Системный подход в понимании общества
Системные исследования представляют собой, прежде всего, современную форму синтеза научных знаний, что соответствует уровню развития науки и уровню накопленных человечеством знаний о мире и процессах, происходящих в нем. Развитие системных исследований связано не только с потребностью человечества получать достоверные знания, раскрывающие подлинную сущность окружающих нас явлений, предметов и процессов, но также с тем, что на основе полученного системного знания люди получили возможность эффективно управлять сверхсложными системами человеческой деятельности, оказывая тем самым влияние на события, происходящие в мире.
Оговоримся, что на современном этапе развития науки системный подход применяется не только к изучению социальной реальности, но и мира вообще. Системность – это черта объективной действительности, а окружающий человека мир (и материальный, и идеальный) понимается как сложная система, которая в свою очередь представлена множеством систем, различных по своей природе. Мир предстает как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих объектов, свойства и характеристики которых определяются их соотношением с другими объектами и внешней средой, а не только внутренними качествами и свойствами самого объекта. Отсюда вытекает и главное требование к наукам вообще и социальному познанию в частности: исследовать эти системы как сами по себе, так и в связи с другими системами, раскрыть их сущность и многочисленные проявления, классифицировать их, отыскать их сходства и различия, вскрыть внутреннюю диалектику их функционирования и развития, взаимодействия с условиями внешней среды и т. д.
А это, в свою очередь, требует от исследователя наличия системного мышления, позволяющего изучать мир как систему. Основой для формирования системного мышления является системный подход, позволяющий изучать сложные системы и процессы различной физической природы. Фактически системный подход, возникнув, меняет сам тип научного мышления, которое от изучения состава вещи переходит к изучению процессов развития и функционирования, дополняя предметное видение историческим, генетическим, функциональным, системным.
Системный подход можно определить как общенаучную концепцию, созданную для решения проблем функционирования и развития сложных объектов и систем окружающего мира. В основе системного подхода лежит философский принцип системности, понимаемый как универсальный принцип, согласно которому все явления и объекты мира представляют собой системы той или иной степени целостности и сложности. Основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой. Иллюстрацию этого можно найти у В. И. Ленина: «Чтобы действительно знать предмет нужно охватить, изучить все его стороны, все связи и опосредования. Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостерегает нас от ошибок». Но чтобы всесторонне рассмотреть изучаемый объект и получить всю полноту знаний о нем, нам необходимо знать ключевые идеи и основные положения системного подхода.
Итак, ключевые идеи системного подхода: 1) системный подход применим к изучению целостных и эволюционирующих систем; 2) для системного подхода характерно понимание определяющей роли внешней среды в функционировании и эволюции системы; 3) реализация системного подхода на практике предполагает многоуровневый анализ и синтез изучаемого объекта.
Далее, основные положения системного подхода: 1) относительно самостоятельные элементы рассматриваются не изолированно, а во взаимосвязи, развитии, движении; 2) с позиции системного подхода любой объект представляет собой открытую систему, активно взаимодействующую с внешней средой, обменивающуюся с ней веществом, энергией, информацией; 3) применение системного подхода к изучению тех или иных объектов или явлений, как правило, предполагает рассмотрение поведения изучаемой системы в составе макросистемы, а затем исследование причин такого поведения, исходя из особенностей самой системы.
Социальная философия, применяя системный подход в качестве методологического инструмента, пытается решить следующие задачи: 1) представить общество как целостную систему; 2) выявить интегральное свойство такой системы; 3) определить компоненты и элементы общества как системы; 4) установить способ взаимодействия между ними; 4) изучить функционирование и развитие общества. Это мы и попытаемся сделать на последующих страницах настоящей главы.
Начнем с определения понятия «система». Таких определений, получивших широкое распространение в литературе, существует более сорока. Одно из наиболее простых для запоминания и кратких определений звучит следующим образом: система – это целое, которое больше суммы своих частей. Это лаконичное определение рождает несколько вопросов: 1) каким образом целое может быть больше суммы составляющих его частей? 2) всякий ли объект, состоящий из частей, может считаться системой? (сразу оговоримся, что в отношении системы корректнее употреблять парные термины «элемент-система», а не «часть-целое»).
