Творческий характер сознания.
Возвращаясь к проблеме сознания, подчеркнем, что сознание как отражение действительности не является механической копией ее, а избирательным отражением того, что необходимо человеку в его жизнедеятельности. Поэтому уже сам процесс отражения, процесс возникновения мыслей является активным действием, связанным с целенаправленным отношением человека к действительности. Полученная информация о внешнем мире и человеческих взаимоотношениях закрепляется в памяти человека как его знания. Сознание как реальность существует в форме знаний, которые человек использует как активную творческую силу в дальнейшем освоении мира.
В.И. Ленин был прав, когда писал в "Философских тетрадях", что "сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его".[33]
Как это понимать? Не противоречит ли эта мысль Ленина исходному положению диалектического материализма о том, что сознание есть отображение в мозгу человека объективного мира? о том, что в сознании внешний мир отражается, копируется, фотографируется? При внешнем сопоставлении этих суждений противоречие налицо. Но все дело в том, что трактовка сознания как отражения, отображения объективного мира - это только исходный материалистический принцип, значение которого заключается в противопоставлении идеалистическому пониманию сознания как демиурга, творца действительного мира (термин древнегреческой философии, введен в философский лексикон Платоном).
Но диалектический материализм, отталкиваясь от этой исходной материалистической установки, отнюдь не рассматривает окружающий человека мир как сущность в себе, как развивающийся абсолютно, безусловно, безоговорочно, независимо от человека, от его сознания, его деятельности. Напротив, диалектический материализм рассматривает окружающий человека предметный мир как результат деятельности человеческих поколений, как продукт развития общества и промышленности.
Человек, отнюдь не пассивно отражает окружающий его объективный мир, но активно на него воздействует, преобразует, изменяет и даже создает новые предметы и вызывает новые процессы. В историческом аспекте само возникновение мозга и его функции - мышления было целиком обусловлено практически преобразующей деятельностью людей. Возникнув, сознание оказывает активное обратное воздействие на труд, на практическую деятельность людей и, следовательно, на реальную действительность. Если на заре своей истории люди, действительно, стихийно приспосабливались к объективным законам природы, то постепенно в процессе своей практическо-преобразовательной деятельности они познали эти законы, поставили их себе на службу, положили в основу своего производственно-трудового процесса.
Основоположники диалектического материализма не только подчеркивали творческий, активный характер человеческого мышления, но и резко критиковали позицию голой созерцательности, метафизического противопоставления материи и сознания, познающего субъекта и объективного мира. Как естествознание, так и философия до сих пор совершенно пренебрегали исследованием влияния деятельности человека на его мышление. Они знают, с одной стороны, только природу, а с другой - "только мысль,... - писал Ф. Энгельс и отмечал далее, что подобное натуралистическое понимание истории... страдает односторонностью и забывает, что и человек воздействует обратно на природу, изменяет ее, создает себе новые условия существования".[34]
Но, бесспорно, создатели диалектического материализма последовательно и решительно выступали против идеализма, превращавшего активность мышления в мнимую способность произвольно творить мир.
Лекция 3. Диалектика. Основные законы
И категории диалектики.
Все объекты материального мира взаимосвязаны. Связь – условие существование вещей и процессов.
Всеобщая связь - основной принцип бытия материи, бытия мира.
Вместе с тем очевидно, что в многообразии вещей и их взаимосвязей нет - хаоса. Связи вещей подчинены определенному порядку, закону.
Атомы, соединяясь специфическим образом, образуют молекулы. В определенном порядке живые клетки складываются в ткани и органы. Те или иные процессы протекают в известной последовательности, в причинно-следственной очередности. За весной следует лето, из семян развиваются растения, трение порождает теплоту.
"Форма всеобщности в природе - это закон..."[35]. Закон - необходимая, существенная, устойчивая и повторяющаяся связь вещей и процессов в объективном мире. Законы науки есть отражение в сознании законов природы и общества. Закон, понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и цельности мирового процесса. Закон столь же необходимая форма бытия материи, как пространство и время.
