Самореализация и самоактуализация личности

Развитие личности в своих высших проявлениях представляет собой целенаправленное выстраивание ею самой себя ― собственного внутреннего мира и жизненного пути. Деятельность как социальная форма активности субъекта, включающая в себя сознательное преобразующее действие, выступает способом реализации сущностных сил (К. Маркс), или самореализации личности. По традиции, восходящей к основоположникам «гуманистической психологии» (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.), самореализация личности понимается как раскрытие ее творческого потенциала. В свете современных представлений самореализация ― это процесс самостоятельного осуществления личностью своей деятельной сущности, воплощение ее в реальных действиях и поступках, направленных
на преобразование окружающего мира сообразно представлениям
субъекта.

В таком понимании самореализация не тождественна самоутверждению индивида, которое может достигаться способами, не позволяющими ему ни обрести («присвоить»), ни реализовать, т. е. выразить вовне, свою социальную сущность. Это может быть, к примеру, покупка дорогих вещей, выполняющих «престижеобразующие» функции. С. де Бовуар, объясняя психологию человека за рулем, называет ее проявления: «Ощущение неполноценности, потребность компенсации, самоутверждение». Все это не имеет никакого отношения к личностной самореализации: собственный автомобиль для многих представляет собой не что иное, как эффективное средство самоутверждения, поскольку другими, «невещественными», собственно личностными средствами, они не располагают. Это очень распространенный в современном обществе пример «самоутверждения без самореализации». Некое «окрашивание пустоты» (А. Камю).

Только в том случае, если собственная сущность индивида выражена
в творческих способностях, духовных потребностях и интересах, она задает преобразовательную направленность поведения и деятельности этого индивида, создающей внутреннее основание его самореализации. Она происходит как процесс, упорядочивающий жизненные проявления индивида и проецирующий создаваемую при этом упорядоченность на окружающий мир. Здесь индивид становится центром преобразующей социальной активности, он сам избирает направление и формы ее осуществления, уровень ее интенсивности и продолжительности, место, которое она займет
в обретении им смысла своей жизни.

Самореализация превращает жизнь индивида в своеобразное путешествие по самостоятельно выбранному маршруту. Психологически она воспринимается и переживается субъектом как преодоление неопределенности в себе и во взаимоотношениях с миром, что сопровождается радостным ощущением цельности, разумности и осмысленности жизни. Личность, запечатлевая, «опредмечивая» себя в социальных фактах, ощущает собственную ценность, что выражается в повышении ее самооценки и оптимизации ее «социального самочувствия».

Исходным онтологическим основанием самореализации личности является родовая и индивидуальная незавершенность человеческой природы, служащая источником неопределенности и самоорганизации бытия на всех его уровнях, что выражается, говоря языком синергетики, в «нелинейности», т. е. многомерности и непредсказуемости развития личности. Поэтому необходимой предпосылкой самореализации выступает свобода
как важнейшее определение личностного бытия индивида. Сущность индивидуальной свободы образует способность человека к самоопределению, выступающему субъективным условием развертывания его духовных потенций в процессах самоорганизации и самореализации личности. Самореализация же становится осуществлением духовной свободы человека, проявляясь как сознательный целеполагающий выбор, совершаемый в условиях неопределенности.

В самореализации выявляет себя интенциональность, т. е. сознательно избираемая направленность активности субъекта. Чтобы самореализация стала субъективно возможной, должна возникнуть, сложиться целостная структура сознания индивида, фиксируемая таким понятием, как мировоззрение. Будучи целостным духовным образованием, мировоззрение предстает как устойчивая иерархизированная совокупность различных форм отношения субъекта к природной и социальной действительности, таких как накопленный и обобщенный жизненный опыт, самосознание, ценностные ориентации, убеждения, жизненные позиции, принципы, цели и идеалы, смысложизненные представления и сценарии жизни, выражающие потребности и другие объективные отношения субъекта к миру.

