Постмодернист. Монах. Юродивый

Опыт христианства многообразен и, одновременно, универсален. В нем удивительным образом сочетаются жизнь в миру и отшельничество, церковные праздники и аскетизм, упорядоченность монастырской жизни и непредсказуемость юродства. В самосознании христ ианства наряду с неизменными догматами возможно свободное боговдохновенное творчество, рациональные теологические построения соседствуют с мистическими откровениями, катафатическое богословие дополняется апофатическим. В христианстве сочетается целостнос ть традиции с разнообразием конкретных форм воплощения и описания религиозного опыта.

В Священном Писании нормативная этика (10 заповедей) соседствует с парадоксальной этикой (заповеди блаженства), даже радикальными требованиями к человеку (любите врагов ваших), закон с благодатью, страх Божий с божественной любовью, гнев Божий с божес твенным милосердием.

В Библии и святоотеческом наследии мы можем найти основания различных форм мышления и стилей философствования. Все это дает возможность разнообразных интерпретаций и затрудняет выбор единого (единственного) подхода, если он вообще возможен. Целостност ь и единство Божественного бытия еще не гарантирует возможности создания абсолютной философии, некоторой системы мышления, полностью исчерпывающей высшую реальность.

Как известно, Православие на протяжении 2-х тысяч лет не выработало строгой и определенной философской системы, однозначно привязанной к догматическому учению. Что это - недостаток Православия или свобода по отношению к конкретным и ограниченным форма м рационального мышления?

Пожалуй, не столько Православие нуждается в философии, сколько философия нуждается в Православии, святоотеческом наследии, уникальном опыте исихазма. Философия как умозрение не может строить сама себя из себя, она не может быть самоценной и самодостат очной. Ей требуется твердое основание, укорененность в Высшем Бытии. Все охватить философия сможет только тогда, когда сама будет в согласии с Источником всего существующего.

Православие гармонизирует все сферы человеческой жизни, исправляя и просветляя их. Ничто не может быть отринуто целиком. Все призвано ко спасению и обожению. Также это касается и философии. Она нуждается в оправдании и преображении. Ей необходима высш ая санкция, чтобы в критическом запале не дойти до самоуничтожения.

В Х1Х веке на основе Священного писания возникает экзистенциальная философия (Кьеркегор) и герменевтика (Шлейермахер). Нам представляется, что и феноменология (Гуссерль, Хайдеггер) может быть истолкована в христианском контексте. Даже психоанализ имее т тесные связи с проблемами аскетического опыта, например, борьбой со страстями. Но наиболее болезненным является вопрос о постмодернизме (Делез, Деррида, Батай, Бодрийар), который имеет богоборческую форму (борьба с метафизикой и любыми абсолютами).

Постмодернизм наглядно демонстрирует исчерпанность системы классической философии и потерянность философа в многообразии методов неклассической философии. И если действительно КБог умерЧ для безбожного мира, то постмодернизм - это способ философствова ния в ситуации богооставленности. В преследовании постмодернизмом всех и всяческих абсолютов можно усмотреть тоску по Абсолюту, в изгнании сакрального смысла - неравнодушие к нему. Постмодернизм - это тактика и стратегия поведения человека в ситуации воп лотившегося абсурда, господства чудовищного, перманентной катастрофы.

Постмодернизм - это метод, не обещающий достижения цели; это вопрос, ответ на который был бы смертелен; это способ остаться живым, когда Истина невыносима. Постмодернизм - это поиск спасения в ситуации, когда уже не осталось ни веры, ни надежды, когда отнята благодать. Постмодернизм - это спонтанное самопожертвование философии; это распятие современной культуры и ее сошествие в ад. Постмодернизм - это сверх-апофатика, когда даже не произносится слово КБогЧ. А симулякры - это призраки, духи, бесы, с к оторыми ведется невидимая брань. Их нужно распознать и разоблачить их претензии на подлинность, чтобы не принять небытие за бытие.

Постмодернизм более внимателен к нюансу, который может оказаться великим; к частностям, в которых скрывается чудо; к отражениям, в которых есть частица Фаворского Света; к мельчайшим движениям души, которые определяют последний выбор. Постмодернизм - это вслушивание в бессмысленное бормотание пустоты; это молчаливый вопль несчастного сознания; это плач и скрежет зубовный; это вопрошание о смысле абсурда; это зов в пустоту, в которой никого нет; это молчание в непрекращающейся беседе с ничто. Когда не возможно говорить, остаются два пути: быть исихастом или постмодернистом.

Ложь, изреченная постмодернизмом, есть мысль. Именно постмодернист может полушутя проговорить то, на что не решаются КсерьезныеЧ философы. Он способен случайно проболтать Великий Секрет. Небо невозможно взять штурмом, как это пыталась сделать классиче ская философия; многовековая осада крепости Логоса оказалась бесполезной. Теперь ясно, что Истину невозможно купить; заключить договор можно только с преисподней. Никакие моральные заслуги не являются гарантией спасения. Знание только подводит человека к последней черте, разум в бессилии останавливается перед Тайной.

Постмодернизм - это вызывающий жест в сторону Неба; это отказ от гарантий с верою в любовь; это дерзость, доходящая до смирения; это добро, притворяющееся злом; это агнец в волчьей шкуре; это громкой смех, скрывающий рыдания; это цинизм, маскирующий с кромность; это оскорбление святынь с тайным желанием, что кто-нибудь их защитит; это провокация, попытка выманить божество из его укрытия; это предательство Бога с верой, что не найдется палачей; это преступление в надежде на наказание и на то, что грозн ый Судия явит себя.

