Понятие и типы цивилизации. особенности техногенной цивилизации и проблемы формирования информационного общества (д. белл «грядущее постиндустриальное общество. опыт социального прогнозирования»).

Понятие цивилизация (от латинского «civilis» - городской, гражданский, государственный) имеет множество значений, в том числе такие:

1) это синоним культуры;

2) это ступень общественного развития, следующая за варварством;

3) это уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры, где как минимум имеются письменность, города и государство, а также значительное разделение (специализация) труда, развитый религиозный культ, экономический обмен, наука и искусство;

4) это эпоха деградации и разложение человеческой естественности (в теориях воспевающих близость к природе - натурализм).

Французские просветители обычно использовали термин «цивилизация» для общества, основанного на разуме и справедливости, а в XIX веке тот же термин применялся для восхваления развитых (западноевропейских) стран на фоне «отсталых».

Сегодня принято считать, что видов и типов цивилизаций много, и каждая из них смесь общих закономерностей и уникальных особенностей. Тем не менее, выделяется три основных типа цивилизации:

- доиндустриальная (традиционная, аграрная, добывающая)цивилизация (до последней четверти XVIII в.): преобладало аграрно-ремесленное производство на основе ручных орудий труда, мускульной силы людей и животных;

- индустриальная (техногенная, промышленная)цивилизация (конец XVIII в. – 70-е годы ХХ в.): преобладало бурно развивающееся промышленное производство на основе машин и автоматов, использующих огромное количество энергетических и прочих природных ресурсов, царила узкая специализация труда и высокая степень централизации управления;

- постиндустриальная (информационная) цивилизация (с конца ХХ в.): создание, сбор, обработка и распространение информации предопределяют развитие всех сфер жизни общества; информационный сектор производства имеет высочайшие темпы развития; формируются производства, возможные только благодаря компьютерной технике (например, нанотехнологии, генная инженерия, автоматизированные системы управлении и т.п.), мир глобализируется; 60-90% работников заняты в сфере услуг; главная проблема – предотвращение экологической и иных глобальных катастроф.

Кроме того, некоторые философы выделяют «природные» (первобытные) сообщества в качестве особого типа цивилизации (протоцивилизации).

Национально-ориентированные философы делят цивилизации на два типа: восточные (где порядок превыше всего, собственность и власть едины, личность и общество подчинены государству) и западные (где свобода превыше всего, частная собственность преобладает, «основные» права и свободы личности защищены от посягательства властей). При этом славянским народам, расположенным между Востоком и Западом, отводится роль посредника, способного создать Великий синтез культур в условиях глобальной интеграции.

При подробном разграничении территориально-национальных типов цивилизации становится больше: западный, восточноевропейский, мусульманский, африканский, индийский, китайский, японский, латиноамериканский и т.д.

По способам распространения информации цивилизации делятся на: устные, письменные, книгопечатные, телерадиовещательные и компьютерно-сетевые.

Особенности техногенной цивилизации:

- цель – преобразование природы на благо человека;

- доминирование машинного производства;

- наука – непосредственная производительная сила, нацеленная на создание и совершенствование технических средств;

- высокий динамизм, культ изобретательства и новаций;

- урбанизация (резкий рост удельного веса городского населения);

- резко нарастающие объемы потребления;

- привлечение к производственному и политическому управлению все большего числа людей, доминирование либерально-демократических методов руководства;

- всеобщее образование (как минимум начальное или базовое).

Проблемы формирования информационного общества:

1) обеспечение всесторонней информатизации человеческой жизнедеятельности;

2) интеграция всех средств создания, сбора, обработки и распространения информации;

3) создание все более сложных автоматических систем и в перспективе искусственного интеллекта;

4) развитие системы образования и воспитания, соответствующей требованиями информационного общества;

5) устранение политических, военных и иных конфликтов, препятствующих максимально свободному и эффективному информационному обмену;

6) упрочение родственных, дружеских и иных долгосрочных связей, ослабляемых доминированием краткосрочных, ни к чему не обязывающих электронно-сетевых контактов;

7) создание эффективных всемирных органов социально-экономического регулирования;

8) надежная защита авторских прав.

Книга американского социологаД. Белла «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования» (1973 г.) предвещает до 2003-2023 гг. формирование «постиндустриального общества» во всемирных масштабах. И это будет совершенно новый тип социальных отношений. Правда, Белл до конца не уверен, что человечество захочет и сможет построить столь сложное общество.

Пять основных элементов постиндустриализма описаны в книге преимущественно на примере США. Эти элементы таковы:

1) доля населения, задействованного в сфере услуг, превышает 50% и продолжает расти;

2) повышается профессионализм работников (ученые, инженеры и прочие «белые воротнички» становятся крупнейшей социальной группой);

3) теоретические (а не прикладные, как раньше) знания определяют ход технического развития;

4) усиливаются планирование и контроль в производственной и иных сферах жизнедеятельности;

5) технологии значительно усложняются (становятся высокоинтеллектуальными).

Важно отметить и то, что Белл выделяет три направления общественного развития: технико-экономическое, политическое и культурное – каждое из которых, по его мнению, мало зависит от остальных. Говорит он и о трех технологический революциях: паровой, электрохимической и микро-цифровой (компьютерной).

КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ЧЕРТЫ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ, ПРОБЛЕМЫ ИХ КОНСОЛИДАЦИИ И ИСТОРИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ.

Восточнославянские философы традиционно отводят ключевую всемирно-историческую (зачастую мессианскую) роль своим соотечественникам. При этом обязательно подчеркивают:

- своеобразие (уникальность) и богатство восточнославянской культуры;

- крепость наших традиций и нашу особую восприимчивость к новациям;

- расположение восточных славян между Востоком и Западом, что всегда способствовало и будет способствовать впредь освоению лучших достижений восточных и западных цивилизаций;

- интернационализм, коллективизм, миролюбие, гуманизм, толерантность, универсальность, многогранность и прочие черты восточнославянского мировоззрения, способствующие сосуществованию с другими народами;

- близость к природе, исключительное трудолюбие, стойкость и другие высокоморальные достоинства восточных славян.

В то же время отечественные философы возвышенно сетуют, что широкие народные массы восточнославянских стран недостаточно едины (консолидированы) и плохо понимают сами себя. И потому, мол, еще не успели самоопределиться: осознать свою Великую всемирно-историческую миссию и твердо встать на путь ее осуществления, попутно сплачиваясь и самосовершенствуясь.

Подобный подход характерен для белорусских философов едва ли не больше, чем для их российских и украинских коллег. У нас очень модно порассуждать о:

- пробуждении национального самосознания;

- возрождении национальной культуры и народных традиций;

- бережном отношении ко всему отечественному и решительном противостоянии западной и восточной ассимиляции;

- центрально-европейском положении Беларуси (мосте или воротах между Западом и Востоком);

- невозможности географической и экономической изоляции нашей доступной со всех сторон страны, что делает неизбежным взаимодействие с другими народами;

- огромных людских, культурных и материальных потерях, понесенных Беларусью во время многочисленных войн, революций и других потрясений.

Все это, по мнению отечественных мыслителей, открывает перед Беларусью дорогу к достойному и независимому будущему.

Наши рекомендации