Понятие мировоззрения. Структура и исторические типы мировоззрения.

ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ АСПИРАНТОВ

(2011/2012 гг.)

Здесь Вы найдете краткие ответы на вопросы по философии и методологии науки в двух частях. Первая часть в помощь поступающим в аспирантуру. Вторая – сдающим кандидатский минимум.

· Часть Первая - Краткие ответы на вопросы по философии для поступающих в аспирантуру

· Часть Вторая - Краткие ответы для кандидатского экзамена по философии и методологии науки

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
Краткие ответы на вопросы по философии
для поступающих в аспирантуру

Альтернативные ответы на ту же тему смотри тут

Понятие мировоззрения. Структура и исторические типы мировоззрения.

Термин «мировоззрение» стал популярен на рубеже XVIII- XIX веков в связи с деятельностью тогдашних французских идеологов.

Мировоззрение – система устойчивых взглядов человека (социальных групп, наций, классов, общества в целом) на мир и свое место в нем. В широком смысле – это все взгляды, в узком – самые важные из числа наиболее общих. Главная функция мировоззрения – ориентировать в окружающей действительности, предопределять поведение.

Структура мировоззрения – элементы и связи между ними. Структурные элементы - это знания, ценности (в том числе нравственные и эстетические идеалы), убеждения (цели, мотивы, интересы, программы действий) и др.

Исторические типы мировоззрения:

- мифологическое мировоззрение: фантазии преобладают, единство с природой, антропоморфизм (очеловечивание вещей и животных), множество сверхъестественных сил, доминирование чувств;

- религиозное мировоззрение: формируется профессиональными священниками, есть идеологическая структура (Священное писание, догматы, традиции), велика роль церемоний и ритуалов, мир удвоен (посю- и потусторонний миры), Бог – Всеохватывающий дух и творец всего, творения в разной степени совершенны (человек – подобен Всевышнему);

- философское (научное) мировоззрение: опора на разум, свободный интеллектуальный поиск истины, осмысление предельных оснований бытия и мышления, обоснование ценностей, стремление к целостности и логичности.

Во все времена есть еще обыденное мировоззрение – присущее простым людям.

СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ, ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С НАУКОЙ, ИСКУССТВОМ, РЕЛИГИЕЙ.

Структура философского знания:

- онтология (общие принципы и основания бытия - всего сущего);

- гносеология (теория познания);

- эпистемология (методология научных исследований);

- философская антропология (человековедение);

- аксиология (учение о ценностях);

- праксиология (учение о человеческой деятельности - взаимодействии с миром);

- социальная философия (обществоведение);

- учение о нравах (этика);

- теория прекрасного (эстетика).

Основные функции философии:

- мировоззренческая (интегратор мировоззрения);

- методологическая (совокупность наиболее общих методов познания и деятельности);

- критическая (воспитатель здоровых сомнений, помогающих избежать заблуждений и догм);

- аксиологическая (основа для оценки любого объекта и переоценки ценностей);

- социальная (помогает ориентироваться в общественной жизни);

- гуманитарная (способствует чуткому отношению к людям).

Взаимосвязи: Философия абстрактна, критична и понятийна, как наука, но всеохватна и познает фундаментальный (недоступный научному опыту) смысл бытия. Философия авторски своеобразна, как искусство, но выражает себя понятиями-категориями. Философия как религия, стремится познать выходящее за пределы эмпирики, но критична, а не догматична.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ. ДОКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ (МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА, ГЕРАКЛИТ, ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА).

Основные этапы античной (древнегреческой и древнеримской) философии:

1) доклассический (он же досократический или ранний) – ионийцы (милетцы), элейцы, Гераклит, атомисты, софисты и прочие, творившие до последней четверти V в. до н.э.;

2) классический - Сократ, Платон, Аристотель (конец V в. - середина IV в. до н.э.);

3) постклассический (он же эллинистический) - стоики, эпикурейцы, скептики, академики и неоплатоники (середина IV в. до н.э. - IV н.э.)

