игнорируется качественное своеобразие различных объектов действительности, абсолютизируется материальная обусловленность мышления, преувеличивается роль экономического фактора.Корни материализма уходят в адекватное отражение действительности на основе развивающейся практики, обобщения достижений техники и науки. Так, усилению позиций материализма способствовали: изобретение паровой машины, развитие геологии, палеонтологии, эмбриологии, физики, химии, биологии. И наоборот, материалистические взгляды оказывали заметное воздействие на развитие науки. Диалектический материализм опирается также на опыт развития цивилизации и культуры.Позиция, по которой мир и человек объясняются исходя из духа, сознания, получила название идеализма. Впервые термин «идеализм» употребил в 1702 г. Лейбниц при оценке философии Платона. Объективные идеалисты (Платон, Гегель) принимают за основу действительности некий всеобщий дух, а субъективные идеалисты (Беркли, Юм) – ощущения, в целом сознание воспринимающего субъекта. Идеализм опирается на определенные основания: 1). отрыв познания от материи, абсолютизация отдельных сторон мыслительного процесса, преувеличение активной роли мышления; 2). уходящие с исторической арены господствующие классы и группы были заинтересованы в иллюзорном, скрывающем истинные материальные факторы, отражении действительности; 3). по мере усложнения общественной жизни в деятельности человека возрастает роль духовных компонентов – психики, интеллекта, сознания и бессознательного.Идеализм «оправдан» в связи с тем, что «люди столкнулись со средой, которая неадекватна их телесности, и содержанием познания стало невидимое, неощущаемое. Торжество идеализма связано с возникновением виртуальных реальностей. В них материальная субстанция заменяется отношениями и функциями, причем опосредованными, в которые человек вовлекается одним сознанием.В основе информационного общества лежат два взаимосвязанных процесса: революция собственно информационная, вызванная лавинообразным ростом информации, и революция в информационно-кибернетической технике и технологии как материальной основе движения информации. Развитие цивилизации и культуры – основа не только диалектического материализма, но и идеализма.Вопрос о познаваемости мира, о тождестве мышления и бытия, в формулировке Ф. Энгельса, составляет вторую сторону основного вопроса философии. Современная марксистская философия указывает на недостаточность рассмотрения двух сторон, вычленяет в рамках основного вопроса проблемы оценочного и практически-преобразующего отношения духовного к материальному. Сознание способно столь активно воздействовать на материальный мир, что о его вторичности можно говорить лишь в генетическом, историческом плане. Соединяя в себе оба бытийных начала (материальное и духовное), человек способен одухотворять косную материю во все более грандиозных масштабах. Полярность отношений «материальное – духовное», «объективное – субъективное», так или иначе входят во все философские размышления, порой выносит на первый план более конкретные проблемы, например о природе, практике, путях достижения знания, долге, свободе, счастье, смысле человеческой жизни, о соотношении общечеловеческого и национально-государственного.Основной вопрос аналитической философии – не просто о науке, а о рациональности в науке или в жизни в целом. Лингвистическая философия в центр своего внимания поставила проблему языка. Стоики в античности, Т. Гоббс и Б. Спиноза в Новое время писали о действии фундаментального закона человеческого существования – закона самосохранения. Одной из центральных в условиях современной социальной трансформации является проблема обеспечения выживаемости человечества на основе укрепления жизнеспособности, стабильности социума, преодоления опасности катастроф, выбора приемлемой стратегии развития обществаИзменение и усложнение философской проблематики приводит к тому, что термин «основной», применяемый для характеристики вопроса об отношении сознания и материи, идеального и материального, является в известной мере условным. Например, закон взаимного перехода количества и качества приводит к признанию еще двух типов бытия: количества и качества. Что же является более фундаментальным: деление бытия на материю и сознание или же его деление на количество и качество? Четкого критерия для решения этого и подобных вопросов нет.Многообразие философской проблематики обусловливает сложную структуру философии. Основатель стоицизма Зенон из Китиона – 3 части фил-ии: физику (учение о природе), логику и этику (З. о чел-ке и пути его к осмыслению жизни); Ибн-Сина (Авиценна): физики (З. о природе), логика (методы познания природы и чел-а), и метафизики; Ф. Бэкон – бог, природа, чел-к; свои варианты по этому вопросу предлагали Аристотель, Т. Гоббс, И. Кант, Г.Гегель и другие философы.В современном представлении (за искл. постмодернизма) философия включает а) учение о бытии – онтологию; б) учение о деятельности – праксиологию; в) теорию познания – гносеологию; г) теорию ценностей – аксиологию; д) учение о человеке – философскую антропологию; е) науку о развитии общества – социальную философию (социологию). Отдельными областями являются философия науки, философия техники, философия религии, философия языка, логика (наука о законах мышления), философия искусства (эстетика), философия нравственности (этика), философия культуры, история философии. Предметом философии является отношение «человек – мир», рассматриваемый под углом зрения природы и сущности мира и человека, места человека в мире, отношения к нему, возможностей познания, оценки и преобразования мира и совершенствования самого человека, общей структуры мира (каков мир – целое или совокупность не связанных между собой явлений, предметов, процессов?) и состояния, в котором мир находится (покоится или движется, что является источником развития?) Философия доходит до осознания всеобщих оснований бытия человека и мира, вырабатывает общие ориентиры жизнедеятельности человека, поднимается до осознания целей и смысла жизни.

