Лекция II. Античная философия
Лекция II. Античная философия
План
I. Зарождение античной философии, ее основные этапы и направления.
II. Раннегреческая натурфилософия.
III. Классическая древнегреческая философия.
IV. Эллинистическая философия.
I. Зарождение античной философии, ее основные этапы и направления
Античная философия сформировалась на территории современной Греции и в греческих полисах Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья, Крыма.
Этапы развития античной философии:
1. Зарождение (досократический этап)– VII-V вв. до н.э.
· изучали различные явления природы;
· объясняли суть Космоса;
· пытались найти «первоначало» или основу окружающего мира.
Известные философы: Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен, Анаксагор, Гераклит Эфесский, Парменид, Зенон Элейский, Демокрит, Левкипп, Эмпедокл, Пифагор.
Знаменитые школы – милетская («физики»), элейская, атомистическая, пифагорейская, орфическая.
2. Классический (сократический) этап– середина V – конец IV в.в. до н.э.
· расцвет древнегреческой философии и древнегреческого полиса;
· формирование большого числа философских учений и школ;
· дифференциация философского знания на отдельные философские отрасли (дисциплины);
· зарождается и развивается «категориальный аппарат» («понятийный аппарат») философского знания;
· любая вещь или предмет есть единство ощущаемого и мыслимого, или единство материи и формы (идеи).
Известные философы: Сократ, Платон, Аристотель, Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий, Ликофрон, Алкидамант, Трассимах, Антисфен, Диоген Синопский, Аристипп из Кирены, Евклид из Мегары, Евбулид, Диодор Крон, Кратет.
Знаменитые школы – софисты, киники, киренская школа, мегарская школа, элидо-эритрийская школа.
3. Эллинистический этап– конец IV в. до н.э. – начало VI в. н.э.
· разработка этико-антропологической и социологической проблематики;
· рационализация человека (человек уже практически свободен в своих действиях и поступках от всяческого воздействия богов);
· философ может научить любого человека переносить страдания и тяготы жизни;
· отрицание прежних авторитетов и кризис моральных и философских ценностей;
· высшее благо – это счастье или удовольствие отдельного человека;
· влияние античной философии на формирование идей раннего христианства.
Известные философы: Сенека, Марк Аврелий, Цицерон, Тит Лукреций Кар, Эпикур, Клеанф, Хрисипп, Панеттий, Посидоний, Эпиктет, Секст Эмпирик.
Знаменитые школы – школа стоиков (Ранняя, Зрелая и Поздняя Стоя), эпикурейская школа, школа киников, скептиков, киренаиков, неоплатонизм.
Особенности античной философии:
1. Космоцентризм | Человек – песчинка в руках безжалостной Судьбы |
2. Материализм и идеализм | Формируются два основных философских направления – материализм и идеализм |
3. Рационализм | Философия в Древней Греции являлась первой формой теоретического мышления |
4. Идея гармонии и порядка | Единство физического и духовного начал в окружающем мире и человеке |
5. Взаимосвязь древнегреческой философии и мифологии | Древнегреческая мифология явилась фундаментом древнегреческой философии |
Физики-плюралисты
Эмпедокл (ок. 490 г. до н. э. - ок. 430 г. до н. э.) | Анаксагор (500 г. до н. э. - 428 г. до н. э.) |
Вода, воздух, земля и огонь – начала всего существующего. Взаимосвязь и различные комбинации этих элементов дают разнообразный мир. Эти элементы ведомы двумя силами: любовью и ненавистью. Любовь все соединяет, ненависть – разъединяет. Сохранились две поэмы Эмпедокла: «О природе» и «Очищения». | В основе мира семена – гомеомерии. Они делятся до бесконечности. Вначале они были хаотически намешаны, потом появился ум (нус), мысленная сила, которая упорядочила этот хаос. Преобладание того или другого семени определяет качество данной вещи, отличие от другой. |
Самые известные софисты
Протагор (ок. 490 до н. э. - ок. 420 до н. э.) | Горгий (483 до н. э. - 380 до н. э.) |