Город Милет (западное побережья Малой Азии) – родина ионической философии, якобы самой ранней из известных школ Древней Греции (VII-VI вв. до н. э.). Ионийцы заменили божественную первопричину мира - материальным первоначалом (вода, земля, огонь, воздух и т.д.).

У Фалеса это – «вода» «влага», ибо «семена всего сущего влажны», огонь питается влагой, земля «лежит на воде». Полагал, что все имеет живую душу в качестве движущей силы, а подлинное Божество мироздания – это разум. Его знаменитейшее изречение: «Познай самого себя».

Анаксимен определил в качестве первоначала воздух (из-за его бесконечности и подвижности). Даже Боги произошли из воздуха. Различие вещей – различная степень концентрации воздуха. Причина изменений вечная подвижность воздушных масс.

Анаксимандр назвал первоначалом: «апейрон» - бесконечное, неисчезающее. Говорил, что «апейрон» - материя, соединяющая в себе все противоположности, все сущее – выделения из апейрона, исчезающие в нем же.

Гераклит Темный из Эфеса (город на Западе Малой Азии) вместо первоначала искал источник изменений. Пришел к выводу: миром правит логос (всеобщая закономерность), а сам мир – вечное движение и изменение (огонь – душа мира), все процессы – борьба противоположностей. За это Гераклит считается родоначальником диалектики. Его высказывания: «Все течет и изменяется», «Нельзя дважды войти в одну реку».

Элейская школа (элеаты) прославилась отрицанием любых изменений и делений. Так Парменид утверждал: истина неизменна и постигается лишь разумом, а все перемены и деления на части – обманчивая видимость. Следовательно, «только бытие есть, а небытия нет», как нет движения и пустоты. Все сущее - неподвижный, конечный и шарообразный Разум-Бог, подчиненный необходимости, судьбе, провидению. Зенон Элейский (ученик Парменида) сочинил множество апорий, доказывающих невозможность движения и делимости на части: стрела не может лететь, Ахиллес не догонит черепаху и т.п.

ЧЕЛОВЕК КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА. ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ОСМЫСЛЕНИЯ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ (НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ, РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ, ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНАЯ, СОЦИОЛОГИЗАТОРСКАЯ, МАРКСИСТСКАЯ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ПЕРСОНАЛИСТСКАЯ, ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ, СИНТЕТИЧЕСКАЯ).

Сегодня принято считать человека – высшей ценностью, наиболее уникальным и универсальным существом, единством микрокосма (внутреннего сгустка и отражения законов природы), микротеоса (воплощения Божественных идеалов) и микросоциума (совокупности общественных отношений), а заодно биосоциальной или биопсихологической целостностью. Столь сложный и важный субъект является и самой большой проблемой (загадкой) философского исследования: в нем много необъясненного и даже необъяснимого.

Труднее всего, но правильнее рассматривать человека целостно. Классической считается триадичная модель человека: тело (природное) + душа (источник жизненной энергии и свободы творчества, а также носитель бессмертия) + дух (общечеловеческое, или разум, или воплощение Универсального - Абсолютного).

Основные стратегии осмысления природы человека в философии:

- натуралистическая (человек – невычленимая часть природы, либо ее венец, а заодно разновидность животного);

- рационалистическая (человек – носитель разума, тождественного разумности Мироздания или Разуму Всевышнего);

- философско-религиозная (человек сотворен Господом по образу и подобию своему);

- социологизаторская (человек – не столько природный, сколько социальный продукт);

- марксистская (человек – совокупность общественных отношений, разумный преобразователь природы, развитый соответственно уровню развития своих производительных сил и производственных отношений);

- экзистенциально-персоналистская (человек – нечто уникальное, особое начало в мире, наивысшее проявление свободы выбора);

- психоаналитическая (человек единство сознательного и подсознательного, причем подсознательное буйствует и с большим трудом укрощается разумом и системой общественных ограничений);

- синтетическая (сочетание всех или нескольких стратегий).

ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ (К. МАРКС ПРЕДИСЛОВИЕ «К КРИТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ»).

Основные стратегии исследования социальной реальности таковы:

- марксистский подход: общество формируется в соответствии с уровнем развития производительных сил – орудий и способов создания материальных и духовных благ. Производительные силы определяют производственные отношения, а на их основе складываются и все остальные отношения в обществе. Человек формируется как совокупность общественных отношений. Поэтому полноценный человек возможен лишь после уничтожения социально-классовых перегородок диктатурой пролетариата;

- концепция социального действия, она же «понимающая социология» (М. Вебер): общество реально состоит из «социальных действий» (воздействий индивидов друг на друга). Анализируя такие действия, следует вскрывать их самые типичные и самые сильные побудительные мотивы, чтобы иметь дело с сущностными причинами, а не случайными следствиями. Вебер выделяет 4 типа социальных действий, различающиеся базовой мотивацией: 1) разумно-целенаправленные, 2) основанные на ценностях (идеалах), 3) аффективные (эмоциональные), 4) традиционные (по привычке), – эти типы в реальности смешаны, но каждый из них доминирует при соответствующих ему национальных и исторических обстоятельствах;

- структурный функционализм (Т. Парсонс и Р.К. Мертон) представляет общество как единство структурных элементов («органов»), каждый из которых выполняет свою функцию. В целом общество состоит из трех подсистем: 1) действующие личности, 2) сложившаяся культура, 3) изменяемая природа. Общественная система в целом жизнеспособна, пока поддерживает баланс и взаимообмен между своими подсистемами и прочими структурными элементами (прежде всего экономика должна быть адаптирована к природе, политика – к нуждам людей, а формы социального единства не должны угнетать индивидов). Дисбаланс («дисфункции») разрушает общество;

- теория коммуникативного действия (Ю. Хабермас) видит цель социальной науки в изыскании ненавязчивых методов объединения людей («универсального примирения») - таких, чтоб никто не чувствовал, что общество – чуждая ему, гнетущая сила. Лучший объединитель – интенсивное общение - коммуникации, складывающиеся свободно, без заранее заданных целей и навязчивых мнений. При этом каждый участник общения должен стремиться не к успеху, а к взаимопониманию и согласию (консенсусу).

Предисловие к книге К. Маркса «К критике политической экономии» (1859 год) считается каноническим изложением марксистского подхода к общественному развитию. Там на пяти страницах между перечислениями своих прошлых и будущих, политических и научных свершений Маркс утверждает:

- бытие всегда предопределяет сознание;

- изменения социальной системы являются революционными разрешениями противоречий между развившимися производительными силами и устаревшими производственными отношениями;

- от состоящего из этих сил и отношений экономического базиса всецело зависит политическая и юридическая надстройка, а также общественное сознание;

- в ближайшем будущем, преодолев последний антагонистический (буржуазный) способ производства, завершится человеческая предыстория.

КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ЧЕРТЫ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ, ПРОБЛЕМЫ ИХ КОНСОЛИДАЦИИ И ИСТОРИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ.

Восточнославянские философы традиционно отводят ключевую всемирно-историческую (зачастую мессианскую) роль своим соотечественникам. При этом обязательно подчеркивают:

- своеобразие (уникальность) и богатство восточнославянской культуры;

- крепость наших традиций и нашу особую восприимчивость к новациям;

- расположение восточных славян между Востоком и Западом, что всегда способствовало и будет способствовать впредь освоению лучших достижений восточных и западных цивилизаций;

- интернационализм, коллективизм, миролюбие, гуманизм, толерантность, универсальность, многогранность и прочие черты восточнославянского мировоззрения, способствующие сосуществованию с другими народами;

- близость к природе, исключительное трудолюбие, стойкость и другие высокоморальные достоинства восточных славян.

