Постмодернист. Монах. Юродивый
Опыт христианства многообразен и, одновременно, универсален. В нем удивительным образом сочетаются жизнь в миру и отшельничество, церковные праздники и аскетизм, упорядоченность монастырской жизни и непредсказуемость юродства. В самосознании христ ианства наряду с неизменными догматами возможно свободное боговдохновенное творчество, рациональные теологические построения соседствуют с мистическими откровениями, катафатическое богословие дополняется апофатическим. В христианстве сочетается целостнос ть традиции с разнообразием конкретных форм воплощения и описания религиозного опыта.
В Священном Писании нормативная этика (10 заповедей) соседствует с парадоксальной этикой (заповеди блаженства), даже радикальными требованиями к человеку (любите врагов ваших), закон с благодатью, страх Божий с божественной любовью, гнев Божий с божес твенным милосердием.
В Библии и святоотеческом наследии мы можем найти основания различных форм мышления и стилей философствования. Все это дает возможность разнообразных интерпретаций и затрудняет выбор единого (единственного) подхода, если он вообще возможен. Целостност ь и единство Божественного бытия еще не гарантирует возможности создания абсолютной философии, некоторой системы мышления, полностью исчерпывающей высшую реальность.
Как известно, Православие на протяжении 2-х тысяч лет не выработало строгой и определенной философской системы, однозначно привязанной к догматическому учению. Что это - недостаток Православия или свобода по отношению к конкретным и ограниченным форма м рационального мышления?
Пожалуй, не столько Православие нуждается в философии, сколько философия нуждается в Православии, святоотеческом наследии, уникальном опыте исихазма. Философия как умозрение не может строить сама себя из себя, она не может быть самоценной и самодостат очной. Ей требуется твердое основание, укорененность в Высшем Бытии. Все охватить философия сможет только тогда, когда сама будет в согласии с Источником всего существующего.
Православие гармонизирует все сферы человеческой жизни, исправляя и просветляя их. Ничто не может быть отринуто целиком. Все призвано ко спасению и обожению. Также это касается и философии. Она нуждается в оправдании и преображении. Ей необходима высш ая санкция, чтобы в критическом запале не дойти до самоуничтожения.
В Х1Х веке на основе Священного писания возникает экзистенциальная философия (Кьеркегор) и герменевтика (Шлейермахер). Нам представляется, что и феноменология (Гуссерль, Хайдеггер) может быть истолкована в христианском контексте. Даже психоанализ имее т тесные связи с проблемами аскетического опыта, например, борьбой со страстями. Но наиболее болезненным является вопрос о постмодернизме (Делез, Деррида, Батай, Бодрийар), который имеет богоборческую форму (борьба с метафизикой и любыми абсолютами).
Постмодернизм наглядно демонстрирует исчерпанность системы классической философии и потерянность философа в многообразии методов неклассической философии. И если действительно КБог умерЧ для безбожного мира, то постмодернизм - это способ философствова ния в ситуации богооставленности. В преследовании постмодернизмом всех и всяческих абсолютов можно усмотреть тоску по Абсолюту, в изгнании сакрального смысла - неравнодушие к нему. Постмодернизм - это тактика и стратегия поведения человека в ситуации воп лотившегося абсурда, господства чудовищного, перманентной катастрофы.
Постмодернизм - это метод, не обещающий достижения цели; это вопрос, ответ на который был бы смертелен; это способ остаться живым, когда Истина невыносима. Постмодернизм - это поиск спасения в ситуации, когда уже не осталось ни веры, ни надежды, когда отнята благодать. Постмодернизм - это спонтанное самопожертвование философии; это распятие современной культуры и ее сошествие в ад. Постмодернизм - это сверх-апофатика, когда даже не произносится слово КБогЧ. А симулякры - это призраки, духи, бесы, с к оторыми ведется невидимая брань. Их нужно распознать и разоблачить их претензии на подлинность, чтобы не принять небытие за бытие.
Постмодернизм более внимателен к нюансу, который может оказаться великим; к частностям, в которых скрывается чудо; к отражениям, в которых есть частица Фаворского Света; к мельчайшим движениям души, которые определяют последний выбор. Постмодернизм - это вслушивание в бессмысленное бормотание пустоты; это молчаливый вопль несчастного сознания; это плач и скрежет зубовный; это вопрошание о смысле абсурда; это зов в пустоту, в которой никого нет; это молчание в непрекращающейся беседе с ничто. Когда не возможно говорить, остаются два пути: быть исихастом или постмодернистом.
Ложь, изреченная постмодернизмом, есть мысль. Именно постмодернист может полушутя проговорить то, на что не решаются КсерьезныеЧ философы. Он способен случайно проболтать Великий Секрет. Небо невозможно взять штурмом, как это пыталась сделать классиче ская философия; многовековая осада крепости Логоса оказалась бесполезной. Теперь ясно, что Истину невозможно купить; заключить договор можно только с преисподней. Никакие моральные заслуги не являются гарантией спасения. Знание только подводит человека к последней черте, разум в бессилии останавливается перед Тайной.
Постмодернизм - это вызывающий жест в сторону Неба; это отказ от гарантий с верою в любовь; это дерзость, доходящая до смирения; это добро, притворяющееся злом; это агнец в волчьей шкуре; это громкой смех, скрывающий рыдания; это цинизм, маскирующий с кромность; это оскорбление святынь с тайным желанием, что кто-нибудь их защитит; это провокация, попытка выманить божество из его укрытия; это предательство Бога с верой, что не найдется палачей; это преступление в надежде на наказание и на то, что грозн ый Судия явит себя.