Один из самых видных и знаменитых софистов. Ему принадлежат такие слова: «Человек есть мера всех вещей» Субъективное мнение человека является мерилом оценивания окружающего мира. «Каковы отдельные вещи предстают передо мною, таковы они есть для меня, какими перед тобою, таковы они есть для тебя». Относительны все знания, все нормы и оценки. | «Основатель красноречия». Придавал большое значение слову, с помощью которого можно доказать все, что угодно. «Слово есть великий властелин, который, обладая малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела». В своей преподавательской деятельности особое место отводил риторике. |
Сократ(470\469 - 399г. до н. э.) - один из самых знаменитых философов классического этапа развития древнегреческой философии. Родился в Афинах, был казнён по обвинению в не почитании богов и развращении молодёжи. Жизнь и философия Сократа оказала непосредственное влияние на Платона. По этому поводу существует прелестная легенда: «Рассказывают, что однажды Сократ увидел во сне у себя на коленях маленького лебедя, который вдруг расправил крылья, полетел и запел сладостным голосом; На следующий день ему представили Платона как нового ученика, и он сказал, что тот маленький лебедь был именно он».
Жизнь и смерть Сократа описал его самый знаменитый ученик - философ Платон.
Сократ:
· разработал свой «уникальный» метод познания истины – майевтика – (букв. повивальное искусство), по Сократу – это рождение истины. Сократ говорит в диалогах Платона: я принимаю роды не у жен, а у мужей, роды души, а не тела.
- Сократ не оставил ни одного философского сочинения (принципиально считал, что истина достигается только в диалоге между людьми);
- являлся сторонником «этического рационализма» (знание – основа добродетели);
- был своеобразным просветителем Древней Греции (рассказывал и объяснял основные жизненные вопросы в людных местах – рынках, площадях – простому народу);
- благодаря его деятельности сформировались множество «сократических школ»: элидская школа, мегарики, киренаики, киники. Философ воспитал много учеников (среди них, Платона).
- Он выдвигал положение о том, что в человеческой жизни все должно строиться на «полезности» или «целесообразности» (польза проявляется в целесообразном устройстве предмета или при достижении цели).
Человек
Гносеология Платона
Истина – это мир идей. Идеи отражаются в человеческой душе в виде понятий. Человек обладает бессмертной душой, которая проходит последовательность перевоплощений в разных физических телах в разных жизнях.
Между воплощениями душа пребывает в мире идей и созерцает абсолютную истину. В момент рождения в физический мир душа забывает это знание. Но знание об истине не исчезает, и человек может его вспомнить.
Процесс познания – это процесс воспоминания той истины, которой душа изначально обладает.
Существуют различные средства, позволяющие облегчить «познание-воспоминание».
Учение о душе.Заложил основы психологии.
Душа человека включает 3 части:
· разумная - начало души, с помощью которого человек познаёт.Задача этой части души – воспитать мудрость. Этой части души соответствуют правители, философы. Они знают, что такое познавать благо и их можно назвать мудрецами. О деньгах и о молве они заботятся меньше всего.
· аффективная - яростный дух. Яростный дух всегда устремлён на то, чтобы взять вверх над кем-нибудь, победить и прославиться. Это люди честолюбивые и склонные к соперничеству. Им присуща бдительность относительно внешней и внутренней опасности. Этой части души соответствуют воины.Задача этой части души – воспитать мужество. У кого яростный дух, тот непобедим.
· вожделеющая - стремление к еде, питью, любовным утехам, сребролюбие (для удовлетворения таких вожделений нужны деньги). Задача этой души воспитать умеренность, послушание. Следует избегать чрезмерной роскоши, так как это приводит к лени, праздности, изнеженности, к требованиям новизны. Нужно избегать и нищеты. Этой части души соответствуют земледельцы и ремесленники.
