Общественно-исторический подход в понимании возрастных категорий

Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как “фактора”, а как “источника” развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего исторического развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.). Овладение ребенком связью между знаком и значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психологических функцией, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение человека от поведения животного. Опосредованность развития человеческой психики “психологическими орудиями” характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности, т. е. превращается из интерпсихической в интрапсихическую. Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что другой человек (взрослый) с помощью определенных средств управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо “натуральной”, непроизвольной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого, полагая его объектом. На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он – к ним. Таким образом, по мнению Выготского, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя “выходами” лежит процесс интериоризации, “вращивания” функции вовнутрь.     6)Факторы продления жизни Цель геронтологии - не только продлить жизнь, но и улучшить её, сделать её активнее, трудоспособнее, творчески насыщеннее. Вот почему такое, внимание уделяется тем сдвигам, которые наступают в организме при действии геропротекторов, определению биологического возраста как мери жизнеспособности организма. Биологический возраст должен дать возможность прогнозировать будущую продолжительность жизни. Широкая общественность всегда проявляла интерес к образу жизни долгожителей. Среди факторов, способствующих развитию долголетия, большое значение придается питанию. Ограниченная диета - один из наиболее эффективных способов влияния на темп процесса старения. В соответствии с адаптационно-регуляторной теорией возрастное развитие связано с изменением в разных звеньях саморегуляции жизненных процессов. Вот почему наиболее эффективны средства многоточечного приложения. Именно тaкoй системностью действия и характеризуется ограниченная диета Движение - важнейший атрибут жизни; нет более физиологического метода стимуляции различных систем организма человека, чем мышечная деятельность. В ходе её возникает напряжение всех систем организма, кислородное голодание. Это постоянно тренирует, совершенствует механизмы регуляции, направленные на восстановление уровня деятельности организма. Влияние мышечной активности настолько велико, что изменяет активность генетического аппарата, биосинтез белка. Высокая двигательная активность, тренируя системы организма, улучшает качество жизни, надежность, делает его более устойчивым к действию повреждающих факторов. Это может вызвать пролонгирующий эффект.   7)Психологические факторы продления активного возраста жизни Долгожителями считаются люди в возрасте старше 90 лет, такой возраст указывает на высокую степень приспособленности организма человека к условиям окружающей среды. От условий и образа жизни зависит либо повышение, либо замедление темпа старения. Что бы нам не обещала макробиотика (наука о продлении жизни), личная ответственность за продолжительность собственной жизни человека является главным фактором в данной проблеме. Поэтому всегда остается в силе золотой закон жизни: «Лучший способ увеличения продолжительности жизни – это самому не укорачивать её». Важно как можно дольше обходиться собственными силами во всех сферах жизни. Не пугаться напора нового, стараться хотя бы элементарно понять его. Интеллектуальная нагрузка не только укрепляет головной мозг, но и развивает уверенность в себе. Нужно помнить о том, что развитие личности никогда не прекращается. Процесс старения вовсе не означает деградацию личности, это процесс ее преобразования и часто не в худшую сторону. Старость так же, как и предыдущие периоды жизни, раскрывает новые перспективы. Важно, чтобы новый этап жизни обеспечивал необходимую и достаточную нагрузку и телу, и душе, и интеллекту. Для человека, которому перевалило за 60, есть лишь один рецепт на долголетие: работать, работать и работать. Жизненный опыт позволяет ему глубже познать и понять самого себя, взглянуть на происходящее с исторической точки зрения, осознанно определить свое место в обществе.   8)психология взрослости и зрелости. Возрастное самосознание. Притязания. Осознание времени Взрослость — категория психологическая, учитывающая собственное отношение человека к возрасту, свои переживания к новой возрастной когорте. Наличие семьи и опыт родительства (социально-демографические исследования показывают, что риск распада семей максимально велик в первые пять лет супружества и на границе 45—60 лет, когда люди прожили в браке около 15 лет) Во взрослости отмечаются следующие новые личностные характеристики: -умение брать на себя ответственность; -стремление к власти и организаторские способности; - способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других; - уверенность в себе и целеустремленность;и т.д. Центральным возрастным новообразованием зрелости можно считать продуктивность. Понятие продуктивности, по Эриксону, включает как творческую и производительную (профессиональную) продуктивность, так и вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколений, связано с заботой «о людях, результатах и идеям к которым человек проявляет интерес». Существует мнение, что средний возраст является временем тревоги депрессии, стресса и кризисов. Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания. Психически здоровые люди видят вещи такими, какие они есть, а не такими, какими они хотели бы их видеть. У них здоровое чувство реальности: они не воспринимают ее искаженно, не передергивают факты в угоду своей фантазии и потребностям. Более того, здоровые люди обладают соответствующей квалификацией и познаниями в своей сфере деятельности. Они могут отодвигать временно на задний план свои личные желания и импульсы до тех пор, пока не завершено важное дело.Психологический возраст - возрастная идентификация, которая может быть разной степени осознанности - это аспект самосознания, связанный с представлениями о времени. Временная перспектива с возрастом расширяется. В зрелости изменения временной перспективы связаны с разным ощущением течения времени, которое может субъективно ускоряться и замедляться, сжиматься и растягиваться.С возрастом меняется ценность времени, оказывается все более значимым "личное время", благодаря развитию самосознания, осознанию конечности своего существования и необходимости реализовать свои возможности на протяжении не такой уж длительной жизни. 9)Права и обязанности Прежде всего стоит отметить, что представление человека о своих правах и обязанностях в зрелом возрасте становится все более и более производным от его ценностных ориентации. Под ценностными ориентациями будем понимать относительно устойчивые отношения человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели и средства удовлетворения потребностей жизнедеятельности человека. Понятно, что ценностные ориентации будут проявляться не только в целях и идеалах человека, но и в его правах и обязанностях. Действительно, права и обязанности в зрелости обычно бывают представлены через семейные или социальные роли либо через общественные нормативы жизнедеятельности. Имеется в виду, что человек претендует на права и выполняет обязанности, присущие, к примеру, роли матери и педагога или сына и директора. При этом он в соответствии с принятыми в обществе нормами поведения будет, например, пользоваться общественным транспортом. Но именно индивидуальный набор и выраженность ценностей будет определять приоритетные роли или общественные нормативы, включаемые в индивидуальное пространство осознаваемых и отстаиваемых человеком прав и обязанностей. 10)Гендерная идентификация Страх стать сексуально неполноценным обычен для мужчин после 40 лет. И во многом ответственны за этот страх как отсутствие знаний у самих мужчин, так и средства массовой информации, рекламирующие различные лекарственные препараты от импотенции. Нужно иметь в виду, что в зрелом возрасте у мужчин могут снижаться интенсивность и настоятельность полового инстинкта. У некоторых женщин с возрастом интерес к половой жизни может повышаться, в особенности у тех, для которых он компенсирует острое переживание снижения своей внешней привлекательности. Хотя стремление компенсировать через секс неудовлетворенные несексуальные потребности характерно и для мужчин. Так, нередко уходом от переживания экзистенциального кризиса середины жизни является у них поиск сексуальной близости с очень молодыми девушками. Вместо того чтобы женить сыновей, они сами вступали в брак с женщинами - потенциальными партнерами своих детей, тем самым как бы "омолаживая" себя. Любопытно, что и в современном обществе прибегают к браку с молодыми женщинами прежде всего высокостатусные индивиды. В частности, это явление широко распространено среди российских бизнесменов. Для большинства людей в зрелости сохраняется значимость сексуальной привлекательности. У женщин она во многом основывается на привлекательности их внешности. С возрастом меняются зоны тела, влияющие на оценку женщиной ее внешности. Уменьшается значение фигуры как показателя внешности за счет повышения роли лица. Поэтому порой женщины перестают следить за фигурой, уделяя большое значение косметике, прическе и т.п. Кроме того, существует зависимость между успешностью самореализации и удовлетворенностью телом. Человек, достигший успешной самореализации, более высоко оценивает свое тело, чем человек, имеющий трудности в самореализации. 11)Особенности общения в зрелости

