Вместо заключения. Будущее философии.

Бессонов Б.Н.

История и философия науки.

(Курс лекций).

Часть I.

Москва

Аннотация.

Данный цикл лекций по «Истории и философии науки» автор адресует аспирантам Московского городского педагогического университета. Разумеется, он не претендует на всеобъемлющее изложение содержания общего курса «История и философия науки». Это своего рода введение в тему, в котором лектор акцентирует внимание на ключевых, с его точки зрения, идеях указанного курса.

Конечно, если аспирантам МГПУ эта работа будет полезной, автор будет рад; он будет благодарен также за все замечания и пожелания, которые, разумеется, учтет при дальнейшей работе над совершенствованием своих лекций по курсу «История и философия науки».

Содержание:

Часть I

Предисловие

Лекция 1. Наука как социальный институт.

Лекция 2. Онтология (учение о бытии); Гносеология (теория познания).

Лекция 3. Диалектика. Основные законы и категории диалектики.

Лекция 4. Познание. Истина. Практика. Формы и методы познания.

Лекция 5. Классический рационализм (философские идеи Р. Декарта,

Б. Спинозы, Г.В. Лейбница, И. Канта).

Часть II

Лекция 6. Позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж.С. Милль).

Неопозитивизм («Венский кружок», Б. Рассел, Л. Витгенштейн, неореализм).

Лекция 7. «Критический рационализм» (К. Поппер).

«Структура научных революций» (Т. Кун)

Лекция 8. «Методология исследовательских программ» (И. Лакатос).

«Избранные труды по методологии науки» (П. Фейерабенд).

Личностное знание. На пути к посткритической философии» (М.Полани)

Лекция 9. «Новый рационализм» (Г. Башляр).

«Неклассический рационализм» (Э. Гуссерль)

Лекция 10. Учение о человеке (антропология)

Лекция 11. Проблемы и задачи социально-гуманитарных наук в свете современности.

Вместо заключения. Будущее философии.

Предисловие

Бесспорно, именно прогресс науки принес человеку невиданную до сих пор власть над природой, над окружающим миром. Человек расщепил атом, успешно исследует недра земли и глубины океанов, завоевывает космос, все глубже проникает в тайны наследственности, психической деятельности.

Вместе с тем, прогресс науки и, разумеется, техники, научно-технический прогресс породил явления, угрожающие стать неподвластными человеку, подрывающие основы человеческого существования. Открытия ядерной физики сделали возможным создание атомной и водородной бомб, открытия химии и биологии – химического и бактериологического оружия. Радиоактивное заражение, загрязнение атмосферы морей и океанов, отравление природной среды промышленными отходами, замена непосредственного общения с природой общением с созданной человеком искусственной средой, чрезмерное освобождение людей от физический усилий и значительные психологические нагрузки – далеко не полный перечень отрицательных последствий научно-технического прогресса.

Все это, безусловно, делает весьма актуальной задачей осмысление места науки и техники в обществе, влияния их на человека.

Решающая роль в выполнении этой задачи принадлежит философии. Именно потому философии, что философия представляет собой систему теоретических представлений о всеобщих определениях бытия в его взаимоотношении с сознанием, именно потому, что философия выступает как интеллектуальное ядро и самосознание духовной культуры человечества. Ключевыми, основополагающими составными частями философии являются онтология (учение о бытии самом по себе) и гносеология (учение о познании).

Философия как теоретическое постижение всеобщего имеет два неразрывно связанных друг с другом измерения: историческое и логическое. Историческое измерение имеет целью постижение истории философии, начиная с момента ее зарождения и кончая современностью. Логическое направление на теоретическое осмысление идейного богатства философских учений и школ с точки зрения новейших достижений философского знания.

Очевидно в этой связи, что философия выступает теоретическим самосознанием науки. Философия помогает понять логику развития научного знания, значение общих и специальных методов науки, предмет и место любой науки в системе научного знания. С помощью философии осмысливается понятийный аппарат отдельных научных дисциплин, осуществляется их классификация.

Философские законы, категории и принципы дают возможность обосновать методологический инструментарий достижения научных знаний и, вместе с тем, понять научную деятельность как живой целостный творческий процесс.

Философия помогает науке, ученым выработать нормы научной доказательности, определить основные этапы движения к научной истине (постановка проблемы, формулирование гипотезы, построение теории).

