A2. происхождение философии, ее предмет и основные проблемы.
Статью «Что такое философия?» смотри: тут
История философии (одной из древнейших наук) – как минимум 25 веков. Временем рождения философии обычно называют «осевое время» (VIII-II века до н.э.), когда человек углубился в себя, чтобы добиться целостности собственной души. Философия окончательно отпочковалась от общего (в основном религиозного мировоззрения) в Древней Греции. Не до конца от мифов в Индии, не до конца от этики (морали) в Древнем Китае.
Пифагор (VI в. до н.э.), полагая, что подлинная и целостная мудрость (софия) доступна только Божеству, объявил уделом людей лишь «любовь к мудрости» (философию). Аристотель (IV в. до н.э.) считается первым, кто обособил философию («метафизику») в качестве самостоятельной науки «о самых общих началах сущего», отделив от нее множество частных (специальных) наук.
Условия возникновения философии: высокая степень разделения труда, позволившая выделиться умственному труду, развиться культуре и сложным общественным отношениям.
По Платону и Аристотелю, начало философии – удивление (побудительный мотив философствования) и переход от мифа к логосу (рациональному познанию).
Основные концепции генезиса (происхождения) философии:
- мифогенная (из осмысления мифов);
- гносеогенная (из обобщение результатов познания);
- гносеогенно-мифическая (из первобытного менталитета, включая мифы и знания).
В определении предмета философии нет единства – слишком много школ, и представления о предмете постепенно эволюционируют. В древности философия охватывала все науки. Специализация (дифференциация) наук сделала философию общетеоретической и мировоззренческой дисциплиной (изучением «самого общего и предельного»). С XIX в. научные обобщения делаются и помимо философии. Теперь универсальную картину мира философия может строить лишь вместе с другими науками в качестве «теоретического ядра мировоззрения».
Ныне предмет философии – взаимоотношение человека и мира в наиболее общем виде (принципы основы), познание законов природы, человека, общества и сознания (культуры).
Основные проблемы философии: 1) мир; 2) человек; 3) взаимоотношение между ними. Один из популярнейших ныне философов И. Кант коренные проблемы сводил к четырем: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что есть человек? (четвертый вопрос Кант считал обобщением первых трех).
СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ, ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С НАУКОЙ, ИСКУССТВОМ, РЕЛИГИЕЙ.
Структура философского знания:
- онтология (общие принципы и основания бытия - всего сущего);
- гносеология (теория познания);
- эпистемология (методология научных исследований);
- философская антропология (человековедение);
- аксиология (учение о ценностях);
- праксиология (учение о человеческой деятельности - взаимодействии с миром);
- социальная философия (обществоведение);
- учение о нравах (этика);
- теория прекрасного (эстетика).
Основные функции философии:
- мировоззренческая (интегратор мировоззрения);
- методологическая (совокупность наиболее общих методов познания и деятельности);
- критическая (воспитатель здоровых сомнений, помогающих избежать заблуждений и догм);
- аксиологическая (основа для оценки любого объекта и переоценки ценностей);
- социальная (помогает ориентироваться в общественной жизни);
- гуманитарная (способствует чуткому отношению к людям).
Взаимосвязи: Философия абстрактна, критична и понятийна, как наука, но всеохватна и познает фундаментальный (недоступный научному опыту) смысл бытия. Философия авторски своеобразна, как искусство, но выражает себя понятиями-категориями. Философия как религия, стремится познать выходящее за пределы эмпирики, но критична, а не догматична.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ. ДОКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ (МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА, ГЕРАКЛИТ, ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА).
Основные этапы античной (древнегреческой и древнеримской) философии:
1) доклассический (он же досократический или ранний) – ионийцы (милетцы), элейцы, Гераклит, атомисты, софисты и прочие, творившие до последней четверти V в. до н.э.;
2) классический - Сократ, Платон, Аристотель (конец V в. - середина IV в. до н.э.);
3) постклассический (он же эллинистический) - стоики, эпикурейцы, скептики, академики и неоплатоники (середина IV в. до н.э. - IV н.э.)
Город Милет (западное побережья Малой Азии) – родина ионической философии, якобы самой ранней из известных школ Древней Греции (VII-VI вв. до н. э.). Ионийцы заменили божественную первопричину мира - материальным первоначалом (вода, земля, огонь, воздух и т.д.).
У Фалеса это – «вода» «влага», ибо «семена всего сущего влажны», огонь питается влагой, земля «лежит на воде». Полагал, что все имеет живую душу в качестве движущей силы, а подлинное Божество мироздания – это разум. Его знаменитейшее изречение: «Познай самого себя».
Анаксимен определил в качестве первоначала воздух (из-за его бесконечности и подвижности). Даже Боги произошли из воздуха. Различие вещей – различная степень концентрации воздуха. Причина изменений вечная подвижность воздушных масс.
Анаксимандр назвал первоначалом: «апейрон» - бесконечное, неисчезающее. Говорил, что «апейрон» - материя, соединяющая в себе все противоположности, все сущее – выделения из апейрона, исчезающие в нем же.
Гераклит Темный из Эфеса (город на Западе Малой Азии) вместо первоначала искал источник изменений. Пришел к выводу: миром правит логос (всеобщая закономерность), а сам мир – вечное движение и изменение (огонь – душа мира), все процессы – борьба противоположностей. За это Гераклит считается родоначальником диалектики. Его высказывания: «Все течет и изменяется», «Нельзя дважды войти в одну реку».
Элейская школа (элеаты) прославилась отрицанием любых изменений и делений. Так Парменид утверждал: истина неизменна и постигается лишь разумом, а все перемены и деления на части – обманчивая видимость. Следовательно, «только бытие есть, а небытия нет», как нет движения и пустоты. Все сущее - неподвижный, конечный и шарообразный Разум-Бог, подчиненный необходимости, судьбе, провидению. Зенон Элейский (ученик Парменида) сочинил множество апорий, доказывающих невозможность движения и делимости на части: стрела не может лететь, Ахиллес не догонит черепаху и т.п.