Постмодернист по-детски наивно играет с Небом; по-женски кокетливо заигрывает с Богом. Истина открывается только в непостижимом. Чудо случается только неожиданно. Событие свершается только если сделать нечто невозможное. Поэтому постмодернист как влюб ленный - забывает себя; как пьяница - с горя упивается до беспамятства; как нищий - радуется медному грошу; как скряга - собирает всякий сор; как транжира - проматывает наследство за одну ночь; как проститутка в ожидании настоящей любви - готов пойти за любым, кто позовет; как мошенник - у которого есть только один шанс обмануть; как вор - хочет украсть бесценное сокровище; как преступник - дерзает совершить непоправимое; как самоубийца - режет себя бритвой; как безумный - бросается в пропасть.
Постмодернист - это взбунтовавшийся Адам; это Ева, желающая соблазнить Дьявола и обратить его к добру; это Ной, который пытается утопиться; это жена Лота, которая все время оглядывается; это Иона, хохочущий в чреве Кита; это блудный сын, который упрям ствует из последних сил; это Иаков, смеющийся над ангелом; это Иов, молящий о невыносимом страдании; это Авраам, приносящий в жертву весь мир, и чья рука не была остановлена; это Моисей, заблудившийся в пустыне; это Соломон, сошедший с ума; это Иоанн Кре ститель, не знающий как надо крестить; это еще не прозревший Савл; это Иоанн Богослов, пишущий порнографические романы; это Петр, радующийся своему отречению; это Иуда, желающий сораспяться с Христом; это Иисус, забывший зачем он пришел в мир. И < все это потому, что сегодня в мире, достигшем предела грехопадения, иное - уже невозможно.
Постмодернизм - это философия, презирающая всякую философию; это безудержность интерпретаций, в надежде исчерпать их до конца; это мистика без сверхъестественного; это религия в отсутствии Бога; это антибогословие, которое хочет довраться до правды; э то опустошение шумом, чтобы освободить место для сакрального; это оглушенность тишиной, в ожидании когда ангелы вострубят; это бегство от божества, чтобы вовремя оказаться в точке Встречи; это праздник Апокалипсиса, который всегда с тобой; это отказ от н еизбежного чуда Второго Пришествия, потому что еще не все спаслись; это преждевременное снятие печатей с Книги, потому что ожидание - невыносимо.
Постмодернизм - это опьянение возможной в будущем благодатью; это растрата еще не полученных Даров Духа Святаго; это сумасшедший дом, в котором скрывается безумие для мира сего; это невыносимая боль, превысившая меру человеческого; это болезнь философ ии и ей нужен Врач; это патология, когда КнормЧ стало слишком много; это извращение, когда все уже много раз перевернулось; это страшный танец на могиле философии; это предсмертная агония разума; это философская помойка, над которой встает видение Небесн ого Иерусалима; это кошмарный сон наяву, в котором прозревается Последнее Пробуждение.
Постмодернизм - это интеллектуальный пир в преддверии великого интеллектуального поста. Это книга - горькая в устах, да во чреве сладка, как мед. Это философские вериги и власяница, духовный аскетизм, доходящий до самоистязания. Это безрассудная попыт ка сохранить религиозную девственность в условиях всеобщей оргии. Это Вавилонская блудница, мечтающая о непорочном зачатии.
Конечно, постмодернизм - это великий соблазн, но Грехопадение совершено не им. Первородный грех вошел в человека с появлением философии, с желанием познать добро и зло. В результате современное человечество не в состоянии отличить Христа от Антихриста , но лишь постмодернизм честно признается в этом. И уже поэтому он быть может не является антихристианским. Все философские системы в той или иной степени выдают себя за Спасителя, и только постмодернизм не претендуют на эту роль. В отличие от философий- лжепророков он не пророчествует о светлом будущем и не обещает Царствия Божия на Земле. Он признает: Аз есмь великий грешник.
Постмодернизм - это Содом и Гоморра, в которых спрятались 144 тысячи верных. Это подкоп под Вавилонскую башню. Это Ноев ковчег, где всякой дряни по паре. Это казни Египетские в ожидании Исхода. Это коллективная Голгофа. Это Армагеддон, только не ясно где - свои, где - чужие. Это веселый Конец Света. Это радостно-страшный Суд. Это праздничное светопреставление. Это долгожданно-неожиданное Второе Пришествие. Это всеобщее воскрешение, только непонятно - в рай или в ад.
Постмодернизм - это попытка устроить скандал в доме, где нет никого в живых; это бестолковая суета в ожидании Гостя, в предчувствии Встречи. Это карнавальные похороны человека ветхого, это мучительные схватки перед родами человека нового. Это шутовска я свадьба в преддверии великой Свадьбы. А Жених уже при дверях. Всего лишь несколько тысяч миль, да несколько веков отделяют нас от его сватов. То, чего так не хватает постмодернизму, - стяжание благодати Духа Святого, - уже было явлено миру в исихазме.
Постмодернизм - это жертвоприношение философии, это козел отпущения. Через крестное страдание и добровольную смерть философии в постмодернизме возможно искупление ее грехов. В нем есть некая изначальная безблагодатность, неустранимая внутренними средс твами ущербность, а также неполнота, которая может (и должна) быть восполнена при обращении к духовной традиции Православия. Если постмодернизм - это богооставленность, распятие философии, то в исихазме философия может обрести Путь, Истину и Жизнь, через него открывается возможность воскрешения и КвознесенияЧ философии.
Но это будет уже не фило-софия, а лицезрение Истины. Исихазм не есть результат теоретического исследования, но есть рассказ, повествование, весть, откровение о духовном опыте. Это скорее "литература", чем наука; скорее поэзия, чем теория. Потому что р ечь идет о великой Любви.
Урок исихазма передается прямо и непосредственно от учителя (Старца) к ученику, от сердца к сердцу в тиши монастыря. Он скрыт от внешнего взора, он не прочитывается посторонним наблюдателем. Простой на первый взгляд, исихазм также непонятен, загадочен и непостижим, как и постмодернизм. Исихазм зовет туда, где невозможно находиться; передает опыт, который невозможно взять.