Философия, рассматривающая своей задачей творческий поиск вечных истин и высших духовных ценностей, задает соответствующий импульс и науке, требует от ученых и, вместе с тем, помогает им оценивать результаты своей деятельности с позиций добра и зла, обеспечения гуманистических перспектив человечества.

Аспирант, молодой ученый, конечно же должен изучать историю науки в целом и особенно историю <своей> науки. Он должен обладать научным стилем мышления, постоянно овладевать достижениями науки, использовать идейный и методологический багаж философии для достижения своих профессиональных целей.

Постижение истории и философии науки, овладение философской культурой мышления и понимания мира – важнейшее условие формирования высококвалифицированного специалиста, образованного, интеллигентного человека, нравственной личности и ответственного гражданина-патриота.

И категории диалектики.

Все объекты материального мира взаимосвязаны. Связь – условие существование вещей и процессов.

Всеобщая связь - основной принцип бытия материи, бытия мира.

Вместе с тем очевидно, что в многообразии вещей и их взаимосвязей нет - хаоса. Связи вещей подчинены определенному порядку, закону.

Атомы, соединяясь специфическим образом, образуют молекулы. В определенном порядке живые клетки складываются в ткани и органы. Те или иные процессы протекают в известной последовательности, в причинно-следственной очередности. За весной следует лето, из семян развиваются рас­тения, трение порождает теплоту.

"Форма всеобщности в природе - это закон..."[35]. Закон - необходимая, существенная, устойчивая и повторяющаяся связь вещей и процессов в объективном мире. Законы науки есть отражение в сознании законов природы и общества. Закон, понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и цельности мирового процесса. Закон столь же необходимая форма бытия материи, как пространство и время.

Факт существования объективных законов в природе и обществе человек опять-таки обнаруживает на практике. Определенные действия с одними и теми же вещами в одинаковых условиях приводят неизменно к одним и тем же результатам. Подброшенный камень всегда падает на землю, вода в чайнике, поставленном на огонь, обязательно при нагревании до ста градусов закипает. О существовании в природе всеобщей связи и движения говорили уже древние греки. Гераклит утверждал, что в мире все течет и все изменяется. Сделать такой вывод было большим шагом в развитии познания мира. Однако это был только первый шаг на пути диалектического понимания мира. Философии, науке еще предстояло пройти долгий путь, чтобы раскрыть закономерности движения и изменения мира. "Законы эти, - указывал Ф.Энгельс, были впервые развиты всеобъемлющим образом, но в мистифицированной форме, Гегелем".[36]

Мистификация этих законов была вызвана тем, что Гегель, будучи объективным идеалистом, считал, что законы развития, законы диалектики являются законами развития абсолютной идеи. Поэтому важно было освободить эти законы от мистификации. Материалистическая диалектика осуществила это.

Прежде чем раскрыть, в чем суть материалистической переработки диалектики, ответим на вопрос, что такое закон? Мы знаем, что в мире все взаимосвязано. Но важно выяснить характер связей. В самом общем виде связи разделяются на внутренние и внешние, существенные и несущественные и др. Закон это и есть существенные связи между предметами и явлениями.

Но что такое существенные связи? Это такие связи, без которых не может существовать то или иное явление. Например, связь между организмом и средой является существенной, ибо без такой связи организмы не существуют. Эта связь проявляется в форме закона обмена веществ.

Закон как существенная связь между явлениями характеризуется следующими чертами: а) всеобщностью, б) необходимостью, в) устойчивостью, г) повторяемостью. Всеобщность означает, что закон охватывает все случаи проявления определенной существенной связи. Например, закон стоимости охватывает все случаи проявления определенной существенной связи, все случаи обмена товарами через куплю и продажу. Необходимость закона означает, что он обязательно проявляется там, где создаются для него условия. Для иллюстрации воспользуемся тем же примером: там, где возникает товарное производство, там с необходимостью проявится и закон стоимости. Устойчивость закона означает, что он действует до тех пор, пока сохраняются существенные связи, а эти связи либо действуют постоянно, либо длительное время. Это и определяет устойчивость и длительность существования закона. Наконец, повторяемость закона означает, что он всегда будет действовать, как только будут созданы условия, в которых он раньше действовал. Эта особен­ность закона играет исключительно важную роль как для открытия закона, так и для предсказания будущего события на основании действия закона.

