Урок 34. Откуда берутся снег и лёд?
Цели деятельности учителя: формирование представлений о свойстве снега и льда. Проведение практических исследований природных объектов и явлений.
Тип урока:Урок по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся: наблюдать форму снежинок и отображать ее в рисунках.
Получат возможность научиться: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Регулятивные:составлять план
и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме
о свойствах льда и снега; формулирование ответов на вопросы учителя; логические – осуществление поиска существенной информации
(из рассказа учителя, родителей,
из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные:строить монологическое высказывание, слушать собеседника; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Сценарий урока
I. Организационный момент:
Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о ней.
а) Подготовка рабочего места.
б) Повторение изученного материала.
Учитель. О чем говорили на прошлом уроке?
Ученики. О реках и морях.
Учитель. Откуда же берут начало реки и куда впадают?
Ученики. Исток – это начало реки, а впадают они в другие реки или моря.
II. Постановка учебной задачи.
На доске иллюстрация зимнего пейзажа.
Учитель. Какое время года изображено на картине?
Ученики. На картине зима.
Учитель. А по каким признакам вы определили, что на картине зима?
Ученики. Снег, деревья без листьев, лед на лужах.
Учитель. Откуда берутся снег и лед?
Ученики. Снег и лед образуются из воды, снег и лед – это замерзшая вода.
III. Работа по учебнику (с. 68).
Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о свойствах снега и льда; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.
Учитель. Ребята, Снеговик нам загадает загадки, отгадайте их. (Чтение загадок, с. 68.)
Ученики. Снег и лед.
Учитель. А где образуется снег?
Ученики. В небе, в облаках.
Учитель. А вот поэт В. Мусатов ответил на этот вопрос так:
Туча по небу гуляла
И случайно задремала.
Ветры буйные на воле
Увидали: туча спит,
Как перину,
Распороли –
И оттуда пух летит…
Пух летит –
В глазах рябит,
А поймаешь – холодит.
Учитель. Что это за пух?
Ученики. Снежинки.
Учитель. Поднимите руку, кто видел снежинки? На что они похожи?
Ученики. На звездочку, на цветочек.
IV. Самостоятельная работа.
Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.
Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
Учитель. Нарисуйте снежинку, как в учебнике (с. 47).
Физкультминутка
Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Первые снежинки Что вот-вот настанут
В воздухе кружатся, Зимние деньки.
Упадут на землю, Что пора готовить
Но не залежатся. Лыжи и коньки,
Первые снежинки Что пора готовить
На руке растают… Санки детворе.
Холодят, волнуют И каток, и горку
И напоминают, Делать во дворе…
Первые снежинки –
От зимы привет,
Словно проверяет:
Ждете или нет.
В. Мусатов
V. Практическая работа.
Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
Коммуникативные УУД: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строить понятные речевые высказывания.
Учитель. А где образуется лед?
Ученики. В луже, в реке, на мокрой дороге.
Учитель. А можем ли мы сами сделать лед? Где?
Ученики. Да, можно заморозить воду в холодильнике.
Учитель. А для чего?
Ученики. Можно добавлять лёд в коктейль, чай, напиток, чтобы было вкуснее.
На столе учителя стакан с подтаявшим льдом.
Учитель. Посмотрите, ребята, у меня в стакане был лед, сейчас его уже меньше, а на дне стакана вода. Что произошло?
Ученики. В тепле лед тает, образуется вода.
Учитель. Так же в тепле тает снег, и из него тоже образуется вода. А какого цвета лед?
Ученики. Прозрачный.
Учитель. А снег?
Ученики. Снег белый и непрозрачный.
Учитель. А давайте попробуем разбить лед. (Один ученик разбивает лед на столе.) Что произошло?
Ученики. Лед разбился, он хрупкий.
Учитель. Посмотрите на картинку в учебнике. Какой снег?
Ученики. Снег рыхлый.