Категории психологии (по М.Г. Ярошевскому).

Категории психологии (по М.Г. Ярошевскому).

Категории, презентирующие психическую реальность, представлены в виде матрицы, включающей пять уровней и семь измерений. Ядро системы образуют базисные категории: «образ», «мотив», «переживание», «действие», «взаимоотношения», «Я», «ситуация», рассматривающиеся как инвариантные для психологии, обеспечивающие прогресс и преемственность в развитии науки.базисные категории психологии выступают как родовые по отношению к определенным группам психологических понятий. Так, категория «образ» конкретизируется в понятиях восприятия, представления, воображения, памяти и др.

Естественно-научные предпосылки становления научной психологии.

Выделение психологии в самостоятельную науку - в 60-е гг. 19 в. Оно ознаменовалось:

появлением первых программ (В. Вундт, И. М. Сеченов),

созданием специальных научно-исследовательских учреждений — психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, начавших подготовку научных кадров психологов, выходом специальных психологических журналов,

Естествознание 19 века характеризуется рядом открытий:

1) эволюционная теория Дарвина, «О происхождении видов» в 1859г.

2) открытие гомеостатических механизмов саморегуляции внутренней среды организма Клодом Бернаром

3) закон наследственности Менделя.

4) развитие учения о рефлексе:).

5) Развитие теорий физиологии органов чувств.

Томас Юнг в 1801 г. выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения: на сетчатке имеется три вида рецепторов, отвечающих на красный, зеленый и фиолетовый цвета.

6) Исследования мозга:

Франс Галль отличил серое вещество от белого вещества мозга

Пьер Флуранс – французский физиолог проводил эксперименты по разрушению полушарий мозга у птиц

7) Исследования гипноза:

Франц Месмер– первооткрыватель гипнотических явлений,И. Бергейм, Ж. Шарко, П. Жане – внесли свой вклад в развитие идеи бессознательного.

Основные этапы развития психологических знаний в истории науки.

I этап (до научный этап - VII-VI вв. до н.э.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о душе.II этап (научный период - VII-VI вв. до н.э) - данный этап характеризуется изучением психологии как науки о сознании. Данная необходимость возникает при развитии естественных наук. Поскольку данный этап рассматривался и изучался на уровне философии, то получил название – философский период. Сознанием на данном этапе назвали способность чувствовать, думать и желать. Главнейшим методом изучения истории развития психологии стало наблюдение за собой и описание полученных человеком фактов;

III этап (экспериментальный этап - XX в.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о поведении. Главной задачей психологии на данном этапе становится становление экспериментов и наблюдение за всем, что можно непосредственно изучать. Это могли быть поступки или реакции человека, его поведение и т.д. Таким образом, на данном этапе можно рассматривать историю психологии как становление самостоятельной науки, а также становления и развитие экспериментальной психологии;

IV этап – данный этап характеризует становление психологии как науки, которая изучает объективные закономерности психики, их проявления и механизмы.

Классификация методов психологической науки.

Психологическое исследование может быть организовано тремя различными способами: сравнительное- выявление сходства или различия в выраженности какого-либо психического явления у разных людей или групп людей путём единовременного сравнения; лонгитюдное- выражается в длительном «наблюдении» за развитием того или иного психического явления; как комплексное, что выражается в сочетании двух первых методов.
Эмпирические методы наиболее многочисленны и разнообразны, поскольку представляют собой способы выявления, оценки и диагностики психических явлений в реальной действительности, в жизни.
Биографический метод (от греч. biographia - описание жизни) представляет собой изучение личности путём анализа её биографии (по имеющимся документам, рассказам самого человека либо дневникам, мемуарам, автобиографии).

Структура психики.

В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни.

К ним относят свойства нервной системы: сила н.с. – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению, подвижность нервных процессов – скорость перехода возбуждения к торможению, уравновешенность нервных процессов – относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения, лабильность – гибкость изменения под воздействием различных раздражителей, резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции.качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.Психические состояния – представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

Сознание и его структура.

Сознание – наивысшая, интегрирующая форма развития психики человека. Результат общественно-исторического развития человека в трудовой деятельности. (В.В. Богословский)

Сознание – высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий. (Немов)

Структура сознания:В.В. Богословский:

1.знание об окружающем мире и о самом себе;2.познавательные процессы, которые дают возможность узнать об окружающем мире;3.амосознание, которое дает возможность выделить себя из окружающей среды, проанализировать свои действия и поступки;4.отношение, дающее возможность определить отношение к природному и социальному миру, к другим людям и самому себе.