Логичнее начать с ответа на последний вопрос. Некоторые исследователи полагают, что признаком системного объекта являются следующие характеристики: 1) качественная определенность объекта как способность отличаться от других объектов и явлений мира; 2) неоднородность строения объекта, означающая, что он состоит из автономных частей, отличающихся друг от друга по происхождению, функциям, задачам и т. д.; 3) все составные части системного объекта находятся в состоянии взаимодействия. Отсюда можно предположить, что система – это объект, качественно отличающийся от других объектов и явлений мира, состоящий из разнородных взаимодействующих частей.
Все перечисленные характеристики, на наш взгляд, являются необходимыми, но недостаточными. Не хватает главного – ответа на вопрос, каким образом эти разнородные и взаимодействующие части позволяют системе сохранять свою целостность. Точно такие же разнородные и взаимодействующие (определенным образом) части мы можем найти и в куче мусора, и в женской сумке, но перечисленные предметы не являются системами в точном значении этого слова; суммациями – да, целостными системами – нет. Ведь целостность как свойство конкретной системы – это не результат сложения элементов, наоборот, обнаружить элементы мы можем, только определенным образом анализируя, изучая целостную систему (объект или явление).
Вопрос о факторах целостности, то есть вопрос о тех причинах, которые вызывают объединение исходных компонентов в целостную систему, сохраняют ее как целое, обеспечивают ее функционирование, совершенствование и развитие, – вопрос чрезвычайно давний, поставленный еще Аристотелем. И причины целостности, как нам кажется, кроются в том, что называется интегральным свойством системы. Интегральное свойство – это свойство, которое возникает в целостной системе в результате взаимодействия элементов и которое отсутствует у элементов, рассмотренных по отдельности, вне этого взаимодействия (это свойство также еще называют системным). В качестве примера можно рассмотреть молекулу воды, состоящую из атомов двух газов: водорода и кислорода, которые в результате взаимодействия рождают новое для каждого из этих газов качество – быть жидкостью. Существуя же сами по себе, эти газы такой способностью не обладают. В свою очередь, способность элементов в результате взаимодействия рождать новое качество, которым каждый из них без этого взаимодействия не обладает, называется эмерджентностью (от англ. to emerge, что означает «появляться», «возникать вследствие каких-либо причин»). Э. Дюркгейм называл эмерджентность тайной системы, разгадать которую возможно, определив ее структуру, способ ее функционирования и взаимодействие между ее элементами.
Можно сказать, что в целостной системе в результате взаимодействия элементов возникает новое качество, которое, в свою очередь, подчиняет себе составные части (элементы системы), определенным образом изменяет и преобразует их. Отсюда становится логичным определение понятия «система», которое мы дали выше: система – это целое, которое больше суммы своих частей. Это «больше суммы своих частей» обеспечивается за счет наличия в системе интегрального или системного качества, о котором мы рассуждали выше. Поэтому можно сделать вывод о том, что простые суммации (куча мусора, женская сумка и т. д.) не могут быть признаны системами в собственном смысле этого слова, поскольку в них как раз и не проявлено системное качество.
Итак, система – это целостная совокупность разнородных элементов, которые в результате своего взаимодействия рождают новое качество, не присущее им самим, рассмотренным по отдельности. Можно также воспользоваться определением системы, которое дает К. Х. Момджян. Системой называется любое явление, выделенное относительно других явлений, состоящее из взаимосвязанных частей и обладающее интегральными свойствами, которые могут отсутствовать у частей, взятых порознь.
Все эти характеристики присущи человеческому обществу, которое является не просто системой, а системой высшего, «органического» типа. Рассматривая общество как систему, мы должны определить, что выступает в качестве элементов этой системы, каково интегральное свойство, возникающее в результате взаимодействия этих элементов, что обеспечивает целостность общества как системы, а также описать его структуру.
Возьмем за исходное следующее утверждение: общество – это не просто сумма индивидов, и один человек не является элементом общества как системы. Чтобы в дальнейшем не возникало путаницы в суждениях, введем определение понятия «элемент» применительно к системе. Элемент – это наименьшее звено в структуре системы. Он обладает двумя важными свойствами: 1) неразложим при данном способе анализа (хотя при ином способе анализа сам может являться системой в отношении составляющих его компонентов); 2) принимает непосредственное участие в строении системы, т. е. без этого элемента система перестанет существовать.