Факт существования объективных законов в природе и обществе человек опять-таки обнаруживает на практике. Определенные действия с одними и теми же вещами в одинаковых условиях приводят неизменно к одним и тем же результатам. Подброшенный камень всегда падает на землю, вода в чайнике, поставленном на огонь, обязательно при нагревании до ста градусов закипает. О существовании в природе всеобщей связи и движения говорили уже древние греки. Гераклит утверждал, что в мире все течет и все изменяется. Сделать такой вывод было большим шагом в развитии познания мира. Однако это был только первый шаг на пути диалектического понимания мира. Философии, науке еще предстояло пройти долгий путь, чтобы раскрыть закономерности движения и изменения мира. "Законы эти, - указывал Ф.Энгельс, были впервые развиты всеобъемлющим образом, но в мистифицированной форме, Гегелем".[36]
Мистификация этих законов была вызвана тем, что Гегель, будучи объективным идеалистом, считал, что законы развития, законы диалектики являются законами развития абсолютной идеи. Поэтому важно было освободить эти законы от мистификации. Материалистическая диалектика осуществила это.
Прежде чем раскрыть, в чем суть материалистической переработки диалектики, ответим на вопрос, что такое закон? Мы знаем, что в мире все взаимосвязано. Но важно выяснить характер связей. В самом общем виде связи разделяются на внутренние и внешние, существенные и несущественные и др. Закон это и есть существенные связи между предметами и явлениями.
Но что такое существенные связи? Это такие связи, без которых не может существовать то или иное явление. Например, связь между организмом и средой является существенной, ибо без такой связи организмы не существуют. Эта связь проявляется в форме закона обмена веществ.
Закон как существенная связь между явлениями характеризуется следующими чертами: а) всеобщностью, б) необходимостью, в) устойчивостью, г) повторяемостью. Всеобщность означает, что закон охватывает все случаи проявления определенной существенной связи. Например, закон стоимости охватывает все случаи проявления определенной существенной связи, все случаи обмена товарами через куплю и продажу. Необходимость закона означает, что он обязательно проявляется там, где создаются для него условия. Для иллюстрации воспользуемся тем же примером: там, где возникает товарное производство, там с необходимостью проявится и закон стоимости. Устойчивость закона означает, что он действует до тех пор, пока сохраняются существенные связи, а эти связи либо действуют постоянно, либо длительное время. Это и определяет устойчивость и длительность существования закона. Наконец, повторяемость закона означает, что он всегда будет действовать, как только будут созданы условия, в которых он раньше действовал. Эта особенность закона играет исключительно важную роль как для открытия закона, так и для предсказания будущего события на основании действия закона.
Открывая существенные связи в явлениях действительности, ученые формулируют законы[37] науки. Между законами природы и законами науки имеются такие же сходство и различие, как между предметом и его отражением в голове человека. По содержанию законы науки объективны, ибо в них отражены объективные связи, существующие в природе или в обществе, а по форме выражения они субъективны, так как формулирует законы науки человек в виде математических формул, логических суждений. Например, взаимосвязь между энергией и массой выражена математической формулой: Е = mc2, а закон естественного отбора выражен в понятиях и суждениях типа: жизнестойкость организма зависит от его приспособляемости к внешней среде.
Если бы законы науки не имели объективного содержания, т.е. не отражали бы объективный мир, то они не имели бы никакой познавательной ценности. Наука потому и играет такую важную роль в развитии общества, что она верно отражает окружающий мир, что ее законы являются логическими образами существующих в мире связей и отношений между предметами и явлениями действительности.
Вместе с тем, процесс познания законов объективного мира – сложный и противоречивый. В истории философии известно немало крупнейших мыслителей, которые отрицали объективный характер законов науки на том основании, что, якобы, и в самой природе, в самой действительности не существует объективных законов, или, во всяком случае, человечеству не дано знать о них. Кант, например, со всей определенностью высказывался в том смысле, что законы существуют не в природе, а обусловлены способностью нашего рассудка упорядочивать природные явления; следовательно, по Канту, законы присущи не самой природе, но вносятся в нее человеком. На подобных же по сути позициях стояли махисты (Мах, Пирсон и др.), а также их современные последователи - неопозитивисты.
Неверное толкование законов природы и законов науки объясняется в определенной мере непониманием существенного различия между законами природы и законами науки.