Постмодернизм неуловим, потому что он демонстративно нагляден, скользит по поверхности, ослепляет фейерверком смыслов, обманывает бесконечными отражениями и миражами. Постмодернизм как сновидение намекает, напоминает о том, в чем мы не признаемся себе ; как галлюцинация врывается в сознание и взрывает его изнутри.
Исихазм неуловим, потому что он весь в глубине, скрыт во мраке внутреннего, сокровенен в нестерпимой истине, честно предлагает непосильный крест. Исихазм - это постоянное бдение, трезвление, борьба с прелестью.
Попробуем сравнить такие разные на первый взгляд исихазм и постмодернизм:
постмодернизм | исихазм |
цитирование | цитирование |
цитирование всех текстов | цитирование Святых Отцов |
децентрация | центрация (Христоцентризм) |
рассеяние | собирание себя |
широкий путь - в миру | узкий путь - монашество |
широки врата - выходящие | узки врата - входящие |
структура ада | структура рая |
юродство | смирение |
сон | бдение |
опьянение | трезвление |
абсурд | благодать |
катастрофизм | эсхатологизм |
безумие больного | безумие святого |
Нужно преобразовать безумие больного в безумие святого. Как и постмодернист святой не равен самому себе, несет внутри себя дистанцию и различие. Но он в смертной плоти воплощает образ и подобие Божие. Исихаст как Богоматерь вынашивает в себе богочелов ека. Таким образом, постмодернизм берет на себя все грехи философии, но только исихазм способен искупить их.
Также интересно сравнить между собой исихазм и юродство - две стороны христианского духовного (мистического) опыта, две тайны Православия:
юродивый | исихаст (отшельник) |
сокровенен в своей откровенности (публичности) | откровенен в своей сокровенности |
сокрыт в своей открытости | открыт в своей сокрытости |
таинственен в явленности | явлен в таинственности |
парадоксален в действиях | парадоксален в "бездействии" |
прост в своей сложности | сложен в своей простоте |
целостен в разнообразии | разнообразен в целостности |
"импровизирует" вовне | "импровизирует" внутри |
смиренен в дерзости | дерзок в смирении |
раздает себя | собирает себя |
разрушает себя | строит, созидает себя |
провоцирует социум | провоцирует мир сей |
место подвига - рынок, площадь | место подвига - пустынь |
Исихаст ограничивает чувственные восприятия, чтобы остаться наедине с Абсолютом, все остальное временно выносится за скобки, чтобы потом снова включить в себя, но уже в свете новой перспективы. Юродивый впускает в себя весь мир, чтобы освятить его зде сь и сейчас.
Юродивый - непредвиденный, неожиданный, ошарашивающий, провоцирующий; исихаст - невидим, непостижим. Юродивый - эсхатологичен, апокалиптичен; исихаст - при жизни становится причастным Раю, пребывает пред Богом. Юродивый указывает на Другого, невидимог о Бога; исихаст воплощает Его в себе. Исихаст уходит, чтобы вернуться в силе; юродивый остается, чтобы позвать других. Юродивый превращает обыденную жизнь в мистерию; исихаст мистерию делает своей обыденной жизнью. Юродство и исихазм - две формы практиче ского апофатического богословия. Они одинаково невозможны с точки зрения здравого смысла, так как находятся по ту сторону умопостигаемого, в пространстве богообщения.
Постмодернизм - тоже апофатика, однако негативная, мрачная в фейерверке смыслов, тоскливая в тотальном осмеянии, безысходная в переборе всех возможностей, бессильная в своей дерзости. Апофатика христианская - светлая, радостная, спасительная. И вполне возможно, что постмодернизм со своим разрушительным пафосом как хирургический скальпель расчищает место в больном теле философии для возвращения (второго пришествия) исцеляющей апофатики богоприсутствия.
Итак, все, что происходит с человеком в мире, - все это по поводу и вокруг одного - его отношений с Богом. Любые мысль, слово, поступок европейского человека за последние 2 тысячи лет - за или против Христа. Поэтому вся философия должна быть соотнесен а с исихазмом, рассмотрена в контексте аскетического и мистического опыта Православия. Только так она может быть оправдана.
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
Жертвоприношение - это игра, праздник, опьянение, сон, катастрофа, преступление, смерть, чудо, спасение.
Игра - это праздник, опьянение, сон, жертвоприношение, преступление, катастрофа, смерть, чудо, спасение.
Катастрофа - это игра, праздник, сон, опьянение, преступление, жертвоприношение, смерть, чудо, спасение.
Опьянение - это сон, игра, праздник, преступление, жертвоприношение, катастрофа, смерть, чудо, спасение.
Праздник - это игра, опьянение, сон, жертвоприношение, преступление, катастрофа, смерть, чудо, спасение.
Преступление - это жертвоприношение, катастрофа, смерть, чудо, спасение, опьянение, сон, игра, праздник.
Смерть - это жертвоприношение, опьянение, сон, катастрофа, преступление, спасение, чудо, праздник, игра.
Сон - это жертвоприношение, игра, праздник, сон, опьянение, преступление, катастрофа, смерть, спасение.
Спасение - это жертвоприношение, игра, праздник, сон, опьянение, преступление, катастрофа, смерть, чудо.
Чудо - это жертвоприношение, игра, праздник, опьянение, сон, катастрофа, преступление, смерть, спасение.