Леонтьев, Зинченко:1.биодинамическая ткань;2.чувственная ткань;3.значение предмета (обозначающее словом);4.личностный смысл.

Требования к разработке метода тестов и анкеты.

Анкета - опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным правилам.

Структура анкеты:1.Вводная часть -наиболее простые вопросы, которые

позволят наладить контакт с респондентом и подготовить его к процедуре опроса

2.Основная часть анкеты включает вопросы, целью которых является

предоставление информации, необходимой, например, для принятия решения о

соответствии кандидата вакансии. В процессе разработки основной части анкеты

следует учитывать, прежде всего, психологическое восприятие респондентом

задаваемых вопросов.

дальше следуют вопросы Паспортички, которые

предоставят исследователю сведения о поле, возрасте, контактах для связи с

кандидатом.

В-третьих, анкета должна содержать титульный лист, на котором указывается

адресная часть (организация), есть общая инструкция по заполнению, время и место

заполнения.4., анкеты должна включать указания по технике заполнения

конкретных вопросов.

5. не рекомендуется использовать в анкете сокращения.

Анкета должна быть построена стилистически грамотно, напечатана на плотной

белой бумаге достаточно крупным шрифтом. Недопустимым является перенос

вопроса со страницы на страницу.

При составлении анкеты могут использоваться закрытые или открытые вопросы.

Закрытые - содержат разновидность ответов, к которым надо присоединиться.

Открытые - формировать ответы самим.

Разновидности закрытых вопросов:

1. Альтернативные (да/нет).

2. С выборочным ответом (варианты).

Тест должен быть 1. стандартизирован(постоянство, единообразие условий и процедур.) оно обеспечивает сопоставимость результатов использования теста в отношении нескольких претендентов, обеспечивает снижение ошибки тестирования и повышает объективность результатов .

2. объективность теста-результаты обследования относительно слабо зависят от желания экспериментатора. Это, в свою очередь, означает, что кто бы ни проводил исследование, результат будет один и тот же.

3. наличие тестовых норм- это некий эталон, необходимый для интерпретации результатов. Такие нормы разрабатываются создателями теста на основе анализа распределения тестовых оценок большой группы людей, причем для каждой возрастной группы и пола разрабатываются свои тестовые нормы. Более того, в интересах задач профессионального отбора в определенных случаях устанавливаются верхняя и нижняя границы показателей тестов, в соответствии с которыми делается вывод о степени пригодности претендентов.

Закономерности памяти.

Закономерности памяти (условия успешного запоминания и воспроизведения) с

вязаны с формами памяти.

Условиями успешного непроизвольного запоминания являются: 1) сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яркий свет прожектора); 2) то, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, процесса, необычность явления, его контрастность по отношению к фону и т. п.); 3) раздражители, наиболее значимые для данного индивидуума (например, профессионально значимые предметы); 4) раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску; 5) то, что более всего связано с потребностями данного человека; 6) то, что является объектом активной деятельности. Так, условия задачи, которую мы долго решаем, запоминаются непроизвольно и прочно.

Внимание и его свойства.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Характеристики внимания:

Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.

Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.

Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).

Виды памяти.

Память- это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.

Условно память можно разделить на 3 группы:1)что запоминает человек- это двигательная(умения, навыки, движения); эмоциональная (помнит чувства , эмоции, переживания, испытанные в определенных условиях); словесно-логическая(память мыслей,понятий,размышлений,словесных формултровок) и образная память(связан с органами чувств-слуховая,зрительная,обон.,вкус и тактильная)

2)как человек запоминает- произвольную( предполагает наличие специальной цели запомнить и применение соответствующие приемы,волевые усилия)

и непроизвольную(нет цели запомнить, запоминается само собой)

3)как долго сохраняется запомненное- кратковременная( несколько минут или секунд) и долговременная и оперативная П.(запоминание материала на время необх. для выполнения опред. Операции.

29.ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ (в процессе фило– и онтогенеза.)
1) наглядно-действенное мышление; опирающийся на непосредственное восприятие предметов. Решение задачи в его рамках осуществляется в ходе реального, физического преобразования ситуации, в процессе действий с предметами. Путем физического контакта с предметами происходит постижение их свойств.
2) наглядно-образное мышление; характерна уже опора на образы предметов, на представления об их свойствах. Человек представляет себе ситуацию, представляет изменения, которые хочет получить, и те свойства объектов, которые позволят ему в ходе деятельности прийти к желаемому результату.
3) словесно-логическое (или понятийное) мышление - осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Понятия же формируются на основе языковых средств. Предтечей словесно-логического мышления является внутренняя речь.