В таком понимании один человек в качестве элемента общества выступать не может, иначе со смертью одного (любого конкретного человека) должно было бы перестать существовать общество. Но люди рождаются, живут и умирают, сменяются поколения людей и исторические эпохи, а общество (в широком смысле этого слова) продолжает существовать. Отдельные люди не являются в этом смысле обществом, они выступают лишь как носители социального. Каким же образом появляется социальное? Можно ли утверждать, что социальное рождается в конкретных совместных действиях конкретных людей или групп людей, но вместе с тем оно продолжает существовать и тогда, когда эти конкретные люди уже перестали существовать?
Фактически мы оказываемся перед проблемой необходимости примирения двух трактовок социального: как особой структуры, внешней для индивида, воздействующей на людей, но существующей независимо от них, и социального как исходящего из индивидов и их взаимодействия. Эту проблему формулируют также как соотношение социальной и гуманитарной трактовок человеческого бытия. К. Х. Момджян полагает, что «социальность вообще, как особая неприродная, точнее, надприродная реальность, существует независимо от коллективных или индивидуальных форм ее проявления, но ее источником являются индивидуальные действия и взаимодействия людей». Когда индивид приходит в этот мир и только осваивает различные формы взаимодействия с другими людьми, общество является для него некой «предзаданной структурой». Иначе говоря, в интервале становления индивида, оформления его личностных качеств общество остается чем-то внешним для него. Но, когда этот процесс заканчивается, общество уже входит в структуру индивида, – оно меняется или сохраняется, обновляется или «застывает» в зависимости от того, как складываются усилия индивидов, – справедливо полагает В. Е. Кемеров.
Разрешение этой непростой проблемы, являющейся своеобразным стержнем всего социального познания, подводит нас к более глубокому пониманию специфики социальной философии как науки и ее предмета. Для нас важно показать всю сложность и неоднозначность взаимодействия индивида и общества. Осознание этой сложности позволяет глубже понять специфику социального взаимодействия, а значит, в конечном счете, поможет отыскать элементы общества как системы и его интегральное свойство.
Системное строение общества
Как мы уже отмечали ранее, отношения человека с миром имеют совершенно особый характер. Представители философской антропологии начала ХХ века полагали, что человек – недоработанный, «сшитый на скорую руку» проект природы. Собственную биологическую неполноценность он может восполнить, доразвив свои качества в иной сфере, воссоздав себя в мире культуры. В отличие от животного, человек не приспосабливается к миру, а приспосабливает мир к себе посредством изменения его сообразно своим потребностям. Такого рода активность получила название адаптивно-адаптирующей.
Человек постоянно пребывает в состоянии неудовлетворенности самим собой или окружающим миром. Его может не устраивать количество и качество пищи и ресурсов, условия обитания (проживания), ландшафт местности, его может не устраивать даже он сам, собственные качества и свойства. Это тотальное недовольство человека самим собой и условиями собственного существования, формируя определенным образом потребности человека, является мощным фактором, первопричиной человеческой активности, называемой деятельностью. Под деятельностью мы будем понимать целесообразную активность, присущую только человеку, имеющую адаптивно-адаптирующий характер, изначально выступающую как труд, носящую коллективный характер и обусловленную наличием у человека сознания.
Именно человеческая деятельность влечет за собой изменение окружающего мира и самого человека. В результате взаимодействия людей в окружающем материальном мире появляется качественно новое измерение, называемое социумом. А во всем многообразии форм деятельности проявляется специфически человеческое отношение человека к действительности, осуществляемое в рамках определенных социокультурных условий.
Деятельность становится своеобразным способом существования социального, она представляет собой субстанцию общественной жизни и оказывается наиболее широким понятием социальной философии, исходным по отношению ко всем другим ее категориям, включая сюда ключевые понятия – «социум», «общество», «история». Таким образом, деятельность выступает не только как способ существования социальной действительности, но и как основание ее внутренней системной целостности. Можно также утверждать, что все многообразие общественных явлений представляет в своей сущности тот или иной вид деятельности. При этом важно понимать, что системообразующее значение деятельности определяется лежащими в ее основе различными мотивами, нормами, ценностными представлениями людей, а также их потребностями. Иными словами деятельность как таковая рождается из реальных потребностей реальных людей.