Открывая существенные связи в явлениях действительности, ученые формулируют законы[37] науки. Между законами природы и законами науки имеются такие же сходство и различие, как между предметом и его отражением в голове человека. По содержанию законы науки объективны, ибо в них отражены объективные связи, существующие в природе или в обществе, а по форме выражения они субъективны, так как формулирует законы науки человек в виде математических формул, логических суждений. Например, взаимосвязь между энергией и массой выражена математической формулой: Е = mc2, а закон естественного отбора выражен в понятиях и суждениях типа: жизнестойкость организма зависит от его приспособляемости к внешней среде.

Если бы законы науки не имели объективного содержания, т.е. не отражали бы объективный мир, то они не имели бы никакой познавательной ценности. Наука потому и играет такую важную роль в развитии общества, что она верно отражает окружающий мир, что ее законы являются логическими образами существующих в мире связей и отношений между предметами и явлениями действительности.

Вместе с тем, процесс познания законов объективного мира – сложный и противоречивый. В истории философии известно немало крупнейших мыслителей, которые отрицали объективный характер законов науки на том основании, что, якобы, и в самой природе, в самой действительности не существует объективных законов, или, во всяком случае, человечеству не дано знать о них. Кант, например, со всей определенностью высказывался в том смысле, что законы существуют не в природе, а обусловлены способностью нашего рассудка упорядочивать природные явления; следовательно, по Канту, законы присущи не самой природе, но вносятся в нее человеком. На подобных же по сути позициях стояли махисты (Мах, Пирсон и др.), а также их современные последователи - неопозитивисты.

Неверное толкование законов природы и законов науки объясняется в определенной мере непониманием существенного различия между законами природы и законами науки.

Законы природы существуют объективно и по содержанию и по форме своего выражения. И здесь ученые и философы могут либо признавать их объективность, либо отрицать ее. Что же касается законов науки, то они по содержанию объективны, так как в них отражено то, что существует в природе независимо от нашего сознания, а по форме выражения законы науки субъективны, что отмечалось выше. Непонимание этой особенности законов науки может привести к искажению их сущности. Ученые могут, нарушая диалектику объективного и субъективного, преувеличивать то одно, то другое. Те, кто абсолютизирует субъективный момент в законах науки, приходят к ошибочному выводу, что законов в природе нет, что законы создает человек. Те, кто абсолютизирует объективный момент, напротив, приходят к выводу, что понятия и формулы, в которых выражены законы науки, существуют объективно, в самой природе.

Подобное по сути субъективно-идеалистическое и объективно-идеалистическое понимание законов природы (разумеется, и общества) нашло свое выражение в позициях волюнтаризма и фатализма. Волюнтаризм, исходя из того, что в самих природе и обществе законов, якобы, не существует, что законы создает человек, декларирует абсолютную свободу действий, что в практическом плане порождает анархизм и авантюризм.

Фатализм это внешне противоположная волюнтаризму позиция. Фаталисты (от "фатум" - судьба, рок, т.е. нечто неотвратимое) считают, что законы существуют объективно, что они осуществляются с фатальной неизбежностью и человеку следует лишь подчиняться обстоятельствам.

Как волюнтаризм, так и фатализм гипертрофируют отдельные реальные стороны действительности. Волюнтаристы абсолютизируют субъективную сторону в деятельности человека, его активность, творчество и полностью отрицают объективную обусловленность его действий. Фаталисты, наоборот, абсолютизируют объективную необходимость действия законов и полностью отрицают свободу действий людей.

В действительности человек не может быть ни абсолютно независимым от объективной необходимости, ни бессильным перед ней. Человек не может создавать законы природы и общества, но он может познавать их и использовать в своих интересах. Свобода человека, в конечном счете, заключается отнюдь не в независимости от законов природы и общества, а именно в их познании и практическом использовании.

Законы объективного мира многообразны. В целях их изучения они разделяются на различные группы по определенным признакам. Законы разделяют на законы природы и общества. Законы природы, в свою очередь, разделяют по формам движения материи, например, на физические, химические, биологические и другие законы. Общественные законы также разделяют по сферам жизни общества, например, на экономические, социальные и т.п. законы. По характеру участия компонентов в действии законов они разделяются на динамические и статистическо-вероятностные законы. Наконец, законы разделяются по масштабу действия и охвата явлений действительности. В этом отношении законы разделяются на специфические (или частные) законы, на общие законы и на всеобщие законы. Примером частного закона является закон электромагнитной индукции, действующий только в физических процессах.