Законы природы существуют объективно и по содержанию и по форме своего выражения. И здесь ученые и философы могут либо признавать их объективность, либо отрицать ее. Что же касается законов науки, то они по содержанию объективны, так как в них отражено то, что существует в природе независимо от нашего сознания, а по форме выражения законы науки субъективны, что отмечалось выше. Непонимание этой особенности законов науки может привести к искажению их сущности. Ученые могут, нарушая диалектику объективного и субъективного, преувеличивать то одно, то другое. Те, кто абсолютизирует субъективный момент в законах науки, приходят к ошибочному выводу, что законов в природе нет, что законы создает человек. Те, кто абсолютизирует объективный момент, напротив, приходят к выводу, что понятия и формулы, в которых выражены законы науки, существуют объективно, в самой природе.
Подобное по сути субъективно-идеалистическое и объективно-идеалистическое понимание законов природы (разумеется, и общества) нашло свое выражение в позициях волюнтаризма и фатализма. Волюнтаризм, исходя из того, что в самих природе и обществе законов, якобы, не существует, что законы создает человек, декларирует абсолютную свободу действий, что в практическом плане порождает анархизм и авантюризм.
Фатализм это внешне противоположная волюнтаризму позиция. Фаталисты (от "фатум" - судьба, рок, т.е. нечто неотвратимое) считают, что законы существуют объективно, что они осуществляются с фатальной неизбежностью и человеку следует лишь подчиняться обстоятельствам.
Как волюнтаризм, так и фатализм гипертрофируют отдельные реальные стороны действительности. Волюнтаристы абсолютизируют субъективную сторону в деятельности человека, его активность, творчество и полностью отрицают объективную обусловленность его действий. Фаталисты, наоборот, абсолютизируют объективную необходимость действия законов и полностью отрицают свободу действий людей.
В действительности человек не может быть ни абсолютно независимым от объективной необходимости, ни бессильным перед ней. Человек не может создавать законы природы и общества, но он может познавать их и использовать в своих интересах. Свобода человека, в конечном счете, заключается отнюдь не в независимости от законов природы и общества, а именно в их познании и практическом использовании.
Законы объективного мира многообразны. В целях их изучения они разделяются на различные группы по определенным признакам. Законы разделяют на законы природы и общества. Законы природы, в свою очередь, разделяют по формам движения материи, например, на физические, химические, биологические и другие законы. Общественные законы также разделяют по сферам жизни общества, например, на экономические, социальные и т.п. законы. По характеру участия компонентов в действии законов они разделяются на динамические и статистическо-вероятностные законы. Наконец, законы разделяются по масштабу действия и охвата явлений действительности. В этом отношении законы разделяются на специфические (или частные) законы, на общие законы и на всеобщие законы. Примером частного закона является закон электромагнитной индукции, действующий только в физических процессах.
Общие законы охватывают целые области реального мира. Например, закон всемирного тяготения, закон сохранения и превращения энергии, закон обмена веществ живых организмов с внешней средой и др.
Всеобщие законы действуют во всех областях реального мира: в природе, обществе и мышлении. Они не только всеобщи, но и вечны, как вечна сама материя, их действие связано не с каким-либо конкретным видом движения материи, а с движением как изменением материальных процессов. Эти всеобщие законы и изучает материалистическая диалектика.
Диалектика есть наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, - подчеркивали основоположники диалектического материализма.
В качестве основных законов диалектики, выражающих суть движения и развития мира, материалистическая диалектика рассматривает следующие: 1) закон единства и борьбы противоположностей; 2) закон перехода количественных изменений в качественные и обратно и 3) закон отрицания отрицания.
Изучая движение и развитие, мы обнаруживаем три проблемы, которые необходимо раскрыть: а) почему все движется, изменяется? Что является источником движения и развития?; б) как, каким образом совершается движение и развитие?; в) куда, в каком направлении осуществляется движение и развитие?
Очевидно, что соответственно этим проблемам, отражающим сущность движения, и выделяются три основных закона диалектики.
Что же касается других законов диалектики, то они конкретизируют действие основных законов диалектики, выражают отдельные стороны реальных процессов. Они будут рассмотрены в разделе о категориях диалектики.