Какие же интенции сознания обеспечивают процесс самореализации индивида? По мере становления личности возникают предпосылки для выдвижения того или иного элемента ее духовного мира в качестве системообразующего фактора. Один из элементов мировоззрения становится ключевым и выступает основой самореализации личности. Именно вокруг него происходит самоорганизация жизненного процесса, он определяет восприятие и интерпретацию жизненных событий, через него осмысливается дальнейшая жизнь. Возникает целостная структура духовного мира личности, в контексте которой она субъективно детерминирует себя, вырабатывая некоторый устойчивый вектор активности.

В мировоззрении подобного уровня представлена, интегрирована
и структурирована вся совокупность субъективных мотивационных образований, в соответствии с которыми личность выстраивает свою жизнь
и деятельность. Поэтому всякое отклонение активности от вектора, задаваемого этим центром, означает утрату личностной определенности индивида и смысловой интенциональности его развития. Сформировавшись, мировоззрение определяет общую направленность жизненной активности индивида, а элементы, образующие содержание мировоззрения, выступают непосредственными ее побудителями и регуляторами.

Личность может приспособиться к жизни («судьба так сложилась»); может даже уйти из нее добровольно. В. В. Маяковский осуждал
С. А. Есенина за то, что тот покончил с собой: «в этой жизни умереть
не трудно, сделать жизнь ― значительно трудней». Это настолько трудно, что и Маяковскому оказалось не под силу. Но человека делает человеком, личностью именно попытка «сделать жизнь». И если она удается, смерть становится продолжением, завершением, а иногда и венцом этой попытки. Так Иисус Христос, отстаивая правду, восходит на свою Голгофу; и Зоя Космодемьянская, бесстрашно поднявшись на эшафот, призывает людей бороться с фашистами; и Александр Матросов, спасая жизни товарищей, бросается на амбразуру дзота. Здесь смерть приобретает свой особый жизненный смысл, ― она становится жизнеутверждающей, делает человека бессмертным: человек умирает, «смертию смерть поправ».

Это несомненно яркие примеры самореализации. Вместе с тем понятно, что она осуществляется, главным образом, не в смерти, а в жизни, причем не обязательно героической, но тесно сопряженной со свободным деянием: свобода ― это всегда «переделывание», преобразование, изменение реальности посредством реализации себя. «Самореализоваться», значит выстроить собственную жизнедеятельность в соответствии со своей «внутренней логикой», т. е. своими представлениями о «порядке вещей». Личность реализует себя, генерируя свое жизненное пространство, свою микросреду, свои жизненные смыслы.

При определенных условиях самореализация становится основой собственно человеческого, т. е. личностного, развития человека, которое
в наиболее продуктивном его выражении имеет характер самоактуализации личности. Понятие самоактуализации было введено А. Маслоу
для обозначения «полноценного развития человека». Он понимал самоактуализацию как процесс движения по пути личностного роста, поясняя, что имеется в виду идеал, к которому стремятся немногие. Потребность
в самоактуализации характеризуется им как «желание человека наиболее полно осуществить себя, стать тем, кем он способен стать».

Условием самоактуализации выступает творческая самореализация личности. Приобретая характер социально ориентированного творческого процесса, самореализация дает импульсы к саморазвитию и индивидуализации личности. Акт творчества предполагает сознательно-волевое усилие субъекта, результатом которого становится самоограничение, «преодоление себя», самообразование, самотворчество. Такое «самонасилие» выступает сущностным определением творческой свободы субъекта, необходимым условием его самодетерминации. Свобода реализуется здесь как сознательно и добровольно устанавливаемая внутренняя мера, самодисциплина, самоконтроль, как ответственность за самосовершенствование,
без которого невозможна позитивная творческая самореализация. Если же самореализация происходит как функционирование, лишенное творческого начала, то самоактуализация личности оказывается проблематичной, скорее всего, невозможной: здесь происходит лишь простое воспроизводство уже имеющихся духовных структур.