Общие законы охватывают целые области реального мира. Например, закон всемирного тяготения, закон сохранения и превращения энергии, закон обмена веществ живых организмов с внешней средой и др.

Всеобщие законы действуют во всех областях реального мира: в природе, обществе и мышлении. Они не только всеобщи, но и вечны, как вечна сама материя, их действие связано не с каким-либо конкретным видом движения материи, а с движением как изменением материальных процессов. Эти всеобщие законы и изучает материалистическая диалектика.

Диалектика есть наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, - подчеркивали основоположники диалектического материализма.

В качестве основных законов диалектики, выражающих суть движения и развития мира, материалистическая диалектика рассматривает следующие: 1) закон единства и борьбы противоположностей; 2) закон перехода количественных изменений в качественные и обратно и 3) закон отрицания отрицания.

Изучая движение и развитие, мы обнаруживаем три проблемы, которые необходимо раскрыть: а) почему все движется, изменяется? Что является источником движения и развития?; б) как, каким образом совершается движение и развитие?; в) куда, в каком направлении осуществляется движение и развитие?

Очевидно, что соответственно этим проблемам, отражающим сущность движения, и выделяются три основных закона диалектики.

Что же касается других законов диалектики, то они конкретизируют действие основных законов диалектики, выражают отдельные стороны реальных процессов. Они будут рассмотрены в разделе о категориях диалектики.

Сущность процесса познания.

Маркс и Энгельс, создавая свою теорию познания, во-первых, определили главный фактор в познании - практическую деятельность людей и, во-вторых, применили диалектику к процессу познания и тем самым раскрыли принципиальные закономерности этого процесса.

Подвергая критике агностицизм, основоположники диалектического материализма показали, что основным пороком его является попытка решать вопрос о достоверности наших знаний вне связи с практикой. К. Маркс в "Тезисах о Фейербахе" (2-й тезис), - писал, что "вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, - вовсе не вопрос теории, а практический вопрос.

В практике должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь... своего мышления".[52] Развивая эти мысли, Энгельс писал, что самым решительным опровержением агностицизма является практика, эксперимент, производство. "Если мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем, что мы сами его производим, вызываем его из его условий, заставляем его к тому же служить нашим целям, то кантовской неуловимой "вещи в себе" приходит конец"[53].

Создатели диалектического материализма подвергли критическому анализу не только агностицизм и идеалистическую теорию познания, но также и метафизические взгляды на познание мира. Так, выступая против Дюринга, который провозглашал истины "в последней инстанции", т.е. абсолютные, полные знания о вещах, Энгельс писал, что "ступень познания, на которой мы ныне стоим, столь же мало окончательна, как и все предшествующие[54], что познание это противоречивый процесс, разрешающийся практически в бесконечном поступательном движении, в процессе смены одних поколений людей другими.

Развитие диалектико-материалистической теории познания продолжил В.И. Ленин. В своей работе "Материализм и эмпириокритицизм" он разрабатывает учение о роли практики в познании, о соотношении относительной и абсолютной истины, об ощущении как субъективном образе объективного мира и т.д. и делает три важных гносеологических вывода:

1. Существуют вещи независимо от нашего сознания, наших ощущений.

2. Нет принципиальной разницы между явлениями и "вещью в себе", а есть только различие между тем, что познано уже и тем, что еще непознано.

3. В теории познания следует рассуждать диалектически, т.е. "не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать, каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становятся более полным и более точным".[55]

Первый вывод, как видно из его содержания, направлен против махистов, которые не признавали существование вещей вне наших ощущений. Как известно, по Маху, и то, что мы называем внешним миром, и то, что мы называем «Я», соткано из наших ощущений (элементов). Он, правда, различает два ряда элементов: физический и психический. Если исследуется зависимость элемента А окружающей среды от другого ее элемента В, то в таком случае речь идет о физическом ряде, если же "Я" исследует, насколько изменяется А от изменения органов чувств или центральной нервной системы, тогда "Я" занимается психологией, - утверждает Э. Мах.

Заявляя, что "Я" соткано из ощущений, Мах стремится уйти от обвинений в солипсизме, но при этом утрачивает ясность и четкость мысли; ибо, по Маху, получается: комплекс ощущений посредством комплекса ощущений ощущает комплекс ощущений. Что же такое ощущения, независимо от ощущающего? - На этот вопрос ответа, чёткого, логически стройного ответа, у Маха нет.