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
А
Абсолют, 43, 64, 108
Абсурд, 34, 126, 204
Автор, 3, 37
Агония, 122, 202, 262
Агрессия, 50, 228, 244, 249, 265
Ад, 29, 42, 102, 123, 126, 142, 164, 199, 202, 242, 265
Алкоголь, 89
Алтарь, 81, 88, 91
Ангел, 145, 247
Аномалия, 50
Антагонист, 50
Анти-герой, 118
Анти-поведение, 50, 109, 116, 119
Антропология, 2, 9, 13, 19, 21, 22, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 34, 35, 45, 48, 51, 224, 225, 226, 227, 229, 231, 234, 235, 236, 237, 239, 240, 242, 243, 246, 247, 248, 250, 251, 252, 254, 255, 256, 257, 258, 259, 260, 265, 267
Апокалипсис, 150, 227
Апофатика, 71, 206
Архаический, 81, 95, 100, 103, 115, 119, 223, 261
Архетип, 23, 67, 153, 243, 270
Асексуальность, 126
Асимметрия, 50
Аскет, 158, 160, 198, 206
Аскетизм, 60, 71, 160, 197, 202, 235
Б
Бездна, 42, 102
Безумие, 7, 92, 119, 162, 201, 204
Беседа, 49, 58, 225
Бессмертие, 74, 133, 160, 245
Бессмысленность, 44, 77
Бессознательное, 82, 96, 122, 146, 225, 243, 270
Бесы, 199
Битва, 111, 124, 156, 157, 159, 160, 161, 164, 174
Благодать, 45, 59, 98, 101, 108, 109, 127, 133, 149, 150, 151, 160, 166, 175, 199, 204
Близость, 24, 48, 110, 134
Боговоплощение, 134
Болезнь, 7, 14, 24, 25, 66, 146, 188, 191, 201, 247
Боль, 7, 20, 24, 25, 42, 110, 121, 122, 123, 126, 130, 136, 138, 144, 201
Бунт, 42, 115, 120, 181, 185, 227
Бытие, 4, 20, 21, 22, 24, 26, 33, 34, 37, 38, 42, 43, 45, 48, 49, 51, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 63, 72, 75, 76, 77, 81, 82, 83, 96, 97, 98, 104, 114, 115, 117, 118, 122, 135, 137, 138, 155, 158, 176, 199, 226, 228, 251, 264, 267
В
Вечность, 43, 73, 141, 151, 177
Взгляд, 17, 30, 36, 49, 68, 107, 146, 149, 154, 163, 188, 196, 203, 204, 227
Видимое, 49, 158
Видимость, 49, 82, 137, 176
Вина, 50, 70, 83, 88, 89, 90, 91, 92, 237
Вино, 83, 88, 89, 90, 91, 92
Власть, 13, 25, 43, 78, 82, 97, 98, 125, 138, 156, 167, 170, 172, 173, 174, 181, 186, 194, 229, 238, 255
Внешнее, 48, 96, 122
Внутреннее, 48, 94, 96, 122
Водка, 67, 89, 91
Возвращение, 50, 72, 73, 78, 85, 93, 100, 122, 133, 150, 151, 155, 171, 173, 175
Вознесение, 26, 51, 164
Война, 24, 42, 262
Вопрос, 45, 61, 69, 71, 72, 82, 83, 97, 106, 128, 180, 189, 198, 199
Воскрешение, 45, 123, 150, 156, 157, 160, 164, 165, 186, 188, 190, 202
Воспоминание, 41, 50, 73, 75, 80, 131, 140, 149, 197
Восхождение, 33, 51, 58, 132
Встреча, 25, 42, 50, 62, 104, 123, 129, 135, 137, 138, 149, 151, 158, 159, 266
Вызов, 26, 51, 112, 114, 117, 120, 124
Выигрыш, 49, 63, 133
Г
Гений, 231
Герой, 3, 60, 74, 87, 112, 113, 118, 120, 123, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 159, 160, 161, 164, 165, 174, 186, 243, 246
Гибель, 25, 51, 133, 156, 157, 164, 176, 266
Голос, 44, 49, 137, 141, 159, 232, 233
Горизонт, 48, 58, 68, 103
Господство, 50, 55
Граница, 6, 7, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 31, 33, 42, 48, 68, 122
Грех, 50, 116, 160, 161, 163, 164, 177, 181, 186, 202
Д
Дар, 4, 26, 49, 98, 103, 125
Движение, 17, 18, 20, 40, 49, 60, 84, 85, 235, 267
Двойник, 50, 176, 223
Девиантное, 50
Девственность, 202
Дети, 9, 115, 154, 187, 196, 250
Детство, 25, 107, 122, 269
Деформация, 49
Децентрирование, 50
Динамика, 41, 49, 248
Дисгармония, 50
Дискриминация, 50
Дискурс, 48, 71, 259
Диссонанс, 50
Дистанция, 48, 80, 104
Драка, 23, 42, 110, 122, 130
Другое, 11, 12, 18, 19, 26, 54, 131, 150
Другой, 12, 18, 19, 23, 28, 33, 37, 42, 50, 141, 243, 255
Дух, 84, 89, 91, 141, 223, 247, 248, 254, 262
Дыра, 49
Ж
Желание, 36, 41, 49, 54, 55, 60, 68, 106, 110, 115, 116, 117, 121, 127, 131, 141, 151, 181, 185
Женское, 87
Женщина, 10, 105, 228, 230, 234, 248, 255
Жертва, 10, 26, 49, 56, 59, 74, 90, 153, 157, 158, 160, 161, 162, 164, 167, 172, 176, 179, 182, 186, 189, 196
Жертвоприношение, 45, 77, 83, 86, 90, 92, 100, 158, 160, 161, 170, 179, 181, 189, 196, 203, 206, 207
Жест, 44, 77, 130, 131, 132, 133, 200
Жестокость, 26, 27, 110, 163, 168
Живое, 43, 50, 56, 110, 128, 246
Жрец, 3, 92, 100, 158, 159, 161, 162, 164, 166, 169, 170, 178
З
Забвение, 20, 166
Забытие, 45, 50