Цель человека – совершенствовать свою душу, раскрывать её возможности. Победа разумной части души возможна только при надлежащем воспитании.
Впервые в истории древнегреческой философии Платон начал разрабатывать проблему государства, государственного устройства.
Почему возникает государство? Государство возникает потому, что каждый человек нуждается в других людях: в материальных благах, в охране и защите, в управлении. Испытывая нужду во многом, люди собираются воедино, чтобы жить сообща и оказывать друг другу помощь. Такое совместное поселение людей и есть государство.
Население государства делится на три сословия:
· философы-мудрецы управляют государством
· воины защищают государство
· ремесленники создают материальные блага
Совершенное государство такое, где каждый исполняет свое дело по природе и по закону. Каждый делает то, что ему надлежит делать. Тот, кто по своим природным задаткам годится в сапожники, будет сапожником, и не будет заниматься ничем другим, а кто годится в плотники – пусть плотничает.
Он выделил шесть типов правления:
Лучшие типы правления:
· монархия (справедливая власть одного человека);
· аристократия (справедливая власть меньшинства);
Худшие типы правления:
· тирания (несправедливая власть одного человека)
· олигархия (несправедливая власть меньшинства);
· демократия (несправедливая власть большинства);
· тимократия (несправедливая власть большинства).
Основатель детерминизма
Учение о четырех причинах
Но откуда берётся идеальное в вещах, если оно не заложено в материи?
По Аристотелю, есть некая вечная сущность – Ум, «эйдос эйдосов», высшая сущность. Ум – перводвигатель всех вещей в мире и самого мира.
Политика
Государственную жизнь Аристотель признаёт выше частной, так как цели отдельных лиц лучше могут быть достигнуты с помощью государства. Лучшее государство то, которым управляет добродетель.
Три правильных формы правления:
· монархия – власть исходит от одного человека
· аристократия – исходит от немногих
· полития – исходит от большинства
Три неправильных:
· тирания
· олигархия
· демократия
Под демократией Аристотель понимал образ правления, который потакает интересам нищих, не только в материальном, но и в духовном смысле слова.
Учение о человеке
Человек, по убеждению мыслителя, является «высокоорганизованным животным», то есть для него характерно наличие мышления и разума. Кроме этого, только человек стремится жить вместе с другими людьми (себе подобными), поэтому его можно охарактеризовать как «политическое животное».
Разрабатывал учение о душе –носителе сознания. Философ выделил три уровнячеловеческой души:
· Вегетативная душа – наиболее элементарное начало жизни. Ей присуще питание, воспроизведение подобного – размножение.
· Чувственная душа, помимо вышеупомянутых функций, имеет ощущения, вожделения (желания) и движение. Из ощущений рождается фантазия, память, опыт.
· Разумная душаотличается от других тем, что ей свойственно понимание (разум). Аристотель пытался объяснить природу интеллекта человека.
Этика стоиков
Цель жизни: Счастье состоит в том, чтобы следовать природе.
Философия стоиков – это философия мужества. Если эпикурейцы считали, что нужно избегать страданий, то стоики признавали страдания неотъемлемой частью жизни. Человек должен воспитывать мужество их переносить. Чувства жалости, милосердия, сострадания не следует проявлять, нужно их выкорчёвывать из души.
Сенека(4 г. до н.э. – 65 г н.э.) сделал блестящую политическую карьеру. Он был воспитателем будущего императора Нерона. Впоследствии между ними наступил разрыв, Сенека был отправлен в ссылку, а затем приговорён к смертной казни, он покончил жизнь самоубийством.
Сочинения: «Диалоги», «Нравственные письма к Луцилию», трагедии «Медея», «Эдип» и др.
Сенека Луций Анней:«Прежде чем сказать что-либо другим, прежде скажи это себе».
