Тема 27. Проблема модернизации, судьба России и русская социально-философская мысль.
1. Русское славянофильство и западничество: «русская идея» и историософские разногласия.
2. Евразийский проект: исторические корни и современные дискуссии о пути развития России.
3. Сущность родины и идея нации в концепции И.А.Ильина (по работе И.А.Ильина «Путь духовного обновления». Глава VI -VII).
Ключевые слова:русская идея, вестернизация, «догоняющая модернизация», либеральные ценности, империя, идеократия, демотия, неоевразийство, традиционализм.
Методические указания
При написании контрольной работы важно принять во внимание комплекс мировоззренческих проблем, с которыми сталкивается современная Россия в условиях структурных преобразований: кризис исторического сознания и национальной идентичности, утрата общественного согласия и трансформация ценностей. Российское общество характеризуется как «переходное», «традиционное», переживающее «догоняющую», частичную модернизацию (вестернизацию). При выполнении контрольной работы, необходимо рассмотреть философские направления, формулирующие методологические предпосылки для определения национальных задач и пути развития России. Это, прежде всего, западники (модернизационная версия) и славянофилы (антимодернизационная версия). Важно выявить не только различие их позиций, но и общий посыл их размышлений – трансцендентальный поиск общей идеи – русской идеи, т.е. концепта, смысл которого восходит и к метаисторической философии, и исходит в историческую эмпирику, и в публицистику. Далее следует рассмотреть концепцию евразийского идеологического движения (Н.Трубецкой, П.Савицкий, Н.Алексеев. Л.Гумилев и др.), создавшего самобытную традицию на основе уникального синтеза двух противоположных начал (славянское и туранское, оседлое и степное), а также обозначить новые положения в идеологической, мировоззренческой и политической программе новоевразийской теории (А.Дугин). В рамках логической последовательности изложения и общем содержательном контексте контрольной работы рекомендуется ознакомиться с текстом отдельных глав труда И.А.Ильина «Путь духовного обновления» и в формате реферата выявить и обозначить воззрения философа на проблему родины и нации.
Дополнительная литература:
1. Бердяев Н.А. Судьба России. / Н.А.Бердяев. – М., 2011.
2. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. / Л.Н.Гумилев. – М., 2012.
3. Дугин А. Г. Философия традиционализма. / А.Г.Дугин. – М., 2002.
4. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. / А.С. Панарин – М., 2003.
5. Ильин И.А. Путь духовного обновления. / И.А.Ильин. – М., 2011.
Тема 28. Постсовременность как эпоха кризиса действительности и общности.
1. Кризис общности и возрастание индивидуализации.
2. Общество и общение (Я – Другой). Основные формы социального взаимодействия: консенсус, диалог, конфликт.
3. «Микрофизика» власти, «индивидуализирующая пирамида» и организация социального порядка (по М.Фуко).
Ключевые слова: индивидуализм, контроль, паноптизм, сеть, глобализация.
Методические указания
Эпоха постсовременности является эпохой смещения масштабов ценностей и дестабилизации правил и закономерностей, которые до этого структурировали чувственно воспринимаемый мир человека. Трансформация социальных и политических механизмов контроля и управления, глобальная и индивидуалистская перспектива воздействуют на культуры, личности, индивидуальность, тела и умы людей. «Микрогруппы» образуются в зависимости от специфической этики в рамках коммуникационных сетей. В обозначении условий межличностного и межгруппового взаимодействия (Я – Другой), центральное место занимает парадигма социального взаимодействия. Структура процесса взаимодействия определяется рядом оснований социокультурного и психологического порядка. Задача состоит в том, чтобы проанализировать и выявить ценностно-нормативные характеристики трех общих парадигм взаимодействия – консенсуса, диалога и конфликта. Обратить внимание на то обстоятельство, что в наше время конфликты оборачиваются не только и не столько против собственности на средства производства, сколько против апроприации индивидуальности (личной или коллективной). В продолжение этой мысли рекомендуется ознакомление с текстом работы М.Фуко «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы». Организация человеческой телесности осуществляется на всех уровнях общественной структуры по принципу «всеподнадзорности» (паноптизм). «Микрофизика» власти дисциплинирует и нормирует индивидуальное поведение («формирует знание об индивидах», «усиливает единичную полезность», «рассеивает компактные группы индивидов»), определяет порядок идентификаций и предполагает его признание (согласие).
Дополнительная литература:
1. Жижек С. Добро пожаловать в пустыню Реального. / С.Жижек. – М., 2002.
2. Зиммель Г. Как возможно общество. Общение. Социальная дифференциация. / Г. Зиммель. Избранное. – М., 2006.
3. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. / М.Фуко. – М., 1999.
4. Элиас Н. Общество индивидов. / Н.Элиас. – М., 2001.