Замещение, 49
Замкнутость, 42, 50, 58
Зеркало, 40, 240
Зло, 99, 108, 111, 120, 156, 157, 158, 159, 160, 161, 165, 166, 202, 224, 244
Зов, 26, 49, 58, 114, 199
И
Игра, 23, 25, 44, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 85, 106, 107, 121, 132, 206, 207, 225, 236
Игрок, 57, 136
Иерархия, 35, 50
Избыток, 49
Извращение, 7, 12, 201
Изгнание, 50, 156, 173, 175, 180
Изгой, 93
Изнанка, 17, 42, 48
Иллюзия, 49, 138
Имитация, 50, 109
Имя, 31, 82, 102, 113, 121, 168, 240, 244
Инаковость, 50
Инверсия, 43, 50, 108
Инициация, 42, 113, 149, 159
Инобытие, 40, 42, 50, 129, 137
Иное, 12, 13, 18, 19, 26, 50, 54, 60, 91, 121, 145, 201
Интерпретация, 39
Интуиция, 4, 15, 38, 41, 46, 57, 244
Иррациональное, 15, 125, 136
Исихазм, 49, 203, 204, 205, 206, 265
Искажение, 49
Искупление, 50, 91, 144, 203
Исчезновение, 50, 89, 107, 181
К
Казнь, 157, 162, 164, 168, 176, 180, 182, 184, 185, 186, 193, 194, 258
Карнавал, 34, 94, 95, 99, 100, 102, 106, 107, 109, 110, 111, 127, 129, 136
Катастрофа, 24, 50, 131, 206, 207
Кенозис, 50
Книга, 5, 202, 228, 240, 242, 248, 259, 268
Конец, 3, 21, 48, 64, 72, 84, 94, 151, 185, 194, 202, 234, 264
Конечность, 50, 54, 142
Контекст, 3, 7, 28, 30, 31, 32, 33, 38, 39, 58, 188
Конфликт, 50, 115, 173, 254
Концентрация, 49
Кризис, 50, 230, 231, 269
Крик, 44
Кровь, 88, 91, 92, 110, 162, 175, 177, 182, 183, 192, 256, 268
Л
Лабиринт, 40, 270
Ландшафт, 48
Литургия, 45
Лицо, 48, 166
Логос, 49, 76, 83, 87, 89, 107, 222, 225, 230, 231, 233, 243, 244, 259
Локальность, 21, 48
Любовь, 23, 25, 27, 41, 50, 59, 66, 104, 122, 160, 161, 164, 166, 200, 244, 246
М
Магия, 41, 94, 97, 98, 125, 165, 245
Маргинальная, 8, 14, 15, 19, 21, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 34, 45, 48, 51
Маргинальность, 6, 7, 8, 13, 14, 15, 16, 23, 48
Маргинальный, 12, 15
Маршрут, 49, 148
Маска, 87, 100
Мат, 99, 105, 115, 136
Медиум, 124
Между, 8, 10, 11, 13, 17, 22, 27, 28, 33, 36, 48, 104, 106, 109, 115, 122, 134, 248
Меньшинство, 10, 50
Мера, 18, 19, 50
Мертвое, 50, 77, 132
Мерцание, 44, 49, 107
Место, 11, 18, 27, 33, 48, 74, 81, 93, 94, 102, 118, 146, 149, 151, 163, 165, 169, 181, 184, 188, 190, 195, 196, 201, 205
Метафизика, 32, 34, 35, 45, 46, 47, 50, 51, 128, 160, 222, 233, 237, 247, 252, 259, 266, 268
Мистерия, 43, 128, 137, 164, 247
Мистика, 42, 138, 166, 201, 266
Миф, 7, 25, 42, 71, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 86, 140, 153, 195, 230, 241, 243, 244, 246, 249, 252, 254, 259, 261, 264, 269
Мифология, 65, 71, 154, 222, 226, 228, 229, 236, 244, 248, 249, 258, 260, 263
Мнимое, 50
Молитва, 74, 86
Молчание, 34, 44, 199, 235, 237
Монах, 158, 160, 166
Мрак, 110
Мужское, 87
Мужчина, 9, 10, 105, 230
Мягкое, 48
Н
Наказание, 25, 50, 56, 74, 122, 139, 188, 200
Наполненность, 50
Напряжение, 49
Насилие, 50, 54, 110, 125, 126, 136, 259
Начало, 21, 23, 48, 72, 74, 79, 84, 86, 94, 134, 137, 151, 177, 184
Небытие, 19, 51, 61, 112, 133, 155, 199
Невидимое, 49, 94
Невозможное, 68, 110, 119, 123, 130, 132, 150, 200, 227
Недеяние, 106, 141, 166
Недостаток, 49, 50, 139, 143, 198
Непознаваемое, 15, 139
Неполноценность, 50
Непостижимое, 134, 139, 172
Нисхождение, 51
Ничто, 3, 4, 26, 38, 43, 51, 59, 61, 68, 97, 102, 133, 134, 136, 172, 198, 199
Норма, 9, 11, 12, 17, 18, 47, 50
Ночь, 117, 194, 197, 200
О
Обладание, 49, 185
Обожение, 30, 150
Обретение, 49, 184
Одиночество, 142
Ожидание, 50, 60, 68, 127, 129, 166, 201
Опасность, 26, 90, 101, 155, 157
Опьянение, 23, 25, 66, 68, 70, 71, 88, 92, 93, 122, 123, 125, 126, 127, 133, 142, 201, 204, 206, 207
Оргазм, 127, 244
Освобождение, 26, 29, 45, 59, 111
Остановка, 49
Отвращение, 140
Отказ, 17, 20, 43, 49, 60, 102, 121, 123, 133, 156, 160, 166, 200, 201
Отклик, 49
Откровение, 21, 33, 43, 51, 58, 81, 87, 203, 251
Открытость, 41, 43, 50, 52, 58
Отложенность, 50
Отражение, 49, 82
Отречение, 163, 189, 190, 194
Отсутствие, 50, 101, 103, 131, 178, 191
Отторжение, 96
Отчуждение, 50
П
Падение, 26, 51, 133, 160
Палач, 158, 162, 168, 182, 184
Паломничество, 149, 150
Память, 46, 76, 80, 91, 92, 143, 181, 197, 230, 270