Киники
Антисфен(V-IV вв. до н.э.) - основатель этого течения, ученик Сократа Антисфен преподавал в афинской гимназии под названием Киносарг, что значит «зоркий пёс". Отсюда произошло название направления – киники. По другой версии этот термин происходит от древнегреческого слова «кинокос»- собачий. Философия киников – собачья философия. Антисфен утверждал, что жить нужно подобно собаке, потребности человека носят животный характер. Сами философы называли себя собаками.
Наиболее ярким философом-киником был Диоген Синопский (IV в. до н.э.). Родился в городе Синопа, продолжительное время жил в Афинах. Диоген создаёт идеал кинической жизни.Он был примером мудреца-аскета. У него не было никакой собственности. Диоген одно время жил в бочке. Киники продолжили учение Сократа в крайней форме, поэтому Платон назвал Диогена «безумствующим Сократом».
· На вопрос, за что его зовут собакой, Диоген говорил: «Кто бросит кусок, тому виляю, кто не бросит – облаиваю, кто злой человек – кусаю».
· Увидев, как мальчик пил воду из горсти, он выбросил из своей сумы чашку, промолвил: «Мальчик превзошёл меня простотой жизни».
· Диоген просил подаяния у статуи, а на вопрос, зачем он это делает, сказал: «Чтобы приучить себя к отказам».
· Безразличие Диогена к власти показывает эпизод встречи философа с Александром Македонским. Прослышав о Диогене, великий государь пожелал с ним встретиться. Когда Александр подошёл к философу и сказал: «Проси, чего хочешь», Диоген ответил: «Не заслоняй мне солнца».
Основные идеи кинической философии:
Духовная свобода человека | Человек обладает безграничной духовной свободой |
Аскетический образ жизни | Демонстративное пренебрежение ко всем обычаям и общепринятым нормам жизни |
Идеал жизни - автаркия | Человек должен стремиться к самодостаточности, то есть состоянию автаркии |
Иллюзорность человеческого бытия | Большинство людей стремится к удовольствиям, богатству, власти |
Позитивные стороны кинизма. Киники, как и другие школы этого периода (стоики, эпикурейцы, скептики), разоблачили великие иллюзии, двигавшие поведением людей: погоня за удовольствиями, за богатством, желание власти, жажда славы, успеха, блеска.
Недостатки этой философии. Экстремизм - бросание в крайности. Киники не предлагают систему положительных ценностей и предлагают людям животный образ жизни. Отрицание науки и философии, в целом культуры, того, что отличает человека от животного.
Школа Эпикура
Эпикур(IV-III вв. до н.э.) родился на о. Самос. В Афинах Эпикур основал философскую школу, получившую название «Сад Эпикура».
Согласно Диогену Лаэртскому, афинянин Эпикур вырос на острове Самос и с 14 (по другим сведениям, с 12) лет начал интересоваться философией. В 18 лет он приехал в Афины.
Когда Пердикка (регент Македонии в 323—321 гг. до н. э.) после смерти Александра Македонского изгнал афинян с Самоса, Эпикур направился к своему отцу в Колофон (город в Ионии, Малая Азия), где прожил некоторое время и собрал вокруг себя учеников. В возрасте 32 лет он основал свою философскую школу, которая первоначально находилась в Митилене (на острове Лесбос) и Лампсаке (на азиатском берегу пролива Дарданеллы), а с 306 г. до н. э. — в Афинах.
В этом городе Эпикур со своими учениками поселился в купленном им саду (отсюда наименование эпикурейцев: «философы Сада»). Над входом туда висело изречение: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие — высшее благо». Философ скончался («от камня в почках», как пишет Диоген Лаэртский) в 271 или 270 г. до н. э.
Его главный труд — «0 природе» — содержал 37 книг. Известны названия и ряда других его работ, но ни одна из них до нас не дошла.
Сохранилось лишь три письма Эпикура, излагающие основные положения его учения.
Первое из них — «Эпикур приветствует Геродота» — содержит изложение атомистической физики Эпикура, включая учение о душе и ряд положений его учения о познании.