Постмодернист по-детски наивно играет с Небом; по-женски кокетливо заигрывает с Богом. Истина открывается только в непостижимом. Чудо случается только неожиданно. Событие свершается только если сделать нечто невозможное. Поэтому постмодернист как влюб ленный - забывает себя; как пьяница - с горя упивается до беспамятства; как нищий - радуется медному грошу; как скряга - собирает всякий сор; как транжира - проматывает наследство за одну ночь; как проститутка в ожидании настоящей любви - готов пойти за любым, кто позовет; как мошенник - у которого есть только один шанс обмануть; как вор - хочет украсть бесценное сокровище; как преступник - дерзает совершить непоправимое; как самоубийца - режет себя бритвой; как безумный - бросается в пропасть.

Постмодернист - это взбунтовавшийся Адам; это Ева, желающая соблазнить Дьявола и обратить его к добру; это Ной, который пытается утопиться; это жена Лота, которая все время оглядывается; это Иона, хохочущий в чреве Кита; это блудный сын, который упрям ствует из последних сил; это Иаков, смеющийся над ангелом; это Иов, молящий о невыносимом страдании; это Авраам, приносящий в жертву весь мир, и чья рука не была остановлена; это Моисей, заблудившийся в пустыне; это Соломон, сошедший с ума; это Иоанн Кре ститель, не знающий как надо крестить; это еще не прозревший Савл; это Иоанн Богослов, пишущий порнографические романы; это Петр, радующийся своему отречению; это Иуда, желающий сораспяться с Христом; это Иисус, забывший зачем он пришел в мир. И < все это потому, что сегодня в мире, достигшем предела грехопадения, иное - уже невозможно.

Постмодернизм - это философия, презирающая всякую философию; это безудержность интерпретаций, в надежде исчерпать их до конца; это мистика без сверхъестественного; это религия в отсутствии Бога; это антибогословие, которое хочет довраться до правды; э то опустошение шумом, чтобы освободить место для сакрального; это оглушенность тишиной, в ожидании когда ангелы вострубят; это бегство от божества, чтобы вовремя оказаться в точке Встречи; это праздник Апокалипсиса, который всегда с тобой; это отказ от н еизбежного чуда Второго Пришествия, потому что еще не все спаслись; это преждевременное снятие печатей с Книги, потому что ожидание - невыносимо.

Постмодернизм - это опьянение возможной в будущем благодатью; это растрата еще не полученных Даров Духа Святаго; это сумасшедший дом, в котором скрывается безумие для мира сего; это невыносимая боль, превысившая меру человеческого; это болезнь философ ии и ей нужен Врач; это патология, когда КнормЧ стало слишком много; это извращение, когда все уже много раз перевернулось; это страшный танец на могиле философии; это предсмертная агония разума; это философская помойка, над которой встает видение Небесн ого Иерусалима; это кошмарный сон наяву, в котором прозревается Последнее Пробуждение.

Постмодернизм - это интеллектуальный пир в преддверии великого интеллектуального поста. Это книга - горькая в устах, да во чреве сладка, как мед. Это философские вериги и власяница, духовный аскетизм, доходящий до самоистязания. Это безрассудная попыт ка сохранить религиозную девственность в условиях всеобщей оргии. Это Вавилонская блудница, мечтающая о непорочном зачатии.

Конечно, постмодернизм - это великий соблазн, но Грехопадение совершено не им. Первородный грех вошел в человека с появлением философии, с желанием познать добро и зло. В результате современное человечество не в состоянии отличить Христа от Антихриста , но лишь постмодернизм честно признается в этом. И уже поэтому он быть может не является антихристианским. Все философские системы в той или иной степени выдают себя за Спасителя, и только постмодернизм не претендуют на эту роль. В отличие от философий- лжепророков он не пророчествует о светлом будущем и не обещает Царствия Божия на Земле. Он признает: Аз есмь великий грешник.

Постмодернизм - это Содом и Гоморра, в которых спрятались 144 тысячи верных. Это подкоп под Вавилонскую башню. Это Ноев ковчег, где всякой дряни по паре. Это казни Египетские в ожидании Исхода. Это коллективная Голгофа. Это Армагеддон, только не ясно где - свои, где - чужие. Это веселый Конец Света. Это радостно-страшный Суд. Это праздничное светопреставление. Это долгожданно-неожиданное Второе Пришествие. Это всеобщее воскрешение, только непонятно - в рай или в ад.

Постмодернизм - это попытка устроить скандал в доме, где нет никого в живых; это бестолковая суета в ожидании Гостя, в предчувствии Встречи. Это карнавальные похороны человека ветхого, это мучительные схватки перед родами человека нового. Это шутовска я свадьба в преддверии великой Свадьбы. А Жених уже при дверях. Всего лишь несколько тысяч миль, да несколько веков отделяют нас от его сватов. То, чего так не хватает постмодернизму, - стяжание благодати Духа Святого, - уже было явлено миру в исихазме.

Постмодернизм - это жертвоприношение философии, это козел отпущения. Через крестное страдание и добровольную смерть философии в постмодернизме возможно искупление ее грехов. В нем есть некая изначальная безблагодатность, неустранимая внутренними средс твами ущербность, а также неполнота, которая может (и должна) быть восполнена при обращении к духовной традиции Православия. Если постмодернизм - это богооставленность, распятие философии, то в исихазме философия может обрести Путь, Истину и Жизнь, через него открывается возможность воскрешения и КвознесенияЧ философии.

Но это будет уже не фило-софия, а лицезрение Истины. Исихазм не есть результат теоретического исследования, но есть рассказ, повествование, весть, откровение о духовном опыте. Это скорее "литература", чем наука; скорее поэзия, чем теория. Потому что р ечь идет о великой Любви.

Урок исихазма передается прямо и непосредственно от учителя (Старца) к ученику, от сердца к сердцу в тиши монастыря. Он скрыт от внешнего взора, он не прочитывается посторонним наблюдателем. Простой на первый взгляд, исихазм также непонятен, загадочен и непостижим, как и постмодернизм. Исихазм зовет туда, где невозможно находиться; передает опыт, который невозможно взять.