В то же время отечественные философы возвышенно сетуют, что широкие народные массы восточнославянских стран недостаточно едины (консолидированы) и плохо понимают сами себя. И потому, мол, еще не успели самоопределиться: осознать свою Великую всемирно-историческую миссию и твердо встать на путь ее осуществления, попутно сплачиваясь и самосовершенствуясь.

Подобный подход характерен для белорусских философов едва ли не больше, чем для их российских и украинских коллег. У нас очень модно порассуждать о:

- пробуждении национального самосознания;

- возрождении национальной культуры и народных традиций;

- бережном отношении ко всему отечественному и решительном противостоянии западной и восточной ассимиляции;

- центрально-европейском положении Беларуси (мосте или воротах между Западом и Востоком);

- невозможности географической и экономической изоляции нашей доступной со всех сторон страны, что делает неизбежным взаимодействие с другими народами;

- огромных людских, культурных и материальных потерях, понесенных Беларусью во время многочисленных войн, революций и других потрясений.

Все это, по мнению отечественных мыслителей, открывает перед Беларусью дорогу к достойному и независимому будущему.

ОФОРМЛЕНИЕ ДИСЦИПЛИНАРНО-ОРГАНИЗОВАННОЙ НАУКИ В КУЛЬТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ.

В эпоху Возрождения - Ренессанса (XIV-XVI вв.) воскрешенная античная наука быстро превратилась в экспериментальную, чтобы соответствовать потребностям времени: развитию ремесленного и мануфактурного производства, грандиозному строительству огромных зданий и кораблей, и т.д.

Натурфилософия Возрождения сосредоточилась на изучении реальной природы. В погоне за подлинными фактами, она боролась с мистикой и религиозным догматизмом.

Одно из основных философских направлений этой эпохи – пантеизм, «растворяющий Бога в природе», передавая ей все те функции, которые ранее осуществлял Творец.

Благодаря распространению возрожденческого гуманизма, «человек» оказался важнейшим объектом научных исследований и центральным элементом научной картины мира. Ученые уверовали в безграничность познавательных и иных человеческих способностей. Но в то же время успели разобраться, что познание искаженно примесями человеческой субъективности. Все теории нацеливались на практический результат – преобразование природы на благо человека.

Научно-исследовательской деятельности Ренессанса присущ ярко выраженный универсальный характер. И такие титаны Возрождения, как Николай Кузанский и Леонардо да Винчи, занимались всеми науками одновременно (да и искусствами тоже), делая потрясающие открытия и создавая механизмы, опережавшие на века научно-технический прогресс.

Однако на исходе Возрождения (в новое время) единая наука быстро разделилась на отдельные научные дисциплины, у каждой из которых были свои корифеи. Так Коперник создал теорию гелиоцентрического устройства Солнечной системы. Кеплер открыл основные закономерности движения небесных тел. Галлией сделал множество астрономических и физических открытий. Ф. Бэкон разработал эмпирическую методологию научных исследований, а Декарт – рационалистическую. Первая основывалась на сборе и обобщении фактов путем индукции. Вторая – на дедуктивном выведении достоверных знаний из несомненных фактов в соответствии с абсолютно очевидными аксиомами.

Ньютон обобщил достижения предшественников, создав единую механическую модель мироздания (изложена в книге «Математические начала натуральной философии» и других работах), основанную на трех основных законах и теории всемирного тяготения. Кроме того, вместе с Лейбницем и другими математиками Ньютон заложил основы дифференциального исчисления.

К середине ХIX века наука обогатилась теориями развития: диалектической (революционной, марксистской) и эволюционной (дарвинисткой).

Так сложилась дисциплинарно-(то есть по отраслям) организованная наука, перешедшая от решения конкретных проблем к открытию общих законов (принципов) на основе экспериментальных исследований и математических формализаций (сведения фактов к точным величинам и формулам).

