Революционно-преобразующая роль науки в истории общества.
Научные открытия и технические изобретения оказали огромное влияние на революционное преобразование общественных отношений.
В эпоху неолита переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству явился важнейшей материально-технической предпосылкой для аграрной революции, для перехода от варварства к рабовладению. Прогресс науки и техники, происходивший в XVII-XVIII вв., привел к промышленной революции, о6условившей радикальное развитие экономики, урбанизацию населения, быстрый рост городов, массовые перемещения людей, углубление разделения труда, появление новых профессий и т.п. Характеризуя промышленную революцию в Англии, Ф. Энгельс писал: «шестьдесят-восемьдесят лет тому назад Англия была страной, похожей на всякую другую, с маленькими городами, с незначительной и малоразвитой промышленностью, с редким, преимущественно земледельческим населением. Теперь это – страна, непохожая ни на какую другую, со столицей в 2½ миллиона жителей, с огромными фабричными городами, с индустрией, снабжающей своими изделиями весь мир и производящей почти всё при помощи чрезвычайно сложных машин, и с трудолюбивым, интеллигентным, густым населением, две трети которого заняты в промышленности…»[3].
В сущности, достижения науки, научно-технические изобретения предварили буржуазное общество. «Порох взрывает на воздух рыцарство, компас открывает мировой рынок и основывает колонии, а книгопечатание становится орудием протестантизма и вообще средством возрождения науки, самым мощным рычагом для создания необходимых предпосылок духовного развития»[4].
Бесспорно, механизация труда, широкое распространение машин сделали возможным замену труженика при выполнении некоторых технологических функций машиной, повышение производительности труда, в целом переход от мануфактуры к крупной машинной индустрии. Если рабочей силой феодального общества была человеческая сила, сила мускулов человека, то в результате промышленной революции основой производительного процесса стала механическая сила, значительно более дешевая и производительная. В конечном счете, промышленная революция создала адекватную материально-техническую базу капиталистического общества.
Научно-технический прогресс обусловил значительное ускорение исторического процесса. Если аграрная революция, переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству длились несколько тысячелетий, то промышленная революция создала материально-техническую базу капитализма в течение в сущности одного столетия (вторая половина XVIII первая треть XIX вв.), подтвердив вывод К. Маркса о том, что «пар, электричество и сельфактор были, несравнимо более опасными революционерами, чем даже граждане Барбес, Распайль и Бланки».
Развернувшаяся в XX веке научно-техническая революция, коренной чертой которой является переход от механизации к автоматизации, а специфической особенностью её современного этапа - атомная энергия, лазер и компьютер, еще более радикально революционизируют весь современный мир.
Убыстряющиеся темпы развития человечества, по мнению специалистов в области науковедения, образно можно выразить так: если считать, что каждое новое поколение вступает в жизнь через 25 лет, то история человечества будет насчитывать приблизительно 1600 поколений. Из них 1200 поколений прожили в пещерах, 240 имели письменность, при электрическом освещении живет пятое поколение, автомобиль, самолет, радио вошли в человеческую жизнь около 100 лет, компьютеры используются людьми лишь около 50 лет.
Кроме того, если прежде все мироздание человек воспринимал как нечто беспредельное и недостижимое (сведения о событиях на одном континенте доходили до других через длительный промежуток времени, а то и вовсе не доходили), то теперь благодаря прогрессу науки и техники, развитию средств массовой коммуникации земной шар как бы «сжался»; все, что происходит в одной какой-либо стране почти мгновенно становится известным в других странах. Мир перестал казаться беспредельным, необозримым и непостижимым.
И если вплоть до начала XX века ведущая роль в научно-техническом прогрессе общества принадлежала, как правило, все-таки технике, непосредственно выражавшей потребности производства, то в XX веке лидирующая роль уже безоговорочно переходит к науке, к теоретическому знанию. Изучая развитие науки и техники в XIX веке, К. Маркс отмечал все более возрастающую роль знания в развитии экономики и общества; он подчеркивал в «Экономических рукописях 1857-1859 гг.», что всеобщее общественное знание все более превращается в непосредственную производительную силу, становится показателем того, до какой степени условия самого общественного жизненного процесса подчинены контролю всеобщего интеллекта и преобразованы в соответствии с ним; до какой степени общественные производительные силы созданы не только в форме знания, но и как непосредственные органы общественной практики, реального жизненного процесса»[5].
Внедрение науки в производство, ее становление непосредственно производительной силой идет по двум направлениям: по пути овеществления знания в орудиях и средствах производства и по пути овладения ими самим человеком.
В аграрном обществе производство отличалось высокой материало- и трудоемкостью, в капиталистическом обществе эпохи промышленной революции – капиталоемкостью (фондоемкостью) и энергоемкостью. В эпоху современной НТР огромное значение приобретает наукоемкость производства. Причем научное знание, используемое в процессе производства, окупаются в самые кратчайшие сроки. Ф. Энгельс обоснованно писал: «Только один такой плод науки, как паровая машина Джеймса Уатта, принес миру за пятьдесят лет своего существования больше, чем мир с самого начала затратил на развитие науки»[6].
К.Р. Поппер относительно роли научного знания в обществе разработал концепцию «3х миров»; первый мир - мир физических объектов, существующий вне нашего сознания; второй мир - сознание людей как познающих субъектов, «третий мир» - мир объективных знаний (научных концепций, идей, художественных образов и других культурных ценностей), которые обладают определенной, относительной самостоятельностью. К.Р. Поппер подчеркивает, что «третий мир» играет огромную роль в жизни человека и общества. Допустим, пишет К.Р. Поппер, что люди утратили все свои знания, но сохранили библиотеки и способность к познанию, - в таком случае они спасены, они снова могут жить. И, напротив, если бы они утратили библиотеки и способность к познанию, - то катастрофа оказалась бы неизбежной.