Чем основательнее и глубже вовлечен субъект в процесс творчества, тем более «неравновесным» оказывается состояние его духа, тем интенсивнее он в этом процессе «переделывается». Такая зависимость «достраивания» личностных структур от интенций сознания индивида как раз
и фиксируется понятием саморазвития (самосовершенствования) личности. Здесь интенциональность личности и динамика ее самореализации, выявляются как нацеленность ее на будущее. Целостное восприятие и понимание действительности, включающее в себя собственно идеальное ― представления о том, чего нет в реальности, ― побуждает личность перейти из бытия потенциального в бытие актуальное, т. е. самоактуализироваться.

Однако, чтобы творческая деятельность стала постоянным жизненным «фактом», в мировоззрении должно сформироваться особое системное качество, каким является творческое отношение субъекта к миру, к социальной действительности и к собственной жизни и деятельности. Чтобы проиллюстрировать ценность этой интенции мировоззрения для развития личности, приведем старую притчу о строителях шартрского собора. Самым трудоемким делом там была доставка основного строительного
материала ― камня, который подвозили на тачках. Некий путник, увидев тачечников, решил узнать, чем они занимаются. Один, не разгибаясь, сердито ответил: видишь, тяжеленную тачку качу, будь она проклята. Другой сказал с угрюмым видом: работаю, ― семью кормить надо. Третий выпрямился, отирая пот со лба, и с гордой улыбкой произнес: «Строю шартрский собор».

«Мораль» этой притчи совершенно ясна: люди по-разному относятся
к одному и тому же делу, поэтому и его личностный результат оказывается далеко не одинаковым. При этом творческая самореализация возможна
и в деле нетворческом, рутинном, если оно одухотворено направленностью на общее благо. Э. Фромм вслед за дзэн-буддистами утверждает, что творчеством может быть сама жизнь. Простой землепашец может быть куда более творческой личностью, нежели посредственный литератор.

Творческое самовыражение личности происходит не только в профессиональной деятельности или в «любительском» творчестве, но и в повседневной практике морального выбора: в межличностных отношениях,
в отношении к обществу и его интересам, ― в любой ситуации, где требуется совершить поступок, т. е. нравственно значимое действие. С этой точки зрения, самосовершенствование личности как постоянный жизненный факт, т. е. возникновение в ее духовном пространстве все новых и новых структур, есть функция творческого отношения к жизни. На определенном уровне структурирования мировоззрения творческое отношение личности к важнейшим проявлениям своей активности становится жизненным основанием, ведущей интенцией, направляющей личность по пути самосовершенствования.

В системе мировоззрения, основывающейся на подобном отношении, проецируемом и на внешний мир, и на собственное «Я» человека, возникает специфическая потребность в самосовершенствовании, которая и становится внутренним импульсом, «мотором» самоактуализации личности. Развиваясь под воздействием этой потребности, личность перманентно актуализирует свои будущие состояния, т. е. непрерывно переходит из бытия потенциального в бытие актуальное. «Вся жизнь индивида, ― говорил
Э. Фромм, ― есть не что иное, как процесс саморождения. Фактически
мы полностью рождаемся к моменту, когда умираем, но трагическая судьба большинства людей заключается в том, что они умирают еще до своего рождения». Этот парадокс открывает бездну истины о подлинной сути человеческого бытия: оно есть непрерывная актуализация субъектом своих потенций, т. е. тех его состояний, которые существуют виртуально, в возможности. Человек, в глубочайшем личностном смысле этого понятия, ― существо самоактуализирующееся.

Таким образом, самоактуализация ― это процесс перехода личности на новые уровни самоорганизации, и переход этот совершается посредством творческой деятельности, выводящей личность за пределы ранее принятой жизненной программы, интегрированной и фиксированной в ее мировоззрении. Потребность в самоактуализации, которая по справедливости рассматривается в «гуманистической психологии» как высшая из всех человеческих потребностей, возникает лишь в системе мировоззрения, основывающейся на творческом отношении к действительности, проецируемом и на внешний мир, и на собственное «я» человека. Именно такое отношение к миру, выступает субъективной предпосылкой возникновения этой потребности и становления индивида самоактуализирующейся личностью. Внешнепредметная активность человека и активность, направленная
на самотворчество, предстают как взаимодополнительные.