ЭМПИРИЧЕСКИЙ БАЗИС И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В НАУКЕ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА И МЕТОДЫ. СТРУКТУРА, ОБОСНОВАНИЕ И КРИТЕРИИ НАУЧНОГО МЕТОДА.

Эмпирический базис науки составляет чувственный опыт – прежде всего экспериментально проверенные факты.

Теоретические знания в науке – это открытые природные закономерности, обобщения эмпирических данных и целостные модели (картины), созданные в результате сведения всех фактов воедино.

Таково содержание, а структура и методы:

- для эмпирического базисатаковы: постижение ощутимых (эмпирических) фактов и зависимостей через наблюдение (прямое и косвенное), сравнение (непосредственное и опосредованное), измерение (прямое и косвенное), опрос (свидетелей, наблюдателей, экспертов), эксперимент (натуральный, модельный, поисковый, проверочный), описание;

- для теоретического знания таковы: обнаружение проблемы и формулирование задач; выявление внутренних и существенных связей (законов); создание гипотез и теорий посредством мысленного эксперимента, идеализации, формализации (формул, графиков и т.п.), восхождения от абстрактного к конкретному (составление абстрактно-исчерпывающего образа из всех абстрактных характеристик), аксиоматики(постулатов, аксиом), гипотетико-дедукции (дедуктивных выводов и их проверки на фактах), историко-логических исследований (выявление логики процесса развития соответствующих явлений и знаний); установление общих характеристик объектов и способов их познания; создание картины мира, идеалов, норм и философских оснований науки через отраслевое, межотраслевое и философское переосмысление научных достижений.

Для эмпирических описаний и теоретических построений наука использует специальные термины, понятия, категории, схемы, иные языковые и символические конструкции.

Со времен Ф. Бэкона и Р. Декарта существует конфликт между эмпиризмом (фактуализмом) и рациональным теоретизированием (теоретизмом). Эмпирики (сенсуалисты) отрицают любые теории, выходящие за пределы опыта. А теоретики ссылаются на недостаточность любого опыта для исчерпывающего подтверждения общих закономерностей и создают умозрительные обобщения, кажущиеся им применимыми ко всем случаям соответствующего типа (как уже известным, так и к еще неизвестным).

При этом любой ученый признает или отрицает подлинность фактов в зависимости от того, соответствуют ли они его теоретическим убеждениям.

Критерии обоснованности (адекватности) научной методики так или иначе сводятся к истинности (достоверности) и практической применимости полученных результатов. Если применяемая методика не работает вообще (безрезультатна), или не дает знаний, соответствующих реальности, или эти знания не пригодны на практике – то сама методика не может считаться научной.

ОСОБЕННОСТИ, ЕДИНСТВО И ПЕРСПЕКТИВЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ, ОТРАСЛЕВОЙ И ВУЗОВСКОЙ НАУКИ. НАУКА В КУЛЬТУРЕ БЕЛАРУСИ.

В зависимости от форм осуществления научных исследований, административной подчиненности и источников финансирования выделяются:

- академическая наука, объединяющая в единую Академию наук лучшие научные кадры (академиков и членов-корреспондентов) и ведущие научно-исследовательские учреждения страны. Академическая наука, прежде всего, ответственна за фундаментальные исследования и определение стратегии развития национальной науки. Все это финансируется государством напрямую (специальной статьей госбюджета), но также и разнообразными местными, отраслевыми и частными заказчиками, включая грантодателей;

- отраслевая наука, создаваемая в производственных, административных, культурных и иных отраслях. Ее главная цель – решение прикладных задач соответствующей отрасли, поэтому она находится на отраслевом финансировании и непосредственно участвует в работе предприятий и иных организаций данной отрасли.

- вузовская наука, осуществляемая параллельно (вспомогательно) с профессорско-преподавательской деятельностью в высших учебных заведениях (вузах), что позволяет использовать кадровый потенциал системы образования и готовить будущих ученых со студенческой скамьи. Вузовскую науку, как правило, финансируют за счет бюджетных средств, выделяемых государством и регионами системе высшего образования, а так же за счет средств сторонних исследовательских организаций, привлекающих преподавателей и студентов.