Процессы мышления.

Сравнение устанавливает сходство и различие отдельных объектов. Результатом сравнения может стать классификация, которая может выступать как первичная форма теоретического и практического познания. Анализ - процесс разделения целого на составляющие его элементы с последующем их сравнением(глубоком проникновении в природу вещей, что требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и свойств.) Абстракция обеспечивает возможность выделения одних признаков и отвлечение при этом от других. В результате операций анализа, синтеза и абстрагирования происходит формирование понятий. Абстрагированными могут быть свойства, но и действия (например, метод решения задач). Обобщение служит средством объединения предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам. (одна из форм мысленного обобщения. Суждение-это высказывание, выражающее определенную мысль. Умозаключение — серия логически связанных высказываний, на основании которых делается заключение. Определение понятий — это система суждений о некотором классе предметов, выделяющая наиболее общие их признаки. Индукция — способ производства умозаключении, заключающийся с способности делать вывод частного суждения из общего. Дедукция — это вывод общего из частного.

Процессы памяти.

Основными процессами памяти являются запоминание, со­хранение, узнаваниеивоспроизведение. Запоминание — процесс, направленный на сохранение в па­мяти полученных впечатлений, это предпосылка сохранения. Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Воспроизведение и узна­вание — процессы восстановления прежде воспринятого. Разли­чие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприя­тии, воспроизведение же — в отсутствие объекта.

Виды воображения.

Виды воображения

1.Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

2.Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

3.Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

4.Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Виды внимания.

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми.Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности.,регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными. Интеллектуальное внимание направлено на функционирование памяти, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит.Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. (новизна объекта, яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д.)

Мотивы и потребности.

Потребность - исходная форма активности индивида, состояние нужды в чем-либо, что необходимо для его нормального функционирования. Потребность может быть осознанной и неосознанной. Когда она осознанна, у чела возникает побуждение к деятельности.Основные характеристики человеческих потребностей — сила (показатель непреодолимого стремления личности, оценивается по степени и глубине осознания), периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Мотивы формируются на основе потребностей. Мотив – это побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением потребности субъекта. Это причина, которая лежит в основе выбора действия. - структура мотива: пот-ть, эмоциональное побуждение к действию, предмет удовлетворения потребности, потенциальные способы достижения объекта. - Функции мотивов: 1) побуждение, 2)направление, 3)смыслообразование. - Может быть осознаваемым (сюда относят влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния) и неосознаваемым (интересы, желания, убеждения).

Факторы развития личности.

Родившийся ребенок постепенно становится личностью под воздействием ряда факторов. Выделяют следующие факторы, влияющие на развитие человека: наследственность, среда (биологическая и социальная), воспитание и обучение, активность самого человека.
Наследственность - это то, что передается от родителей детям, наследственность представлена генетической программой, которая развертывается в течение жизни и является природной предпосылкой развития. Особое значение имеют задатки, которые могут облегчать развитие способностей ребенка, определять одаренность.но, различные наследственные заболевания, физические дефекты могут лимитировать отдельные стороны развития человека. Обладание наследственностью представляет собой лишь предпосылку, стартовое условие, необходимые для формирования основ жизнедеятельности человека.
Среда. Среда как фактор развития человека, обращена к человеку двумя своими сторонами: биологической и социальной.
Биологическая среда – среда обитания, способная предоставить жизненно необходимые условия (воздух, тепло, пищу).
Социальная среда – помощь и защита со стороны других людей, как возможность освоения опыта поколений (культуры, науки, религии, производства). Для каждого человека социальная среда означает общество, его культурные и национальные традиции, социально-экономическую и политическую ситуации, религиозные, житейские, научные отношения, семью, сверстников, знакомых, педагогов, средства массовой коммуникации (СМК) и пр.

Зарубежные теории личности.

Можно разделить на три большие группы: психоаналитические, бихевиоральные и гуманистические теории.