Для того чтобы представить деятельность во всей ее полноте, понять специфику человеческого взаимодействия, охарактеризуем организационные элементы деятельности и определим ее структуру.
Главным элементом любого вида деятельности являются субъекты, т. е. люди, осуществляющие деятельность. Следующим элементом являются вещи, или предметы, с помощью которых люди оказывают прямое воздействие на тот реальный мир, в котором живут, физически изменяя его в своих интересах. Другими словами, это то, что К. Маркс называл предметами и орудиями труда. Далее следуют символы или знаки (например, иконы, книги, картины, дорожные знаки и т. д.). Значение символической деятельности так велико, что Э. Кассирер даже обозначил специфику человеческого существования через способность производить символы. Подобные предметы служат непосредственно не изменению реального мира, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, на наши стремления, желания, цели, и лишь через их воплощение в деятельности опосредованно воздействуют на отличную от сознания реальность.
Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечивают целенаправленность человеческой деятельности, посредством которой эта адаптация осуществляется. Функция символов – воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством ее хранения, накопления и передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности.
Еще один элемент деятельности – это связи и отношения. Речь идет о сложной совокупности организационных связей и отношений, существующих между уже названными элементами: людьми, вещами, символами и знаками. Связь явлений следует понимать как взаимную согласованность, соразмерность изменений, при которой смена свойств и состояний одного явления сказывается на свойствах и состояниях другого, связанного с ним.
При этом в отечественной социально-философской литературе можно найти классификацию деятельности по ее видам. М. С. Каган в своей работе «Человеческая деятельность» выделил следующие её виды:
1) Практически-преобразовательная. Основой этой формы деятельности является труд. Главная ее задача – преобразование окружающего мира под нужды человека.
2) Познавательная. Цель этой формы деятельности – добывание знаний о мире. Знания – это объективная информация о сущности объекта, явления, процесса окружающего мира. В конечном итоге знания необходимы для той же практически-преобразовательной деятельности человека.
3) Ценностно-ориентационная. В отличие от деятельности познавательной результатом этой деятельности является не объективная информация о мире, а субъективно-объективная, так как она дает информацию о значении того или иного объекта или явления для человека и общества в целом, а не о его сущности.
4) Коммуникативная. Эта форма деятельности играет огромную роль в трех предыдущих видах деятельности, поскольку социальная природа человека делает общение людей условием труда, условием познания, условием выработки системы ценностей. В основе этой формы деятельности лежит общение между субъектами деятельности.
5) Художественная. Способом выражения данной формы деятельности является искусство как особый способ познания мира и особый способ освоения действительности, заключающийся в создании художественных образов. В искусстве важным становится не объективное знание о явлениях мира, а выражение субъективного отношения творца, а также потребителя творчества (читателя, слушателя, зрителя) к той или иной проблеме или событию.
Важно понять, что все формы деятельности существуют только во взаимодействии и не могут существовать в «чистом» виде. В каждом акте взаимодействия присутствуют все формы деятельности. Но нельзя исключать и того, что в разные моменты жизни отдельного человека, и на разных этапах развития общества могут доминировать разные формы деятельности (эпоха Возрождения – эпоха развития искусства, ХVII в. – век науки, ХХ в. – век активного изменения человеком окружающего мира, и т. д.).
Итак, общество – это система, возникающая на основе специфически человеческого взаимодействия, называемого деятельностью. Применение системного подхода к изучению общества должно начинаться с установления элементов общественной жизни. Деятельность, как мы уже сказали выше, это своеобразный «источник» социального в мире, но что же является элементом общества как системы? Исходя из деятельностной парадигмы, в качестве таковых признаются сферы общественной жизни, которые, взаимодействуя между собой, обеспечивают воспроизводство социальной целостности. Сами же сферы общественной жизни будут определяться основными типами деятельности, необходимыми для совместного существования людей. Поэтому следует, прежде всего, установить такие человеческие занятия, осуществление которых придает социальным группам самодостаточность, т. е. позволяет им автономно существовать и развиваться, создавать все необходимые условия для жизни своих членов – всех вместе и каждого в отдельности.