Второе письмо — «Эпикур приветствует Пифокла» — излагает астрономические воззрения философа, стремившегося дать ряд гипотез о небесных явлениях и тем самым опровергнуть «мифическую болтовню», связанную с ними.
Третье письмо — «Эпикур приветствует Менекея» — содержит основные положения этического учения его автора, большая часть его публикуется ниже.
Кроме этих писем сохранилось еще небольшое сочинение Эпикура, написанное в виде афоризмов (всего их 40) и известное под названием «Главные мысли».
Основные идеи Эпикура
Человеческое счастье | Человек рожден для счастья |
Счастье | Стремление к удовольствиям и избеганию страданий |
Мера | В человеческой жизни необходимо соблюдать меру (в особенности в удовольствиях) |
Мера | Меру знают разумные |
Три группы удовольствий:
Естественные и необходимые | Естественные, но не необходимые | Не естественные и не необходимые |
Связаны с сохранением жизни индивида. Они приносят пользу человеку, избавляя его от страданий. Удовлетворение голода, жажды, усталости. | Те, что сверх естественных: изысканные пища и напитки, элегантная одежда. Эти желания не имеют естественного предела, ибо не связаны с телесным страданием, а потому могут нанести человеку ущерб. | Тщеславие, суетные желания роскоши, власти, славы. Они не связаны с телесными потребностями и подвергают душу опасным волнениям. Их нужно всячески избегать. |
Достижению полного счастья у человека мешают страхи.
Три вида страхов
Страхи перед небесными явлениями | Страхи перед богами | Страхи перед смертью |
Эти страхи преодолеваются знанием физики, космологии и астрономии, которые и изучают данные явления. | Нужно знать, что боги пребывают в блаженстве и не вмешиваются в дела людей. | Как материалист, Эпикур считает, что после смерти ничего не будет, душа тоже погибнет, нет загробной жизни. Значит, нечего мучить себя мыслями о том, что будет после смерти. |
Ученики и последователи Эпикура высоко ценили радости частной жизни и дружбы. Самым знаменитым эпикурейцем стал римский философ Тит Лукреций Кар (I в. до н.э.). Сочинение: «О природе вещей».
Эпикур:«Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет. Нет, стало быть, смерти ни для живых, ни для мертвых»
Скептики
Скептицизм(II в. – III в. н.э.)–с греч. критикующий, исследующий.
Пиррон(ок.360-280 гг. до н.з.) – древнегреческий философ из Элиды. Верховный жрец Элиды. Впервые систематизировал идеи сомнения, которые были распространены в Древней Греции. Согласно Пиррону, «мудрость и знание не являются делом человеческим, и искать их надо только у богов».
В качестве самостоятельного философского направления идеи скептиков возродились во 2 в. н.э. и их представляет римский философ Секст Эмпирик(200-250 гг.). Будучи врачом, занимался практической медициной. Поэтому получил прозвище Эмпирик. Сочинение: «Пирроновы основоположения», «Против ученых».
Скептическая позиция, согласно Сексту Эмпирику, проста и очевидна: «Представьте себе, что в доме, в котором находится много драгоценностей, многие ищут золота ночью; каждый думал бы, что нашел золото, но не знал бы этого наверное, хотя бы и действительно нашел его. Точно так же и философы вступают в этот мир, как в большой дом, чтобы искать истину; если бы даже они и нашли ее, то они все же не могли бы знать, достигли они ее или нет».
· Скептики утверждают, что нельзя получить достоверное знание. В этом они являются продолжателями традиций софистов. Наше познание зависит от обстоятельств, состояния организма, влияния традиций и т.п.
· Сомнение в получении достоверного знания легло в основу этической концепции. Нужно воздерживаться от суждении (как утверждающих, так и отрицающих). Для всякого высказывания может быть найдено противоположное по смыслу, но равное по истинности. Это философия тех, кто стремится к истине. В отличие от тех, кто что-то утверждает, тем самым становится догматиком. Догматики те, кто воображает, что достигли истины.