Психоаналитическое направление XIX — XX вв.,основателем 3. Фрейд, Психическая жизнь, по Фрейду, протекает на сознательном, предсознательном и бессознательном уровнях. Область бессознательного, содержит в себе инстинкты и движущие силы всего поведения человека выделяются две группы человеческих инстинктов: инстинкты жизни и инстинкты смерти. Инстинкты смерти — деструктивные силы, могут быть направлены как вовнутрь индивида (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть и агрессия). Инстинкты содержат всю энергию, посредством которой действуют три структуры личности, описанные Фрейдом. Это Ид, которая постоянно борется за инстинктивное удовлетворение и руководствуется принципом удовольствия (в ней располагаются врожденные бессознательные влечения). Эго, которое стремится выполнять инстинктивные требования Ид на основе принципа реальности (располагается как в сознательном слое, так и в бессознательном). Супер-Эго, которое представляет влияние родителей и общественной морали.

Бихевиоризм. Дж. Уотсон. Предметом изучения бихевиоризма стало поведение человека, а психология рассматривалась как экспериментальное направление естествознания, цель которого — предсказание и контроль поведения.

Все поведение человека может быть описано в схематизированном виде с использованием терминов «стимул» (S) и «реакция» (R).Другой известный американский ученый Скиннер попытался выйти за рамки этой формулы, чтобы учитывать воздействия окружения на организм после проявления реакции. Он создал теорию оперантного научения.

Скиннер считал, что существуют два основных типа поведения, характерных для личности: респондентное поведение, в основе которого лежит классическое обусловливание, и оперантное поведение, как определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним. Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться; оперантная реакция, за которой следует негативный результат, стремится не повторяться.

Гуманистическое направление Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса.Главные признаки гуманистического подхода: 1) целостный (холистический) подход к человеку; 2) психотерапевтический аспект заботы о человеке; 3) первичность субъективного аспекта; 4) доминирующее значение понятий и ценностей личности; 5) подчеркивание положительного в личности, исследование самоактуализации и формирование высших человеческих качеств; 6) осторожное отношение к детерминирующим факторам личности, содержащим прошлое; 7) гибкость исследовательских методов и приемов, направленных на изучение личности нормальных или выдающихся людей, а не на частные процессы у больных людей или животных.

Осознанные мотивы.

Мотив — это побуждение к действию, наравленное на удовлетворение потребности.

Мотивы бывают двух видов:

1) Осознанные – интерес, идеал, убеждение.

2) Неосознанные – внушаемость, влечение, установка.

К осознанным мотивам относят интересы, желания, убеж­дения, их побудительная сила велика, особенно у убеждений — они способны управлять поведением и всей жизнью человека, даже превышать инстинкт самосохранения (из-за верности сво­им убеждениям люди даже вдут на смерть).

Идеал как мотив поведения.

Идеал относят к осознанным мотивам.Идеалы – это мотивы личности, которые связаны с ее стремлением к нравственному совершенству. По своему содержательному наполнению идеалы приближаются к личностным ценностям.
51.Деятельностный подход к проблеме личности.

деятельность представляет собой динамическую, саморазвивающуюся иерархическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредствованных психическим образом отношений субъекта в предметной действительности. без обращения к этой категории путь к конкретному изучению развития и формирования личности — вопросов о соотношении биологического и социального в жизни личности, механизмов регуляции социального поведения личности, ее творчества, способностей, характера, воспитания, коррекции отклонений личности и т. д. — будет закрыт. Разработка психологии личности в контексте методологии деятельностного подхода позволяет реализовать те требования к изучению человека, которые сформулированы на уровнях философской и общенаучной системной методологии, преодолеть антропоцентризм при исследовании личности.

Направленность личности.

направленность - это интегральная, системообразующая, обобщающая характеристика личности человека. выражает устремленность человека к жизненным целям и проявляется в активности, понимаемой как способность человека к общественно полезному преобразованию окружающего мира через деятельность.основу ее положены мотивы, цели, интересы, склонности, способности, убеждения, установки, идеалы, мировоззрение. Направленность выражает устремленность к жизненным целям, а мотивы обеспечивают их постановку.

Потребности личности.

Потребность — это физиологический и психологический недостаток чего-либо. служат мотивом к действию.Иерархия потребностей по Маслоу включает следующие компоненты:

Физиологические (голод, жажда, секс ...);

Потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха...);

Потребность социальная (любовь, семья, друзья, общение);

Потребность в самоутверждении (самоуважение, престиж, карьера, успех);

Потребность в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.).

Типология личности.