2. Специфика философского знания и его функции.

Мировоззренческая функция философии обеспечивает ориентацию человека в усложняющемся мире. В историческом развитии познавательного, оценочного и преобразовательного отношения человека к миру вырабатываются определенные принципы, имеющие важное методологическое значение.Методологическая функция философии, тесно связанная с мировоззренческой, направляет человека в его отношении к миру (термин «метод» путь, исследование, прослеживание). Проблемы метода не ограничиваются рамками познания и ценностных ориентаций людей, и решаются в широком социокультурном аспекте.Одна из особенностей философии состоит в том, что она решает задачу теоретической рефлексии. Данная функция выражается через рационально-рассудочную деятельность. Философия, в понимании Ф. Бэкона, имеет дело не с чувственными впечатлениями от предметов, как поэзия, а занимается соединением и разделением абстрактных понятий, выведенных из предметов и фактов действительности.

В диалектико-материалистической философии категории – отражение общественно развитым человеком объективного мира, они выполняют логико-организующую и интегрирующую функции в научном познании, являются ориентирами познания и практического преобразования действительности.Фил-я сводит воедино различные науки и отрасли знания, преодолевает разобщенность ест-х и гумм-х наук, содействует осуществлению связей между наукой, искусством и моралью (координационно-интегративная функция). Философия способна придать всем другим наукам, достижениям культуры систематическое единство. Интегративность предполагает обращенность фил-и ко всему многообразию сущего и общественно-исторического опыта людей (плюралистическая функция). Философия призвана вносить в общество мудрость и тем самым содействовать общественно-историческому прогрессу (культурно-творческая функция). творческая функция - способ миропостижения характеризуется выходом за рамки наличного бытия. Философские прозрения нередко опережают открытия и выводы науки (идеи атомистики, отражения).Философское познание осуществляется через категории. Термин категория (высказывание) в фи-ю ввел Аристотель -рассматривал категории через соотнесение содержания высказываний о неком сущем с самим этим сущим. Он выделил следующие категории: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Категории философии фиксируют характеристики прир. и соц. объектов, («пространства», «времени», «движения», «предмета», «вещи», «количества», «качества»), характеризуют также человека как субъекта деятельности («человек», «общество», «сознание», «добро», «зло», «красота», «вера», «надежда», «любовь», «долг», «совесть»). Категории философии: 1) обеспечивают преемственность и изменчивость в функционировании социального опыта; 2) выступают основанием человеческого сознания в каждую историческую эпоху; 3) образуют обобщенную картину мира и человека, мировоззрение эпохи. Категории в ходе социализации усваиваются индивидом, определяя его индивидуальное понимание и переживание мировых событий, поступки и действия. В своих связях категории философии образуют категориальную модель мира, обнаруживаются в языке, феноменах права, нравственности, религии, эстетическом освоении мира, в политической культуре и т.п. философия, основывающаяся на знании, логике и сомнении, взвешенности оценок, альтернативности подходов, содержит в себе критическое начало. В античной фил-и критика выражалась в логико-риторической форме и использовалась в качестве средства обнаружения логических противоречий в суждениях и определения способов избавления от них. В средневековой фил-и критика выступала как проблемный метод познания бытия, средство преодоления ограниченности мышления, как способ опровержения догм. Эту традицию в Новое время продолжил и углубил Ф. Бэкон, подвергнув критике догматический способ познания. Критическая функция философии проявилась в борьбе с феодальным строем, когда, стремясь стать наставниками человечества, философы расшатывали престол и пытались опрокинуть алтарь. И. Кант полагал, что философия должна быть прежде всего критическим исследованием человеческой познавательной способности и тех границ, в пределах которых простирается компетенция разума. Критика продуктивна, если она расшатывает устаревшие взгляды и в то же время сохраняет в отвергаемых формах мировоззрения все ценное.]

Наши рекомендации