Из сказанного следует, что самоактуализация немыслима вне свободного выбора субъектом тернистого пути творческой самореализации. Вместе с тем, выбор этот социально обусловлен, поэтому и совершенство общественной организации определяется тем, насколько она обеспечивает возможности реализации субъектом именно такого, т. е. творческого, выбора. Самоактуализация становится социальным фактом в обществе, создающим условия для свободного творчества личностью самой себя. В противном случае она может стать достоянием лишь отдельных индивидов, «настроенных» на творческое самовыражение локальными условиями воспитания.

Развитие созидательных потенций личности в том или ином обществе существенно определяется мерой детерминации всего целостного процесса социальной эволюции будущим. Духовным фактором, обеспечивающим устойчивость развития общества в долговременной перспективе, выступает такой феномен общественной жизни, как социальный идеал.

Прагматизм социальных целей не требует целостного охвата действительности и напряженного «заглядывания за горизонт», а поэтому не требует и личностного развития, не создает побуждения к самоактуализации личности. Конституирование в обществе гуманистических идеалов смещает акценты развития социума от прошлого и настоящего в направлении будущего, что способствует появлению индивидуальных установок
на личностное саморазвитие.

Идеал обращен к будущему, но принадлежит он настоящему. Он рождает оптимистическое «чувство будущего». Замечено, что тот, кто живет будущим, обычно иначе воспринимает и настоящее, радостно проживает мгновения жизни: ощущая ее динамику, он мобилизует способность чувствовать себя молодым и здоровым. И наоборот, когда человек идет
по жизненному пути, «глядя под ноги», он чаще болеет, быстрее стареет, ибо без идеала нет духовного стержня, а ущербность духа пагубно сказывается на физическом здоровье.

Развитие творческого потенциала личности ― главный результат устремленности общества в будущее, т. е. подлинно духовной его ориентации. Рыночное общество, ориентированное на повседневность, на сиюминутный успех, неспособно порождать творцов и творчество (техническое, социальное, политическое, педагогическое, нравственное и т. д.) как массовое социальное явление. Личность втягивается в процесс творчества и идет по пути самоактуализации, когда в обществе постоянно воспроизводится проблемная ситуация, создаваемая несоответствием между содержанием текущих восприятий и сформированных обществом моделей будущего.

Проблемная ситуация, воспринимаемая мыслящим индивидом, актуализирует у него творческий подход к ее разрешению. Реализация такого подхода порождает новые духовные структуры личности, побуждающие
ее к дальнейшим проявлениям творческой активности и самосовершенствованию. Именно в обществе, нацеленном на будущее, интенсивно творятся новые интересы, способности, потребности, происходит становление личности, обладающей потребностью в самосовершенствовании и актуализации ее духовного потенциала.

Именно «идеальная» устремленность общества способствует формированию творческого отношения личности к миру, в силу чего ее развитие приобретает характер самоактуализации. Личность становится самоактуализирующейся, ощущая проблемность путей движения к идеалу, чувствуя незавершенность, открытость дальнейшему развитию идеала, а следовательно, и себя самой, поскольку она вовлечена в это движение. Она проникается ощущением внутренней необходимости самосовершенствования,
т. е. потребностью в нем. Это звездный час ее самотворчества: она вдохновенно творит истину, добро, красоту в себе и в мире. Стать самоактуализирующейся личностью ― значит проникнуться стремлением к идеалу.