Парадокс, 64, 70, 182
Патология, 11, 12, 17, 48, 50, 201
Перевернутость, 50
Перенос, 49
Переодевание, 132
Переход, 8, 16, 18, 20, 49, 58, 129, 131, 138, 222
Периферия, 17, 48, 146, 148
Перспектива, 49, 225
Плач, 24, 25, 199
Плоть, 145, 254
Поверхность, 17, 48, 122
Повторение, 49, 77, 87, 91, 93, 131, 138, 150, 177, 178, 232
Подавление, 50
Подарок, 59
Подвиг, 20, 25, 66, 73, 112, 118, 119, 130, 136, 151, 156, 157, 158, 160, 164, 165, 166, 196
Подмена, 50, 109, 176
Подчинение, 50
Подъем, 49
Понимание, 4, 11, 12, 24, 32, 33, 38, 39, 48, 94, 259, 260
Поражение, 27, 49, 99, 125, 158
Посвящение, 58, 60, 123, 159
Послушание, 123, 159, 166
Посредник, 50, 92, 124, 169
Постмодернизм, 12, 32, 36, 37, 199, 200, 201, 202, 203, 204, 205, 206, 231, 236, 237, 252, 271
Пострижение, 159
Потаенность, 50
Потеря, 49, 69, 166
Похмелье, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144
Похороны, 88, 136, 202
Появление, 50, 107, 132, 176
Праздник, 23, 25, 41, 59, 65, 66, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 77, 81, 83, 85, 91, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 102, 103, 104, 106, 107, 110, 111, 113, 114, 115, 116, 117, 120, 127, 129, 130, 132, 133, 135, 136, 137, 138, 139, 143, 201, 206, 207, 2 22, 234, 261
Превращение, 49, 96, 132, 185
Предательство, 27, 163, 193, 200
Предел, 7, 12, 13, 17, 19, 21, 22, 31, 50, 51, 61, 68, 120, 231
Преломление, 39, 49
Преображение, 29, 43, 59, 73, 131, 132, 149, 150, 188, 190
Преступление, 7, 12, 20, 24, 25, 50, 74, 111, 116, 117, 120, 124, 130, 136, 162, 184, 200, 206, 207
Преступник, 117, 162, 163, 182, 183, 200
Пресыщение, 50
Приключение, 51, 123
Прикосновение, 41, 57, 60, 143
Принадлежность, 6, 49
Принятие, 33, 39, 41, 49, 53, 58, 91, 159
Присутствие, 24, 50, 73, 75, 80, 132, 153
Причастие, 91, 113
Проводник, 92, 124
Провокация, 115, 119, 124, 200
Проекция, 49
Прозрачность, 49, 82
Проигрыш, 49, 63, 133
Пропасть, 43, 129, 134, 200
Пророк, 119, 180, 191
Пророчество, 184
Просветление, 21, 49, 51, 82, 262
Профанное, 50, 73, 80, 88, 114
Прощение, 50, 64, 150, 164, 197
Прояснение, 40, 49, 58, 82
Пустота, 50, 69, 86, 132, 142, 227
Путешествие, 51, 123, 146, 148, 149, 150, 151, 156, 158, 159, 164, 165, 173, 175, 190, 231, 248
Путь, 55, 58, 115, 116, 119, 148, 149, 159, 166, 171, 173, 203, 204, 223, 228, 230, 236, 237, 247, 253, 262, 267
Пытка, 53
Пьяница, 92, 124, 144, 145, 200
Пьянство, 7, 66, 70, 92, 99
Р
Радость, 59, 70, 103, 104, 107, 126, 151
Развертывание, 50
Раздвоение, 49, 146, 176
Различие, 2, 19, 27, 28, 49, 50, 134, 232
Разрушение, 20, 32, 50, 109, 111, 121
Разрыв, 28, 49, 69, 133, 185
Рай, 41, 73, 81, 101, 102, 108, 117, 126, 150, 152, 202, 226, 242
Рана, 122
Распад, 50
Рассеяние, 49, 204
Расставание, 50
Расщепление, 50
Ребенок, 64, 140, 143, 241
Революция, 111, 181, 186, 190, 193, 233, 239, 246, 254, 269
Регрессия, 50
Резонанс, 41, 49
Речь, 2, 11, 37, 64, 109, 203, 251, 255, 269
Риск, 26
Ритм, 50
Ритуал, 7, 15, 22, 38, 71, 72, 73, 74, 75, 77, 79, 80, 81, 84, 85, 86, 87, 93, 94, 95, 100, 102, 103, 115, 119, 124, 129, 136, 140, 147, 158, 177, 181, 182, 223, 234, 244, 261, 262, 269
Рождение, 24, 27, 43, 59, 88, 123, 136, 155, 160, 164, 178, 231, 264
С
Сад, 246
Сакральное, 23, 26, 50, 72, 73, 85, 88, 93, 94, 118, 137, 148, 149, 167, 177, 181
Самозванец, 118
Самоубийство, 24, 181, 182, 234, 251, 267
Самоубийца, 200
Свертывание, 50
Свет, 45, 49, 81, 82, 87, 89, 99, 110, 127, 128, 137, 138, 143, 156, 160, 227, 241
Свидетель, 40
Свобода, 43, 59, 69, 80, 86, 103, 121, 123, 126, 198, 234, 242, 268
Своеволие, 98, 173
Святой, 138, 158, 184, 191, 204, 253
Святость, 49, 116, 149, 186, 261
Священное, 8, 73, 82, 92, 167, 269
Сдвиг, 13, 43, 49, 132
Симулякр, 50
Симуляция, 44, 50, 109, 127
Синергия, 49, 257, 265
Сияние, 49, 87
Сказка, 228, 252
Складка, 17, 49, 232
Скольжение, 44, 49, 151
Слабость, 49, 79, 142, 143
След, 49, 58, 131, 190
Слепота, 49, 129
Слово, 2, 4, 15, 33, 34, 50, 75, 76, 77, 80, 81, 89, 130, 145, 171, 199, 206, 236, 246, 247, 249, 252
Служение, 43, 78, 92