Постмодернизм неуловим, потому что он демонстративно нагляден, скользит по поверхности, ослепляет фейерверком смыслов, обманывает бесконечными отражениями и миражами. Постмодернизм как сновидение намекает, напоминает о том, в чем мы не признаемся себе ; как галлюцинация врывается в сознание и взрывает его изнутри.

Исихазм неуловим, потому что он весь в глубине, скрыт во мраке внутреннего, сокровенен в нестерпимой истине, честно предлагает непосильный крест. Исихазм - это постоянное бдение, трезвление, борьба с прелестью.

Попробуем сравнить такие разные на первый взгляд исихазм и постмодернизм:

постмодернизм исихазм
цитирование цитирование
цитирование всех текстов цитирование Святых Отцов
децентрация центрация (Христоцентризм)
рассеяние собирание себя
широкий путь - в миру узкий путь - монашество
широки врата - выходящие узки врата - входящие
структура ада структура рая
юродство смирение
сон бдение
опьянение трезвление
абсурд благодать
катастрофизм эсхатологизм
безумие больного безумие святого

Нужно преобразовать безумие больного в безумие святого. Как и постмодернист святой не равен самому себе, несет внутри себя дистанцию и различие. Но он в смертной плоти воплощает образ и подобие Божие. Исихаст как Богоматерь вынашивает в себе богочелов ека. Таким образом, постмодернизм берет на себя все грехи философии, но только исихазм способен искупить их.

Также интересно сравнить между собой исихазм и юродство - две стороны христианского духовного (мистического) опыта, две тайны Православия:

юродивый исихаст (отшельник)
сокровенен в своей откровенности (публичности) откровенен в своей сокровенности
сокрыт в своей открытости открыт в своей сокрытости
таинственен в явленности явлен в таинственности
парадоксален в действиях парадоксален в "бездействии"
прост в своей сложности сложен в своей простоте
целостен в разнообразии разнообразен в целостности
"импровизирует" вовне "импровизирует" внутри
смиренен в дерзости дерзок в смирении
раздает себя собирает себя
разрушает себя строит, созидает себя
провоцирует социум провоцирует мир сей
место подвига - рынок, площадь место подвига - пустынь

Исихаст ограничивает чувственные восприятия, чтобы остаться наедине с Абсолютом, все остальное временно выносится за скобки, чтобы потом снова включить в себя, но уже в свете новой перспективы. Юродивый впускает в себя весь мир, чтобы освятить его зде сь и сейчас.

Юродивый - непредвиденный, неожиданный, ошарашивающий, провоцирующий; исихаст - невидим, непостижим. Юродивый - эсхатологичен, апокалиптичен; исихаст - при жизни становится причастным Раю, пребывает пред Богом. Юродивый указывает на Другого, невидимог о Бога; исихаст воплощает Его в себе. Исихаст уходит, чтобы вернуться в силе; юродивый остается, чтобы позвать других. Юродивый превращает обыденную жизнь в мистерию; исихаст мистерию делает своей обыденной жизнью. Юродство и исихазм - две формы практиче ского апофатического богословия. Они одинаково невозможны с точки зрения здравого смысла, так как находятся по ту сторону умопостигаемого, в пространстве богообщения.

Постмодернизм - тоже апофатика, однако негативная, мрачная в фейерверке смыслов, тоскливая в тотальном осмеянии, безысходная в переборе всех возможностей, бессильная в своей дерзости. Апофатика христианская - светлая, радостная, спасительная. И вполне возможно, что постмодернизм со своим разрушительным пафосом как хирургический скальпель расчищает место в больном теле философии для возвращения (второго пришествия) исцеляющей апофатики богоприсутствия.

Итак, все, что происходит с человеком в мире, - все это по поводу и вокруг одного - его отношений с Богом. Любые мысль, слово, поступок европейского человека за последние 2 тысячи лет - за или против Христа. Поэтому вся философия должна быть соотнесен а с исихазмом, рассмотрена в контексте аскетического и мистического опыта Православия. Только так она может быть оправдана.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

Жертвоприношение - это игра, праздник, опьянение, сон, катастрофа, преступление, смерть, чудо, спасение.

Игра - это праздник, опьянение, сон, жертвоприношение, преступление, катастрофа, смерть, чудо, спасение.

Катастрофа - это игра, праздник, сон, опьянение, преступление, жертвоприношение, смерть, чудо, спасение.

Опьянение - это сон, игра, праздник, преступление, жертвоприношение, катастрофа, смерть, чудо, спасение.

Праздник - это игра, опьянение, сон, жертвоприношение, преступление, катастрофа, смерть, чудо, спасение.

Преступление - это жертвоприношение, катастрофа, смерть, чудо, спасение, опьянение, сон, игра, праздник.

Смерть - это жертвоприношение, опьянение, сон, катастрофа, преступление, спасение, чудо, праздник, игра.

Сон - это жертвоприношение, игра, праздник, сон, опьянение, преступление, катастрофа, смерть, спасение.

Спасение - это жертвоприношение, игра, праздник, сон, опьянение, преступление, катастрофа, смерть, чудо.

Чудо - это жертвоприношение, игра, праздник, опьянение, сон, катастрофа, преступление, смерть, спасение.