«Настраиваясь» на непрерывное творчество своего внутреннего
и внешнего мира, личность приобретает качество, выражаемое понятием «пассионарность». Это понятие, введенное Л. Н. Гумилевым, фиксирует наличие внутренней энергии, побуждающей к повышенной созидательной, творческой активности. Как видно из предыдущего изложения, самореализация в подобной форме является продуктом самоактуализации, в которой потребности в самореализации и самосовершенствовании личности создают эффект резонанса. В результате воцаряется мощная жизненная доминанта, выступающая аттрактором индивидуальной системы поведенческих актов. Пассионарии ― это индивиды, духовно-энергетический потенциал которых превосходит импульсы, создаваемые инстинктом самосохранения. Пассионарность ― пример самореализации свободной личности через самоактуализацию и самоотверженность. Это пример того, как можно поистине талантливо творить собственную жизнь.

В таком контексте представляется несомненным, что самоактуализация по сути своей не только не совпадает с самоутверждением, но и противоположна ему. К подобному выводу на основе самопознания пришел в свое время Н. А. Бердяев, анализируя собственную биографию: «Я стремился не к изоляции своей личности, не к ее замыканию в себе и не к самоутверждению, а к размыканию в универсум, к наполнению универсальным содержанием, к общению со всем. Я хотел быть микрокосмом, каким и является человек по своей идее. Весь мир должен быть моей собственностью
и ничто не должно быть внешним, внеположенным для меня, экстериоризированным, все должно быть во мне». Именно так: не я во всем, а все
во мне, т. е. не утверждение «я», а выход за его пределы, «строительство», обогащение себя, индивидуализация.

Самоактуализация является важнейшей предпосылкой индивидуализации личности. Наличие мировоззренческого центра творческой активности субъекта является конституирующим фактором, обеспечивающим целевое перепрограммирование деятельности субъекта, а вместе с этим ― дальнейшее повышение уровня структурной организации субъекта. Жизнь самоактуализирующейся личности становится процессом непрерывного целенаправленного, свободного обновления. Такая личность постоянно ощущает неудовлетворенность способом своего существования, она никогда не останавливается на достигнутом уровне самореализации, она остро ощущает свою незавершенность и всегда устремлена к новым горизонтам, к самодостраиванию и перестройке окружающего ее мира. Самоактуализация ― путь к свободному творчеству своей жизни, к «производству» новых духовных структур и трансформации мировоззрения субъекта. Это путь прогрессирующей индивидуализации личности, формирования все более сложной и своеобразной структуры ее духовного мира.

С возникновением потребности в самоактуализации ее удовлетворение предстает как самоорганизующийся процесс осуществления личностной свободы человека и становления на этой основе его индивидуальности. Личность становится индивидуальностью, осознанно стремясь к субъективированию в себе всеобщего начала, т. е. к подлинно свободному саморазвитию. При этом потребность в самоактуализации выступает «сверхмощным» двигателем индивидуализации личности.

Итак, личность ― понятие трансцендентное: она представляет собой продукт выхода индивида за пределы данного природой, развития присущих ему предпосылок (задатков) и становления его интеллектуальных способностей, характера и направленности его устремлений. Индивидуальность ― результат социализации индивида и индивидуализации личности. То и другое в своем единстве образуют процесс ее «самопорождения» посредством деятельности, протекающей в определенных социальных условиях. Интенсивное развитие и утонченная «отделка» индивидуальности происходят путем самореализации и самоактуализации личности.

Сложившаяся потребность в «самотворчестве» завершает личностное становление индивида и выступает мощным двигателем его саморазвития, инициирующим интенсивную «достройку» его духовных структур, ведущим к углублению индивидуализации личности. Самоактуализирующаяся личность индивидуализируется, творя, «вырабатывая» себя, свои лучшие, подлинно человеческие качества.

Литература

1. Барболин М. П. Социализация личности: методология, теории, практика. – СПб., 2008.

2. Интеллект, творчество и формирование личности в современном обществе. – М., 2010.

3. Ильенков Э. В. Философия и культура. – М., 1991 (разд. «Что же такое личность?»).

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2004.

5. Туев В. А. Человеческие потребности. – Иркутск, 1998.

6. Фетискин В. В. Потребности. Деятельность. Личность. – М., 2001.

Наши рекомендации