Второй вывод Ленина направлен против Юма, Канта и их последователей, разделявших мир на "явления" и "вещи в себе" и считавших, что между ними нет ничего общего, что "вещи в себе" принципиально непознаваемы.

Третий вывод адресован, главным образом, метафизическим материалистам, которые познание понимали как зеркальное отражение действительности.

Важным вкладом В.И. Ленина в теорию познания является разработка им теории отражения, которая составляет основу теории познания диалектического материализма.

Для раскрытия сути отражения человеком объективной реальности В.И. Ленин разработал учение об ощущениях. Спор об ощущениях начался еще в XVII столетии, но особенно остро разгорелся с появлением философии махизма и "теории символов" (иероглифов). В противовес махистам, для которых (как и для Беркли) ощущения - это единственная реальность, из которой люди комбинируют предметы, В.И. Ленин доказывал, что ощущения это не сама реальность, а форма отражения реальности, это субъективный образ объективного мира.

Ленин подверг критике немецкого физиолога Гельмгольца, который считал, что ощущения это всего лишь условные знаки, символы, не имеющие сходства с самими предметами. В.И. Ленин полагал, что "теория символов" ведет к агностицизму, ибо если ощущения не являются образами реальных предметов, не имеют с ними сходства, то как мы узнаем, что собой представляют эти предметы?

Я думаю, Ленин был прав, полагая, что абсолютизация, фетишизация теории символов (иероглифов) ведет к агностицизму. Тем не менее, роль символов, знаков, вообще конвенциональности в процессе познания, особенно социокультурных явлений, отрицать нельзя. Более того, по мере углубления человеческого познания роль и значение символов в процессе познания растут. Ибо символ может выступать как "опережающая" модель, стимулирующая открытие реального факта, процесса, позволяющая их заранее предвосхитить, "высветить". То есть символ первоначально вполне может не совпадать, не иметь сходства с реальным объектом, но в любом случае его эвристическая ценность будет иметь место тогда, когда он является символом, знаком реального объекта.

Процесс познания - сложный, противоречивый. От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности.

Прежде чем перейти к анализу пути познания, охарактеризуем такие ключевые категории, без которых невозможно говорить о гносеологии, о теории познания, как категории: субъект познания и объект познания. Под субъектом познания понимаются общественно-исторический человек, отдельный научный коллектив, социальный слой, народ и, разумеется, человечество на определенном историческом этапе своего развития. Познавая, субъект познания изменяется и сам; изменяются его познавательные задачи, его видение, осмысление и оценки объективного мира. Развитие субъекта познания это сложный, часто мучительный, внутренне противоречивый процесс, связанный с освобождением от старых истин и усвоением новых духовных ценностей и новых истин.

Естественно, что и человечество как обобщенный субъект познания также находится в непрерывном развитии. Каждое последующее поколение возвышается над предыдущим по степени широты и глубины накопленных знаний и использования их в практической деятельности.

Объектом познания, с точки зрения диалектического материализма, являются предметы, процессы живой и неживой природы, социальная действительность, включенные в сферу практической и теоретической деятельности людей. Познание возникает в результате взаимодействия между субъектом и объектом, т.е. в практической деятельности людей, в процессе их труда.

Труд, по определению Маркса, прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой; процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Практическое взаимодействие между субъектом и объектом, выраженное в труде, является и основой человеческого познания, и предполагает познание в качестве своего необходимого момента.

Здесь вполне уместно сопоставление этих положений диалектического материализма с положением Э. Гуссерля об интенциональности (направленности) сознания на свой объект. Гуссерль, конечно, преувеличивает, утверждая в "Картезианских размышлениях": "Этот объективный мир со всеми его объектами... черпает во мне одном весь смысл и всю экзистенциальную ценность, которую он имеет для меня", "Объекты существуют для нас и суть только то, что они суть в качестве объектов реального или возможного сознания".

Тем не менее, связь внешнего мира с сознанием познающего субъекта, направленность сознания на объект, несомненно, существуют и, более того, эта связь и эта направленность сознания постоянно возрастают.

В процессе исторической практики в человеческом познании оформились две относительно самостоятельные ступени познания - чувственная и логическая (рациональная).

Чувственное познание связано с деятельностью органов чувств человека; его особенностью является то, что оно осуществляет непосредственную связь человеческого сознания с материальным миром. Чувственное познание осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений.

