Новейшие направления современной западной философии: герменевтика, структурализм, постмодернизм.

В 60-70-е гг. ХХ в. на передний план выступают структурализм, герменевтика, философская антропология, философия постмодерна, пытающиеся изменить проблематику и методы исследования философии. Эти новейшие направления современной западной философии видят себя наставникам человека, способными избавить людей от наиболее бессмысленных порывов и действий в этом сложном, запутанном мире, скользящем у края гибельной пропасти.

Герменевтика (от имени Бога Гермеса, истолковывающего слова Олимпийцев смертным) – наука об истолковании тестов (методологическая текстология). В XX столетии приобрела статус философского (общетеоретического) учения – теории интерпретации и понимания всей человеческой деятельности, и в первую очередь – языка и иных коммуникационных средств.

Такой взгляд на герменевтику был предложен немецким психологом и историком культуры Дильтеем (1833-1911 гг.). Герменевтика была распространена им на все «науки о духе» (обществоведение, культуру, историю и т.д.). В истории человек лишь проявляет качества своего духа. Природа же нашему духовному пониманию чужда и весьма далека от того, что мы о ней думаем.

Видные представители современной герменевтики - Бетти, Гадамер, Дандман. Герменевтики заняты в основном изучением форм языка и аналогичной языку символики.

Структурализм (от слова «структура») сформирован в 20-е годы XX века женевской школой лингвистики, американской школой семиотики и другими родственными направлениями филологии. Особо популярен в 60-е годы во Франции (Соссюр, Леви-Стросс, Фуко).

Структуралисты заняты выявлением типичных структур (связей, элементов) в человеческом сознании и языковых контекстах. Утверждают, что наш разум и наша речь – лишь проявления неких глубинных («неявных») структур (моделей) нашего подсознания. Выявить эти структуры и сделать их достоянием сознания – задача структурализма. При этом структура (модель) должна быть 1) целостной, 2) приспосабливающейся к любой конкретике, 3) саморегулирующейся.

Постмодернизм (после современность), он же «поставангардизм», он же «новая критика» – разнообразная критика культуры, сформировавшейся ко второй половине XX века, и прежде всего разоблачение пагубности прогресса, уличение бессилия и запутанности сознания людей. Наиболее известные постмодернисты – французские философы Ж. Деррида (1930-2004 гг.), Ж.Ф. Лиотар (1924-1998 гг.) и М. Фуко (1926-1984 гг.). Первоначально постмодернистов интересовала только искусство, но потом они распространили свой подход на всю культуру, пренебрегая любыми запретами-барьерами и применяя «иронию в отношении всего, в том числе в отношении собственной иронии».

Постмодернисты исходят из неповторимости всего и вся. Человеку же посильна только «имманенция» – интерпретация и сведение воедино небольшого числа частностей. Причем любое обобщение («концепт») считают разновидностью «игры» (дискурсом). Мол, человеческий ум развлекается, собирая факты воедино то так - то этак ради самоудовлетворения, не особо заботясь о подлинном единстве соединяемого (мнимые единства – «симулякры»). Философия для постмодернистов разновидность «свободной светской беседы», не претендующей на какую-то объективность и ценящейся за разнообразие мнений и стилей. Единственное требование - не выпячивать себя, навязывая собственные взгляды.

18. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ БЕЛАРУСИ: ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО (Е. ПОЛОЦКАЯ, К. ТУРОВСКИЙ),
РЕНЕССАНС И ПРОСВЕЩЕНИЕ (Ф. СКОРИНА, С. БУДНЫЙ, С. ПОЛОЦКИЙ, К. ЛЫЩИНСКИЙ И ДР.).

Этапы:

1) Фольклорный (до Х века фольклор доминирует – позже под спудом христианской и прочих идеологий): образные представления о единстве человека и природы, единство истины, блага и красоты. Пословицы и поговорки – квинтэссенция народной мудрости.

2) Предфилософский - просветительский этап (X-XII века): распространение христианства (Ефросинья Полоцкая, Кирилл Туровский), просвещение и издание рукописных книг, формирование комплекса мировоззренческих, общественно-политических, этических и эстетических идей.

3) Гуманистическое и реформационное движение (XVI-XVII века): влияние Ренессанса и Реформации, формирование белорусской народности и языка. Франциск Скорина – гуманизм, идея общего блага, достигаемого с помощью разумного составленного права. Симеон Будный – реформаторская свобода совести и интерес к реальности.

4) Схоластика (конец XVII в. - первая половина XVIII в.): господство казенного богословия, а на западе ордена иезуитов. Типичный схоласт - Симеон Полоцкий, богослов-книжник и учитель детей царя Алексея Михайловича, прославился своими стихами, нравоучениями и проповедями. В противовес схоластике – атеизм Казимира Лыщинского.

5) Просвещение (вторая половина XVIII в. – первая половина XIX в.): рационалистические философии, в центре внимания образование и воспитание, стремление к справедливому обществу, тайные студенческие общества.

6) Национально-демократический этап (вторая половина XIX в. – начало XX в.): примат национального возрождения, поиск самоидентичности, воспитание национального самосознания (Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович, Игнат Абдиралович - настоящая фамилия Канчевский).

7) Марксизм-ленинизм (20-80 гг. XX в.): белорусские философы особо отличились в истории философии, методологии науки, диалектике, социологии, философии культуры.

8) В 90-е годы XX в. начался новейший этап: расширение проблемного поля, глубокий и детальный анализ путей развития Республики Беларусь.

Дополнительно о просветительстве:

Е. Полоцкая (1110-1173 гг.) и К. Туровский (1130-1182 гг.) – монахи и в основном распространяли христианское вероучение, создавая церкви, монастыри, книги. Основные темы трудов К. Туровского: бессмертие души и ее единство с телом; разум - высшая ценность, а знания – высшее счастье; духовная красота выше чувственной, обучение диалектике и риторике. Он же горячо опровергал мнение, будто Бог похож на человека, ибо не может бесконечное быть подобным конечному.

Эпоха Возрождения и Реформации – начало формирования национального самосознания белорусов, становления и развития самобытной культуры. Кроме того, развитие гуманистических идеалов и отделение философии от религии, появление книгопечатания и литературы на родном языке, экспериментальной науки. Одна из центральных тем – единство славянских народов.

Ф. Скорина (1482-1551 гг.) излагал научные сведения и свои взгляды на природу, общество, человека, историю в предисловиях и послесловиях к изданным им 22 библейским книгам. Совмещал рационализм с верой. Идеализировал братское общежитие ранних христиан и справедливость первобытной жизни по неписанным законам. Был привержен идеям «естественного права» и врожденной свободы, справедливости, гуманности и воспитуемости.

С. Будный (1530-1593 гг.) обосновывал освобождения мысли из-под власти мирского авторитета, чтобы каждый мог самостоятельно искать истину в Священном Писании с помощью «внутреннего откровения» - «непосредственного единения с Богом». Был, как и многие в Речи Посполитой того времени, антитринитарием – отрицал троичность Бога и Божественность Христа, не верил в загробный мир. Призывал решать не только религиозные, но и земные проблемы. Признавал диалектику, прирожденным качеством человека, и высоко ставил силу разумных доказательств.

С. Полоцкий (1629-1680 гг.) признавал за наукой и философией право на самостоятельное существование, анализировал соотношение чувственного восприятия и разумного познания (анализа, обобщения).

К. Лыщинский (1634-1689 гг.) – автор трактата «О несуществовании Бога», за который казнен. Бога называл выдумкой церковников и властей, используемой в корыстных интересах.

Наши рекомендации