Максимальная эффективность научной деятельности обеспечивается поддержанием единства и интенсивного взаимодействия между академической, отраслевой и вузовской наукой. Такой подход исключает дублирование, обеспечивает интенсификацию обмена знаниями и опытом, концентрирует научные силы на важнейших направлениях исследований.

Говоря о перспективах развития науки, все чаще предлагают переход к системе научных центров при вузах и неформальных научных обществ-клубов-кружков с одновременным сокращением академических и отраслевых научных учреждений. Это называется «американской моделью кооперирования научных сил». Однако против таких реформ не только сложившиеся у нас традиции, но опасения раздробить науку и подорвать фундаментальные исследования.

Белорусская науказанимает в отечественной культуреодно из виднейших мест. Национальная академия наук (в составе 40 институтов, 3 самостоятельных отделов, 5 центров, 2 музеев и научной библиотеки) считается флагманом научного сектора страны. Кроме того, в Беларуси 35 вузов, более 300 НИИ (научно-исследовательских институтов) и КБ (конструкторских бюро). Ученых и иных научных работников у нас около 50 000, они авторитетны, их традиционно привлекают к решению самых разнообразных проблем, включают в государственные комиссии, общественные советы и иные совещательные органы. Вместе с тем, нельзя сказать, что научный потенциал используется в полной мере и во всех случаях, когда это необходимо. Из-за чего снижается отдача белорусской науки, затрудняются концентрация усилий на приоритетных направлениях и внедрение научных разработок в производство. В то же время стремительная глобализация все сильней втягивает отечественную науку и отдельных ученых в международную систему научных исследований.

ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ АСПИРАНТОВ

(2011/2012 гг.)

Здесь Вы найдете краткие ответы на вопросы по философии и методологии науки в двух частях. Первая часть в помощь поступающим в аспирантуру. Вторая – сдающим кандидатский минимум.

· Часть Первая - Краткие ответы на вопросы по философии для поступающих в аспирантуру

· Часть Вторая - Краткие ответы для кандидатского экзамена по философии и методологии науки

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
Краткие ответы на вопросы по философии
для поступающих в аспирантуру

Альтернативные ответы на ту же тему смотри тут

Понятие мировоззрения. Структура и исторические типы мировоззрения.

Термин «мировоззрение» стал популярен на рубеже XVIII- XIX веков в связи с деятельностью тогдашних французских идеологов.

Мировоззрение – система устойчивых взглядов человека (социальных групп, наций, классов, общества в целом) на мир и свое место в нем. В широком смысле – это все взгляды, в узком – самые важные из числа наиболее общих. Главная функция мировоззрения – ориентировать в окружающей действительности, предопределять поведение.

Структура мировоззрения – элементы и связи между ними. Структурные элементы - это знания, ценности (в том числе нравственные и эстетические идеалы), убеждения (цели, мотивы, интересы, программы действий) и др.

Исторические типы мировоззрения:

- мифологическое мировоззрение: фантазии преобладают, единство с природой, антропоморфизм (очеловечивание вещей и животных), множество сверхъестественных сил, доминирование чувств;

- религиозное мировоззрение: формируется профессиональными священниками, есть идеологическая структура (Священное писание, догматы, традиции), велика роль церемоний и ритуалов, мир удвоен (посю- и потусторонний миры), Бог – Всеохватывающий дух и творец всего, творения в разной степени совершенны (человек – подобен Всевышнему);

- философское (научное) мировоззрение: опора на разум, свободный интеллектуальный поиск истины, осмысление предельных оснований бытия и мышления, обоснование ценностей, стремление к целостности и логичности.

Во все времена есть еще обыденное мировоззрение – присущее простым людям.

Наши рекомендации