В зрелом возрасте наблюдается некоторое сужение круга общения, поскольку много времени и энергии тратится на воспитание детей, упрочение карьеры. Однако оно остается необходимым аспектом развития как для мужчин, так и для женщин. Можно выделить четыре основные функции дружеского общения. Первая - терапевтическая. В общении с друзьями во многом отреагируются негативные чувства, вызванные семейными или профессиональными конфликтами. Вторая - компенсирующая. Здесь в общении с партнером происходит компенсация неудовлетворенных в браке несексуальных потребностей. Через общение с партнером осуществляется удовлетворение потребности в признании, симпатии, уважении, чего нет в браке. Третья - это возможность структурирования времени через дружеское общение. При этом оно принимает характер совместных развлечений, праздников. Четвертая - развивающая, когда через близкие отношения происходит взаимный обмен чувствами, опытом, информацией и т.п. Эпизодическое общение может выполнять и другие функции. Например, встреча друзей через 25 лет после окончания школы для кого-то будет означать: "Посмотри, сколько я в жизни достиг", для кого-то: "Как хорошо было раньше", а для кого-то: "Жизнь продолжается". Перейдем к обсуждению внутрисемейного общения. На общение родителей с детьми и друг с другом в первую очередь влияют собственные способности устанавливать близкие отношения, а также процесс взросления детей. Возрастную динамику общения в основном определяет последнее. Особенно значимые точки - это поступление ребенка в школу, подростковый кризис, процесс эмоционального отделения подростка от семьи, образование детьми своих семей (их реальное отделение).





Наши рекомендации