Роль режима труда и отдыха. Работоспособность и утомление в зрелом возрасте
Основным принципом сохранения здоровья в трудовом процессе является чередование работы и отдыха. Отдых после работы не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом переутомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы вид отдыха был противоположен характеру работы ("контрастный" принцип). Людям физического труда необходима деятельность, не связанная с дополнительными нагрузками мышечной системы, а работникам умственного процесса, наоборот, в часы досуга нужно выбирать активность. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. К важнейшему виду ежедневного отдыха относится и полноценный сон. Потребность в нем у разных людей неодинакова и зависит от возраста, образа жизни, типа нервной системы человека. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Однако сон нельзя заменить или компенсировать. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью. Недосыпание, особенно систематическое приводит к снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности, переутомлению и в конечном итоге истощению нервной системы и развитию заболеваний.
Физическая и умственная работоспособность является как бы обратным отражением состояния утомления — чем больше нарастает утомление, тем ниже становится работоспособность. Нормальный физиологический процесс утомления означает снижение функциональных возможностей организма, вызванное выполнением определенного объема умственной и физической работы. Уровень физической и умственной работоспособности определяется скоростью и характером утомления, т. е. состоянием, которое возникает как следствие работы при недостаточности восстановительных процессов в организме. |
22)Особенности психологической защиты в зрелом возрасте
К.Г. Юнг считает, что взрослый человек постепенно высвобождается из плена собственного «Я» и начинает ориентироваться на решение духовных задач, достижение внутреннего чувства общности с другими людьми, миром, космосом. Именно люди с универсальными духовными запросами могут переживать пятидесятые годы жизни как подъем, как творческую фазу.В период взрослости в распоряжении человека находятся все силы, все аспекты психики. Слова X. Кюнкеля о том, что «судьба приходит изнутри», как нельзя лучше выражают основной смысл этой фазы жизни.Б. Ливехуд считает, что к взрослому возрасту человек обретает доминирующий основной склад, афористически определяя его как тональность, в которой пишется личная биография, а по сути имея в виду жизненную направленность, определяемую всем предшествующим психическим развитием, в том числе внешними обстоятельствами жизни, социально-культурными факторами, семейным укладом, в котором воспитывался человек, профессиональным выбором, уровнем общественной активности.
Психология зрелых возрастов
1.Проблема периодизации развития.
2. Понятия взрослость, зрелость и старость: телесные, физиологические, психологические, патологические, социальные аспекты.
3Биологические стратегии онтогенетической зрелости.
4. Социальные стратегии зрелости
5. Общественно-исторический подход в понимании возрастных категорий.
6.Факторы продления жизни
7.Психологические факторы продления активного возраста жизни.
8. Психология взрослости и зрелости. Возрастное самосознание. Притязания. Осознание времени.
9.Права и обязанности.
10.Гендерная идентификация
11. Особенности общения в зрелости.
12. Построение семейных отношений в зрелом возрасте.
13Кризисы жизни – возрастной, акмеологический, стрессовый, патологический.
14.Потребности роста, развития, самосовершенствования, как основа рассмотрения возрастных особенностей личности.
15Концепция поисковой активности, потребность в новой информации, новых переживаниях.
16. Возрастная динамика творческой продуктивности.
17Творческая деятельность как стимул поиска. "Болезни достижения".
18Возраст и профессиональное развитие личности.
19Кризис середины жизни». Влияние личностных и социальных установок. Влияние физиологических процессов.
20.Второй пик активности (исследования Пельца и Эндрюса).
21.Роль режима труда и отдыха. Работоспособность и утомление в зрелом возрасте.
22. Особенности психологической защиты в зрелом возрасте.