Ощущение - это первый непосредственный результат соприкосновения человека с внешним миром. Воздействуя на человеческие чувства, объекты вызывают различные ощущения (зрительные, вкусовые, слуховые, обонятельные, осязательные).

Ощущение - это превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания; ощущение - субъективный образ объективно существующих предметов и процессов.

Более высокая форма чувственного познания - восприятие; оно отражает не отдельные свойства (цвет, форма, размеры) предмета, а их совокупность, единство (т.е. так, как эти свойства присущи самим объектам). Третья, и самая высокая форма чувственной ступени познания - это представление. Представление - это целостный образ предмета, созданный на основе прошлых восприятий, сохраненный и вызываемый в сознании при посредстве памяти.

Представление содержит в себе моменты обобщения множества однородно воспринимаемых предметов. Это приближает его к логическим формам отражения.

Формы чувственной ступени познания ограничены по своим отражательным возможностям. При их посредстве отражаются явления, внешние, поверхностные связи и отношения, но на их только основе невозможно проникнуть в сущность и закономерности вещей и процессов. На чувственной ступени познания субъект познаёт факты, но еще не в состоянии раскрыть законы, которым подчиняются эти факты.

Логическое познание.Законы, сущность явлений человек познаёт на абстрактно-логической ступени познания, посредством мышления. Мышление это опосредованное, обобщенное познание действительности. Между объектами с их свойствами и мышлением находятся формы чувственного познания - ощущения, восприятия и представления. Они – тот строительный материал, на котором базируется и развивается человеческое мышление. Они доставляют информацию о материальных объектах, которую в дальнейшем мышление подвергает обработке, отражая объекты глубже и вернее, чем чувственные формы познания.

Человеческое познание, совершающееся посредством мышления, проникает в сущность предметов и выражает её с помощью понятий, суждений и умозаключений.

Понятие, в отличие от ощущений, возникающих в процессе непосредственного созерцания предметов, образуется путем отвлечения (абстрагирования) от чувственных образов тех общих черт, которые присущи и другим чувственным образам, а, следовательно, и тем реальным явлениям, которые отражены в этих образах. Возьмём для примера понятие "дом". Когда мы говорим о конкретном доме, своем или доме родителей, то это будет чувственное отражение в форме восприятия или представления. Когда же мы говорим о доме вообще, то слово "дом" мы употребляем в качестве понятия, в котором уже нет конкретных черт того или иного реального дома, а есть только то общее, что присуще всем домам.

Таким образом, понятие дома образуется из восприятий и представлений о различных конкретных домах путем выделения тех общих черт, которые присущи любому дому, независимо от его индивидуальных особенностей. Очевидно, переход от представлений к понятию является переходом к более глубокому познанию явлений действительности.

По своему содержанию и объему понятия различны в отдельных науках. Философия создает наиболее общие понятия: материя, сознание, движение, отражение, пространство, время, количество, качество и т.д. В частных науках используются понятия, имеющие более конкретное значение. Например, био­логия работает с понятиями: наследственность, изменчивость, борьба за существование и др. В политической экономии используются понятия: товар, деньги, капитал, прибавочная стоимость и так далее.

Понятия, как форма логического познания, независимо от того, в какой науке используются, содержат в себе концентрированную сущность знания об объекте, который отражают.

Понятия, как и все остальные формы отражения, имеют диалектический характер. В каждой науке понятия находятся во взаимной связи и обусловленности. Они - не застывшие формы логического познания, а постоянно изменяются и развиваются, Понятиям присуща внутренняя противоречивость, заключающаяся в единстве субъективного и объективного. Понятия объективны по источнику, который отражают; субъективны - по форме выражения. Диалектика понятий проявляется также в их гибкости, доходящей до тождества противоположностей, позволяющей им глубже, полнее отражать окружающий мир во всей его противоречивости.

Важной формой логической ступени познания является и суждение.

Каждую свою мысль человек высказывает с помощью суждений.

Суждение - это одна из высших форм отражения объективных предметов в сознании человека. С помощью суждений человек отвергает или утверждает что-то о чем-то. В суждениях отражаются предметы, качества, отношения между предметами, их содержание. Диалектика, присущая суждению как логической форме познания, отражается во взаимосвязи между субъектом и предикатом, из которых состоит суждение[56].

Субъект всегда выполняет функцию отдельного, а предикат - общего. В суждениях фиксируется диалектика между случайным и необходимым, явлением и сущностью. В каждом суждении, субъективном по форме, содержится объективное содержание, обусловленное отражением объективных предметов.