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

А

Абсолют, 43, 64, 108

Абсурд, 34, 126, 204

Автор, 3, 37

Агония, 122, 202, 262

Агрессия, 50, 228, 244, 249, 265

Ад, 29, 42, 102, 123, 126, 142, 164, 199, 202, 242, 265

Алкоголь, 89

Алтарь, 81, 88, 91

Ангел, 145, 247

Аномалия, 50

Антагонист, 50

Анти-герой, 118

Анти-поведение, 50, 109, 116, 119

Антропология, 2, 9, 13, 19, 21, 22, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 34, 35, 45, 48, 51, 224, 225, 226, 227, 229, 231, 234, 235, 236, 237, 239, 240, 242, 243, 246, 247, 248, 250, 251, 252, 254, 255, 256, 257, 258, 259, 260, 265, 267

Апокалипсис, 150, 227

Апофатика, 71, 206

Архаический, 81, 95, 100, 103, 115, 119, 223, 261

Архетип, 23, 67, 153, 243, 270

Асексуальность, 126

Асимметрия, 50

Аскет, 158, 160, 198, 206

Аскетизм, 60, 71, 160, 197, 202, 235

Б

Бездна, 42, 102

Безумие, 7, 92, 119, 162, 201, 204

Беседа, 49, 58, 225

Бессмертие, 74, 133, 160, 245

Бессмысленность, 44, 77

Бессознательное, 82, 96, 122, 146, 225, 243, 270

Бесы, 199

Битва, 111, 124, 156, 157, 159, 160, 161, 164, 174

Благодать, 45, 59, 98, 101, 108, 109, 127, 133, 149, 150, 151, 160, 166, 175, 199, 204

Близость, 24, 48, 110, 134

Боговоплощение, 134

Болезнь, 7, 14, 24, 25, 66, 146, 188, 191, 201, 247

Боль, 7, 20, 24, 25, 42, 110, 121, 122, 123, 126, 130, 136, 138, 144, 201

Бунт, 42, 115, 120, 181, 185, 227

Бытие, 4, 20, 21, 22, 24, 26, 33, 34, 37, 38, 42, 43, 45, 48, 49, 51, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 63, 72, 75, 76, 77, 81, 82, 83, 96, 97, 98, 104, 114, 115, 117, 118, 122, 135, 137, 138, 155, 158, 176, 199, 226, 228, 251, 264, 267

В

Вечность, 43, 73, 141, 151, 177

Взгляд, 17, 30, 36, 49, 68, 107, 146, 149, 154, 163, 188, 196, 203, 204, 227

Видимое, 49, 158

Видимость, 49, 82, 137, 176

Вина, 50, 70, 83, 88, 89, 90, 91, 92, 237

Вино, 83, 88, 89, 90, 91, 92

Власть, 13, 25, 43, 78, 82, 97, 98, 125, 138, 156, 167, 170, 172, 173, 174, 181, 186, 194, 229, 238, 255

Внешнее, 48, 96, 122

Внутреннее, 48, 94, 96, 122

Водка, 67, 89, 91

Возвращение, 50, 72, 73, 78, 85, 93, 100, 122, 133, 150, 151, 155, 171, 173, 175

Вознесение, 26, 51, 164

Война, 24, 42, 262

Вопрос, 45, 61, 69, 71, 72, 82, 83, 97, 106, 128, 180, 189, 198, 199

Воскрешение, 45, 123, 150, 156, 157, 160, 164, 165, 186, 188, 190, 202

Воспоминание, 41, 50, 73, 75, 80, 131, 140, 149, 197

Восхождение, 33, 51, 58, 132

Встреча, 25, 42, 50, 62, 104, 123, 129, 135, 137, 138, 149, 151, 158, 159, 266

Вызов, 26, 51, 112, 114, 117, 120, 124

Выигрыш, 49, 63, 133

Г

Гений, 231

Герой, 3, 60, 74, 87, 112, 113, 118, 120, 123, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 159, 160, 161, 164, 165, 174, 186, 243, 246

Гибель, 25, 51, 133, 156, 157, 164, 176, 266

Голос, 44, 49, 137, 141, 159, 232, 233

Горизонт, 48, 58, 68, 103

Господство, 50, 55

Граница, 6, 7, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 31, 33, 42, 48, 68, 122

Грех, 50, 116, 160, 161, 163, 164, 177, 181, 186, 202

Д

Дар, 4, 26, 49, 98, 103, 125

Движение, 17, 18, 20, 40, 49, 60, 84, 85, 235, 267

Двойник, 50, 176, 223

Девиантное, 50

Девственность, 202

Дети, 9, 115, 154, 187, 196, 250

Детство, 25, 107, 122, 269

Деформация, 49

Децентрирование, 50

Динамика, 41, 49, 248

Дисгармония, 50

Дискриминация, 50

Дискурс, 48, 71, 259

Диссонанс, 50

Дистанция, 48, 80, 104

Драка, 23, 42, 110, 122, 130

Другое, 11, 12, 18, 19, 26, 54, 131, 150

Другой, 12, 18, 19, 23, 28, 33, 37, 42, 50, 141, 243, 255

Дух, 84, 89, 91, 141, 223, 247, 248, 254, 262

Дыра, 49

Ж

Желание, 36, 41, 49, 54, 55, 60, 68, 106, 110, 115, 116, 117, 121, 127, 131, 141, 151, 181, 185

Женское, 87

Женщина, 10, 105, 228, 230, 234, 248, 255

Жертва, 10, 26, 49, 56, 59, 74, 90, 153, 157, 158, 160, 161, 162, 164, 167, 172, 176, 179, 182, 186, 189, 196

Жертвоприношение, 45, 77, 83, 86, 90, 92, 100, 158, 160, 161, 170, 179, 181, 189, 196, 203, 206, 207

Жест, 44, 77, 130, 131, 132, 133, 200

Жестокость, 26, 27, 110, 163, 168

Живое, 43, 50, 56, 110, 128, 246

Жрец, 3, 92, 100, 158, 159, 161, 162, 164, 166, 169, 170, 178

З

Забвение, 20, 166

Забытие, 45, 50

Замещение, 49

Замкнутость, 42, 50, 58

Зеркало, 40, 240

Зло, 99, 108, 111, 120, 156, 157, 158, 159, 160, 161, 165, 166, 202, 224, 244

Зов, 26, 49, 58, 114, 199

И

Игра, 23, 25, 44, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 85, 106, 107, 121, 132, 206, 207, 225, 236