Юнг описывает две основные установки личности — экстравертированную и интровертированную. Кроме того, он выделяет четыре основные психические функции: мышление, эмоции, ощущение и интуицию. Если у субъекта привычно господствует одна из этих функций, то появляется соответствующий тип. Поэтому различаются мыслительный, эмоциональный, сенсбрный и интуитивный типы. Каждый из этих типов, кроме того, может быть интровертиро-ванным или экстравертированным.

Кречмер описал три основных конституционных типа телосложения: астенический, пикнический и атлетический, и две большие группы темпераментов.

Зарубежной психологии.

теорию Гордона Олпорта (1897-1967) диспозициональное направление: 1) люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать типичным образом на различные ситуации; 2) каждый единичный человек уникален, непохож по своему психическому складу (системе черт) на других людей . он рассматривает человека как сложную "открытую" систему, в иерархической организации которой он выделяет следующие интегративные уровни взаимодействия индивида с миром - условные рефлексы, навыки, черты личности, системы черт, варьирующие в разных случаях и образующие множественные Я-личности.

Теория личности Абрахама Маслоу (1908-1970) строится на основе исследования психически зрелых, прогрессивных, творческих людей, образующих так называемую "растущую верхушку" общества. Потребность в самоактуализации по Маслоу - врожденная потребность. Важным условием функционирования здоровых людей он считает отрешенность, отстраненность от социального окружения, когда оценка своего поведения осуществляется на основе самоодобрения, не нуждающегося во внешних наградах и наказаниях.

теории К. Роджерса (1902-1987) - что индивид существует в постоянно изменяющемся мире, центром которого является он сам. Это индивидуальное пространство было названо феноменальным миром. Он не является миром объектов и предметов, а включает в себя все, что чувствует человек (организм) не зависимо от того, осознанно или не осознанно это чувство. Осознание того или иного чувства было им названо символизацией объекта. В личностном мире индивида лишь небольшая его часть переживается сознательно, при этом одни содержания опыта легко оформляются в образы, а другие остаются невнятными основаниями нового опыта. Подлинный смысл индивидуального опыта известен только самому индивиду. Полное и непосредственное знание и проникновение в мир опыта возможно лишь потенциальн

Воля и ее структура.

Воля - Это форма внутреннего контроля поведения, осуществляемого человеком и связанного с его сознанием, мышлением. она как некая внутренняя сила психологического свойства, способная управлять психологическими явлениями и поведением человека.

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли:
1) побуждение;2) осознание возможностей достижения цели;3) принятие решения;4) волевое усилие.

Тип темперамента.

Темпераментомназывается совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизиологических свойств человека, определяющих динамические особенности его психических процессов, психических состояний и поведения.
Сангвинический тип темперамента. Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение. Ребенок этого типа: он худощав, строен, изящен. В своих движениях он слишком быстр и подвижен, даже суетлив. Он хватается с горячностью за всякое новое предприятие, но, не имея, настойчивости довести до конца, быстро к нему охладевает. Ум его живой и острый, но недостаточно глубокий и вдумчивый. Он жизнерадостен, любит наслаждения и стремится к ним.

Флегматик - человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни, флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. Ребенок этого типа - физически упитанный, он медлителен в своих движениях, инертен и ленив. Его ум последовательный, вдумчивый и наблюдательный, блещет осведомленностью. Его чувства не горячи, но постоянны. В общем – добродушное, уравновешенное дитя.

Холерический тип темперамента. Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей. Ребенок холерического типа - худощавый и стройный, он слишком решителен и быстр. Он смел, настойчив и резок в осуществлении своих замыслов. У него острый, проницательный и насмешливый ум. Его чувства страстны и резки в проявлении своих симпатий и антипатий. Он властолюбив, мстителен и склонен ко всякого рода борьбе. Ребенок наиболее беспокойный и наименее уравновешенный.

Меланхолический тип темперамента похож на флегматический, но есть одно существенное отличие от него. Меланхолик – неуравновешенный человек со слабой нервной системой и у него процессы торможения явно преобладают над процессами возбуждения. У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. Ребенок меланхолического темперамента: сумрачный и не по летам серьезный, он медлителен и основателен в проявлениях своей воли. С сильным, глубоким и вдумчивым умом. Крайне впечатлителен, мрачный и замкнутый, он редко проявляет свои чувства.
Типы темперамента: В настоящее время под типом темперамента подразумевается определённая совокупность психологических свойств, которые закономерно связаны между собой — они являются общими у одной группы людей. На с

Наши рекомендации