· Благодаря этому скептик получает душевный покой – атараксию(невозмутимость). В этом и состоит счастье.
· В жизни нужно руководствоваться естественными потребностями, склонностями, привычками, законами, традициями и прежде всего – здравым смыслом.
Неоплатонизм(III – IV в. н.э.) – последняя форма греческой философии, философско-мистическое направление античной философии.
Неоплатонизм – переработка идей Платона с религиозной точки зрения.
Основателем неоплатонической философии является философ Плотин (205-270 гг.), который в Риме основал свою философскую школу. Цель школы: подняться над земным измерением жизни, оставить мирскую суету, объединиться с божественным в экстатическом единстве.
Сочинение: «Эннеады» («Девятки»).
Последователи Плотина: Порфирий, Ямвлих, Плутарх, Прокл (последний философ античности).
Конец античной философии – 529 год. Вышел запрет на деятельность философских школ. Император Юстиниан отказал язычникам в праве занимать публичные здания, а значит иметь школы и преподавать. В Кодексе Юстиниана указывалось: запрещается преподавать доктрины нечестивых язычников, ибо они растлевают души учеников. Противное каралось санкциями: высылка вместе с семьей, лишение собственности.
Характерные черты неоплатонизма:
· учение об иерархически устроенном мире: Единое, Дух, душа, материя;
· учение о «Едином» первоначале;
· учение об эманации – истечение света из Единого;
· мистический экстаз;
· разработка практических способов единения с божеством - теургия (боготворчество);
· претворился в форму «школьной философии» каккомментирование диалогов Платона и систематическая разработка его учения.
Вопросы для повторения:
1. Назовите и охарактеризуйте основные этапы развития античной философии.
2. Объясните суть «натурфилософского подхода».
- Перечислите «философов-досократиков».
- Перечислите и кратко охарактеризуйте основные философские школы античной философии.
- Кому из философов принадлежит следующее высказывание: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды»?
- В чем заключается положительное значение софистики как философского учения?
- Кто автор высказывания: «Я знаю, что я ничего не знаю» и что оно означает?
- Почему Сократ – один из самых известных философов античности, хотя он ничего не написал?
- Философию Платона называют «объективным идеализмом». Что это значит?
- Существует ли связь между частями философии Платона?
- Аристотель сказал «Платон – мне друг, но истина дороже». Что означает эта фраза?
- Объясните учение Аристотеля «о четырех причинах».
- Какие проблемы решали философы эллинистического периода?
- Что означало понятие «апатия» в античности и что оно означает сегодня?
- Что понимает под гедонизмом Эпикур?
- Назовите недостатки и достоинства философии киников.
- Согласны ли вы с позицией скептиков?
- Как достичь счастья, согласно философии стоиков?
- Объясните сущность философии неоплатонизма.
Литература
- Аристотель. Сочинения в 4-х т. М., 1976-1984.
- Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.
- Греческий мудрец Диоген. М., 1991.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.
- Звиревич В. Т. Философия древнего мира и средних веков: Учебное пособие для высшей школы. М., 2004.
- Кессиди Ф. Х. Сократ. М., 1988.
- Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993.
- Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
- Лурье С. Я. Демокрит. Л., 1970.
- Мыслители Греции. От мифа к логосу. Сочинения. М., 1999.
- Нахов И. М. Философия киников. М., 1982.
- Платон. Собрание сочинений в 4-х т. М., 1993.
- Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2-х т. Т. II. М., 1990.
- Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. СПб., 1997.
- Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.
- Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000.
- Ульбано Никола. Иллюстрированный философский словарь. М. 2006.
- Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.
- История философии. Отв. Ред.: В.П.Кохановский, В.П.Яковлев. Ростов-на-Дону. 2002.
Лекция II. Античная философия
План
I. Зарождение античной философии, ее основные этапы и направления.
II. Раннегреческая натурфилософия.
III. Классическая древнегреческая философия.
IV. Эллинистическая философия.