Игрок, 57, 136

Иерархия, 35, 50

Избыток, 49

Извращение, 7, 12, 201

Изгнание, 50, 156, 173, 175, 180

Изгой, 93

Изнанка, 17, 42, 48

Иллюзия, 49, 138

Имитация, 50, 109

Имя, 31, 82, 102, 113, 121, 168, 240, 244

Инаковость, 50

Инверсия, 43, 50, 108

Инициация, 42, 113, 149, 159

Инобытие, 40, 42, 50, 129, 137

Иное, 12, 13, 18, 19, 26, 50, 54, 60, 91, 121, 145, 201

Интерпретация, 39

Интуиция, 4, 15, 38, 41, 46, 57, 244

Иррациональное, 15, 125, 136

Исихазм, 49, 203, 204, 205, 206, 265

Искажение, 49

Искупление, 50, 91, 144, 203

Исчезновение, 50, 89, 107, 181

К

Казнь, 157, 162, 164, 168, 176, 180, 182, 184, 185, 186, 193, 194, 258

Карнавал, 34, 94, 95, 99, 100, 102, 106, 107, 109, 110, 111, 127, 129, 136

Катастрофа, 24, 50, 131, 206, 207

Кенозис, 50

Книга, 5, 202, 228, 240, 242, 248, 259, 268

Конец, 3, 21, 48, 64, 72, 84, 94, 151, 185, 194, 202, 234, 264

Конечность, 50, 54, 142

Контекст, 3, 7, 28, 30, 31, 32, 33, 38, 39, 58, 188

Конфликт, 50, 115, 173, 254

Концентрация, 49

Кризис, 50, 230, 231, 269

Крик, 44

Кровь, 88, 91, 92, 110, 162, 175, 177, 182, 183, 192, 256, 268

Л

Лабиринт, 40, 270

Ландшафт, 48

Литургия, 45

Лицо, 48, 166

Логос, 49, 76, 83, 87, 89, 107, 222, 225, 230, 231, 233, 243, 244, 259

Локальность, 21, 48

Любовь, 23, 25, 27, 41, 50, 59, 66, 104, 122, 160, 161, 164, 166, 200, 244, 246

М

Магия, 41, 94, 97, 98, 125, 165, 245

Маргинальная, 8, 14, 15, 19, 21, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 34, 45, 48, 51

Маргинальность, 6, 7, 8, 13, 14, 15, 16, 23, 48

Маргинальный, 12, 15

Маршрут, 49, 148

Маска, 87, 100

Мат, 99, 105, 115, 136

Медиум, 124

Между, 8, 10, 11, 13, 17, 22, 27, 28, 33, 36, 48, 104, 106, 109, 115, 122, 134, 248

Меньшинство, 10, 50

Мера, 18, 19, 50

Мертвое, 50, 77, 132

Мерцание, 44, 49, 107

Место, 11, 18, 27, 33, 48, 74, 81, 93, 94, 102, 118, 146, 149, 151, 163, 165, 169, 181, 184, 188, 190, 195, 196, 201, 205

Метафизика, 32, 34, 35, 45, 46, 47, 50, 51, 128, 160, 222, 233, 237, 247, 252, 259, 266, 268

Мистерия, 43, 128, 137, 164, 247

Мистика, 42, 138, 166, 201, 266

Миф, 7, 25, 42, 71, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 86, 140, 153, 195, 230, 241, 243, 244, 246, 249, 252, 254, 259, 261, 264, 269

Мифология, 65, 71, 154, 222, 226, 228, 229, 236, 244, 248, 249, 258, 260, 263

Мнимое, 50

Молитва, 74, 86

Молчание, 34, 44, 199, 235, 237

Монах, 158, 160, 166

Мрак, 110

Мужское, 87

Мужчина, 9, 10, 105, 230

Мягкое, 48

Н

Наказание, 25, 50, 56, 74, 122, 139, 188, 200

Наполненность, 50

Напряжение, 49

Насилие, 50, 54, 110, 125, 126, 136, 259

Начало, 21, 23, 48, 72, 74, 79, 84, 86, 94, 134, 137, 151, 177, 184

Небытие, 19, 51, 61, 112, 133, 155, 199

Невидимое, 49, 94

Невозможное, 68, 110, 119, 123, 130, 132, 150, 200, 227

Недеяние, 106, 141, 166

Недостаток, 49, 50, 139, 143, 198

Непознаваемое, 15, 139

Неполноценность, 50

Непостижимое, 134, 139, 172

Нисхождение, 51

Ничто, 3, 4, 26, 38, 43, 51, 59, 61, 68, 97, 102, 133, 134, 136, 172, 198, 199

Норма, 9, 11, 12, 17, 18, 47, 50

Ночь, 117, 194, 197, 200

О

Обладание, 49, 185

Обожение, 30, 150

Обретение, 49, 184

Одиночество, 142

Ожидание, 50, 60, 68, 127, 129, 166, 201

Опасность, 26, 90, 101, 155, 157

Опьянение, 23, 25, 66, 68, 70, 71, 88, 92, 93, 122, 123, 125, 126, 127, 133, 142, 201, 204, 206, 207

Оргазм, 127, 244

Освобождение, 26, 29, 45, 59, 111

Остановка, 49

Отвращение, 140

Отказ, 17, 20, 43, 49, 60, 102, 121, 123, 133, 156, 160, 166, 200, 201

Отклик, 49

Откровение, 21, 33, 43, 51, 58, 81, 87, 203, 251

Открытость, 41, 43, 50, 52, 58

Отложенность, 50

Отражение, 49, 82

Отречение, 163, 189, 190, 194

Отсутствие, 50, 101, 103, 131, 178, 191

Отторжение, 96

Отчуждение, 50

П

Падение, 26, 51, 133, 160

Палач, 158, 162, 168, 182, 184

Паломничество, 149, 150

Память, 46, 76, 80, 91, 92, 143, 181, 197, 230, 270

Парадокс, 64, 70, 182

Патология, 11, 12, 17, 48, 50, 201

Перевернутость, 50

Перенос, 49

Переодевание, 132

Переход, 8, 16, 18, 20, 49, 58, 129, 131, 138, 222

Периферия, 17, 48, 146, 148

Перспектива, 49, 225

Плач, 24, 25, 199

Плоть, 145, 254

Поверхность, 17, 48, 122

Повторение, 49, 77, 87, 91, 93, 131, 138, 150, 177, 178, 232

Подавление, 50

Подарок, 59

Подвиг, 20, 25, 66, 73, 112, 118, 119, 130, 136, 151, 156, 157, 158, 160, 164, 165, 166, 196