Как уже отмечалось выше, особая сложность в понимании общества как системы состоит в том, что достаточно трудно обнаружить элементы этой системы. Отдельных людей найти не трудно (только вот сумма людей, как мы уже говорили ранее, еще не есть общество), а вот как обнаружить связи и отношения, а также социальные институты? Конечно, мы определяем в качестве элемента общественной жизни деятельность, точнее сказать — определенные ее виды, позволяющие обществу самодостаточно существовать, но основа деятельности — отношения, т. е. такие устойчивые связи, благодаря которым и обеспечивается самодостаточность общества. Т. Парсонс, например, полагал, что «общество — это такой тип социальной системы среди любого универсума социальных систем, который достигает самого высокого уровня самодостаточности как система по отношению к своему окружению».
Давайте немного поразмыслим над этим определением. Из него следует, что социальных систем существует множество, но обществом мы называем только высший уровень организации социальной системы, когда она оказывается самодостаточной. Тогда любимые вопросы студентов получают свое логичное разрешение. Является ли студенческая группа обществом? А оркестр? А общество любителей собак? А волейбольная команда? Ведь перед нами во всех упомянутых случаях представлены люди, связанные совместной деятельностью, пусть и только каким-то одним отдельным, определенным ее видом. Ответ на все эти вопросы отрицательный, эти коллективы людей обществом в полном смысле этого слова не являются. Социальными системами — да, обществом – нет.
Ни общество любителей бега, ни хоккейная команда, ни музыкальный ансамбль им быть не могут, так как не обладают высшей степенью самодостаточности. Да, все участвующие в этих группах люди осуществляют совместную деятельность, но результатов этой деятельности недостаточно, чтобы обеспечить эти социальные системы всем необходимым. Но вот, если оркестр или футбольную команду вывести на необитаемый остров, то там они станут полноценным обществом, так как им придется начать осуществлять все виды деятельности, необходимые для выживания: кто-то примется строить жилье, кто-то добывать еду, кто-то будет осуществлять защиту остальных от различного рода опасностей, а кто-то руководить. Очевидно, что из всего многообразия видов человеческой деятельности, особняком стоят несколько ее типов, которые жизненно необходимы, или обеспечивают социальной группе ее самодостаточность.
Все возможные формы общественно необходимых занятий сводятся, в конечном счете, к четырем основным типам: материальному производству, духовной, организационной и социальной деятельности, которые в свою очередь образуют сферы общественной жизни. При этом оговоримся, что мы в своих дальнейших рассуждениях опираемся на классификацию К. Х. Момджяна, которую он дает в своей работе «Введение в социальную философию». Но в литературе вы также можете встретить и иную классификацию сфер общественной жизни, согласно которой в качестве таковых выступают экономическая сфера, политическая сфера, социальная и духовная. Такая классификация является наиболее распространенной и популярной, но на наш взгляд, содержит в себе неточности, и в некотором роде даже является ошибочной. Постараемся объяснить свою позицию далее, когда будем давать краткую характеристику каждому из типов деятельности.
Материальное производство. В первую очередь, материальное производство создает вещи, с помощью которых человек осуществляет активное приспособление к среде, или, другими словами, средства и орудия труда. Именно материальное производство создает практические средства деятельности, которые используются во всех ее видах, позволяя людям физически изменять природную и социальную реальность, «подстраивать» ее под свои нужды. И наконец, материальное производство создает необходимые практические средства жизнедеятельности людей в сфере быта – продукты питания, одежду, мебель и т. п. Основу материального производства составляет труд.
Организационная деятельность. Общественная жизнь предполагает сложнейшую систему социальных связей, соединяющих воедино людей, вещи и символические объекты. В некоторых случаях такие связи могут складываться стихийно, однако большей частью их нужно создавать в процессе целенаправленной специализированной деятельности – организационной.