Смерть, 7, 20, 24, 25, 26, 27, 43, 66, 74, 90, 96, 99, 101, 111, 121, 122, 123, 136, 157, 158, 160, 165, 172, 173, 180, 181, 182, 183, 186, 187, 190, 192, 194, 195, 203, 206, 207, 227, 231, 247, 254, 256, 270
Смех, 24, 25, 34, 44, 110, 121, 200, 225, 244
Смешение, 49, 115
Смещение, 49, 76, 132
Смирение, 43, 86, 204
Смысл, 26, 32, 38, 40, 41, 50, 51, 52, 55, 56, 57, 62, 63, 66, 69, 71, 75, 77, 79, 84, 90, 93, 94, 98, 99, 103, 110, 128, 134, 138, 147, 153, 163, 172, 176, 177, 186, 188, 225, 247, 252, 257, 271
Собирание, 40, 49, 204
Созерцание, 41, 49, 82
Сокрытость, 50, 60
Сон, 23, 45, 66, 107, 126, 202, 204, 206, 207, 259
Соразмерность, 18, 41, 50, 61
Спасение, 25, 26, 45, 51, 59, 64, 108, 141, 150, 157, 173, 206, 207
Страдание, 25, 27, 42, 56, 126, 130, 136, 140, 142, 144, 203
Страх, 20, 25, 28, 42, 54, 55, 80, 110, 113, 166, 197, 243, 260
Суд, 25, 33, 115, 118, 150, 157, 164, 202
Судья, 170
Сумасшедший, 201
Т
Таинство, 92, 164, 172, 177, 236, 247, 268
Тайна, 27, 44, 67, 95, 151, 164, 165, 242, 260
Театр, 85, 86, 87, 223, 237
Текст, 2, 3, 4, 12, 17, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 50, 51, 83, 171, 235, 239, 242, 244, 247, 249, 260, 270
Телесность, 12, 41, 84, 97, 122, 127
Тело, 15, 33, 34, 42, 84, 88, 91, 96, 110, 171, 182, 188, 189, 196, 223
Тень, 49, 249
Теология, 51, 235, 237, 261, 266
Территория, 48
Топология, 48
Тотальность, 44, 48, 74, 79, 87, 136
Транс, 98, 117, 125, 127
Трансформация, 43, 49, 59, 133, 147, 158
Трансценденция, 50, 158, 231
Трата, 49, 96, 122
Трикстер, 118, 119, 120, 254
Туризм, 146, 147, 148, 149, 150, 151
Турист, 151
Тьма, 49, 127, 128, 138, 194
У
Убийство, 152, 162, 176, 181, 182, 197, 259
Удивление, 40, 103, 151
Удовольствие, 24, 27, 104, 106, 126, 130, 133
Ужас, 24
Узел, 49, 182
Умеренность, 50
Уничтожение, 50, 109, 111, 158
Уродство, 27, 142
Ущербность, 50, 96, 143, 155, 171, 203
Ф
Философия, 12, 14, 25, 146, 198, 200, 201, 203, 206, 223, 224, 225, 226, 229, 230, 231, 232, 233, 236, 237, 239, 240, 241, 243, 244, 245, 246, 249, 250, 254, 255, 256, 258, 259, 260, 263, 264, 265, 266, 267, 268, 270, 271
Фрустрация, 50
Х
Хаос, 72, 77, 100, 101, 102, 106, 108, 112, 123, 125, 126, 149, 222
Харизма, 168
Хиппи, 150, 255
Храм, 81
Христианство, 30, 171, 180, 228, 231
Хулиганство, 115
Ц
Царь, 3, 152, 153, 167, 168, 169, 170, 172, 173, 174, 178, 179, 180, 181, 182, 183, 184, 185, 186, 187, 188, 189, 190, 191, 194, 196, 197, 236
Целостность, 27, 30, 44, 50, 56, 104, 155, 197
Центр, 17, 48, 55, 73, 78, 85, 128, 140, 146, 148, 156, 167, 169, 181, 192
Церемония, 88, 94, 181, 182, 186
Ч
Человек, 9, 10, 12, 19, 20, 22, 24, 27, 32, 34, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 64, 65, 66, 68, 69, 70, 72, 74, 75, 76, 78, 80, 82, 83, 84, 85, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 101, 102, 103, 104, 105, 108, 109, 110, 114, 121, 123, 125, 126, 127, 128, 130, 133, 135, 136, 137, 139, 140, 141, 142, 143, 146, 150, 155, 171, 182, 224, 228, 229, 231, 232, 238, 240, 241, 242, 244, 245, 246, 248, 251, 257, 258, 259, 261, 263, 265, 266, 267, 269, 270
Человеческое, 22, 35, 48, 76, 79, 81, 94, 109
Читатель, 2, 37, 38, 40, 41, 42, 43
Чрезмерность, 50, 96, 139
Чтение, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45
Чудесное, 123, 137, 164, 173
Чудо, 45, 60, 68, 71, 72, 73, 91, 94, 104, 106, 127, 141, 149, 150, 151, 157, 158, 159, 160, 171, 199, 200, 206, 207, 245
Чудовище, 156, 161, 164
Чудовищное, 123, 161
Чужое, 20, 33, 50, 51, 96, 132, 165, 166, 242
Ш
Шаман, 120, 124, 125, 159
Шок, 50
Шут, 168, 191
Щ
Щель, 49
Э
Экзистенция, 4, 38, 42, 105, 254
Экономия, 48, 49
Экспансия, 32, 49, 54, 61, 87, 96, 165
Экстаз, 45, 59, 105, 106, 117, 125, 127, 133, 151
Экстремальные, 50, 113, 119, 136
Эхо, 44, 49
Ю
Юродивый, 180, 191, 205
Юродство, 204, 205, 206, 236
Я
Явленность, 50
Язык, 12, 36, 47, 59, 83, 225, 226, 228, 230, 231, 232, 240, 241, 243, 246, 247, 251, 252, 259, 261, 262, 265, 270
Ясность, 40, 49, 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 марта 1881 года: Казнь императора Александра II. – Л., 1991. – 384 с.
