Опишите модель антропосоциогенеза по выбору: деятельностная, символическая, теистическая, космическая.
Антропосоциогенез - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи и его социальное становление. Можно выделить несколько концепций антропосоциогенеза: креационистская, трудовая, игровая, психосоматическая, семиотическая и др.
Сущность проблемы антропогенеза сводится к вопросу о том, каким образом биологический вид превращается в человека – существо социальное, инструмент самопознания природы.
В решении данной проблемы сложились следующие подходы:
· естественно-эволюционный подход раскрывает объективные закономерности становления человека в процессе природной и социальной эволюции;
· креационистский – предполагает акт творения человека богом и базируется на вере в сверхъестественное (то есть не включенное в закономерную природную связь событий) творение;
· уфологическая, или космическая, версия – концепция о внеземном происхождении человека, в соответствии с которой он появился на Земле вследствие вмешательства инопланетных существ;
· игровая модель (И. Хейзинга) – в качестве всеобщего принципа становления человечества и культуры выделяет игру;
· психоаналитический подход (З. Фрейд) – в качестве решающего фактора антропогенеза признает отказ человека от удовлетворения желаний бессознательного и культуротворчество за счет сублимации энергии либидо;
· символическая концепция А. Кассирера, опирается на способность человека к символической деятельности, за счет которой создается особая сфера формирования человека – знаково-символическая реальность.
Основными концепциями антропогенеза, как правило, называют религиозную (креационистскую), трудовую и игровую модели.
В креационистской концепции (общепринятой вплоть до XIX в.) человек рассматривается как созданный по образу и подобию Божьему обладатель бессмертной души и свободной воли. Передача образа Божьего символически описана как «вдыхание» Богом жизни в тело человека, которого он создал из «праха земного». Амбивалентная природа этого существа определяет характер и направленность его бытия и противоречивую динамику личностной (духовной) жизни. Можно сказать, что человек несет в себе крупицу божественного, которая дает о себе знать, когда мы движимы поисками истины и красоты, заботимся о справедливости, обнаруживаем способность любить и прощать. Данные характеристики как отражение образа Божьего в человеке составляют основу его достоинства, проявляющегося, в первую очередь, в способности утверждать свою волю, властвовать над тварным миром (миром природы), над другими созданиями и над самим собой.
В соответствии с трудовой концепцией антропогенеза, эволюция человека и формирование общества (социогенез) выступают как две составляющие единого по своей природе процесса – антропосоциогенеза, длившегося по разным подсчетам в течение 3–3,5 или 6 млн. лет.
Производство орудий труда и использование их как средств для производства материальных благ. Этот процесс имел, по меньшей мере, два значимых следствия: а) ослабление и разложение инстинктивной основы поведения, снижение непосредственной приспособленности к среде обитания у наших первопредков; б) переход от стратегии приспособления к природе к стратегии ее преобразования. В процессе труда человек познавал не только внешние связи, но и внутренние свойства вещей, их предназначение, развивал свои аналитико-синтетические способности. Результат труда по времени отдалялся от непосредственного трудового акта. Например, освоение участков земли для собирательства, земледелия и т. п. требовало перемещений в пространстве. В результате формировались опосредованные, причинно-следственные связи, воображение, развивалось мышление;
Игровая концепция происхождения человека в качестве основного антропогенетического фактора, источника и основы культуры рассматривает игру. Несмотря на то, что непосредственным образом игра не связана с необходимостью выживания, именно через игру и посредством игры осуществляется развитие человека. Появление специфически человеческой среды обитания не может являться результатом исключительно трудовой деятельности, поскольку в сущностных своих проявлениях культура, как и игра, предполагает свободу самовыражения, творческую импровизацию, избыточность по отношению к материальным интересам.
Теистическое мировоззрение не требует конкретного объяснения происхождения человека (в Священном Писании не даны ответы на вопросы «как» или «когда» это произошло). Творение представлено как сверхъестественное, мгновенное и глубоко символичное событие, определяющее сакральный смысл развертываемого бытия человека и истории общества, через которую реализуется Божественное Провидение.