Подмена, 50, 109, 176

Подчинение, 50

Подъем, 49

Понимание, 4, 11, 12, 24, 32, 33, 38, 39, 48, 94, 259, 260

Поражение, 27, 49, 99, 125, 158

Посвящение, 58, 60, 123, 159

Послушание, 123, 159, 166

Посредник, 50, 92, 124, 169

Постмодернизм, 12, 32, 36, 37, 199, 200, 201, 202, 203, 204, 205, 206, 231, 236, 237, 252, 271

Пострижение, 159

Потаенность, 50

Потеря, 49, 69, 166

Похмелье, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144

Похороны, 88, 136, 202

Появление, 50, 107, 132, 176

Праздник, 23, 25, 41, 59, 65, 66, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 77, 81, 83, 85, 91, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 102, 103, 104, 106, 107, 110, 111, 113, 114, 115, 116, 117, 120, 127, 129, 130, 132, 133, 135, 136, 137, 138, 139, 143, 201, 206, 207, 2 22, 234, 261

Превращение, 49, 96, 132, 185

Предательство, 27, 163, 193, 200

Предел, 7, 12, 13, 17, 19, 21, 22, 31, 50, 51, 61, 68, 120, 231

Преломление, 39, 49

Преображение, 29, 43, 59, 73, 131, 132, 149, 150, 188, 190

Преступление, 7, 12, 20, 24, 25, 50, 74, 111, 116, 117, 120, 124, 130, 136, 162, 184, 200, 206, 207

Преступник, 117, 162, 163, 182, 183, 200

Пресыщение, 50

Приключение, 51, 123

Прикосновение, 41, 57, 60, 143

Принадлежность, 6, 49

Принятие, 33, 39, 41, 49, 53, 58, 91, 159

Присутствие, 24, 50, 73, 75, 80, 132, 153

Причастие, 91, 113

Проводник, 92, 124

Провокация, 115, 119, 124, 200

Проекция, 49

Прозрачность, 49, 82

Проигрыш, 49, 63, 133

Пропасть, 43, 129, 134, 200

Пророк, 119, 180, 191

Пророчество, 184

Просветление, 21, 49, 51, 82, 262

Профанное, 50, 73, 80, 88, 114

Прощение, 50, 64, 150, 164, 197

Прояснение, 40, 49, 58, 82

Пустота, 50, 69, 86, 132, 142, 227

Путешествие, 51, 123, 146, 148, 149, 150, 151, 156, 158, 159, 164, 165, 173, 175, 190, 231, 248

Путь, 55, 58, 115, 116, 119, 148, 149, 159, 166, 171, 173, 203, 204, 223, 228, 230, 236, 237, 247, 253, 262, 267

Пытка, 53

Пьяница, 92, 124, 144, 145, 200

Пьянство, 7, 66, 70, 92, 99

Р

Радость, 59, 70, 103, 104, 107, 126, 151

Развертывание, 50

Раздвоение, 49, 146, 176

Различие, 2, 19, 27, 28, 49, 50, 134, 232

Разрушение, 20, 32, 50, 109, 111, 121

Разрыв, 28, 49, 69, 133, 185

Рай, 41, 73, 81, 101, 102, 108, 117, 126, 150, 152, 202, 226, 242

Рана, 122

Распад, 50

Рассеяние, 49, 204

Расставание, 50

Расщепление, 50

Ребенок, 64, 140, 143, 241

Революция, 111, 181, 186, 190, 193, 233, 239, 246, 254, 269

Регрессия, 50

Резонанс, 41, 49

Речь, 2, 11, 37, 64, 109, 203, 251, 255, 269

Риск, 26

Ритм, 50

Ритуал, 7, 15, 22, 38, 71, 72, 73, 74, 75, 77, 79, 80, 81, 84, 85, 86, 87, 93, 94, 95, 100, 102, 103, 115, 119, 124, 129, 136, 140, 147, 158, 177, 181, 182, 223, 234, 244, 261, 262, 269

Рождение, 24, 27, 43, 59, 88, 123, 136, 155, 160, 164, 178, 231, 264

С

Сад, 246

Сакральное, 23, 26, 50, 72, 73, 85, 88, 93, 94, 118, 137, 148, 149, 167, 177, 181

Самозванец, 118

Самоубийство, 24, 181, 182, 234, 251, 267

Самоубийца, 200

Свертывание, 50

Свет, 45, 49, 81, 82, 87, 89, 99, 110, 127, 128, 137, 138, 143, 156, 160, 227, 241

Свидетель, 40

Свобода, 43, 59, 69, 80, 86, 103, 121, 123, 126, 198, 234, 242, 268

Своеволие, 98, 173

Святой, 138, 158, 184, 191, 204, 253

Святость, 49, 116, 149, 186, 261

Священное, 8, 73, 82, 92, 167, 269

Сдвиг, 13, 43, 49, 132

Симулякр, 50

Симуляция, 44, 50, 109, 127

Синергия, 49, 257, 265

Сияние, 49, 87

Сказка, 228, 252

Складка, 17, 49, 232

Скольжение, 44, 49, 151

Слабость, 49, 79, 142, 143

След, 49, 58, 131, 190

Слепота, 49, 129

Слово, 2, 4, 15, 33, 34, 50, 75, 76, 77, 80, 81, 89, 130, 145, 171, 199, 206, 236, 246, 247, 249, 252