Ad Marginem 93. – М., 1994. – 420 с.
Silentium. – Вып. № 3. – СПб., 1996. – 608 с.
Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. – Новосибирск, 1989. – 272 с.
Аббаньяно Н. Мудрость жизни. – СПб., 1996. – 320 с.
Аббаньяно Н. Мудрость философии. – СПб., 1998. – 305 с.
Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация: Введение в интерпретативную социологию. – СПб., 1999. – 265 с.
Абеляр Т. Магический переход. – Киев, 1994.
Абрамкин В.Ф., Чижов Ю.В. Как выжить в советской тюрьме. – Красноярск, 1992.
Абрамян Л.А. Первобытный праздник и мифология. – Ереван, 1983.
Авва Иоанн. Лествица. – М., 1991. – 220 с.
Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб., 1998. – 379 с.
Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М., 1977. – 320 с.
Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М., 1996. – 448 с.
Аверкиева Ю.П. Индейцы Северной Америки. – М., 1974.
Аверченко Л.К., Антилогова Л.Н. Человековедение. – Омск, 1993.
Авеста. – СПб., 1998.
Аветян Э. Г. Семиотика и лингвистика. – Ереван, 1989. – 286 с.
Авруцкий Г.Я., Недува А.А. Лечение психических больных. – М., 1988. – 528 с.
Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. – М., 1980. – 278 с.
Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. – М., 1977. – 271 с.
Автономова Н.С. Хаос и логос // Заблуждающийся разум. – М., 1990.
Адлер А. Лекции по аналитической психологии. – Киев, 1996.
Адлер А. Наука жить. – Киев, 1997. – 288 с.
Адлер А. О невротическом характере. – М., 1997. – 388 с.
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995. – 296 с.
Аксельрод А., Филлипс Ч. Диктаторы и тираны. В 2 т. – Смоленск, 1997.
Александров В. Набоков и потусторонность: Метафизика, этика, эстетика. – СПб., 1999.
Александровский Ю.А. Глазами психиатра. – М., 1985.
Александровский Ю.А. Пограничная психиатрия и современные социальные проблемы. – Ростов н/Д., 1996. – 111 с.
Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. – Ростов н/Д., 1997. – 576 с.
Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. – № 1-21. – М., 1995-1999.
Американская социологическая мысль: Тексты. – М., 1994.
Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. – М., 1972.
Амфитеатров А.В. Дьявол. Орлов М.Н. История сношений человека с дьяволом. – М., 1992. – 840 с.
Анагарика Говинда. Путь белых облаков. Буддист в Тибете. – М., 1997. – 448 с.
Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. – М., 1995.
Аналитическая философия. Избранные тексты. – М., 1993. – 181 с.
Аналитическая философия: Становление и развитие (антология) – М., 1998. – 528 с.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977.
Анарина Н.Г. Японский театр Но. – М., 1984.
Анджапаридзе Г. Потребитель? Бунтарь? Борец? – М., 1982.
Андреев Д. Роза мира. – М., 1992. – 576 с.
Андросов В.П. Нагарджуна и его учение. – М., 1990. – 269 с.
Антихрист. Антология. – М., 1995. – 415 с.
Античность как тип культуры. – М., 1988.
Антология даосской философии. – М., 1994. – 447 с.
Антология исследования культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. – СПб., 1997.
Антология феноменологической философии в России. – М., 1998. – 512 с.
Антоний, митр. Сурожский. Проповеди и беседы. – М., 1991.
Антонян Ю. М., Ткаченко А.А. Сексуальные преступления. – М., 1993. – 320 с.
Антонян Ю.М. Психология убийства. – М., 1997. – 304 с.
Апокриф. Культурологический журнал. – 1992. – № 2.
Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. – М., 198 . – 517 с.
Арсеньев В.Р. Звери – боги – люди. – М., 1991.
Арто А. Театр и его двойник. – М., 1993. – 192 с.
Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. – М., 1987.
Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. – М., 1988.
Архиепископ Василий (Кривошейн). Богословские труды. – Нижний Новгород, 1996. – 374 с.
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа, тело. – СПб., 1995.
Архиепископ Михаил (Мудьюгин). Введение в основное богословие. – М., 1995.
Архимандрит Алепий, Архимандрит Исайя. Догматическое богословие. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. – 288 с.
Архимандрит Киприан (Керн). Антропология Св. Григория Паламы. – М., 1996. – 450 с.
Архимандрит Софроний. Видеть Бога как он есть. Stavropegic Monastery of st. John the Babtist, – Essex, 1985. 254 с.
Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М., 1992. – 528 с.
Афанасьев А.Н. Древо жизни. – М., 1982.
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. – М., 1994.
Ахутин А. Тяжба о бытии. – М., 1996. – 304 с.
Ашин Г.К. Современные теории элиты: критический очерк. – М., 1985. – 256 с.
Бадентер Э. Мужская сущность. – М., 1995. – 304 с.
Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. – Л., 1983.
Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семиотический анализ восточнославянских обрядов. – СПб., 1993.
Баканурский А.Г. Православная церковь и скоморошество. – М., 1896.
Баландин А.И. Мифологическая школа в русской фольклористике. – М., 1988.
Балязин В.Н. Романовы. Семейная хроника. – М., 1996.
Балязин В.Н. Сокровенные истории дома Романовых. – М., 1996. – 477 с.
Банщиков В.М., Короленко Ц.П. Общая психопатология. – М., 1971.
Барт Р. Camera lucida. – М., 1997. – 223 с.
Барт Р. S/Z. – М.: Ad Marginem, 1994. – 303 с.
Барт Р. Избранные работы: семиотика, поэтика. – М., 1989. – 616 с.