Организационный тип деятельности может быть разделен на два подтипа. Одним из них является коммуникативная деятельность, задача которой сводится к установлению связей между различными элементами общества. Примером такой деятельности, устанавливающей связи между людьми и предметами, служат различные формы рыночного обмена, в результате которых, к примеру, производители картофеля получают доступ к необходимой им сельскохозяйственной технике и наоборот. Видом коммуникации является розничная торговля, благодаря которой произведенные продукты становятся объектом индивидуального потребления. Ошибочно относимые к материальному производству транспорт и связь тоже являются формами коммуникативной деятельности: доставляя грузы и сообщения в нужное время нужным людям, они создают необходимые связи между людьми и предметами.
Другим подтипом организационной деятельности является социальное управление, которое отличается по своим задачам от коммуникативной деятельности. Деятельность социального управления, необходимая для каждого общества, осуществляется на самых различных уровнях его организации. Основная функция социального управления – гармонизировать отношения группы с внешними факторами влияния, обеспечивать ее «выживание» и развитие в среде существования.
Высшей формой социального управления является политическая деятельность, которая отличается от административного управления, прежде всего, объектом приложения. Политик несет ответственность за успешное функционирование и развитие общества, взятого в целом, благосостояние и безопасность живущих в нем людей. Предметом его забот является стабильность общественной системы, соразмерность различных сфер ее организации, оптимальная динамика развития, благоприятность внешних воздействий и т. д.
Следующей сферой общественной жизни является духовная сфера. Мы прекрасно понимаем, что главным продуктом этой сферы жизни общества являются не предметы, в которых воплощена информация (рукописи, отснятая кинопленка и пр.), а сама информация, адресованная человеческому сознанию: идеи, образы, чувства. Но важно понимать, что без средств объективации эта информация негодна к употреблению. Поэтому классификация духовного производства связана не с набором его предметных средств, «перевозчиков смысла», а с формами общественного сознания, которые могут быть продуктом специализированной деятельности. Собственно «общественное», т. е. надындивидуальное, «интерсубъективное» сознание – это сознание, выходящее за рамки собственного духовного опыта своих носителей – индивидов: оно не может быть сведено к сумме сознаний отдельных людей, так как по сути своей оно также рождается из совместной деятельности людей и является своеобразным системным качеством человеческого общества. В своей сущности общественное сознание – это отражение социальной реальности.
Основой духовной деятельности людей является духовное производство. Чем же духовное производство отличается от материального производства? Существует ряд заблуждений на этот счет. Первое: материальное производство предполагает физический труд, духовное – умственный. Такое разделение некорректно, ибо любой вид деятельности – есть единство физического и умственного труда. Второе: материальное производство создает материальные продукты, а духовное – «идеальные» – смыслы, значения, ценности, идеи. Это справедливо лишь отчасти, поскольку всякое идеальное существует лишь на материальном «носителе»: книга, кинопленка, холст и т. д. Третье: материальное производство удовлетворяет материальные потребности человека, а духовное – духовные, т. е. «высшие» потребности. Это тоже не совсем верно: как в таком случае оценить деятельность человека, собирающего на заводе кинокамеру, ткущего холст, работающего в типографии? Как справедливо полагает М. Л. Ткачева, принципиально материальное и духовное производство отличаются в сфере потребления. Продукты материального производства при потреблении исчезают (еда, дороги, сырье и т. д.), а духовного — не исчезают, а умножаются, точнее сказать, при потреблении духовного продукта происходит умножение смыслов. Задачей материального производства является воспроизведение материальных условий существования общества, а духовного — воспроизводство социального опыта.
Духовное производство, как основа духовной деятельности людей, есть реальность общественной жизни, оказывающая огромное воздействие на историю, особенно в наши дни. Чтобы понять многообразие его форм, мы должны выделить те области сознания, которые нуждаются в специализированном воспроизводстве и допускают его. К таким формам общественного сознания относят: мораль, религию, науку, право, искусство.