Суждения могут быть истинными и неистинными. Они истинны тогда, когда правильно отражают объективные свойства, связи и отношения, присущие материальному миру. Когда же суждения не отражают объективность предметов и их связей, или отражают искаженно, они неистинны.

Третьей формой логической ступени познания является умозаключение. В умозаключении из нескольких верных суждений, служащих предпосылкой, выводится новое знание об объектах.

Умозаключение - средство познания скрытых, внутренних сторон и связей объектов. Человек с помощью умозаключения познает процессы и их закономерности в объектах, которые не могут восприниматься с помощью чувств.

В логическом познании также используются гипотезы и теории в качестве форм, которые фиксируют результаты познавательной деятельности человека.

Чувственная и логическая ступени познания и их формы находятся в диалектическом единстве. В совокупном процессе человеческого познания они неразделимы. Логическое познание может совершаться только на базе материала, который доставляют чувства.

Данное положение в истории философии признавалось отнюдь не всеми мыслителями. В XVII веке в теории познания четко выделились два течения - сенсуализм и рационализм. Те философы, которые преувеличивали значение чувственного познания, считая, что все основные знания дают нам ощущения, а разум мало что добавляет и даже затемняет то, что дают ощущения, получили наименование – эмпириков, "сенсуалистов" (от "сенсус" чувство, ощущение). Сенсуалистами были Локк, Гоббс, многие материалисты XVIII века (Дидро, Ламетри и др.), а также и субъективные идеалисты - Беркли, Юм, махисты. Те философы, которые недооценивали показания органов чувств и считали разум основой познания, получили наименование - "рационалистов" (от "рацио" - разум). Представителями рационализма были Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.

Теория познания диалектического материализма преодолела односторонность, как эмпиризма (сенсуализма), так и рационализма. Эмпирическое познание является основой, на которой развивается абстрактно-логическое познание. Сущность предметов, законы могут быть познаны только с помощью логического мышления. Абстрактное мышление и чувственное познание находятся в диалектическом единстве. Только взятые вместе, в своем единстве, чувственная и абстрактно-логическая ступени познания в состоянии раскрыть объективный мир и его законы.

Конечной целью познания является истина. Но что такое истина? С диалектико-материалистической точки зрения, истина - это верное отражение в нашем сознании объективной реальности. Следовательно, истина объективна по своему содержанию. Это значит, что наши знания, чтобы быть истинными, должны соответствовать объективному миру, а не быть произвольными, субъективистскими конструкциями, В.И. Ленин был несомненно прав, ведя борьбу против махистов, которые отрицали объективность истины; "существует ли объективная истина, т.е. может ли в человеческих представлениях быть такое содержание, которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества?" - спрашивал он. И отвечал: "Да, может быть и должно быть, если мы признаем познаваемость мира".

Но каков же механизм достижения истины, получения истинных знаний о мире? Выше уже отмечалось: процесс познания не является каким-то простым однообразным актом отражения действительности. Это сложный, противоречивый процесс, требующий усилий, мужества. На этом пути человек может встретить трудности, испытать разочарование, но и мгновения большого счастья. Так что "Господь Бог поставил бы нас в довольно затруднительное положение, если бы он раскрыл перед нами все без исключения тайны природы; от полнейшего безделья и скуки, мы бы не знали тогда, что делать", - говорил Гёте в своих «Беседах с Римером».

Именно философию Х. Ортега-и-Гассет рассматривает как главное средство познания, уяснения человеком своей взаимосвязи с миром. Специфика философского знания о мире связывается Х. Ортегой-и-Гассетом с очень важным для человека моментом - обращенностью к миру в его обнаженности: человек должен пробиться сквозь то наслоение смыслов, которое общество наложило на то или иное явление мира, и, проделав эту трудную работу, встретиться с ним в его изначальности и самостоятельно его осмыслить. Именно это и называется "вычурным, смешным и смутным" словом "философия" - отмечает испанский философ.

Однако, это "самопознание не способность, не дар и не механизм, а, напротив, задача, поставленная перед собой человеком" - подчеркивает Х. Ортега-и-Гассет. И задача, возможно, невыполнимая, - продолжает он. До такой степени познание не инстинкт. Итак, очевидно, что познание - не просто использование человеком своих умственных способностей; он должен приложить тяжкие усилия к познанию, постоя

Наши рекомендации