Служение, 43, 78, 92

Смерть, 7, 20, 24, 25, 26, 27, 43, 66, 74, 90, 96, 99, 101, 111, 121, 122, 123, 136, 157, 158, 160, 165, 172, 173, 180, 181, 182, 183, 186, 187, 190, 192, 194, 195, 203, 206, 207, 227, 231, 247, 254, 256, 270

Смех, 24, 25, 34, 44, 110, 121, 200, 225, 244

Смешение, 49, 115

Смещение, 49, 76, 132

Смирение, 43, 86, 204

Смысл, 26, 32, 38, 40, 41, 50, 51, 52, 55, 56, 57, 62, 63, 66, 69, 71, 75, 77, 79, 84, 90, 93, 94, 98, 99, 103, 110, 128, 134, 138, 147, 153, 163, 172, 176, 177, 186, 188, 225, 247, 252, 257, 271

Собирание, 40, 49, 204

Созерцание, 41, 49, 82

Сокрытость, 50, 60

Сон, 23, 45, 66, 107, 126, 202, 204, 206, 207, 259

Соразмерность, 18, 41, 50, 61

Спасение, 25, 26, 45, 51, 59, 64, 108, 141, 150, 157, 173, 206, 207

Страдание, 25, 27, 42, 56, 126, 130, 136, 140, 142, 144, 203

Страх, 20, 25, 28, 42, 54, 55, 80, 110, 113, 166, 197, 243, 260

Суд, 25, 33, 115, 118, 150, 157, 164, 202

Судья, 170

Сумасшедший, 201

Т

Таинство, 92, 164, 172, 177, 236, 247, 268

Тайна, 27, 44, 67, 95, 151, 164, 165, 242, 260

Театр, 85, 86, 87, 223, 237

Текст, 2, 3, 4, 12, 17, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 50, 51, 83, 171, 235, 239, 242, 244, 247, 249, 260, 270

Телесность, 12, 41, 84, 97, 122, 127

Тело, 15, 33, 34, 42, 84, 88, 91, 96, 110, 171, 182, 188, 189, 196, 223

Тень, 49, 249

Теология, 51, 235, 237, 261, 266

Территория, 48

Топология, 48

Тотальность, 44, 48, 74, 79, 87, 136

Транс, 98, 117, 125, 127

Трансформация, 43, 49, 59, 133, 147, 158

Трансценденция, 50, 158, 231

Трата, 49, 96, 122

Трикстер, 118, 119, 120, 254

Туризм, 146, 147, 148, 149, 150, 151

Турист, 151

Тьма, 49, 127, 128, 138, 194

У

Убийство, 152, 162, 176, 181, 182, 197, 259

Удивление, 40, 103, 151

Удовольствие, 24, 27, 104, 106, 126, 130, 133

Ужас, 24

Узел, 49, 182

Умеренность, 50

Уничтожение, 50, 109, 111, 158

Уродство, 27, 142

Ущербность, 50, 96, 143, 155, 171, 203

Ф

Философия, 12, 14, 25, 146, 198, 200, 201, 203, 206, 223, 224, 225, 226, 229, 230, 231, 232, 233, 236, 237, 239, 240, 241, 243, 244, 245, 246, 249, 250, 254, 255, 256, 258, 259, 260, 263, 264, 265, 266, 267, 268, 270, 271

Фрустрация, 50

Х

Хаос, 72, 77, 100, 101, 102, 106, 108, 112, 123, 125, 126, 149, 222

Харизма, 168

Хиппи, 150, 255

Храм, 81

Христианство, 30, 171, 180, 228, 231

Хулиганство, 115

Ц

Царь, 3, 152, 153, 167, 168, 169, 170, 172, 173, 174, 178, 179, 180, 181, 182, 183, 184, 185, 186, 187, 188, 189, 190, 191, 194, 196, 197, 236

Целостность, 27, 30, 44, 50, 56, 104, 155, 197

Центр, 17, 48, 55, 73, 78, 85, 128, 140, 146, 148, 156, 167, 169, 181, 192

Церемония, 88, 94, 181, 182, 186

Ч

Человек, 9, 10, 12, 19, 20, 22, 24, 27, 32, 34, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 64, 65, 66, 68, 69, 70, 72, 74, 75, 76, 78, 80, 82, 83, 84, 85, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 101, 102, 103, 104, 105, 108, 109, 110, 114, 121, 123, 125, 126, 127, 128, 130, 133, 135, 136, 137, 139, 140, 141, 142, 143, 146, 150, 155, 171, 182, 224, 228, 229, 231, 232, 238, 240, 241, 242, 244, 245, 246, 248, 251, 257, 258, 259, 261, 263, 265, 266, 267, 269, 270

Человеческое, 22, 35, 48, 76, 79, 81, 94, 109

Читатель, 2, 37, 38, 40, 41, 42, 43

Чрезмерность, 50, 96, 139

Чтение, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45

Чудесное, 123, 137, 164, 173

Чудо, 45, 60, 68, 71, 72, 73, 91, 94, 104, 106, 127, 141, 149, 150, 151, 157, 158, 159, 160, 171, 199, 200, 206, 207, 245

Чудовище, 156, 161, 164

Чудовищное, 123, 161

Чужое, 20, 33, 50, 51, 96, 132, 165, 166, 242

Ш

Шаман, 120, 124, 125, 159

Шок, 50

Шут, 168, 191

Щ

Щель, 49

Э

Экзистенция, 4, 38, 42, 105, 254

Экономия, 48, 49

Экспансия, 32, 49, 54, 61, 87, 96, 165

Экстаз, 45, 59, 105, 106, 117, 125, 127, 133, 151

Экстремальные, 50, 113, 119, 136

Эхо, 44, 49

Ю

Юродивый, 180, 191, 205

Юродство, 204, 205, 206, 236

Я

Явленность, 50

Язык, 12, 36, 47, 59, 83, 225, 226, 228, 230, 231, 232, 240, 241, 243, 246, 247, 251, 252, 259, 261, 262, 265, 270

Ясность, 40, 49, 82

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 марта 1881 года: Казнь императора Александра II. – Л., 1991. – 384 с.