Социальная деятельность. Сущность этой сферы человеческой деятельности можно выразить следующим определением: общество – это то, что делает человека человеком. Для того, чтобы раскрыть специфику социальной деятельности, необходимо определить и понять то, как осуществляется становление человека. Многомерность человеческого существования, наша способность одномоментно быть укорененными в двух мирах: биологическом и социальном, сочетать в себе свойства живого организма с множеством социальных ролей и функций, – все это определяет чрезвычайную сложность и многомерность данного типа деятельности, в котором, по мнению К. Х. Момджяна, можно выделить следующие взаимосвязанные формы: общественное производство человека и его индивидуальное самовоспроизводство в так называемой сфере быта.
Социальная деятельность включает в себя и деятельность профессионалов, способствующих становлению, формированию и сохранению индивида как биосоциального вида. Сюда можно отнести врачей, тренеров, поваров, воспитателей, педагогов всех уровней и даже священнослужителей или психотерапевтов, а также индивидуальную деятельность самих людей, преследующую те же самые цели.
Вместе с тем, было бы ошибкой считать, что специализированная деятельность по производству человеческой жизни может осуществляться лишь совместной деятельностью людей, что каждый человек является плодом общественных усилий. В сферу социальной жизни включаются в качестве составной части процессы самовоспроизводства индивидов – разнообразный мир человеческого быта, в котором люди сами учат, лечат, кормят и развлекают себя. Именно с этой сферой связано само таинство человеческого рождения, благодаря которому совместная жизнь людей продолжается во времени. Именно здесь происходит первичная социализация индивидов – воспитание детей в семье и средствами семьи, включая святую родительскую любовь, которую нельзя заменить никакой общественной заботой. Но рано или поздно общество приходит «на помощь» семье и берет на себя многие ее функции. Общество активно включается в процесс воспитания и обучения детей, – оно монополизирует процесс профессиональной подготовки. Общество берет на себя охрану человеческого здоровья, готовит специалистов, умеющих делать хирургические операции, бороться с пневмонией, скарлатиной и другими болезнями, недоступными самолечению.
Хотелось бы добавить, что каждый из четырех жизненно необходимых типов человеческих занятий, а также все остальные типы совместной деятельности людей невозможно представить без её пяти основополагающих видов, о которых говорил М. С. Каган. Ведь каждый из типов деятельности, о которых мы только что рассуждали, по своей сути представляет сложный сплав познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, художественной и практически-преобразовательной деятельности. Просто для каждого типа этот сплав имеет свои пропорции. Но в любом случае, ни один тип деятельности без данных видов невозможен, повторимся, все виды деятельности существуют только во взаимодействии и не могут существовать в «чистом» виде. Так, например, материальное производство, которое сущностно выражено практически-преобразовательным видом деятельности, невозможно представить без коммуникативной, познавательной и ценностно-ориентационной составляющих. В то время как для организационной деятельности ведущей будет коммуникативная составляющая и т. д. И это утверждение справедливо в отношении каждого из типов деятельности.
Таким образом, социально-философский взгляд на общество как на организационную форму деятельностного воспроизводства социального, позволяет нам выделить четыре типа совместной активности людей, необходимые для самодостаточного существования общественного коллектива. Именно эти типы, воспроизводимые в любом из известных истории обществ, определяют его подсистемы или сферы общественной жизни. Так, производство опредмеченной информации образует духовную сферу общества, создание и оптимизация общественных связей и отношений – его организационную сферу, производство и воспроизводство непосредственной человеческой жизни – социальную сферу, и наконец, совместное производство вещей образует его материально-производственную сферу.
В конечном итоге общество предстает не просто как некий «набор» или «сумма» людей. Общество ― это сумма социальных связей и система разнообразных социальных отношений, взаимно обусловливающих друг друга, возникающих в результате совместной деятельности людей. Системный подход к пониманию общества дает нам возможность увидеть его элементы, найти общественную субстанцию, обнаружить факторы, позволяющие обществу сохранять свою целостность и существовать во времени.
Литература
1. Афанасьев В. Г. Системность и общество. – М., 1980.
2. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. – М., 1973.
3. Вебер М. Основные социологические понятия. – М., 2014.
4. Кемеров В. Е. Общество, социальность, полисубъектность. – М., 2012.
5. Кузьмин В. П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. – М., 1986.
6. Момджян К. Х. Введение в социальную философию. – М., 1997.
7. Франк С. Л. Духовные основы общества. – М., 1992.