Тема 6. Философская система Платона.
1. Эйдос как истинное бытие в философии Платона.
2. Понятие анамнезиса в теории познания Платона. Миф о пещере и его аллегорическое значение.
3. Проект идеального государства Платона.
Методические указания.
В данной контрольной работе должны быть раскрыты основные положения философии одного из самых заметных мыслителей античности – Платона. В рамках первого вопроса студент должен рассмотреть онтологическую часть философского учения Платона, потому именно теория идей или эйдосов является исходным пунктом философии Платона. Эйдос понимается как истинное бытие, которое только участвует в формировании нашего чувственного мира, но не принадлежит ему.
Второй вопрос контрольной работы посвящен анализу гносеологического учения Платона. Здесь студент должен обратить внимание на то, что Платон, так же как и философы элеаты, разделяет знание на знание истинное и знание по мнению, отдавая предпочтение первому типу. Именно этот принцип аллегорически раскрыт в мифе о пещере, рассказанном Платоном в его произведении «Государство». В контрольной работе студент должен не просто пересказать этот миф, а проанализировать его и сделать выводы о его значимости для всей теории познания.
В третьем вопросе речь пойдет о социально-политических взглядах Платона, изложенных им в произведениях «Законы» и «Государство». Студент должен не просто описать структуру и принципы функционирования такого идеального государства, но дать ему оценку и проанализировать возможности его реального воплощения.
Ключевые понятия: эйдос, благо, истина, красота, анамнезис, добродетель, справедливость.
Дополнительная литература.
1. Платон Диалоги. / Платон. – М., 2011.
2. Платон Избранные диалоги. / Платон. – М., 2007.
3. Асмус В.Ф. Платон. / В.Ф. Асмус. – М., 2012.
4. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. / А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи. – М., 2005.
Тема 7. Философия Аристотеля.
1. Понятие метафизики и ее определение Аристотелем. Учение о четырех причинах.
2. Значение идей Аристотеля для античной науки.
3. Этика и теория государства Аристотеля.
Методические указания.
В первом вопросе контрольной работы о философской системе Аристотеля студент должен раскрыть понятие метафизики и обратить внимание на то, что сам Аристотель использовал понятие «первая философия». Необходимо обратиться к тем определениям, которые сам Аристотель дает метафизике, указывая на то, что среди прочего, это учение о четырех причинах бытия. Эта теория становится для Аристотеля основой его онтологии.
Второй вопрос данной контрольной работы должен содержать анализ идей Аристотеля и их значимости для науки. Именно Аристотель стал основателем многих наук, которые дожили и до сегодняшнего дня, например: психология, экономика и другие. Аристотель был крупным ученым, оставившим открытия почти во всех областях знания. Трудно переоценить значение его геоцентрической модели мира, которая долгое время считалась в науке господствующей.
Учение об обществе и государстве для Аристотеля тесно связано с этическим учением, именно на это и должен обратить внимание студент, отвечая на третий вопрос контрольной работы. В этике главным становится понятие добродетели, которая понимается в качестве принципа «золотой середины», здесь Аристотель описывает идеал блаженной жизни, осуществления своих возможностей и развития, подчиненного определенной цели (энтелехия). Именно эти принципы и положены им в основу классификации государственных устройств на правильные и неправильные.
Ключевые понятия: метафизика, форма, материя, субстанция, геоцентрическая система, энтелехия, полития.
Дополнительная литература.
1. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. / А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи. – М., 2005.
2. Аристотель Метафизика. / Аристотель. – М., 2002.
3. Аристотель Этика. / Аристотель. – М., 2012.
4. Аристотель Политика. / Аристотель. – М., 2002.
Тема 8. Философия эпохи эллинизма: основные особенности и школы.
1. Основные особенности эллинистической философии: этические основания сократических школ и влияние восточных учений на греческую философскую мысль.
2. Учение киников и скептиков как философское наследие Сократа.
3. Вопрос о свободе и счастье в философии Эпикура и школы стоиков.
Методические указания.
В первом вопросе данной контрольной работы студент должен выделить основные особенности эллинистического периода античной философии. Эллинизм – это особый период в истории античной Греции, начавшийся с завоеваний Александра Македонского и создания огромной империи. Именно создание большого централизованного государства с гегемонией греков способствовало возвращению философов к главному вопросу о человеке с его свободой, поэтому вновь возродилась этика Сократа, но она приобрела уже другие формы выражения. Идеал философии стал идеалом практической науки, науки о том, как надо жить счастливо. Кроме того, походы Александра Македонского открыли для греков другие народы и культуры, в философию эллинов стала все больше проникать мысль Востока, пропитывая ее своим мистицизмом.
Во втором вопросе контрольной работы речь должна идти о двух школах: киниках и скептиках. Конечно, сократических школ было гораздо больше, но именно скептики и киники оказались самыми яркими, первые в своей теории познания, вторые в этических исканиях. Обе школы – наследники философии Сократа, для которых идеалом мудреца становится тот, кто может быть невозмутим, кто способен быть свободным, управляя своими эмоциями, желаниями, стремлениями.
В третьем вопросе студент должен проанализировать учения школы Эпикура и стоиков и попробовать сравнить их. Обе школы солидарны в том, что человек должен стать свободным и счастливым. Для Эпикура это означает избегать страданий и страхов, а для стоиков «жить согласно с природой», подчиняя разуму свои аффекты. И то, и другое философские учения сходятся в том, что разум человека должен подчинить себе желания, чувства, эмоции страхи.
Ключевые понятия: эллинство, аскесис, автаркия, атараксия, гедонизм, апатия.
Дополнительная литература.
1. Нахов И.М. Философия киников. / И.М. Нахов. – М., 2010.
2. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. / А.Ф.Лосев. – М., 2000.
3. Гончарова Т.В. Эпикур. / Т.В.Гончарова. – М., 2010.
4. Гюйо Ж.М. Стоицизм и христианство. / Ж.М.Гюйо. – М., 2012.