Ad Marginem 93. – М., 1994. – 420 с.

Silentium. – Вып. № 3. – СПб., 1996. – 608 с.

Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. – Новосибирск, 1989. – 272 с.

Аббаньяно Н. Мудрость жизни. – СПб., 1996. – 320 с.

Аббаньяно Н. Мудрость философии. – СПб., 1998. – 305 с.

Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация: Введение в интерпретативную социологию. – СПб., 1999. – 265 с.

Абеляр Т. Магический переход. – Киев, 1994.

Абрамкин В.Ф., Чижов Ю.В. Как выжить в советской тюрьме. – Красноярск, 1992.

Абрамян Л.А. Первобытный праздник и мифология. – Ереван, 1983.

Авва Иоанн. Лествица. – М., 1991. – 220 с.

Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб., 1998. – 379 с.

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М., 1977. – 320 с.

Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М., 1996. – 448 с.

Аверкиева Ю.П. Индейцы Северной Америки. – М., 1974.

Аверченко Л.К., Антилогова Л.Н. Человековедение. – Омск, 1993.

Авеста. – СПб., 1998.

Аветян Э. Г. Семиотика и лингвистика. – Ереван, 1989. – 286 с.

Авруцкий Г.Я., Недува А.А. Лечение психических больных. – М., 1988. – 528 с.

Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. – М., 1980. – 278 с.

Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. – М., 1977. – 271 с.

Автономова Н.С. Хаос и логос // Заблуждающийся разум. – М., 1990.

Адлер А. Лекции по аналитической психологии. – Киев, 1996.

Адлер А. Наука жить. – Киев, 1997. – 288 с.

Адлер А. О невротическом характере. – М., 1997. – 388 с.

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995. – 296 с.

Аксельрод А., Филлипс Ч. Диктаторы и тираны. В 2 т. – Смоленск, 1997.

Александров В. Набоков и потусторонность: Метафизика, этика, эстетика. – СПб., 1999.

Александровский Ю.А. Глазами психиатра. – М., 1985.

Александровский Ю.А. Пограничная психиатрия и современные социальные проблемы. – Ростов н/Д., 1996. – 111 с.

Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. – Ростов н/Д., 1997. – 576 с.

Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. – № 1-21. – М., 1995-1999.

Американская социологическая мысль: Тексты. – М., 1994.

Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. – М., 1972.

Амфитеатров А.В. Дьявол. Орлов М.Н. История сношений человека с дьяволом. – М., 1992. – 840 с.

Анагарика Говинда. Путь белых облаков. Буддист в Тибете. – М., 1997. – 448 с.

Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. – М., 1995.

Аналитическая философия. Избранные тексты. – М., 1993. – 181 с.

Аналитическая философия: Становление и развитие (антология) – М., 1998. – 528 с.

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977.

Анарина Н.Г. Японский театр Но. – М., 1984.

Анджапаридзе Г. Потребитель? Бунтарь? Борец? – М., 1982.

Андреев Д. Роза мира. – М., 1992. – 576 с.

Андросов В.П. Нагарджуна и его учение. – М., 1990. – 269 с.

Антихрист. Антология. – М., 1995. – 415 с.

Античность как тип культуры. – М., 1988.

Антология даосской философии. – М., 1994. – 447 с.

Антология исследования культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. – СПб., 1997.

Антология феноменологической философии в России. – М., 1998. – 512 с.

Антоний, митр. Сурожский. Проповеди и беседы. – М., 1991.

Антонян Ю. М., Ткаченко А.А. Сексуальные преступления. – М., 1993. – 320 с.

Антонян Ю.М. Психология убийства. – М., 1997. – 304 с.

Апокриф. Культурологический журнал. – 1992. – № 2.

Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. – М., 198 . – 517 с.

Арсеньев В.Р. Звери – боги – люди. – М., 1991.

Арто А. Театр и его двойник. – М., 1993. – 192 с.

Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. – М., 1987.

Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. – М., 1988.

Архиепископ Василий (Кривошейн). Богословские труды. – Нижний Новгород, 1996. – 374 с.

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа, тело. – СПб., 1995.

Архиепископ Михаил (Мудьюгин). Введение в основное богословие. – М., 1995.

Архимандрит Алепий, Архимандрит Исайя. Догматическое богословие. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. – 288 с.

Архимандрит Киприан (Керн). Антропология Св. Григория Паламы. – М., 1996. – 450 с.

Архимандрит Софроний. Видеть Бога как он есть. Stavropegic Monastery of st. John the Babtist, – Essex, 1985. 254 с.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М., 1992. – 528 с.

Афанасьев А.Н. Древо жизни. – М., 1982.

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. – М., 1994.

Ахутин А. Тяжба о бытии. – М., 1996. – 304 с.

Ашин Г.К. Современные теории элиты: критический очерк. – М., 1985. – 256 с.

Бадентер Э. Мужская сущность. – М., 1995. – 304 с.

Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. – Л., 1983.

Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семиотический анализ восточнославянских обрядов. – СПб., 1993.

Баканурский А.Г. Православная церковь и скоморошество. – М., 1896.

Баландин А.И. Мифологическая школа в русской фольклористике. – М., 1988.

Балязин В.Н. Романовы. Семейная хроника. – М., 1996.

Балязин В.Н. Сокровенные истории дома Романовых. – М., 1996. – 477 с.

Банщиков В.М., Короленко Ц.П. Общая психопатология. – М., 1971.

Барт Р. Camera lucida. – М., 1997. – 223 с.

Барт Р. S/Z. – М.: Ad Marginem, 1994. – 303 с.

Барт Р. Избранные работы: семиотика, поэтика. – М., 1989. – 616 с.

Наши рекомендации